Урок для 5 класса по теме: «О//Ё после шипящих в суффиксе»

Разработка урока по новым стандартам (ФГОС)

Тема: О//Ё после шипящих в суффиксе

Методическая разработка урока русского языка (по УМК В.В. Бабайцевой «Русский язык» 5 класс)

Цели урока.

  1. Учебные:

а) повторить правописание о//ё после шипящих в корне;

б) углубить и расширить знания правописания о//ё после шипящих (не только в корне, но и в суффиксе);

в) формировать умение выбора, умение обосновывать выбор о//ё после шипящих в суффиксе и в корне слова;

г) классифицировать языковой материал, опираясь на правило.

2. Развивающие:

а) формировать коммуникативные УДД: умение формировать суждения в рамках учебного дискурса; строить учебную коммуникацию в парах, группах, в общении с классным коллективом;

б) формировать УДД познавательного характера: овладение приемами отбора и дифференциации языкового материала; извлечение информации из орфографических и толковых словарей русского языка;

в) формировать регулятивный УДД: умение ставить цель и дать ее словесную формулировку; умение оценить результат своей учебной деятельности; умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы урока.

3. Воспитательные:

Осознание грамотности, как показателя общей культуры человека;

Воспитание стремления к грамотной речи.

Оборудование:

Компьютер;

Проектор, экран;

Оценочный лист;

Карточки О, Ё

Весы, карточки «Участник», «Наблюдатель».

Виды деятельности обучающихся на уроке:

  1. Участие в целеполагании учебной деятельности.

  2. Формулирование и письменная фиксация цели урока

  3. Составление схемы по изучаемой орфограмме, заполнение таблицы по теме урока.

  4. Слушание, устная работа по карточкам.

  5. Устное скандирование речовки по словам исключениям (о//ё после шипящих в корне слова).

  6. Рефлексия обучающихся по итогам урока, оценивание результатов своей деятельности на уроке

  7. Оценивание учителем результатов, достигнутых учениками

Перед уроком (на перемене) каждому раздается «Оценочный лист» (10см х 10см)

Оценочный лист

Фамилия, имя уч-ся,класс.

Задание

Самооценка

1.

Точечный диктант

4

2.

Скандирование слов — исключений

5

3.

Толковый словарь

5

4.

Слуховой диктант

4

5.

Самостоятельная работа с учебником

4

6.

Сообщение о суффиксе

-о-, -ёр-

5

7.

8.

9.

10.

Ход урока.

  1. Включение обучающихся в учебную деятельность

— Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

2. Повторение предыдущего урока.

Учитель: Назовите тему прошлого урока

Учащиеся: о//ё после шипящих в корне слова

Учитель: проверим, как вы усвоили эту орфограмму.

Точечный диктант:

Учитель называет слова, а учащиеся должны распределить их в две колонки (поставить точку слева или справа)

Ё

О

1.

1.Шоколад

2.Жёсткий

2.

3.Шёпот

3.

4.

4.Шоссе

5.Жёлудь

5.

6.Жёлтый

6.

7.

7.Жонглёр

Учитель. Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность схема (образец на экране). Поставьте оценку в «Оценочный лист».

Ребята! А 27 слов-исключений (о//ё после шипящих в корне) выучили?

Речевку со словами-исключениями проверяем по рядам (учитель указывает на каждый ряд по очереди):

Ряд 2 скандирует: Шорох,шорты и крюшон,

Шорник,шомпол,капюшон,

Жор,прожорливый,боржом.

Ряд 1 скандирует: Шов и шоу, шоры, жом,

Шок, крыжовник и мажор,

Шоркать, джонка и вечор.

Ряд 3 скандирует: Трущоба, чопорный, обжора,

Жостово, ужо, Печора-

И чокнуться, с судьбой не споря,

В северной реке Ижоре.

Учитель: Молодцы! Лучшим был 2-й ряд, все сидящие во втором ряду ставят «5». Неплохо скандировал 3-й ряд- оценка «4», а 1-й ряд сегодня был не на высоте- оценка «3».

Некоторые слова-исключения вы услышали впервые, поэтому группа ребят поработали с толковым словарём.

Выходят 4 человека:

Крюшон – прохладительный фруктовый напиток

Шоры – упряжь для лошадей

Шорник – специалист по шорным изделиям

Шопмол – стержень для чистки и смазки ручного стрелкового оружия

Боржом – минеральная лечебная вода

Шоу – представление, зрелище

Жом – пресс для выжимания, отжимания; выжимка

Шок – тяжёлое расстройство организма из-за физического или психологического потрясения

Джонка – в Китае грузовое судно с четырёхугольным парусом

Чопорный – чрезмерно строгий в поведение, в соблюдении приличий

Вечор – устаревшее слово(«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась» А.С.Пушкин)

Просторечные слова: Ужо (уже)

Шоркать

Чокнуться (помешаться, свихнуться)

Всем четырём учащимся за работу с толковым словарём – «5» («Оценочный лист»)

3. Изучение нового материала

а) Создание проблем ситуации.

