Урок по теме Форма планеты Земля (4 класс)

Учитель: Саенок Марина Ивановна, 1 категория
Предмет: Познание мира
Класс: 4 класс
Тема урока: «Форма планеты Земля»

Цели:
— формировать целостное восприятие окружающего нас мира;
— сформировать понятие о форме планеты Земля;
— ознакомить с доказательствами о шарообразности Земли;
— ознакомить с названиями океанов и континентов на земном шаре;
— создать на уроке атмосферу сотворчества и взаимодействия;
— формировать эрудицию младших школьников, способствовать расширению их кругозора;
— прививать любовь к природе, бережное отношение к ресурсам планеты Земля;
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: смешанный
Оборудование и наглядный материал:
Мультимедийный комплекс, презентации к уроку, видео, 2 глобуса, ватманы, маркеры, фломастеры.

Ход урока

I. Организационный момент.
Психологический настрой.
Вот звонок нам дал сигнал –
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем!
Вам желаю не лениться,
А отлично потрудиться!

II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
«Звезды. Планеты. Галактики».
— Что такое звезда? Что такое Солнце?
— Из чего состоит Галактика? (из звёздных (солнечных) систем)
— Что такое Солнечная система? (в Солнечную систему входят: Солнце, 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, их спутники, малые планеты, кометы, метеорные и другие космические тела)
— Как исследуют космос в наше время?
— Когда была открыта дорога в космос? (4 октября 1957 года)
— Кто впервые облетел Землю на космическом корабле? (Ю. А. Гагарин)
— Назвать спутник Земли. (Луна)

III. Подготовка к сообщению темы, цели урока.
Беседа с учащимися.
— Как называется наша планета? ( Земля )
— Какая она по счёту в Солнечной системе? ( 3 )
— Прежде чем начать изучать новый материал, давайте вспомним изученное. Когда, по мнению учёных, в космическом пространстве появилась планета Земля? (около 5 миллиардов лет назад)
— Как формировалась поверхность Земли?
— Как представляли древние люди Землю?
— Скажите, почему древние люди думали, что Земля плоская, как диск?
— А какая форма нашей планеты?
— Сформулируйте тему и цель нашего урока.

IV. Сообщение темы, цели урока.
— Тема урока «Форма планеты Земля».
Цель урока: выявить форму планеты Земля, ознакомиться с доказательствами о шарообразности Земли.

V. Работа над материалом.
Взаимодействие учащихся и учителя.
— В древности люди считали, что Земля плоская, имеет форму диска. Древний человек не сомневался, что, пройдя в одном направлении определённое расстояние, можно достичь края Земли. Позже путешественники заметили, что, как бы далеко они не удалялись от начальной точки пути, края Земли найти не могли.
— Вы, ребята, живёте в современном мире. Смотрите телевидение, у многих из вас есть компьютеры, и вы пользуетесь услугами Интернета, читаете художественную и познавательную литературу. Я думаю, что из всех этих средств информации вы уже знаете какую форму имеет наша планета.
— Земля имеет форму .. (шара).
— Со временем учёные по различным признакам определили, что Земля имеет форму шара.

Творческая работа учащихся по группам.
— Какие признаки определения шарообразности Земли вы знаете? Приведите доказательства.
(Группы должны на постерах дать свои доказательства о шарообразной форме Земли. Например:
( Нельзя дойти до линии горизонта – она всё время удаляется;
( Выйти в поле, вытянуть вперёд руку и сделать воображаемый круг; и т. д.

Взаимодействие учащихся и учителя.
— Первыми к такому выводу пришли древнегреческие учёные. В качестве доказательства они привели такой довод: при затмении Луны тень Земли, заслоняющая её, видна в виде круга. Нетрудно заметить, что тень в виде круга падает только от шарообразного тела.
Просмотр видеоролика «Затмение Луны»

— В средние века после совершения кругосветных путешествий были получены конкретные доказательства шарообразности Земли. Было замечено, что корабль в море постепенно уходит за линию горизонта. И плывущие на запад, попадали домой с обратной стороны – с востока.
Просмотр анимации «Корабли на линии горизонта»

— А как современные учёные доказали шарообразность нашей планеты?
Просмотр презентации «Вид Земли из космоса»

— Почему поверхность Земли окрашена в разные цвета?
(Выслушиваются мнения учащихся)
Вывод: Тёмным цветом обозначена суша, синим – моря и океаны, светлым (белым) – облака.

Практическая работа учащихся по группам.
Работа № 1 – с глобусами.
— Уменьшенная модель Земли называется глобусом. Это слово в переводе с латинского языка означает «шар». Глобус отображает форму Земли и её поверхности. Естественно, размеры Земли на нём уменьшены во много-много раз. После кругосветных путешествий были уточнены формы и размеры частей света. Как и на карте, поверхность Земли на глобусе обозначена разным цветом.
— Что изображено на нём? (Океаны, моря, озёра, материки – континенты)
— Что обозначено синим цветом? (Водное пространство)
— Зелёным? (Равнины) Жёлтым или светло-коричневым? (Возвышенности) Коричневым? (Горы)
(Деление класса на 2 группы: на карточках записаны слова «материки» и «океаны»)

— Определить, сколько на нашей планете ..
( 1 группа: МАТЕРИКОВ
( 2 группа: ОКЕАНОВ
(Выступление членов групп).

— Записать названия океанов и материков.
(Материки (континенты): Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).

Работа № 2 – с интернетресурсами.
Каждая группа готовит краткий обзор о континентах, океанах, добывая материал из интернета на ноутбуках.

VI. Итог урока.
— Какую проблему мы рассматривали на уроке? (доказательства шарообразности Земли)
— Какой представляли люди Землю в древности? Почему?
— Какие существуют доказательства шарообразности Земли?
— Что такое глобус? Почему его называют моделью Земли?
— Сколько океанов на земном шаре? Назовите их.
— Сколько континентов? Назовите их.
— Уникальна ли наша планета? Чем?
(Есть жизнь, много растений и животных, богата полезными ископаемыми, водоёмами, много интересных и полезных дел, много не разгаданного и т. п.).
— Что вы можете сказать о сохранении всего этого на нашей планете?
(Разумное использование природных ресурсов, не загрязнять атмосферу планеты, беречь растительный и животный мир, приносить пользу своими знаниями, трудом).

— Я надеюсь, что вы вырастите заботливыми, бережливыми жителями нашей планеты – Земли, сделаете ее еще красивей, совершите много полезных открытий.

— Не забудьте оценить свою работу на уроке.
(Учащиеся заполняют оценочный лист)
Оценочный лист

1. Проверка домашнего задания.
1 – 3 балла

2. Беседа перед изучением темы.
1 – 3 балла

3. Творческая работа в группе.
3 – 5 баллов

4. Практическая работа в группе № 1.
3 – 5 баллов

5. Практическая работа в группе № 2.
3 – 5 баллов

Критерии:
«отлично» — 21 – 19 баллов
«хорошо» — 18 – 15 баллов
«удовлетворительно» — 14 – 11 баллов
«неудовлетворительно» — менее 11 баллов

VII. Рефлексия.
(На стикерах в виде планет, звёзд, комет и т. п. учащиеся пишут свои отзывы об уроке)

VIII. Домашнее задание:
Сделать сообщения на темы «Планета Земля», «Для чего человек исследует космос?».

13 PAGE * MERGEFORMAT 14415

15

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *