Тематический классный час «Важность регулярного питания. Правила поведения в столовой».
Цель:
-
1.Познакомить ребят с важностью и необходимостью регулярного питания для растущего организма ребёнка.
-
2.Определить алгоритм действий перед приемом пищи, во время еды и после неё, который бы помог сохранить и улучшить здоровье человека.
-
3. Формировать нормы поведения в местах общественного питания.
Оборудование:
-
1.Карточки с пословицами о еде, пище.
-
2.Таблица «Важные витамины».
-
3.карточки с вопросами
Что делать перед едой? Как себя вести при приеме пищи? Что делать после еды?
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.
1.Вступительная беседа.
Уважаемые ребята! Начался новый учебный год, вас ждут новые открытия в мире науки и познания. Но немало важным условием для достижения хорошего результата в учёбе является правильное и регулярное питание. И сегодня к нам в гости пришла Нагорная Надежда Дмитриевна, помощник эпидемиолога, которая расскажет вам, почему же правильное и регулярное питание так важны для детского организма.
2.Выступление
Организм ребёнка растёт и поэтому требует больших энергетических затрат. Для сравнения можно сказать, что взрослый организм требует на 1 кг своего веса — 45ккалорий, а организм ребёнка 6-11 лет 65-80 ккалорий.
А откуда же наш организм берёт эту энергию? Ответ очень прост — своеобразной батарейкой для нашего организма является пища. Вместе с ней к нам поступают необходимые организму вода, белки, жиры, углеводы, минералы и витамины.
Вы проводите в школе 4-6 часов, а некоторые ребята до 9 часов. Длительный перерыв в приёме пищи плохо сказывается на работе и усвоении школьного материала, вашем самочувствии, настроении, на состоянии пищеварительной системы. Поэтому очень важно получать горячий завтрак и обед, полдник в ГПД.
Каждый продукт питания — это своего рода кладовая здоровья.
Таблицу витаминов можно вывесить в классном уголке для самостоятельного знакомства учащихся или провести игру: «Это я не ем…», с целью объяснения детям, что каждый продукт питания выполняет очень важную роль для организма, данные можно брать из таблицы витаминов.
Название витамина |
Зачем он нам? |
Где его найти? |
|
1. |
Витамин А (бета-каротин) |
Отвечает за развитие органов зрения, формирование костей, здоровое состояние зубов, волос, кожи. |
Овощи и плоды оранжевого и жёлтого цвета, печень, рыбий жир, яйцо, масло, сыр. |
2. |
Витамин Е |
Защищает и предупреждает сердце и сосуды о возможных болезнях |
Растительное масло, печень, зелёные овощи, крупы, семена подсолнечника. |
3. |
Витамин Д |
Содержит фосфор и кальций для зубов и костей |
Морская рыба, молоко, яйцо, сыр, шампиньоны. |
4. |
Витамин С (аскорбиновая кислота) |
Сохраняет здоровыми дёсны, зубы, сосуды, кости. Противодействует усталости и образованию вредных веществ в желудке. |
Цитрусовые, клубника, сладкий перец, смородина, шиповник, капуста, картофель, киви, кислые яблоки. |
5. |
Витамин В1 |
Укрепляет нервную систему, повышает аппетит. |
Свинина, печень, хлеб грубого помола, рис, чечевица, горох, овсянка, лесной орех. |
6. |
Витамин В2 |
Превращает вещества в энергию. Отвечает за рост и защиту кожи. |
Молочные продукты, кукуруза, куры, мясо, рыба, зелёные овощи. |
7. |
Витамин В3 |
Даёт стимул для правильной работы нервной сердечно-сосудистой систем, помогает дышать каждой клеточке, нормализует водно-солевой обмен. |
Печень, арахис, сардины, скумбрия, говядина, шампиньоны, абрикос, банан, персик. |
8. |
Витамин В6 |
Участвует более чем в 60 процессах нашего организма, в том числе кроветворения, пищеварения, обмена жиров. |
Зародыши пшеницы, лосось, сардины, соя, цыплята, почки, печень, яйцо, арахис, грецкие орехи, коричневый рис. |
9. |
Витамин В9 |
Участвует в обмене жиров, белков. Влияет на процесс роста, состояние клеток крови, необходимых для образования гемоглобина. |
Соя, кукуруза, печень, яичные желтки, дрожжи, крупы, морковь, шпинат, арахис. |
10. |
Витамин В 12 |
Чем больше вы едите белковой пищи, тем больше требуется витамина В12. |
Мясо, яйцо, сыр, почки, печень, молоко, творог, сельдь, форель, крольчатина. |
11. |
Витамин К |
Участвует в процессе свёртывания крови. |
Зелёные овощи, яйца, мясо, крупы, капуста, шпинат, творог. |
12. |
Фолиевая кислота |
Необходима детям в период быстрого роста, основной участник образования гемоглобина и правильного развития будущего ребёнка (зародыша) |
Листовые овощи, дрожжи, печень, арахис, чечевица, апельсины, почки, фасоль, бананы, брюссельская капуста, брокколи. |
Как мы видим, очень важно, чтобы организм получал всё необходимое в достаточном количестве. Но много в отношении к еде — тоже не хорошо. Избыток витаминов и минералов, как и их недостаток, могут привести к болезням, к плохому настроению, постоянной усталости.
3.Правила поведения в столовой.
У меня на доске три обязательных периода при приёме пищи, но мне хочется услышать от вас, как правильно вести себя при этом и что делать?
Дети разделены на три группы. Для каждой группы даётся 1 карточка и 3 минуты, что бы ответить на вопрос: Что делать перед едой? Как себя вести при приеме пищи? Что делать после еды?
Предполагаемые ответы:
-
Что делать перед едой?
-
«Обязательно помыть руки перед едой
-
Как себя вести при приёме пищи?
-
«Не торопись во время еды, тщательно пережёвывай пищу
-
«Не разговаривай за столом, если надо что-то сказать, то сначала прожуй, а потом скажи.
-
«Если не можешь что-то достать , то вежливо попроси рядом сидящего.
-
«Не шуми.
-
Что делать после еды?
-
«Унеси за собой посуду, помой её.
-
«Помой руки, прополощи рот или съешь «Орбит».
-
А когда необходимо соблюдать эти правила?
Молодцы ребята, вы сами определил , какие правила должны соблюдаться в школьной столовой и я надеюсь, что теперь все ребята понимают важность питания и правил поведе-ния при этом.
4. Страничка «Народная мудрость»
Но, как известно, процесс приёма пищи должен быть не только полезным, но и красивым и приятным. Поэтому нельзя забывать о ноже и вилке, салфетке. А я предлагаю сейчас каждой группе выбрать 2-3 пословицы о еде, которыми бы вы хотели украсить нашу столовую и попробовать объяснить почему?
Народная мудрость
-
1.Хлеб да каша — еда наша.
-
2.Хлеба к обеду в меру бери — хлеб драгоценность, им не сори.
-
3.Когда я ем, я глух и нем.
-
4.Хлеб да вода — чем не еда?
-
5.Хлеб да вода — наша еда.
-
6.Худ обед, коли хлеба нет.
-
7.Кашу маслом не испортишь.
-
8.Мельница живёт водою, а человек едою.
-
9.Из костлявой рыбы уха вкусна.
-
10.Корова на дворе — завтрак на столе.
-
11.Сыпь в суп всех круп, что-нибудь да получится.
-
12.Много есть — не велика честь.
-
13.Червячка заморить.
-
14.На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
-
15.Голодный как волк.
-
16.Крошки во рту не было.
-
17.Голодного словами не накормишь.
-
18.Съешь и это за милу душу.
-
19.Куском хлеба не попрекают.
-
20.Голодное око не заснёт глубоко.
-
21.Всякому нужен обед и ужин.
Какие из строк народной мудрости вы уже слышали и что они обозначают?
«Когда я ем, я глух и нем — т.е. не слушаю и не говорю.
«Червячка заморить — т.е. съесть что-нибудь очень мало.
«Голодный как волк.
«Крошки во рту не было — т.е. давно не ел.
5. Итог.
С чем вы сегодня познакомились на классном часе, что вспомнили, что узнали нового?
Чтобы быть здоровым нужно регулярно питаться, помнить о правилах поведения и дей-ствиях перед едой, во время неё и после. Во время еды можно слушать музыку, только спокойную, чтобы пища легче усваивалась.