Учитель: Как вы думаете, могут ли буквы О//Ё после шипящих встречаться в других морфемах ( кроме корня)?

Смотрим на экран.

Тушенка, речонка, девчонка, старичок, мальчонка, ночёвка, крючок, сгущёнка.

Учащиеся: Да, встречаются О\Ё после шипящих и в суффиксах.

б) Определение темы обучающимися.

Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? Какова тема нашего урока?

Учащиеся: О//Ё после шипящих в суффиксе.

в) Определение целей урока обучающимися.

— Определим тему урока, а теперь выделим цели, которые мы с вами должны поставить и достичь:

— Знать условие написания О//Ё после шипящих в суффиксе.

— Грамотно писать слова с О//Ё после шипящих в суффиксе, запомнить слова-исключения ( по суффиксам).

На экране

г) Учитель: Разделите все слова по алгоритму:

Слова называют действия и его результат

Нет действия и нет результата действий

На экране:

Помните: Значение «результат действия» слово имеет тогда, когда названный им предмет или признак возникает как результат одноимённого действия ( процесса)

Да

тушёнка( мясо тушили в результате – тушёнка

сгущёнка ( молоко сгущали в результате – сгущёнка)

ночёвка ( ночевали)

Нет

речонка

девчонка

старичок

мальчонка

крючок

Учитель: Сделаем вывод.

Учащиеся: Если слово называет действие и его результат, то в суффиксе после шипящей пишем Е, а если слово не называет действие и его результат, то пишем О.

Учитель: Существует два слова-исключения на это правило.

На экране

Толчок, молчок

4. Первичное закрепление новой темы. Работы с учебником, заполнение таблицы совместно с учителем.

5. Слуховой диктант. У детей на столах две карточки Ё, О. Учитель называет слова: окруженным, шапчонка, галчонок, тушенная, парчовая, зайчонок, лишенный, половичок, распашонка, собачонка.

-Знать условие написания о\ё после шипящих в суффиксе.

-Грамотно писать слова с о\ё после шипящих в суффиксе, запомнить слова-исключения (по суффиксам).

Ребята поднимают необходимую карточку; ученик, допустивший ошибку, комментирует свой выбор. (Оценочный лист)

6. Самостоятельная работа.

Выполняется упражнение в тетради: вставить пропущенные буквы о\ё после шипящих в суффиксе.

Взаимопроверка по экрану. Оценочный лист.

7. Ребята, выполняя упражнение, какой суффикс вы встретили впервые? (-ёр)

Небольшое сообшение о суффиксе –ёр подготовила Таня Хвоина. Послушаем.

— В 90-ые годы 20-го столетия одним из наиболее активных и социально значимых языковых процессов оказался процесс заимствования иноязычных слов.

Активные политические и общественные связи с Франции в 18-19 веках содействуют проникновению в русский язык большого количества заимствований из французского языка.

Среди огромного количества заимствованных слов из французского языка встречается не мало слов с суффиксом –ёр, который указывает на профессию, специальность, род занятий человека.

На экране: ретушёр, дирижёр, стажёр, коммивояжёр (значение слов на экране).

  1. Подведение итогов урока.

Рефлексия

  1. Оцените, пожалуйста, ваши знания и умения на сегодняшнем уроке. Возможные варианты ответов учеников на тему « Мои достижения на уроке»:

— Теперь я знаю, что о\ё после шипящих пишется не только в корне, но и в суффиксе;

— Знаю,что –ёр – заимствованная морфема из французского языка;

— Знаю слова- исключения;

— Умею по алгоритму рассуждать и объяснять правильность написания о\ё после шипящих в суффиксе.

  1. Ребята, перед вами лежат две маленькие карточки :

участник

наблюдатель

Решите для себя честно: кем вы сегодня были на уроке: участником (неравнодушным) или наблюдателем ( равнодушным). Перед вами весы (из кабинета химии) положите слева на весы карточку «участник», справа-«наблюдатель».

Посмотрите! Левая сторона перевесила-молодцы!

— Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.

11. Инструктаж домашнего задания. (упражнение на о\ё после шипящих в суффиксе + найти в орфографическом словаре слова с суффиксом –ёр)

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *