Бюджетное образовательное учреждение
Чувашской Республики среднего профессионального образования
«Чебоксарский электромеханический колледж»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Сценарий урока по управлению качеством
«Функционально-стоимостный анализ»
Автор Епифанова Т.В.
(Фамилия И. О.)
(подпись) (чч.мм.гггг)
2013
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР _________И.Е. Игольникова
|
РЕКОМЕНДОВАНО
Методическим советом
Протокол заседания
от____ ___________20_ №____
Зам. директора по УМНР
____________О.Б. Кузнецова
Аннотация
Данная методическая разработка урока «Функционально-стоимостный анализ» направлена не только на получение новых знаний по теме «Функционально стоимостный анализ, но и на активизацию технического и аналитического мышления, на практику применения различных методов исследования, развитие навыков выступления.
В ходе занятия студентам предоставляется возможность проявить себя в различных видах учебной деятельности: ответить на вопросы, работать в группах, выступить с докладом, подготовить мульмимедиа презентацию, выполнить практическую работу.
К данной методической разработке прилагается: 1 презентация
Сценарий урока «Функционально-стоимостный анализ» может быть использован на занятиях по дисциплинам «Управление качеством», «Основы исследовательской деятельности» для студентов СПО IV курса.
Автор: Епифанова Т.В.
(Фамилия И. О.)
(подпись)
Рецензент: Павлова М.Н.
(Фамилия И. О.)
(подпись)
Содержание
Введение 4
Методическая карта урока 5
Технологическая карта урока 7
Сценарий урока 9
Заключение 20
Приложение 21
Введение
Российский бизнес редко может похвастать качественными товарами и низкой себестоимостью: сказываются отголоски плановой экономики.
При внедрении и совершенствовании системы управления качеством используют типовые функциональные технологии анализа качества, в частности: функционально-стоимостный анализ (ФСА).
Характерная черта функциональных методов анализа качества заключается в том, что в их основе лежит понятие функции исследуемого объекта или системы как главного фактора качества.
ФСА используется для минимизации затрат на производство освоенной продукции без ухудшения ее качества, а также для снижения себестоимости разрабатываемого изделия.
Сегодня в экономически развитых странах практически каждое предприятие или компания используют методологию функционально-стоимостного анализа как практическую часть системы менеджмента качества, наиболее полно удовлетворяющую принципам стандартов серии ИСО 9000.
Система ФСА полностью соответствует 8-ми принципам менеджмента качества, представляющим основу всех стандартов семейства ИСО 9000.
Занятие построено по принципу чередования различных видов учебной деятельности: ответы на вопросы, работа с терминами и определениями, доклады обучающихся, работа в группах, практическое задание.
В ходе занятия применяются как традиционные методы обучения, так и инновационный подход, четко прослеживаются внутрипредметные и межпредметные связи.
Методическая карта урока
Тема занятия: «Функционально-стоимостный анализ»
Тип занятия: комбинированный
Вид занятия по методу обучения: лекция, практическое занятие
Учебно-организационная деятельность: фронтальная, индивидуальная, групповая
Цели занятия.
Образовательная: Сформировать специальные знания, умения и навыки по теме: «Функционально-стоимостный анализ». Контроль знаний, умений и навыков в выполнении практического задания.
Развивающая: Развить познавательные способности обучающихся, умение работать в должном темпе, инициативы, уверенности в своих силах, умение обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнение, делать необходимые выводы, расширить кругозор, активизировать интеллектуальные способности, аналитическое, оперативное, техническое мышление.
Воспитательная: Воспитать внимательность, интерес к изучаемому предмету.
Задачи:
-
Повторить изученный материал по теме «Статистические методы управления качеством».
-
Изучить новый материал на тему «Функционально-стоимостный анализ».
-
Выполнить практические задания на закрепление навыков проведения творческих этапов ФСА (информационно-аналитическом и поисково-исследовательском.
Средства обучения: наглядные (мультимедиа презентация), печатные (инструкции), объемные (натуральные образцы).
Учебно-методическая литература
Основная:
-
Герасимова Е.Б., Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю. Управление качеством/под ред. Б. И. Герасимова.-М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2007.-256 с.- (Профессиональное образование).
-
В.П. Мельников, В.П. Смоленцев, А.Г. Схиртладзе; Управление качеством/под ред. В.П. Мельникова — 3-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.-352с.
3 Михелькевич В.Н., Радомский В.М. Основы научно-технического творчества, «Феникс», Ростов-на Дону, 2004г.
Дополнительная:
1. Левкина Е.В., Михеева С.В. Шпаргалка по управлению качеством: Ответы на экзаменационные билеты .-М.:Аллель-2000,2006,-64с.-(Полный зачет. № 125)
Интернет – источники:
-
http://www.e-college.ru/
-
http://www.cfin.ru/management/controlling/fsa/management_problem.shtml
-
http://www.xcomp.biz/4-4-upravlenie-zatratami-na-osnove-funkcionalno-stoimostnogo-analiza.html
Техническое обеспечение занятия: ПК, проектор.
Вид контроля: тематический
Методы контроля: устный опрос, эвристическая беседа, аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа студентов
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский.
Межпредметные связи: основы экономики, основы менеджмента, основы исследовательской деятельности.
Внутрипредметные связи: темы «Качество и конкурентоспособность предприятия», «Инструменты управления качеством», «СМК в соответствии со стандартом ИСО», «Современные проблемы управления качеством и роль маркетинговой деятельности в системе управления качеством», «Методы непрерывного улучшения качества».
Технологическая карта урока
Время |
Этап действия |
Действие преподавателя |
Методическое обоснование |
Деятельность студентов |
|
1. |
1 мин. |
Организационный момент |
Приветствует, отмечает отсутствующих |
|
Слушают, отвечают |
2. |
5 мин. |
Проверка домашнего задания |
Оценивает, комментирует |
Закрепление пройденного материала |
Выбирают и группируют причины возникновения травматизма на предприятии для построения диаграммы Исикавы |
4. |
2 мин. |
Сообщение целей, задач, плана занятия |
Демонстрирует сопровождающую мультимедиа презентацию |
Нацеливание на предстоящую работу |
Слушают, читают |
5. |
8 мин. |
Изучение темы |
Объясняет, беседует, диктует. Демонстрирует слайды презентации |
Изучение материала |
Слушают, читают, записывают, дополняют |
6. |
3 мин. |
Изучение темы |
Комментирует, дополняет |
Изучение материала |
Выступают с докладом, учатся вести диалог с публикой |
7 |
6 мин |
Изучение темы |
Объясняет, беседует, диктует. Демонстрирует слайды презентации |
Изучение материала |
Слушают, читают, дополняют |
8. |
7 мин |
Практическая работа
|
Объясняет алгоритм выполнения работы. Следит за ходом деятельности студентов. Слушает выступления студентов, корректирует ответы. |
Закрепление полученных знаний на уроке. Формирование навыков проведения творческих этапов ФСА |
Работают в малых группах: определяют структуру, функции объекта, их стоимость и значимость, анализируют результат своей работы. |
9 |
5 мин |
Работа в группах |
Объясняет задание, следит за ходом работы групп, корректирует ответы. |
Закрепление полученных знаний на уроке.
|
Работают в малых группах: определяют задачи, решаемые с помощью ФСА |
10. |
4 мин |
Изучение темы |
Объясняет, беседует, диктует. Демонстрирует слайды презентации, задает вопросы. |
Изучение материала. Закрепление полученных знаний на уроке.
|
Слушают, читают, дополняют |
8. |
2 мин. |
Рефлексия |
Слушает мнение студентов |
Стимуляция познавательной деятельности |
Отвечают на вопросы, слушают, делают выводы. |
9. |
1 мин. |
Подведение итогов |
Подводит итог деятельности студентов |
Анализ, взаимооценка выполненной работы |
Подводят итоги |
10. |
1 мин. |
Домашнее задание |
Озвучивает домашнее задание |
Актуализация полученных ЗУН для новой ситуации |
Записывают домашнее задание |
Сценарий урока
«Функционально-стоимостный анализ»
Ход урока
Организационный момент
I. Проверка домашнего задания
Построить диаграмму Исикавы для определения причин травматизма на производстве.
-
Записать в середине правого края листа показатель – травматизм на производстве
-
Провести к нему горизонтальную стрелку.
-
Записать главные 3 фактора, влияющие на травматизм на производстве: персонал, технология, оборудование и инструменты с обеих сторон от хребта диаграммы и провести от них стрелки к хребту.
-
Определить факторы второго порядка (выбрав нужные из приведенного ниже перечня факторов):
-
Записать их рядом с соответствующими факторами первого порядка и соединить с ними стрелками.
-
Определить факторы третьего порядка (выбрав нужные из приведенного ниже перечня факторов), влияющие на факторы второго порядка и записать их рядом с соответствующими факторами второго порядка и соединить с ними стрелками.
