Технологическая карта урока по математике Умножение десятичных дробей на натуральное число 5 класс

Технологическая карта урока
Тема урока «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» (5 класс, математика)

Цели (задачи) урока
образовательные:
Формировать умения выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число. Совершенствовать умение при выполнении действия сложения, вычитания и умножения.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
воспитательные:
Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации.
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

развивающие:
— Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение.
— Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
— Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Результаты урока
Предметные
Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число.
Метапредметные
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний :отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Личностные
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока, педагогическая технология
изучение нового материала;
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование урока
Доска, мультимедиа проектор, компьютер, презентация «Деление десятичных дробей на натуральные числа», карточки, рабочие листы, рабочая тетрадь, физкультминутка,
алгоритм самооценки.
Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /Н.Я.Виленкин и др. – 22-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 280 с..

Опорные понятия, термины
Натуральные числа, десятичные дроби, периметр, сумма, произведение.

Новые понятия и связи между ними
произведение десятичной дроби на натуральное число

Контроль, самоконтроль на уроке
Фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа, взаимопроверка, работа в парах.

Домашнее задание Прочитать п. 34, выучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа стр.204;
На «5»: № 1330; 1331; 1332
На «4»: № 1330; 1331
На «3»: № 1330.

Этап урока
Деятельность и действия учителя
Деятельность и действия ученика (ов)
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Результат взаимодействия

1. Мотивация к учебной деятельности.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу.
-Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении.
Ф. Тютчев так писал о ранней весне:
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась.
— Я хочу, чтобы и вы сейчас тоже улыбнулись весне. Я желаю вам на протяжении всего урока хорошего настроения хорошей работы.

Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку.

Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.

В паре улыбаются друг другу.
-Я желаю тебе, Сережа, хорошего рабочего настроения и т.д.

Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку,
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Готовность учащихся к обучению.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
1) На доске записаны числа.
12,34; 76; 568; 12; 5,98; 0,136; 578; 98,1; 0,03; 99 .
Разбейте их на 2 группы
I — натуральные числа;
II – десятичные дроби.
2) Восстановите цепочку:
(Презентация Слайд 1)
1) I — натуральные числа:
76; 568; 12; 578; 99 .
II – десятичные дроби.
12,34; 5,98; 0,136; 98,1; 0,03;

2) 3 · 5 = 15; 15 · 3 = 45;
45 · 2 = 90; 90 · 3 = 270;
270 · 32= 540; 540 : 5 = 108.
Беседа в ходе фронтальной работы.
Постановка задачи.
Регулятивные УУД :Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .
Познавательные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую .
Коммуникативное УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме .

Уметь анализировать данные.
Уметь выполнять арифметические действия.

3.Целеполагание и мотивация
– Обратите внимание, какое действие наиболее часто встречается в цепочке?
— Как вы думаете какая тема нашего урока?
-Какие числа кроме десятичных дробей мы вспоминали в начале урока? Поэтому тема нашего урока не просто «Умножение десятичных дробей», а «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»
— Запишите в тетрадь дату и тему урока.
-Какая цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока?

-Умножение.
-Умножение десятичных дробей.

-Натуральные.

В тетрадь ученики записывают дату и тему урока.
— Изучить правила умножения десятичных дробей на натуральные числа.

Беседа в ходе фронтальной работы.
Наблюдение, проблемная
ситуация.
Регулятивные УУД :
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации. .

Уметь сформулировать тему и цель

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения
Перед знакомством с новым материалом детей разделить на 2 группы (дети вытягивают жетоны двух цветов (зелёного и жёлтого) или по вариантам.
Даётся задание обеим группам: необходимо найти периметр квадрата со стороной 1,23 дм (зелёный квадрат) – 1 группа, 3,4 дм (жёлтый квадрат)– 2 группа
Как найти периметр такого квадрата? Предлагается учащимся его найти способом сложения длин сторон. Записать результаты на доске.
1,23 + 1,23 + 1,23 = 1,23 = 4,92 (дм); 3,4 + 3,4 + 3,4 + 3,4 = 13,6 (дм)
А как по-другому можно было найти тот же периметр?
Давайте умножим числа, выражающие длины сторон, на 4, не обращая пока внимания на запятые (учащиеся работают на месте)
123 · 4 = 492;
34 · 4 = 136.
Теперь сравните ваши ответы с ответами, записанными на доске. Почему запятая стоит именно на этом месте. Объясните.

— Найти сумму длин сторон.
В тетрадях: 1,
·23 + 1,23 + 1,23 = 1,23 = 4,92 (дм); 3,4 + 3,4 + 3,4 + 3,4 = 13,6 (дм)

-Умножить длину стороны квадрата на 4

В тетрадях: 123 · 4 = 492;
34 · 4 = 136.

-Отличаются только запятой.

Делается вывод: чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо её умножить на это число, не обращая внимания на запятую. В полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

Наблюдение, проблемная
ситуация
работа с текстом
(сравнение).
Регулятивные УУД :
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию
Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия.

5.Первичное закрепление
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально. № 55; №1 (Презентация СЛАЙД 2).
Задание выполняется в тетради , проверяя и проговаривая устно цепочкой.
Решить упражнение с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях № 1306 а,б,в; 1307.
Выполняют задание самостоятельно в тетради :
1) №55; № 1, самопроверка, проговаривая устно цепочкой;
2) упражнение с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях № 1306 а,б,в; 1307.

Самостоятельная
работа, рефлексия.
Самоконтроль.
Регулятивные УУД:
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа.

6. Релаксация (физминутка).
— Выполним упражнения для улучшения мозгового кровообращения и снятия напряжения с глаз. (Приложение №1 — в конце)

Снять утомление.

7. Организация первичного контроля
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Презентация (Слайд 3)
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

Выполняют самостоятельная работу.
Затем работа в парах. Обменяться тетрадями, проверить решение по эталону ( Слайд 3)
Называют с помощью учителя место своего затруднения, исправляют ошибки.

Самостоятельная
работа, рефлексия, работа в группах,
взаимоконтроль.
Регулятивные УУД :
Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .
Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа.

8. Подведение итогов урока.
— Мы переходим к последнему этапу.
Подводим итог работы на уроке.

Какую цель ставили?
Достигли цели ? Почему ?

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Обращается к учащимся в стихотворной форме:
«Завершается урок.
Он пошел ребятам впрок?
Постарались все понять?
Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали?»

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Отвечают на вопросы учителя.

Беседа в ходе фронтальной работы.
Фиксирование нового содержания.

Регулятивные УУД :
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .
Уметь принимать решения, делать выводы, общаться, обращаться за помощью (если нужно).

9. Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Прочитать п. 34, выучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа стр.204;
На «5»: № 1330; 1331; 1332
На «4»: № 1330; 1331
На «3»: № 1330.
Учащиеся получают домашнее задание, записывают.
Беседа в ходе фронтальной работы.

Выбирают задание в соответствии с уровнем развития.

10. Рефлексия
Организует рефлексию.
– Какую цель вы поставили в начале урока?
– Вы достигли цели урока?
( Что вы использовали для достижения цели?
– Что интересного вы заметили при УМНОЖЕНИИ десятичных дробей на натуральное число?
– Проанализируйте результат своей работы.

На уроке
— Я научился
— Было трудно
— Было интересно

— Меня удивило

Отвечают на вопросы учителя.

Беседа в ходе фронтальной работы.
Рефлексия.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.
Анализ конкретных результатов обучения:
-какие получены достижения;
-что было удачным на уроке, а что менее удачным;
-объяснение причины своих неудач.

13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415

Р- ?

Р — ?

1,23 дм 3,4 дм

СЛАЙД 2.

№1. Вычислите:
А) 1,6 Ч 3 = Е) 15,2 Ч 3 =
Б) 0,24 Ч 2 = Ж) 0,25 Ч 8 =
В) 3 Ч 0,5 = З) 0,23 Ч 4 =
Г) 2,5 Ч 4 = И) 3,2 Ч 5 =
Д) 0,02 Ч 5 = К) 0,02 Ч 77 =

СЛАЙД 3.

Самостоятельная работа.

____І___вариант_______________
1) Выполните действия:
а) 8,353 Ч 7 =
б) 62,32 Ч 9 =
в) 0,0005 Ч 54 =
г) (65,51 – 8,367) Ч 27 =
_____ ІІ___вариант _______________
1) Выполните действия:
а) 5,249 Ч 9 =
б) 27,43 Ч 7 =
в) 0,007 Ч 63 =
г) (45,67 – 5,085) Ч 23 =
Решение самостоятельной работы.
Самостоятельная работа.

__І___вариант_______________

1) Выполните действия:
а) 8,353 Ч 7 = 58,471;
б) 62,32 Ч 9 = 560,88;
в) 0,0005 Ч 54 = 0,027;
г) (65,51 – 8,367) Ч 27 = 1542,861

_____ ІІ___вариант ___________
1) Выполните действия:
а) 5,249 Ч 9 = 47,241
б) 27,43 Ч 7 = 192,01
в) 0,007 Ч 63 = 0,441
г) (45,67 – 5,085) Ч 23 = 933,455

Приложение №1

Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.
Исходное положение – сидя на стуле. Отвести голову назад и плавно наклонить назад, на счет 1-2, 3-4 – голову наклонить вперед. Повторить 3 раза.
Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1- поворот головы налево, 2 – И.п., 3 поворот головы направо, 4 – И.п. Повторить 3 раза.
Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2- И.п., 3 – то же правой рукой, 4 – И.п. Повторить 3 раза.
Физминутка для снятия напряжения с глаз.
1) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
2) Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5)).
3) Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
4) В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль.

СЛАЙД 1.
Восстановите цепочку вычислений

3

5

3

2

3

2

: 5

Заголовок 115

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *