Технологическая карта учебного занятия
Тема урока «Заработная плата и факторы её формирования».
Предмет: экономика
Тип урока: комбинированный урок
Вид урока: практическое занятие
Технология: кейс-метод
Образовательные технологии: личностно-ориентированные, технология сотрудничества, проблемно-диалогическая, информационно-коммуникационная, групповой работы, продуктивного чтения, дифференцированного обучения, развивающего обучения, критического мышления
Методы обучения: репродуктивный, продуктивный (развивающий), словесный, практический
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая
Цель освоения учебного содержания: познакомить обучающихся с понятием заработная плата, углубить знания о факторах формирования заработной платы
Задачи:
образовательные:
— углубить знания о формах заработной платы;
— сформировать представление о факторах, влияющих на размер заработной платы;
развивающие:
— развитие навыков совместной деятельности;
— способствовать дальнейшему развитию навыков работы со статистическим материалом;
воспитательные:
— воспитание чувства уважения к другим людям;
— развитие способности слушать других;
— воспитать экономически грамотного гражданина своей страны.
Предметные результаты |
Ключевые компетенции |
В познавательной сфере: умение определять факторы формирования заработной платы, анализировать их; объяснять, в чем причины разного уровня оплаты труда. В коммуникативной сфере: умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог. |
Ценностно-смысловая компетентность: Умеют: определять понятия; вступать в речевое общение, работать с книгой, статистическим материалом, дидактическим материалом. |
Основные понятия темы: заработная плата, виды заработной платы, факторы формирования заработной платы.
Метапредметные связи: связь с правоведением (трудовое право), курсом обществознания, математикой
Организация пространства: использование публицистической статьи, презентации Power Point, статей Трудового кодекса РФ, учебные пособия, дидактический материал.
Технология изучения:
Время |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Универсальные учебные действия |
|
1.Организационный этап |
1 мин.
|
Приветствие, проверка отсутствующих и подготовленности обучающихся к уроку, организация внимания и позитивный настрой на урок. |
Приветствуют преподавателя
|
Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок |
2. Этап повторения пройденного материала |
5 мин.
|
Проверка знаний прошлых занятий. Мы говорили о рынке и производительности труда. А также затронули проблему безработицы. Тестовое задание: вопрос и к нему варианты ответов, вам надо выбрать один правильный ответ на вопрос. Работаете в тетради для к/р. Проверить правильность выполнения теста. |
Отвечают на вопросы преподавателя
Выполняют тестовое задание в тетрадях. Ребята обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения теста согласно критериев. |
Познавательные: Общеучебные – осуществляют поиск существенной информации (по воспроизведению в памяти)
|
3.Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала
|
5 мин.
|
Какое ранее неизученное, но известное из жизни понятие встретилось в тесте? Это понятие «заработная плата». О ней мы и будем говорить на нашем учебном занятии. Перейдем к следующему этапу нашего урока – новой теме. Одинакова ли зарплата у работающих людей? Действительно, уровни зарплат различаются, всему виной различные факторы. Давайте попытаемся спланировать нашу деятельность на уроке. О чем мы будем говорить? Эпиграф к уроку – слова Ф. Вольтера «Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды». Как вы их понимаете? Почему эти слова я взяла эпиграфом к нашему занятию? |
Вспоминают, с каким понятием ещё не знакомились на учебных занятиях.
Приводят примеры в различии зарплаты.
Определяют цели и задачи урока
Ребята отвечают, как они понимают слова эпиграфа и какое он имеет отношение к уроку. |
Познавательные: Общеучебные- осуществляют поиск существенной информации (по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: формулируют учебную задачу вместе с учителем Личностные: понимают значение знаний для человека |
4. Этап усвоения новых знаний: |
7 мин. |
Самый распространенный из доходов граждан – заработная плата. Смысл этого термина понятен без труда – речь идет о деньгах, которые платят «за работу». Что такое заплата? Какие факторы формируют з/п? Выясним в процессе урока. Вы разбиты на 3 группы. Каждой группе будет дан материал, с помощью которого вы подготовите свое выступление, и задание, которое группе необходимо будет выполнить. 1 группа: готовит выступление о том, что значит, понятие заработная плата и из каких частей она может состоять 2 группа: объясняет, какие факторы определяют различия в оплате труда работников с примерами 3 группа: анализирует рынок труда и выделяет профессии, заработная плата которых будет постоянно возрастать. На выполнение работы вам дано пять минут. |
Группы изучают материал, выполняют предложенные задания и готовятся к выступлению. |
Коммуникативные: умение высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других, умение работать в команде.
Познавательные: общеучебные — ориентируются в учебнике, дополнительной литературе; осуществляют поиск существенной информации. |
5.Этап усвоения новых знаний: заработная плата, виды зарплаты |
5 мин.
|
Преподаватель организует выступление ребят 1 группы. Добавляет. Показывает слайд с определениями и видами зарплаты. Организует беседу о разных видах зарплат. |
1 группа рассказывает о том, что значит зарплата, перечисляют виды зарплаты. |
Коммуникативные: умение выступать на публике. Личностные: понимают значение знаний для человека и применяют их. |
6.Этап усвоения новых знаний: факторы различия в уровне зарплаты |
4 мин.
|
Преподаватель организует выступление 2 группы. Добавляет. Показывает слайды с различными профессиями. Организует беседу по тому, как можно высчитывать разные виды зарплат, какие профессии получают тот или иной вид зарплаты. |
2 группа: объясняет какие факторы определяют различия в оплате труда работников. Ребята выбирают: представитель какой профессии будет получать большую зарплату, исходя из данного фактора. |
Познавательные: общеучебные – дополняют и расширяют имеющиеся знания о различии в оплате заработной платы. |
7.Этап усвоения новых знаний: перспективные профессии по уровню зарплаты |
3 мин.
|
Преподаватель организует выступление представителей 3 группы. Подведем итог сказанному: какие отрасли экономики будут постоянно развиваться? Почему именно они? С чем это связано? |
3 группа: выделяет профессии, заработная плата которых будет постоянно возрастать.
|
Познавательные: общеучебные – дополняют и расширяют имеющиеся знания о перспективных профессиях |
Валеопауза (гимнастика для снятия усталости с глаз) – 1мин. |
||||
8.Этап проверки понимания обучающимися нового материала |
8 мин.
|
Подготовка обучающихся к проверке знаний. Выполнение теста и решение практической задачи. Карточки красного цвета для успешных и сильных студентов; синего – со средней степенью усвоения материала; зелёного – медленное усвоение материала и выполнение задания. Выполнить самопроверку выполненного задания.
|
Прослушивают условия и порядок выполнения задания, выполняют дифференцированные тестовые задания
Проверка теста по критериям. Выставление оценок за тест с использованием критериев оценки. |
Личностные: развивают способность к самооценке |
9. Этап анализа и рефлексии совместной деятельности |
3 мин. |
Организация рефлексии с помощью задания: закончить предложения Меня заинтересовало … Я затруднялся… Хотелось бы узнать побольше о …. |
Ребята оценивают свою работу на уроке и работу каждого. |
Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние |
10.Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
3 мин.
|
Инструктирует ребят по выполнению домашнего задания. Проверяет записи домашнего задания. Преподаватель подводит итог урока, достижение целей и задач урока, Отмечает наиболее активных, благодарит ребят за работу на уроке. |
Записывают домашнее задание в тетради. |
Регулятивные: умеют анализировать свою работу на уроке, достижение целей и задач |