Факторы: ырье, материалы, поставщики, менеджмент TQM, процедуры, сертификация сырья, кружки качества, техническое состояние оборудования; защитные средства; инструменты, используемые персоналом в работе; программы мотивации, организационная структура, некомпетентность менеджеров, нет заинтересованности в конечном результате, знание персоналом техники безопасности при производстве работ; соответствие установленным требованиям (освещенность, температура и т.д.); удобство выполнения требуемых операций, выполнение технологической дисциплины (предписанных инструкциями действий, техники безопасности); обеспеченность работников необходимым инструментом; техническое состояние инструментов; проведение периодического медицинского обследования персонала; обучение персонала технологии производства работ (с обучением безопасным методам работы), техника безопасности; опыт (стаж), приобретенный после долговременной работы на производстве; влияние коллектива; приказ начальника (приказ непосредственного руководителя по игнорированию некоторых правил с целью уменьшения времени работы); характер работника; здоровье (физическое состояние) работников; нет финансирования, низкое качество, низкая з/п, неукомплектованость штата, точность прибора, точность измерений, привлечение рабочего персонала на непрофильные работы (к примеру, оператора станка для покраски цеха высотой 10м); качество технологических процессов; износ оборудования (возраст и режим эксплуатации); качество ремонта и обслуживания; общие защитные средства (заземление оборудование, наличие ограждения для опасных зон, автоматическое отключение электроэнергии и т.д.); средства индивидуальной защиты (каска, перчатки, маска и т.д.); рассмотрение в тех.процессе техники безопасности при производстве работ; правильное установление норм времени на выполнение операций; проверка оборудования и инструментов перед выполнением работ; рабочее место.
-
Удалить факторы, на которые невозможно повлиять или скомпенсировать их воздействие.
-
Оценить степень влияния факторов на травматизм (самостоятельно проставив частоту нарушения всех факторов).
-
Сделать выводы о причинах травматизма на предприятии и способах его устранения.
Итак, проверим, насколько правильно вы построили диаграмму, и послушаем желающего продемонстрировать свои результаты.
Вот мы и вспомнили материал об инструментах управления качеством. Продолжим изучать методы управления качеством. Тема нашего сегодняшнего занятия «Функционально стоимостный анализ». Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнюю дату и тему занятия.
II. Работа над темой занятия
Российский бизнес редко может похвастать качественными товарами и низкой себестоимостью: сказываются отголоски плановой экономики.
При внедрении и совершенствовании системы управления качеством используют типовые функциональные технологии анализа качества, в частности: функционально-стоимостный анализ (ФСА).
Давайте подумаем, а почему эти методы называются функциональными? Правильно! Потому что характерная черта функциональных методов анализа качества заключается в том, что в их основе лежит понятие функции исследуемого объекта или системы как главного фактора качества.
-
Что такое ФСА.
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) — технология анализа затрат на выполнение изделием его функций. Запишите пожалуйста определение.
ФСА основывается на следующем утверждении: каждый продукт или объект производится и существует для удовлетворения определенных потребностей (выполнения своих функций): часы — чтобы показывать время, телевизор — чтобы принимать видеосигнал и преобразовывать его в изображение, карандаш — чтобы писать или рисовать, электрическая лампа накаливания рассматривается как носитель функции «излучать свет», а не в качестве совокупности конструктивных элементов (колба, цоколь, нить накаливания и др.) и т.д., и потребителя в конечном итоге интересуют не предметы и вещи, а действия, которые он может производить с их помощью (т. е. их функции), и во сколько ему обойдется приобретение и использование этих функций.
Известно, что для создания этих функций в продукте или товаре нужно затрачивать определенное количество живого и овеществленного труда.
При более детальном рассмотрении любого объекта можно обнаружить, что он выполняет не одну, а много функций. Например, часы кроме текущего времени в часах и минутах могут показывать и календарные данные (день недели, дату, месяц), быть секундомером, будильником, наконец, украшением. Таким образом, выявляется наличие в объекте многочисленных полезных функций, создание которых потребовало от производителя определенных затрат.
Проанализируем эти функции еще раз. Оказывается, отдельные из них можно отнести к основным (ради этого и создавался объект), другие выполняют вспомогательную роль — без них невозможно осуществление главных целевых функций. Наконец, найдутся вообще ненужные (лишние, а иной раз и вредные) функции. Например, часы могут быть излишне тяжелыми и громоздкими, телевизор является источником вредного для человека излучения и т.д.
В рамках ФСА функции объекта делят на внешние и внутренние.
Внешние функции характеризуют объект в целом, отражают его свойства в сфере потребления. Давайте попробуем найти пример. Как вы думаете, что можно отнести к внешним функциям часов? Правильно! Внешняя функция часов — указывать время.
Внешние функции подразделяются на:
— главные функции, характеризующие назначение объекта (например, главная функция лекарства — излечение больного);
— второстепенные функции, которые непосредственно не влияют на назначение объекта, но улучшают потребительские свойства (например, сладкий сироп от кашля — лечит, и пить приятно).
Внутренние функции реализуются составными элементами объекта и отражают взаимосвязи и взаимозависимость внутри объекта. Какой пример мы сможем привести? (например, взаимодействия частей часового механизма между собой) и подразделяются на:
— основные функции, обеспечивающие работоспособность объекта и способствующие реализации его главных функций. При исключении любой из основных функций главная функция не может быть реализована.
— второстепенные функции, обеспечивающие осуществление основных функций.
Различают также полезные, вредные и нейтральные функции
Полезные функции определяют полезность и функциональность объекта.
Вредные функции характеризуют возможность нанесения ущерба при использовании объекта (например, взрывоопасность объекта).
Нейтральные функции не улучшают эффективность изделия и не наносят вреда.
(При осуществлении ФСА нейтральные функции относят к вредным).
Зарисуйте пожалуйста эту схему.
Однако в любом случае для создания этих функций в предмете были затрачены какие-то средства. Очевидным становится вывод о том, что если функции не нужны, то и затраты на их создание также лишние.
-
Стоимость функций.
Поэтому ФСА подразделяет все затраты:
-
на функционально-необходимые для выполнения объектом своего функционального назначения;
-
излишние, порожденные неправильным выбором или несовершенством конструкторских решений.
Далее. Каждая из функций, характерная для объекта, может выполняться разными способами. К примеру, текущее время может отражаться при помощи стрелок, цифр, которые светятся на циферблате часов, или каким-либо другим способом. Очевидно, что разные способы осуществления функции достигаются разными технологическими и техническими путями и, соответственно, требуют разных объемов затрат. Это значит, что, выбирая тот или иной способ осуществления определенной функции, мы заранее закладываем и определенную минимальную сумму затрат на ее создание. Следовательно, заменив существующий способ выполнения функции более дешевым, мы тем самым уменьшим стоимость изделия.
Возникает закономерный вопрос: откуда и почему появляются ненужные функции и лишние затраты? Ведь никто не заинтересован в избыточных затратах, и обычно принимаются все возможные меры по созданию более совершенного продукта в техническом и экономическом отношении.
Правильно! Дело в том, что по мере развития научно-технического прогресса постоянно появляются новые возможности совершенствования продукта. Даже если на момент разработки конструкции нового изделия были учтены все технические и технологические новации отечественной и зарубежной науки и практики, то через некоторое время появляются новые технические решения, новые виды материалов, новые виды оборудования, позволяющие реализовать функции продукта с меньшими затратами либо при тех же затратах с большей эффективностью.
Как вы думаете, что включает в себя стоимость функций? Стоимость функций включает затраты на материалы, изготовление, сборку, транспортировку, последующие обслуживание и утилизацию и т.п. (этот круг определяется целями задачи и жизненным циклом). Эффективны действия, направленные на совмещение выполнения одной частью изделия нескольких функций и на максимальную реализацию принципа ИКР (идеальный конечный результат) (функция выполняется, а её носителя нет). На практике этому соответствует то, если стоимость нового объекта, совмещающего ряд функций, будет меньше суммарной стоимости объектов, выполнявших эти функции поврозь. Стоит отметить, что важнее искать ненужные и неэффективно работающие части изделия и отказываться от них, а не снижать их стоимость.
Доклад учащихся об истории возникновения ФСА:
В конце сороковых годов 20 века Юрий Михайлович Соболев, инженер-конструктор Пермского телефонного завода применил системный анализ и поэлементную отработку изделий. Он рассматривал каждый конструктивный элемент как самостоятельную часть конструкции, формулировал его функциональное назначение и включал в группу основных или вспомогательных.
К конструктивным элементам Ю.М. Соболев относил: материал, размер, допуски, резьбу, отверстия, состояние поверхности.
Такой анализ помог выявить завышенные затраты на изготовление вспомогательных элементов и сократить их без ущерба для качества изделия.
В 1948-1952г. Юрий Михайлович опубликовал ряд работ посвященных разработанному методу.
Первая разработка Ю.М. Соболева (узел усиления микротелефона) позволила сократить количество деталей на 70%, затраты материалов — на 42%, трудоемкость — на 69%, а общую себестоимость — в 1,7 раза. С того времени и начинается история теоретической разработки и практического использования ФСА.
Во время Второй Мировой войны американская компания «Дженерал электрик» вынуждена была искать замену дефицитным материалам, использовавшимся в производстве. После войны инженер компании Лоуренс Д. Майлс, сотрудник отдела снабжения, знавший о работах Соболева, проанализировал данные о работе изделий и убедился в том, что замена материала на более дешевый в ряде случаев приводила к улучшению качества.
На основе этого анализа в 1947 году был разработан функциональный — экономический подход. В 1952 году Л. Майлс разработал метод, получивший название стоимостного анализа.
В 1958-1960 г.г Японский инженер-консультант доктор Гэнъити Тагути создал ряд методов, позволяющих повышать качество продукции без повышения затрат (методы Тагути). Цель методов — повышение качества путем повышения точности. Любое отклонение от оптимального значения рассматривается как источник материальных потерь общества (как производителя, так и потребителя)
В 1959 году было организовано Общество американских инженеров-специалистов по ФСА (Society of American Value Engineering — SAVE). Военное ведомство США потребовало от своих клиентов — фирм обязательного применения ФСА при создании заказываемой военной техники.
В начале 60- х годов ФСА начинают использовать в других странах и прежде всего в Англии, ФРГ, и Японии.
Проводятся общенациональные и международные конференции специалистов по ФСА. В ряде стран внедрение ФСА регламентировано законодательными документами.
Международное общество SAVE учредило премию имени Л. Майлса » за создание и содействие в деле продвижения методов ФСА»
В 1977 году в Минэлектропроме было принято решение о создании подразделений ФСА во всех объединениях и организациях отрасли, а работы по ФСА становятся обязательной частью плана по новой технике. В 1978-1980 г.г. на предприятиях электротехнической промышленности с помощью ФСА было сэкономлено: 14000 т проката черных и цветных металлов, 3000 т свинца, 20 т серебра, высвобождено 1500 человек. Суммарный экономический эффект составил 16.000.000 рублей.
В России с начала 90-х годов резко снизилось количество публикаций по ФСА, прекратилась подготовка и переподготовка специалистов, ФСА перестали применять на производствах. Специалисты оказались не востребованными на родине, и часть из них работает за рубежом — в Израиле, Канаде, США, Финляндии, Корее.
ФСА прошел долгий путь, прежде чем был признан в качестве эффективного метода снижения затрат при сохранении или даже повышении необходимого уровня качества продукции. Среди самых больших компаний мира методологию ФСА применяют: Boeing, BP Amoco, DuPont Co, Fiat, General Electric, General Motors Corp, Hewlett-Packard, Lockheed Martin, Mitsubishi, Motorola, Nissan Motor, Northern Telecom, Royal Dutch/Shell Group, Toyota, United Technologies Corporation, Volkswagen, Xerox Corp.
Ребята, какие мы можем сделать выводы из этого доклада? (Метод появился достаточно давно, прошел долгий путь, активно применяется во многих странах в связи с большой эффективностью, но к сожалению в России специалисты по ФСА перестали быть востребованными. Наверняка почти на всех предприятиях было свернуто применение ФСА из-за ухудшения экономической ситуации в России с начала 90-х годов прошлого века).
2.3. ФСА как практическая составляющая системы менеджмента качества.
Сегодня в экономически развитых странах практически каждое предприятие или компания используют методологию функционально-стоимостного анализа как практическую часть системы менеджмента качества, наиболее полно удовлетворяющую принципам стандартов серии ИСО 9000.
Система ФСА полностью соответствует 8-ми принципам менеджмента качества, представляющим основу всех стандартов семейства ИСО 9000, таким как: ориентация на потребителей, роль руководства, вовлечение сотрудников, подход как к процессу, постоянное улучшение и др.
2.4.Технология проведения ФСА.
Этапы проведения ФСА.
Этапы |
Содержание этапа |
|
1 |
подготовительный |
— популяризацию (пропаганду) метода — построение организационной структуры ФСА — обучение специалистов ФСА современным методам решения технических задач — подбор объекта для проведения ФСА* |
2 |
информационный |
-сбор информации и разработка структурной схемы объекта — выбор составных частей объекта с высоким уровнем издержек |
3 |
аналитический |
— определение функций составных частей объекта — построение функциональной схемы |
4 |
творческий |
— генерация идей — конвергенция (сужение границ) |
5 |
рекомендательный |
— экспертиза полученных идей — оценка работоспособности и экономической целесообразности — проверка наличия ресурсов для осуществления идей — оценка конструкторских, технологических и производственных возможностей производства |
6 |
внедрение |
— согласование плана-графика внедрения рекомендаций ФСА с другими разделами плана повышения эффективности производства — принятие мер по соблюдению плана-графика |
* (конкретизировать при объяснении данного этапа) Критериями выбора объекта являются показатели, характеризующие объем производства изделий, их себестоимость, уровень рентабельности, удельный вес их в общем выпуске продукции в перспективе, количество рекламаций, характер и причины брака и т.д. На основе анализа этой информации отбирается изделие, которое в первую очередь подлежит ФСА.
Представим себя разработчиками и рассмотрим содержание и специфику деятельности разработчиков на базовых, творческих этапах ФСА – информационно-аналитическом и поисково-исследовательском.
Нашей задачей в данном случае будет — снижение себестоимости изготовления простейшей и всем хорошо знакомой авторучки со сменным шариковым стержнем.
Процесс анализа проиллюстрируем на примере.
Первоначальным этапом работы является декомпозиция (разбиение) технического объекта на функциональные элементы в соответствии с составленной конструктивной функциональной структурой объекта.
Для рассматриваемого примера конструктивную функциональную модель авторучки можно представить в виде совокупности следующих элементов:
Корпус, обеспечивающий удобство пользования авторучкой и размещение в нем всех ее элементов.
Пишущий шариковый стержень
Механизм выдвижения пишущего стержня из корпуса (для приведения авторучки в рабочее положение) и подача стержня внутри корпуса (на период ее хранения или транспортировки)
Пружина возврата механизма подачи в исходное положение
Кнопка управления защелкой фиксации положения шарикового стержня.
Занесем данные в таблицу (Ручка)
Функции элементов |
Группа функций |
Функциональная нагрузка (значимость), % |
Стоимость функций, % |
||
№ п/п |
Наименование |
||||
1 |
Корпус |
Объединяет все элементы |
О |
20 |
23 |
2 |
Пишущий стержень |
Оставляет след на бумаге |
Г |
50 |
27 |
3 |
Механизм подачи |
Подает пишущий стержень |
В |
15 |
32 |
4 |
Пружинка |
Возвращает механизм подачи |
В |
10 |
12 |
5 |
Кнопка управления |
Фиксирует положение пишущего стержня |
В |
5 |
6 |
-
Сведения о фактических затратах можно получить из счетов бухгалтерского учета (учитываются все виды затрат на реализацию функции.
-
Эвристические, ориентировочные оценки по функциональной нагрузке элементов делаются либо самим разработчиком (индивидуально) либо группой экспертов, эксклюзивно привлеченных к данной работе.
-
На заключительном этапе определяем отношение затрат к значимости (ценности) функции. Объект считается ценным, если это отношение меньше или равно 1. Потребитель принимает решение о приобретении объекта, когда ценность объекта значительно превышает затраты по всему жизненному циклу.
-
Как видно из таблицы, в данной конструкции авторучки избыточных функций не содержится.
-
«Узким местом» ТО является механизм подачи, разрешив которое мы (как разработчики) можем снизить общую себестоимость шариковой авторучки.
III. Практическая работа
Теперь вы – разработчики, которые желают снизить себестоимости изготовления карандаша с ластиком.
Задание построить конструктивную функциональную модель карандаша с ластиком.
Этапы работы:
-
Определить элементы ТО (карандаша).
-
Определить функции, которые они выполняют.
-
Определить к какой группе функций они относятся (главной, основной или вспомогательной).
-
Определить функциональную нагрузку.
-
Определить стоимость функций.
-
Данные занести в таблицу.
-
Сделать выводы (есть ли в данном ТО излишние функции, какой элемент требует усовершенствования?)
Данные (подсказки): Стоимость функций: ластик — 15%, обод — 10%, грифель — 40%, основа — 30%, покрытие — 5%. Функциональная нагрузка: 15%, 5%, 45%, 25%, 10% (не по порядку).
Бланк для выполнения задания.
Функции элементов |
Группа функций |
Функциональная нагрузка (значимость), % |
Стоимость функций, % |
||
№ п/п |
Наименование |
||||
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
Какой вывод можно сделать из полученных данных?
Обучающийся по желанию зачитывает результаты своей работы.
Теперь давайте сравним с образцом. Работа оценивается следующим образом: до 2-х ошибок – «отлично», 3-5 ошибок – «хорошо», более 5-8 ошибок – «удовлетворительно», более 8 ошибок – «неудовлетворительно».
IV. Выводы. Преимущества и недостатки метода.
Итак, теперь мы знаем, что такое ФСА, сущность, этапы и технологию проведения данного метода, давайте подумаем и определим, какие задачи можно решить, применяя этот метод?
Я прошу вас разделиться на группы по 4-5 человек и за 2 минуты выделить как можно больше задач.
Группа, правильно определившая 2-3 задачи, оценивается на «удовлетворительно», группа, нашедшая 4-5 задач, оценивается на «хорошо». И группа определившая более 5 задач, оценивается на «отлично».
Теперь посмотрим на ваши результаты. Назовите пожалуйста какая команда сколько определила задач, решаемых с помощью применения ФСА? Опрос начинаем с команды, нашедшей меньше всего задач.
А теперь посмотрим перечень задач, и какие задачи мы не назвали.
Задачами, решаемыми с помощью проведения ФСА, могут быть:
— повышение конкурентоспособности продукции;
— повышение качества объекта в целом или его составных частей;
— снижение затрат на производство;
— снижение материало-, фондо-, трудо- и энергоемкости;
— повышение производительности труда;
— замена дефицитных (в том числе импортных) материалов и комплектующих изделий;
— увеличение объема выпуска продукции без дополнительных капитальных вложений;
— ликвидация узких мест в производстве;
— снижение эксплуатационных и транспортных расходов;
— повышение экологичности производства;
— предупреждение, сокращение и устранение брака;
— разработка новых или совершенствование существующих конструкций, технологических процессов, систем организации труда и управления производством;
— прогнозирование развития объектов;
— решение других задач, направленных на повышение организационно-технического уровня и эффективности функционирования анализируемых систем.
ФСА — это работа над ошибками предприятия. Технические системы развиваются по определенным законам. Нарушение этих законов неизбежно приводит к материальным потерям как предприятия — производителя, так и потребителя. Функционально-стоимостный анализ позволяет выявить потери и устранить их причины.
Следует все же отметить, что этот метод вовсе не уникален. Основные этапы идентичны общепринятым стадиям научного подхода к решению проблем.
Применение ФСА требует серьезных затрат времени и ресурсов, но может обеспечить прибыль, многократно оправдывающую эти затраты.
Государственные агентства США в среднем на каждый инвестированный доллар получают более 20 долл. прибыли. Так, по данным Административно-бюджетного управления Нью-Йорка, за последние 16 лет использование ФСА сохранило Нью-Йорку сотни миллионов долларов.
В заключение приведем итоговый перечень преимуществ и недостатков ФСА.
Преимущества
-
Более точное знание стоимости продукции дает возможность принимать верные стратегические решения по:
а) назначению цен на продукцию;
б) правильному сочетанию продуктов;
в) выбору между возможностями изготавливать самостоятельно или приобретать;
г) вложению средств в научно-исследовательские работы, автоматизацию процессов, продвижение и т.п.
-
Большая ясность в отношении выполняемых функций, за счет которой компаниям удается:
а) уделить больше внимания управленческим функциям, таким как повышение эффективности дорогостоящих операций;
б) выявить и сократить объем операций, не добавляющих ценности продукции.
Недостатки:
а) Процесс описания функций может оказаться излишне детализированным, кроме того, модель иногда слишком сложна и ее трудно поддерживать.
б) Часто этап сбора данных об источниках данных по функциям недооценивается.
в) Для качественной реализации требуются специальные программные средства.
г) Модель часто устаревает в связи с организационными изменениями.
д) Реализация часто рассматривается как ненужная «прихоть», не достаточно поддерживается оперативным руководством.
Развитие теории ФСА, нашло широкое применение в отраслях машиностроения, электротехнической и электронной промышленности. Это связано с системностью метода, ставящего своей задачей в каждом конкретном случае выявить структуру рассматриваемого объекта, разложить его на простейшие элементы, дать им двойственную оценку (со стороны потребительной стоимости — и со стороны стоимости затрат на исследования, производство и эксплуатацию).
Компания, желающая прибыльно вести дело, должна создавать новую продукцию, которая может обеспечить потребителю такие выгоды, которые он ждет от нее.
Таким образом, ФСА и его методы прекрасно вписываются в набор средств обеспечения качества продукции и создания конкурентных преимуществ, которыми должно обладать каждое предприятие.
V. Ответы на вопросы.
-
Что такое функциональный анализ?
-
Кто впервые применил данный метод?
-
Какая главная цель ФСА?
-
Как классифицируются функции в рамках ФСА?
-
В чем отличие главных и вспомогательных функций?
-
Из каких этапов состоит функционально-стоимостный анализ?
VI. Подведение итогов урока
Рефлексия:
а) Что нового вы для себя почерпнули из сегодняшнего занятия?
б) Где вы сможете применить полученные знания о ФСА?
в) С какими трудностями вы столкнулись?
VII. Домашнее задание
Используя полученные знания, разобрать ТО, содержащий не менее 5 составных элементов. Составить сводную таблицу. Сделать выводы.
Заключение
Дидактический материал, подобранный к занятию, способствует расширению кругозора обучающихся, привлекает своей практической направленностью и актуальностью.
Занятие построено по принципу чередования разных видов учебной деятельности: работа со словарями, устные выступления, лекционный материала, практикум.
К данной методической разработке прилагается: 1 презентация
Приложение 1
Домашнее задание
Ключ
Рассмотрим пример, когда руководство предприятия хочет уменьшить количество травматических случаев. Для определения факторов и их взаимосвязи построим диаграмму Исикавы.
-
Выберем показатель – травматизм на производстве. Записываем его в середине правого края листа. Проводим к нему горизонтальную стрелку.
-
Определяем главные факторы, влияющие на травматизм, используя прием 4М: персонал, технология, оборудование и инструменты. Записываем их с обеих сторон от хребта диаграммы и проводим от них стрелки к хребту.
-
Определяем факторы второго порядка:
для оборудования и инструментов:
-
техническое состояние оборудования;
-
защитные средства;
-
инструменты, используемые персоналом в работе;
для персонала:
-
знание персоналом техники безопасности при производстве работ;
-
выполнение технологической дисциплины (предписанных инструкциями действий, техники безопасности);
-
здоровье (физическое состояние) работников;
для технологии:
-
привлечение рабочего персонала на непрофильные работы (к примеру, оператора станка для покраски цеха высотой 10м);
-
качество технологических процессов;
-
проверка оборудования и инструментов перед выполнением работ;
-
рабочее место.
Записываем их рядом с соответствующими факторами первого порядка и соединяем с ними стрелками.
-
Определяем факторы третьего порядка, влияющие на факторы второго порядка
для технического состояния:
-
износ оборудования (возраст и режим эксплуатации);
-
качество ремонта и обслуживания;
для защитных средств:
-
общие защитные средства (заземление оборудование, наличие ограждения для опасных зон, автоматическое отключение электроэнергии и т.д.);
-
средства индивидуальной защиты (каска, перчатки, маска и т.д.);
для инструментов:
-
обеспеченность работников необходимым инструментом;
-
техническое состояние инструментов;
для здоровья:
-
проведение периодического медицинского обследования персонала;
для знания техники безопасности:
-
обучение персонала технологии производства работ (с обучением безопасным методам работы), техники безопасности;
-
опыт (стаж), приобретенный после долговременной работы на производстве;
для выполнения технологической дисциплины:
-
влияние коллектива (если никто дисциплине не следует, то это побуждает любого работника пренебрегать установленным правилам, даже, если он их знает и понимает, к чему может привести их невыполнение);
-
приказ начальника (приказ непосредственного руководителя по игнорированию некоторых правил с целью уменьшения времени работы);
-
характер работника (присущие работнику невнимательность, безалаберность, лень и т.д.);
для качества технологического процесса:
-
рассмотрение в тех. процессе техники безопасности при производстве работ;
-
правильное установление норм времени на выполнение операций (если работник не будет успевать совершить операцию в отведенное время, то он может проигнорировать меры предосторожности для ускорения работы);
для рабочего места:
-
соответствие установленным требованиям (освещенность, температура и т.д.);
-
удобство выполнения требуемых операций (при постоянном выполнении неудобных действий, связанных с выполнением техники безопасности, работник может начать их игнорировать).
Записываем их рядом с соответствующими факторами второго порядка и соединяем с ними стрелками.
Для факторов второго порядка: привлечение рабочих на непрофильные работы, проверка оборудования и инструментов перед работой, факторы третьего порядка не определены, поэтому оставляем их так, как они были нарисованы в п.3.
-
Удаляем факторы, на которые невозможно повлиять или скомпенсировать их воздействие.
В нашем случае это «характер работника» и «опыт в знании техники безопасности».
-
Оцениваем степень влияния факторов на травматизм. Для этого рассматриваем травматические случаи, произошедшие за год и оцениваем какие факторы привели к их возникновению.
-
Как видно из произведенной оценки основными факторами, влияющими на травматизм, в нашем случае являются: наличие и техническое состояние индивидуальных средств защиты, обучение работников технике безопасности, привлечение рабочих на непрофильные работы. Решением этих вопросов и нужно заниматься в первую очередь.
PS: Естественно, что для разных сфер деятельности, предприятий и даже периодов времени результаты получатся другие, даже для достижения абсолютно одинаковой цели. На наш взгляд необходимо оценивать степень влияния факторов на рассматриваемый показатель не для общих случаев, а конкретно для возникшей ситуации, для чего проанализировать как можно большую выборку данных для того места в котором производится улучшение.
Приложение 2
Практическая работа
Ключ
Распределить данные в таблице.
Элементы ТО (карандаша с ластиком): Ластик, Обод, Грифель, Основа, Покрытие
Функции элементов: удалять следы удерживать ластик, удерживать грифель, передавать усилие, улучшать внешний вид, оставлять следы, передавать усилие, улучшать внешний вид, защищать основу, давать информацию.
Функциональная нагрузка: 15%, 5%, 45%, 25%, 10%
Группа функций: основная, вспомогательная, главная, вспомогательная, вспомогательная
Стоимость функций: 15%, 10%, 40%, 30%, 5%
Таблица должна быть заполнена следующим образом.
Функции элементов |
Группа функций |
Функциональная нагрузка (значимость), % |
Стоимость функций, % |
||
№ п/п |
Наименование |
||||
1 |
Ластик |
Удалять следы |
В |
15 |
15 |
2 |
Обод |
Удерживать ластик, улучшать внешний вид, передавать усилие |
В |
5 |
10 |
3 |
Грифель |
Оставлять следы |
Г |
45 |
40 |
4 |
Основа |
Передавать усилие, давать информацию, удерживать грифель |
О |
25 |
30 |
5 |
Покрытие |
Улучшать внешний вид, защищать основу |
В |
10 |
5 |
Вывод:
Ненужных функций нет. ТО является ценным для потребителя, так как отношение стоимости функций к значимости практически по всем элементам не больше 1, но элемент «обод» и «основу» можно немного усовершенствовать, так как даже незначительное сокращение затрат на единицу продукции отразится при большом объеме производства.
24