Тема урока: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» 2 класс

Гончарова Ирина Геннадьевна

учитель начальных классов МБОУ – СОШ №7 г. Гая

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема урока: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Урок с использованием технологии критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

Задачи урока:

  • формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;

  • развивать мышление, воображение, память, связную речь;

  • воспитывать чувство взаимопомощи при работе в группе;

  • реализовывать творческие способности школьников.

Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:

  • овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;

  • формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • развитие навыков сотрудничества;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Оборудование: выставка книг В.Ю. Драгунского, учебник (Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 [ Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – стр.161 — 167 или текст рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным», толковый словарь, карточки с заданиями, декорации к инсценировке ( стол, тарелка, ложка, шляпа).

Основная работа на уроке сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ходу все задания выполняют в группах. У каждой группы своё задание. Все группы должны учесть главное правило: им необходимо выполнить работу таким образом, чтобы материал, который они представят классу, был хорошо понятен человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.

Учащиеся создают общий продукт – коллективную презентацию, с которой должны выступить все участники группы.

Групповые задания выполняются 15 минут, после чего каждая группа демонстрирует «презентацию» у доски. В конце урока сравниваются и сопоставляются полученные результаты, отмечаются наиболее удачные варианты.

Ход урока.

  1. Вызов.

— У В.Ю. Драгунского много произведений о детях и для детей. Обратите внимание на выставку книг. Познакомиться с рассказами Драгунского можно, взяв книги в библиотеке.

— Сегодня мы с вами изучим рассказ В.Ю. Драгунского, который называется «Тайное становится явным».

— Как вы думаете, а что такое тайна, тайное?

Ответы детей.

— Правильно, обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.

Тайна 1. Нечто неразгаданное, ещё не познанное. 2.Неч.то скрываемое от других, известное не всем, секрет. 3. Скрытая причина чего-нибудь.

Тайный – составляющий тайну для других, не известный другим, не явный, не открытый.

— О чём пойдёт речь в рассказе?

Предположения детей.

Физкультурная разминка.

  1. Осмысление содержания:

1.Первичное восприятие текста – прослушивание рассказа «Затейники»: читает учитель или дети прослушивают аудиозапись.

2. Работа с текстом.

Деление детей на 4 группы. При делении детей на группы учитель учитывает индивидуальные возможности каждого ребёнка. Группы выполняют разные по сложности задания. Дополнительно можно распределить в группе части задания, используя дифференцированный подход.

Работа в группах.

Каждая группа повторно читает рассказ В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» и выполняет своё задание:

Первая группа – составляет (последовательно выстраивает) план (карточки даны вразброс)

— Ребята, на карточках записаны пункты плана к рассказу В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». На отдельной карточке – один пункт плана. Но, будьте внимательны! Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.

План: КАРТОЧКИ

  • Денис задумался над словами «Тайное становится явным».

  • Завтрак.

  • Предложение мамы.

  • Мучения с кашей и избавление от неё.

  • Возмущённый милиционер.

  • Пострадавший дяденька.

Рассерженная мама.

  • Урок на всю жизнь.

Вторая группа — выбирает из предложенных на карточках слов – опорные. На отдельной карточке – одно слово или словосочетание.

Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту.

Опорные слова и словосочетания: КАРТОЧКИ

Тайна

Плохой поступок

Наказание

Нечестно

Каша

Кощей

Кремль

Царь-пушка

Баночка с хреном

Сахар соль

Кипяток

Окно улица

Обидно

Стыдно

Мусоропровод

Гадость

Пострадавший

Шляпа

Каша на шляпе

Рассердилась

Почистить

Правильно

Запомним

Вторая группа — придумывает вопросы к рассказу.

— Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.

Предположительно возможные вопросы:

— Что однажды услышал Денис от мамы?

— Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?

— Почему Дениска не хотел есть кашу?

— Как мама уговорила сына?

— Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?

— Что Денис делал, чтобы каша стала вкуснее?

— Что сказала мама, когда увидела пустую тарелку?

— Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?

— Как выглядел пострадавший дяденька?

— Рассердилась мама на Дениса?

— Какой урок получил Денис?

Четвёртая группа — представляет театрализацию рассказа.

— Дети, а вы бывали в театре? Конечно, все мы любим смотреть театральные постановки! И вот на этом уроке ваша группа готовит инсценировку рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» . Роли вы распределяете самостоятельно. Кто-то из вас будет режиссёром, актёром, а кто-то будет готовить декорации, программу спектакля.

Режиссер.

Действующие лица:

Денис

Мама

Милиционер

Пострадавший

Ответственные за декорации.

— Итак, все получили задания. Работайте в группах. Через 15 минут каждая группа представит результаты своей творческой деятельности. Помните, что все, о чём вы будете говорить у доски, должно быть хорошо понятно человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.

3. Защита группами своих позиций, презентация своей работы.

— Ребята, сейчас каждая группа представит свой общий учебный продукт. Распределите между собой, кто, о чём будет говорить.

У доски каждая команда отчитывается по выполненному заданию:

  • первая команда выстраивает план (карточки), остальные учащиеся проверяют соответствие плана содержанию текста, определяют границы каждой части;

  • вторая параллельно — выставляет опорные слова на карточках в соответствии с пунктами плана, остальные учащиеся проверяют соответствие опорных слов содержанию каждой части;

  • третья команда задаёт вопросы по тексту (можно дополнительно обратиться к учебнику. Отвечают на вопросы другие команды.

  • четвёртая команда демонстрирует, как бы всё это выглядело в театре (инсценировка рассказа). В качестве зрителей — первая, вторая и третья команды.

Физкультурная разминка.

  1. Рефлексия:

Анализ полученной информации.

— Сегодня я узнал (а)…

— Было интересно…

— Было трудно….

— Теперь я могу…

Самооценка работы в группе:

Вся работа полностью выполнена мною

Я ничего не сделал (не сделала)

Отмечаются лучшие варианты интерпретации текста. Анализ работы групп.

— Можно ли сказать, что «Тайное становится явным» — поучительный рассказ? Почему?

Домашнее задание:

Пересказ текста от имени главного героя – Дениски.

5

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *