Урок литературного чтения 3 класс «Сказка – ложь, да в ней намек»

МБОУ Чымнайская средняя общеобразовательная школа имени Г.Д.Бястинова Республика Саха (Якутия)

Варламова Татьяна Спиридоновна- учитель начальных классов

Урок литературного чтения. 3 класс.

Тема: «Сказка – ложь, да в ней намек»

Цели урока:

  • Обобщить читательский опыт учащихся по разделу.

  • Дать возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

  • Развивать творческие способности учащихся, внимание, наблюдательность к слову.

  • Воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.

Оборудование:

  • Эмблемы для участников команд, карточки с названиями команд, жетоны с изображением животных.

  • Карточки с именами и фамилиями авторов стихотворений: Юнна Мориц, Лев Квитко, Генрих Сапгир.

  • Карточки с пословицами:

«НЕ РОЙ ЯМУ ДРУГОМУ, САМ В НЕЁ ПОПАДЁШЬ»,

«СМЕКАЛКА И УМ К ПОБЕДЕ ВЕДУТ»,

«ССОРА ДО ДОБРА НЕ ДОВОДИТ»,

«И МЫ СИЛЬНЫ, КОГДА ВМЕСТЕ»,

«В ДРУЖБЕ — СИЛА»,

«УМ СТОИТ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ СИЛЫ»,

«НЕ СИЛОЙ БОРЮТСЯ — УМЕНЬЕМ»,

«НЕ ВСЯК УМЁН, КТО С ГОЛОВОЮ»,

«У НЕГО В ГОЛОВЕ РЕДЕНЬКО ЗАСЕЯНО».

  • Карточки с авторами народного творчества: русская сказка, африканская сказка, эстонская сказка, латышская сказка, сказка афроамериканцев США.

  • Выставка работ учащихся с иллюстрациями к прочитанным произведениям по разделу.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звенит звонок всё громче, всё слышней,
И радостью душа переполняется,
Ты думаешь — распелся соловей?
А вот и нет — уроки начинаются!

Пожмите руку соседа и пожелайте удачи.

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем сказке — заходи.
Начинаем урок чтения.

II. Сообщение темы урока.

На телевидении есть такая передача — игра о животных «Эти забавные животные». Сегодня она у нас в гостях. ( Звучит музыкальная заставка к передаче).

— Кто догадался, почему я взяла тему «Животные»?

— Как называются сказки о животных? (Карточка — анималистические).

— Как называется раздел, где мы читали анималистические сказки, стихи и даже считалки о животных?

— Итак, мы проводим обобщающий урок по разделу «Сказка — ложь, да в ней намёк:»

В игре принимают участие 3 команды:

  • «Смелые воробьи»,

  • «Резиновый ёжик»,

  • «Весёлый жук».

Правила игры очень простые — за верный ответ команда получает жетон в виде фигурки животного. Чья команда наберёт больше таких жетонов, та и победит.

III. Первый тур — стихи о животных. Представление команд.

  • 1 команда — выразительное чтение стихотворения Л. Квитко «Смелые воробьи»

  • 2 команда — исполнение песни «Резиновый ёжик».

— Кто автор стихов песни?

  • 3 команда — наизусть стихотворение «Весёлый жук»

Итог тура: Что объединяет эти стихи?

Мы вспомнили полюбившиеся стихотворения Юнны Мориц и Льва Квитко. С творчеством этих авторов мы не прощаемся. В других разделах нашего учебника, в 3 и 4 классах мы столкнёмся с миром их поэзии.

В завершении тура мне бы хотелось вспомнить замечательного поэта Генриха Сапгира.

— С каким его стихотворением в этом разделе мы знакомились?

— Я прочитаю стихотворение, а вы будете исполнителями — животными (звукоподражание)

— Как бы эту песню пропели в лесу птицы? (слушаем пение птиц в записи)

IV. Второй тур — сказки о животных.

— Объявляется второй тур — анималистические сказки.

1 команда.

— Как поведёт себя рак, если задумает перегоняться с лисой?

а) он отстанет;

б) перегонит лису;

в) придумает что-нибудь ещё.

— О какой сказке идёт речь? Кто её автор? («Лиса и рак», русская народная сказка)

— Расскажите эту сказку наизусть.

— Сказка — ложь, да в ней намёк:», на что намекает эта маленькая, но мудрая сказка? ( Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.)

2 команда.

— Говорят, что жил на свете кривоглазый и кривобокий петух — задира. Он нашёл способ спастись от лисы, поссорив её с человеком.

— О какой сказке идёт речь? Кто её автор? (Как петух лису обманул», латышская сказка)

Идёт инсценировка отрывка сказки.

— Сказка — ложь, да в ней намёк:, на что намекает эта сказка?

(Смекалка и ум к победе ведут. Ссора до добра не доводит.)

3 команда

— Послушайте стихотворение. О ком идёт речь?

Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку,
И ужа и ежа,
И чижа и стрижа.
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке.

— В какой сказке есть ответ на очень интересный вопрос о зайцах?

(«Почему у зайца губа рассечена», эстонская сказка)

Выразительное чтение по ролям отрывка сказки.

— В чём мудрость сказки? (И мы сильны, когда вместе. В дружбе — сила.)

1 команда.

— Узнай сказку по плану.

1) Царь котов.

а) Глупые голуби.

б) Помощь совы.

2) Ум стоит гораздо больше силы.

а) Договор с гиппопотамом.

б) Договор со слоном.

в) Тайна открылась.

(«Похождение дикого кота Симбы», африканская сказка)

— Перескажите вторую часть сказки.

— Сказка — ложь, да в ней намёк:, на что намекает эта сказка?

(Ум стоит гораздо больше силы.)

2 команда

— Узнай сказку по ключевым словам: козёл да баран, семь серых волков, в бороде сила, поджав хвосты, двух волков съел, страх нашёл.

(«Напуганные медведь и волки», русская сказка)

— Прочитайте по ролям конец сказки.

— Чему учит, на что намекает сказка?

(Не силой борются, уменьем.)

3 команда

— По отрывку узнай сказку и назови автора. (Учитель читает слова кролика стр.75)

(«Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну», сказка афроамериканцев США)

— Среди данных иллюстраций найди те, которые соответствуют нашей сказке. (Учитель использует иллюстрации, нарисованные детьми к сказкам по данному разделу)

— Расскажи, какому эпизоду сказки соответствуют эти иллюстрации.

— На что намекает сказка, чему учит?

(Не всяк умён, кто с головою. У него в голове реденько засеяно.)

Итог тура:

— Почему же, читая сказки о животных, человек должен что-то наматывать себе на ус?

Читаем сказки о животных, а задумываемся о людях. Животные в сказках говорят и ведут себя, как люди. В поступках, в характере животных люди узнают сами себя. Каждая сказка о животных заставляет нас задуматься о том, как мы поступаем в жизни, как ведём себя в обществе.

— Почему авторы учебников предложили нам сказки разных народов?

— Среди русских, латышей, эстонцев, африканцев и т. д. есть глупые и умные, добрые и злые, ленивые и трудолюбивые люди. Главное в человеке не национальность, а главное в том какой он человек.

V. Третий тур — считалки о животных.

Командам предлагается тянуть жребий. Герои считалок изображены на рисунках. Ученики рассказывают считалки, с которыми познакомились в данном разделе.

— Объявляется аукцион считалок о животных. (Каждая считалка приносит дополнительный бал команде)

Итог тура:

— Зачем детям знать считалки?

VI. Подведение итогов игры.

Идет подсчёт жетонов. Выявляется победитель.

В течение всего времени, пока мы изучали раздел «Сказка — ложь, да в ней намёк:» вы дома рисовали иллюстрации к прочитанным произведениям. Все иллюстрации заняли достойное место на нашей выставке. Кто-то рисовал сам, кому-то помогали родители, старшие братья и сёстры. Многими иллюстрациями можно восхищаться. Я предлагаю, чтобы у каждого из вас осталась память о нашем уроке, память о прочитанном разделе, взять ту иллюстрацию, которая вам очень понравилась.

В конце урока учитель читает стихотворение:

Как хорошо читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать.
Совсем не знает скуки.

Урок окончен. Всем спасибо.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *