Технологическая карта урока по теме
«Длина окружности».
Раздел курса: Отношения и пропорции.
Математика, 6 класс.
Учебник: «Математика 6» Н.Я. Виленкин и др.
Составила учитель математики
МБОУ СОШ № 9
Услинская Н.Е.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель урока: Деятельностная цель: формирование и развитие у учащихся личностных; регулятивных; познавательных и коммуникативных способов действия.
Содержательная цель: изучить формулу длины окружности и показать ее применение при решении задач.
Задачи урока:
Образовательные:
-
изучить формулу длины окружности;
-
показать применение её при решении задач;
-
познакомиться с числом π;
-
показать применение формулы длины окружности на практике.
Развивающие:
-
развивать познавательный интерес учащихся в процессе ознакомления с историческим материалом;
-
развивать навыки устного счёта;
-
развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к «видению» проблемы;
-
формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
-
развивать пространственное воображение учащихся.
Воспитательные:
-
прививать учащимся навык самостоятельности в работе, учить трудолюбию, аккуратности;
-
воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;
-
воспитывать уважение к математике, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире;
-
развивать интерес к математике путем создания ситуации успеха.
Планируемые результаты:
Личностные:
Самоопределение: рефлексивная самооценка учебной деятельности;
Смыслообразование: мотивация образовательной деятельности на основе демонстрации презентации и проблемных ситуаций; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Нравственно-этическое оценивание: воспитывать уважение к математике, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире.
Регулятивные:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результата своей деятельности.
Коммуникативные:
Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и выслушивать собеседника, воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений;
Познавательные:
Приобретение опыта самостоятельного поиска и анализа информации путем практических действий, развитие мышления и внимания учащихся.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель — ученик: эвристическая беседа; интерактивный метод.
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: активный метод, репродуктивный, частично — поисковый.
Технические средства обучения:
Компьютер;
Мультимедийный проектор, экран.
Организационная структура урока.
Этап урока |
Методы, реализуемые на этапе |
Действия учителя |
Действия учащихся |
УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Организационный |
Метод стимулирования отношений долга и ответственности |
Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся. |
Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности |
Оценивать ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики (коммуникативные). |
|
Мотивация учебной деятельности |
Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в УД |
Обращается к учащимся со словами: У нас сегодня необычный урок. Сегодня мы с вами совершим необычную поездку, мы посетим загадочное царство — государство круга. В этой стране мы сделаем несколько остановок: побываем на станции математических знаний, посетим мастерскую круга, сделаем привал на поляне отдыха, заглянем в космос. На каждой остановке вам надо будет показать свои знания, находчивость и смекалку. И поэтому итогом нашего путешествия будет получение новых знаний, умений и способностей (слайд 1). |
Слушают и оценивают предложение учителя, определяют смысл предстоящего поиска. |
Осознание осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности (личностные). |
|
Целеполагание |
Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися. |
Помогает сформулировать цели предстоящей учебной деятельности по аналогии с целями изучения предыдущих приемов учебной работы, в частности приемов решения текстовых задач (слайд 2). |
Определяют, что предстоит: Запомнить (понятие длины окружности и формулы для ее нахождения) и Уметь (отличать радиус от диаметра, хорду от диаметра, длину окружности от площади круга; уметь применять формулы для решения задач). |
Самоопределение в целях учебной деятельности (регулятивные) |
|
Повторение опорных знаний. Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала. |
Беседа с учащимися |
Предлагает вспомнить: Понятие окружности, радиуса, диаметра, хорды (слайды 3-5). |
Актуализируют необходимые установки, Сравнивают /…/, Вспоминают /…/, Аргументируют (объясняют) /…/. |
Самооценка соответствия имеющихся знаний и умений заявленным требованиям (регулятивные) |
2. |
Изучение нового материала |
Проблемный метод |
1. Создает проблемную ситуацию. Учитель: — Нам предстоит решить задачу, «Какой длины надо взять кусок проволоки, чтобы согнуть окружность данного радиуса?»(слайд 6). Учитель предлагает провести исследовательскую работу (слайд 7-10). Во время проведения работы учитель проводит индивидуальную работу с учащимися; координирует рассуждения учащихся; оказывает консультации группам, организует беседу и подведение итогов работы. Исторические сведение; вывод формул для вычисления длины окружности (слайд 11-12). |
Выдвигают гипотезы:
Проверяют, принимают или отвергают варианты решения Анализируют и дают решение проблемы. В группах выполняют практическую работу по инструкции; заполняют таблицу результатов; делают соответствующие выводы и записи в тетрадь; оценивают участие каждого в работе группы (взаимооценка).
|
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи (регулятивные). Анализ и синтез объектов, структурирование знаний, подведение под понятие, поиск и выделение необходимой информации на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей. (познавательные). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог (коммуникативные). Проявление терпения и проявление доброжелательности и доверия к собеседнику, смыслообразование (личностные) |
|
Физминутка |
Здоровьесбережение |
Учитель меняет деятельность учащихся, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся (слайд 13). |
Учащиеся сменяют вид деятельности (подвижный отдых) и готовятся продолжать работу. |
Осознание необходимости в упражнениях для глаз (познавательные) Саморегуляция (регулятивные) Умение слушать (соблюдение тишины) (коммуникативные) Осознание ценности здоровья (личностные) |
3. |
Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний и умений). |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Демонстрирует: (слайд 14,15) Даёт задание: Учитель: — Мы решили несколько задач, и вы можете уже сказать насколько хорошо или не очень вы усвоили формулы. А сейчас я приглашаю вас в звездные просторы. Как вы думаете, какая связь планет с нашей темой урока (слайды 16-18). — Прочтите задачи и выберете одну для самостоятельного решения (слайды 19-20). |
Выполняют задания в тетрадях. При необходимости обращаются за помощью. Сравнивают полученный ответ с ответом на экране. Оценивают себя |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуляция, самоконтроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив. (регулятивные) |
4. |
Итог урока
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Вносит корректировку в ответы учащихся. Дает возможность самим ученикам указать на листочках правильные, оценить себя, затем оценивает учащихся с комментированием. Рефлексия (слайда 21) Даёт задание: (слайда 22) №852, №851-задачи аналогичные тем, что мы решали сегодня на уроке. Рефлексия (слайды 23-25) |
Выполняют задания, сравнивают полученные результаты с вариантами возможных ответов, указывают правильные, оценивают себя. |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуляция, самоконтроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив. (регулятивные) Умение слушать и вступать в диалог (коммуникативные) Моральная ответственность перед собой, коллективом и учителем (личностные) |