Сценарий праздника «Уральская мозаика»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка «Росинка» –

детский сад с осуществлением физического и психического развития,

коррекции и оздоровления всех воспитанников (МДОУ)

Сценарий праздника «Уральская мозаика»

Авторы: Полякова Елена

Валериевна,

музыкальный руководитель

высшей категории;

Орлова Светлана Ивановна

преподаватель изо I кв.

категории;

Хомей Инна Анатольевна,

воспитатель I кв.

категории;

детского сада № 11

«Малахитовая шкатулка»

г. Новоуральск, Свердловская область

2009 г

Цель: реализация Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 г. г.», целью которой является формирование патриотических чувств и сознания.

Задачи:

  • Закреплять знания детей о народных промыслах Урала, уметь различать и называть их.

  • Вызвать интерес к народному искусству своего края.

  • Воспитывать уважение к традициям своего народа, гордость за свой край.

Предварительная работа:

  1. Поездка в городской Краеведческий музей. Знакомство с изделиями народных промыслов Урала (воспитатели).

  2. Знакомство с Уральской лаковой живописью – Тагильскими подносами. Роспись подносов (преподаватель изо).

  3. Знакомство с народными промыслами – изделиями из глины керамического завода с. Таволги Невьянского района. Роспись лошадок (преподаватель изо).

  4. Рассказ об изделиях из железа. Каслинское литье (г. Касли Челябинской области). Выставка изделий в группе (воспитатели)

  5. Посещение выставки «Камнерезное искусство уральских мастеров» (изостудия, преподаватель изо).

Персонажи:

  • скоморох;

  • мистер Смитт, гость из Америки;

  • ведущая в народном костюме;

  • народные умельцы – 4 человека;

Зал оформлен в виде ярмарки: разделен на четыре зоны, каждая зона оформлена под один из промыслов Урала; у каждой зоны – свой мастеровой /взрослый/, одетый в народный костюм:

  • село Таволги – керамическая посуда

  • город Касли – литье

  • город Нижний Тагил – подносы

  • Камнерезное искусство – ювелирные украшения. Ювелирные украшения из уральских самоцветов

Дети одеты в народные костюмы (или их элементы присутствуют в одежде: бусы, ленты, сарафаны, картузы и т.д.) Дети входят в зал под веселую плясовую мелодию и останавливаются свободно, приплясывая на месте.

Дети: 1. Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал,

Как девочки, сосны босые сбегают с заснеженных скал.

2. Холодное небо, прозрачные дали,

громады застывшие скал.

Этому краю недаром дали гордое имя – Урал.

3. Урал – это значит земля золотая.

Урал – это рек полноводных простор,

Это леса, как огромные стаи

Кольцом окружили подножия гор.

4. Куда бы по белому свету дороги тебя не вели,

Ты сыном останешься этой, богатой уральской земли.

/здесь использованы стихи Татьяничевой/

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады приветствовать вас

у нас в гостях, на нашем празднике.

/звучит фоном спокойная музыка/

В славном царстве – государстве Российском есть

старинный край демидовский, Уралом называется.

А в краю том живут люди не простые, а мастеровые.

А что они своими руками делали, на ярмарку свозили.

Да и дети здесь славные да умелые: что слово молвить,

что спеть да сплясать – на все руки мастера!

/слышны звуки веселой плясовой/

Ведущая: Солнце красное встает, спешит на ярмарку народ!

Скоморох: /вбегает в зал/ Что за праздник? Что случилось?

Дети: /хором, руки в стороны разводят/ Это ярмарка открылась!

Скоморох: Дорогие горожане, сообщаем вам заранее:

Приглашаем, бьем челом, всех на ярмарку зовем!

Наши чудо – мастера ждут гостей у нас с утра!

Взглянуть на них хотите? Тогда сюда спешите!

Ведущая: Это только присказка, а что будет впереди –

приготовься и гляди!

Мальчик: Наш Урал трудом гордиться – делу время, потехе час!

Ну, а в праздник веселиться любят от души у нас!

Дети исполняют свободный перепляс под р.н.м.

Скоморох: Все готово тут у вас?

Все: В самый раз!

Скоморох: Все товары на виду?

Все: Тут как тут!

Скоморох: Коль готово, так и быть, время ярмарку открыть!

Эй, люд честной, уральский, мастеровой!

Собирайся, снаряжайся, на ярмарку отправляйся!

/звучит музыка, дети расходятся к своим мастеровым-умельцам/

А на ярмарке товары – тары, бары, растабары!

Везем на базар расписной товар!

Покупай дружно, кому что нужно!

Поспеши, народ честной, к нашей ярмарке большой!

На товар смотри, любуйся, покупай, да не торгуйся!

Ребенок: Ой, народу здесь немало! Почитай с всего Урала!

Свой товар сюда везут, громко хвалят, продают!

Слышен звук самолета, голос диктора: «Внимание! Внимание! Самолет из Америки приземлился на уральской земле! Повторяю…»

Скоморох: Расступись, народ честной, едет гость к нам дорогой!

Иностранец: /входит в зал, здоровается на английском

языке/

В разных странах я бывал, а куда сейчас попал!

Дети: В Россию, на Урал, в Новоуральск, в детский сад № 11.

Иностранец: Детский сад – yes, yes! А что есть Урал?

Дети: Это край, где мы родились и выросли……/показывают карту

Свердловской области. Рассказывают и объясняют/

А как вас зовут?

Иностранец: Теперь мне ясно, где я! А я есть мистер Смит. Мне

очень приятно с вами познакомится. /читает

на ломаном английском языке/ Ярмарка! А что есть

ярмарка?

Ребенок: Тут и пляшут, и поют, да товары продают!

Иностранец: Во многих странах я бывал, чудо разное видал!

Что у вас за чудеса? Только горы и леса. /машет рукой/

Ведущая: Край уральский наш большой – здесь народ мастеровой!

Дети: 1. Как народ живет – расскажем,

Песни вам споем и спляшем!

2. Ну, веселье, так веселье,

нет уральцев веселей!

Эй, уральские ребята,

Пой частушки поскорей!

Дети исполняют частушки «Уральские умельцы»

Общая: Вот веселые частушки сочинили мы для вас

Об уральских, об умельцах поведем сейчас рассказ.

  1. Занавеску белей снега на окно повесила,

А в уральских деревеньках нам живется весело.

  1. Край Уральский наш большой, в нем народ мастеровой,

И за что он ни возьмется все на славу, все с душой!

  1. На подносе два цветочка беленький да синенький,

Когда, мама, подрасту, подарю их миленькой.

  1. Ох, Урал ты наш Урал – славы не убавиться.

Он тагильскими подносами на весь мир прославится.

  1. Ты беги, река, беги во деревню Таволги,

Привези-ка мне оттуда много глиняной посуды.

  1. Город есть уральский Касли. Любят песни там и пляски,

Но еще, при всем при том, славен каслинским литьем.

  1. Не дари ты мне конфеты, не дари мне пряника,

Поезжай-ка в Таволги, привези керамику.

Общая: Мы пропели вам частушки про великие дела.

Славен наш Урал великий, где такие мастера!

Иностранец: Интересно, интересно!

На товары посмотрю, сувениров накуплю!

/идет к первой лавке с товаром/

1) Тагильские подносы.

Дети и мастеровой взрослый: /говорят по очереди/

Здравствуйте, люди добрые,

гости званные, гости желанные!

Проходите, осмотритесь,

к товарам нашим приценитесь!

Покупай, народ честной,

поднос железный, расписной.

Мы из Нижнего Тагила

привезли товар такой! /демонстрируют подносы/

Полюбуйся, здесь цветы –

небывалой красоты:

и бутон, и завиток,

и невиданный цветок.

Иностранец: Вот уж чудо, так уж чудо! Ого!

Такая вещь мне нужна, а какая цена?

Мастеровой: А что тебе не жалко?

Иностранец: /открывает свой чемоданчик/ Хочу подарить вам я

краски заморские, цвета яркие да необычные. Пригодятся они

вам для вашей работы.

Мастеровой: Спасибо, гость заморский! Выбирай поднос на любой

вкус.

Ведущая: Вдоль по ярмарке гуляем, а давайте поиграем!

Скоморох: Ой, ребята, все сюда, приключилася беда.

Кто собрать поднос поможет,

всех быстрее соберет – счастлив будет целый год!

Проводится игра «Собери поднос» (по принципу разрезных картинок)

Ведущая: Пока мы с вами тут играли, купцы в лавках заскучали.

Пора по ярмарке пройти, да кошельками потрясти!

  1. Керамическая посуда из деревни Таволги.

Иностранец: Низкий поклон вам, люди дорогие,

люди мастеровые!

Мастеровой и дети /по очереди/:

Оживает все вокруг от тепла искусных рук,

Полной чашей будет дом, коль работать с огоньком.

Подходите, выбирайте, приглянется – покупайте!

Чем знамениты Таволги? Керамикой своей,

Ее чудесной росписью, что радует людей.

Глины вдоволь накопаем: лепим, в печке обжигаем,

А когда придет черед – художник кисточку возьмет!

Посуда наша для щей и каши.

То-то гости рады будут есть из глиняной посуды!

Иностранец: Ой, да и эта посуда мне нужна! А какая цена?

Мастеровой: А что тебе не жалко?

Иностранец: /заглядывает в чемодан/ Вот вам глина заморская.

Дарю ее я вам, лепите, да свою посуду на ярмарку в Америку

привозите.

1 вариант.

Мастеровой: Спасибо, мистер Смит! /подает кувшин/ Пусть этот

кувшин напоминает вам о нашем Уральском крае.

Иностранец: Спасибо, какой красивый кувшин! Как из него не попить,

не угоститься моим любимым напитком! Я очень люблю колу.

/достает из чемодана кока колу/

Угощение детей кока колой /можно угостить и гостей/

Дети: Большое спасибо!

2 вариант.

Мастеровой: Спасибо тебе, мистер Смит! /подает кувшин/

Иностранец: Какой красивый кувшин, неужели сами сделали? Так и

хочется попить из него мой любимый напиток колу.

Ведущая: А у нас на Урале из такого кувшина квас пьют.

Звучит веселая музыка. По залу идет бабушка с котиком.

Иностранец: Это кто идет сюда?

Скоморох: Это Катя к нам идет и корзиночку несет.

Проводится рус.нар.игра «Катя — Катерина»

Идут по кругу, поют. Противоходом идет Катя с платочком.

Текст: Катя, Катя, Катерина, нарисована картина.

Катя песенку поет и с платочком к нам идет.

Катя: (останавливается около пары детей) Раз-два-три, беги,

и платочек мой возьми.

Двое детей бегут в разные стороны, кто вперед возьмет платочек, тот становится водящим.

Иностранец: Какая веселая игра, но дальше нам идти пора,

другие ждут нас мастера!

  1. Каслинское литье.

Мастеровой и дети /по очереди/:

Тары – бары, растабары – есть хорошие товары.

Не товар, а сущий клад – разбирайте нарасхват.

Вот товар красивый, яркий, покупайте для подарка

Из железа сувенир знаменитый на весь мир,

Покупай, да не жалей сувениры из Каслей!

Иностранец: Я мистер Смит, мое имя в переводе на русский язык

означает кузнец. I love you metal.

И эта красота мне нужна, а какая цена?

Мастеровой: По денежке.

Иностранец: /достает из чемодана и подает доллары/

Денежки-то у меня есть!

Мастеровой: Выбирай, мистер Смит, что тебе нравится

Иностранец: (выбирает) Спасибо большое! Хорошо в краю мне

вашем, может мы сейчас попляшем?

Скоморох: Да и правда, детвора, поплясать пришла пора! Мальчики,

приглашайте девочек!

Исполняют танец на рус. нар. мелодию «Светит месяц» (движения Т. Суворовой «Танцевальная ритмика»)

(после танца дети кланяются и мальчики провожают девочек на места)

Ведущая: Дальше просим вас пройти!

Скоморох: Наши торговые ряды на все вкусы и лады!

  1. Камнерезное искусство.

Мастеровой и дети: /по очереди/

А, ну, народ, подходи! На диковинку погляди!

На земле Уральской нашей самоцветов много есть:

Малахит, агаты, яшма, что не можно глаз отвесть!

Камнерезы дело знают: пилят, точат, ограняют.

Не успеешь оглянуться, камень может обернуться

В бусы, серьги, амулеты и красивые браслеты.

Даром время не теряй, подходи, да покупай.

Иностранец: (любуется, хвалит украшения, выбирает)

Мне все ваши изделия нравятся, я бы все их купил.

Бусы куплю и жене подарю, а что хотите взамен?

Мастеровой: А ты поиграй с нами! Нам этого очень хочется, правда,

ребята?

Дети: Да!!!

Иностранец: Yes, yes! А во что же мы играть будем?

Скоморох: В города. А поможет город назвать нам этот белый

камень. /берет со стола камнерезов/.

Ведущая: К кому камень попадет, тот и город назовет, да не простой,

а уральский.

Проводится рус. нар. игра «Белый камень»

/Белый камень у меня, у меня, посмотрите на меня, на меня.

На Урале я живу, я живу, любой город назову, назову!/

(передают камень друг другу, на ком останавливается –

называет любой город Урала)

Иностранец: Как я много о вас узнал, какой у вас край мастеровой,

да славный.

Скоморох: Мистер Смит, а давайте наши дети и гости тебе на

музыкальных инструментах сыграют.

Иностранец: Yes, yes! Я с удовольствием послушаю!

Скоморох и Ведущая: /раздают детям и гостям музыкальные

инструменты/

Шумовой оркестр рус. нар. мелодия «Калинка»

Иностранец: Хочу я у вас спросить: как же это у вас все хорошо

получается: и работать на славу, и песни петь, и

плясать, и на музыкальных инструментах играть?

Наверное какой-то секрет знаете?

Ведущая: Да потому, мистер Смит, мы все успеваем, нам дружба

помогает.

Дети: /перечисляют черты характера, которые помогают им в своей работе: терпение, трудолюбие, творчество, умение доводить начатое дело до конца и др./

Иностранец: Как интересно, но домой мне пора! Вот и домой мне

пора! А расставаться не хочется. Давайте я вас на

память сфотографирую Буду вспоминать вас и всем

расскажу, какие люди живут на

Урале: веселые и мастеровые! Да и ваши сувениры

покажу! Спасибо за радушный и теплый прием.

Дети: /прощаются/

Иностранец: /уходит/

Скоморох: За веселье всем спасибо, рад был с вами веселиться,

А теперь настало время всем домой нам возвратиться!

Ведущая: Спасибо, что на ярмарку пришли…

Вот уж солнышко садится, пора с гостями нам проститься!

А это мастерицы — умелицы

К нам приехал гость заморский.

Наш веселый перепляс!

Использованная литература:

1. Барадулин В. А., «Уральский букет» — народная роспись горнозаводского Урала, 1987 год.

2. Петрушина Т.Н., «Уральская лаковая живопись» — пособие,

г. Пермь, 1996 год.

3. «Уральские промыслы», г. Челябинск, 2003 год.

4. «Урал мастеровой», г. Свердловск, 1997 год

5. «Ювелирное искусство Урала», г. Свердловск, 1981 год

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *