ГБОУ СОШ с.Новотулка м.р. Хворостянский Самарской области
Урок математики
Класс:2.
Учитель: Муртазина Наиля Имрановна
Дата проведения: 22 октября 2013г.
УМК: «Школа России»
Тема урока: «Периметр многоугольника»
— познакомить учащихся с понятием «периметр», учить находить периметр многоугольника;
— совершенствовать умения решать задачи в одно и два действия;
— повторить понятия «длина», «ломаная» и «многоугольники», совершенствовать умения ориентироваться в геометрическом материале.
Задачи урока на формирование у учащихся УУД:
Личностные УУД
-
развитие познавательных интересов, учебных мотивов, первичное понимание значения математических знаний в жизни человека, формирование и развитие познавательных интересов, развитие математической речи;
Метапредметные УУД
-
регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять контроль и самоконтроль выполненного задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками
-
познавательные: формулировать проблемы, выдвигать гипотезы; осуществлять поиск нужной информации в материале учебника, в рабочей тетради, сравнивать, анализировать, классифицировать геометрические фигуры, формировать умение находить периметр многоугольника.
-
коммуникативные: развивать умения обосновывать и отстаивать высказанное суждение и умение принимать суждения других, строить речевое высказывание в устной форме, уметь работать в парах, контролировать действия партнёра, уметь вести диалог с учителем и товарищами
Предметные УУД
-
уметь пользоваться изученной математической терминологией;
-
знать понятие «периметр»»;
-
уметь находить периметр многоугольника.
Тип урока: урок «открытия» нового знания (в системе деятельностного подхода).
Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, репродуктивный, элементы метода исследовательского обучения.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Технологии: здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ.
Продолжительность учебного занятия: 40 мин
Оборудование:
для учителя:
компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, наглядный материал, презентация.
Для учащихся:
-
«Математика» (учебник). М.И. Моро, М.А. Бантова и др. 2 класс, часть 1,
-
сигнальные карточки, геометрические фигуры, линейки, циркули, листы клетчатой бумаги
Источник информации:
1. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. – М.: Просвещение, 2002.
2. Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей. – М., 1997.
3. Дмитриева О.И., Мокрушникова О.А. Поурочные разработки по математике: 2 класс. – М.: ВАКО, 2009.
Использованы Интернет ресурсы:
Изображение египетской пирамиды
-Запишите сегодняшнее число.
22.10.2013г. Классная работа. Сегодня с нами будет учиться и Незнайка.
Приветствуют гостей кивком головы, улыбаются друг другу. Хлопают в ладоши. настраиваются на работу.
Фронтальная работа
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2). Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
1.Устный счет. (индивидуально Линаре Л.)
Графический арифметический диктант
— Зашифруйте ответы к диктанту в «волшебную строчку». Если вы согласны с высказыванием — отвечаете «да» (отрезок 2 клетки).
— Не согласны — отвечаете «нет» (дуга в 2 клетки).
— График не должен прерываться, начало следующего ответа — конец предыдущего. Если вы не знаете, что ответить, то пропускаете 2 клетки и работаете дальше.
-
Разность чисел 11 и 9 равна 2.
-
Сумма чисел 9 и 8 равна 17.
-
Если 10 увеличить на 7, получим 17.
-
Если 16 уменьшить на 6, получим 9.
-
8 меньше 13 на 6.
-
15 больше 6 на 9.
-
В 1 метре 100 см.
-
В 1 метре 100 дм.
-
1 см больше 1 мм на 9 мм.
-
В 1 часе 50 минут.
2.Геометрическое задание.
Рассмотрите данные на слайде фигуры (у учащихся такие же раздаточные карточки на партах). (Слайд 10)
— Что объединяет эти фигуры? (Это многоугольники.)
— Как они называются? (Четырехугольники.)
Как называется граница многоугольника? (ломаная линия)
— Можете ли вы найти длину этой ломаной линии? (да)
— Как это можно сделать?
Какие способы измерения длины ломаной вы знаете?
-
(Измерить длины всех звеньев с помощью линейки, а потом их сложить,
-
измерить с помощью циркуля
-
с помощью нити.)
Решают примеры, оценивают свою работу
Линара Л. Получает карточку со всеми заданиями, т. к . она плохо работает на слух.
Рассматривают геометрические фигуры. Отвечают на вопросы
Фронтальный опрос.
Индивидуальная работа с последующей самопроверкой
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические — анализ объектов с целью выделения признаков
3. Постановка учебной задачи – 4-5 минут
Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)
Прочитайте предложение, которое написано на доске:
Найдите периметр четырёхугольника №4.
— Какая проблема у вас возникла?
(Что такое периметр?)
Из каких источников
можем узнать, что такое периметр? (От учителя, из словаря, из учебника математики)
(Сообщение подготовленного ученика)
Это интересно! (Слайд 14)
В Древнем Египте границы земельных участков измерялись ходьбой, т.е. египтяне шли по границе своего участка и измеряли его. Здесь и появилось слово «периметр» (слайд со словами «пире» и «метрос»).
«Пире» – означает «ходить».
«Метрос» – измерять, т.е. измерять ходьбой.
Что означает слово «периметр» в математике прочитайте в учебнике на стр 42.
Что означает слово периметр?
Слушают сообщение о понятии
«периметр»
Индивидуальная работа.
Фронтальная работа
Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение — формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут
Цель: обдумывание в коммуникативной форме проект будущих учебных действий .
Почему мы не могли ответить на вопрос, написанный на доске?
-
Найдите периметр четырёхугольника №4.
(Не знали, что такое периметр)
(самостоятельная работа в группах)
-Тему урока и цель урока сформулируете сами, после выполнения заданий;
При выполнении заданий рассуждайте по плану (на доске план рассуждения).
Карточка самоуправления
-
1. Внимательно рассмотрите фигуры.
-
2. Выполните измерения.
-
3. Поразмышляйте. Не бойтесь выполнять разные арифметические действия с числами.
-
4. Проверьте с друзьями правильность ваших рассуждений.
-
5. Сделайте вывод.
Найдите периметр треугольника №4. (1 группа)
Найдите периметр четырёхугольника №3 –(2 группа)
Найдите периметр пятиугольника №3 – (3группа)
Как нашли периметр треугольника? (четырехугольника. пятиугольника?)
Подведение итогов работы в группах (поощрения от учителя, ):
-
кто сможет сформулировать тему урока? (высказывания детей).
Тема: « Периметр многоугольника»
Цель: научиться находить периметр многоугольника.
Музыкальная физминутка (выполняют движения под музыку песни «Незнайки и его друзей) гимнастика для тела, упражнения для глаз.
Отвечают на вопросы
Высказывают свое мнение
Выполняют физминутку по слайду
Групповая работа.
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические — решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные — инициативное сотрудничество в поиске и выборе информаци
5. Первичное закрепление – 4-5 минут
Цель: проговаривание нового знания,
(запись в виде опорного сигнала)
-Как можно проверить наши выводы? (высказывания детей: посмотреть в справочнике, в учебнике);
-Откройте стр. 42 в учебнике; прочитайте тему урока, правило
-Сравните свои выводы с выводами учебника . На доске появляются записи.
Р — сумма длин 3-х сторон
Р- сумма длин 4-х сторон
Р- сумма длин 5-ти сторон
Высказывают свое мнение
Делают вывод.
фронтальная работа, работа в парах
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут. Цель: интерпритация нового способа действия и исполнитель-
ская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.
1.Задание (дифференциация по объему )
— Продолжаем работу. На стр.42 выполняем задание № 1.
— Задание выполняем по вариантам :
а) первая группа вычисляет, чему равен периметр синего многоугольника:
4+1+4+3=12 (см) — Р
б) вторая — вычисляет, чему равен периметр розового треугольника:получают карточку подсказку( + + =-Р)
4+3+3=10 (см) — Р
После решения, проверяют по эталону на слайде.
Групповая работа
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение — 7-8 минут.
Цель:
повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания
1.Игра «Будь внимателен!» (дифференциация по уровню творчества). (Слайд
Я предлагаю вам упорядочить треугольники с помощью чисел, являющихся числовыми значениями их периметров и заполнить таблицу.
— Какое слово получили?
У учеников на столах карточки: 6, 8, 9 ,12, 13 ,15, 18, 12.(Получают слово «периметр»)
— Так, что такое периметр многоугольника?
2.Самостоятельная работа (дифференциация по сложности)
Задание:
— Представьте, что вокруг огорода на дачном участке необходимо возвести забор. Какова будет длина забора? Вычислите его. Запишите решение 1 вариант( Ученики со средним уровнем усвоения знаний, умений): .
Огород имеет прямоугольную форму. Его длина 10 метров, а ширина 5 метров. Какова будет длина забора?
2 вариант( Ученики с высоким) уровнем усвоения знаний, умений:.
Огород имеет прямоугольную форму. Его длина 10 метров, а ширина на 4 метра меньше. Какова будет длина забора?
(Учитель раздает задания.)
Дети работают по карточкам
Запись в тетради
После выполнения представители от каждой группы объясняют решение
Работа в парах
Самостоятельная
работа по уровням
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.
Домашнее задание.
Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
1.Рефлексия.
— Какие цели мы поставили в начале урока? Вспомните их и озвучьте.
— Считаете ли вы, что мы достигли их?
— Назовите умения, которые помогли нам совершить сегодняшнее открытие?
— Как вы оцениваете свою работу?
-
“!” — мне всё понятно, всё выполнил верно.
-
“+” — ещё сомневаюсь, допускаю ошибки.
-
“-” — я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь.
(Выставление оценок за работу на уроке.)
Посылаем гром аплодисментов.
Поаплодируем друг другу!
2.Домашнее задание(дифференциация по сложности) :
стр .45 №5, №8 (по желанию)
Спасибо всем за урок.
Анализируют свою деятельность на уроке.
Дети показывают карточки, высказывают свое мнение
Фронтальная работа
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование