Система использования корригирующих пауз в учебном процессе в начальной школе

« Система использования корригирующих пауз в учебном процессе в начальной школе»

Известно, что в настоящее время вследствие экологических, социальных, медицинских причин растет процент детей с ослабленным здоровьем. Ослабленные дети труднее адаптируются к условиям жизни, часто болеют, требуют усиленной медицинской помощи. Малоподвижное положение, эмоциональные нагрузки, связанные с новым режимом и новым коллективом — это не только трудности в учебно-воспитательном процессе, но и факторы риска для психосоматического статуса ребенка. Сохранить здоровье учащихся в условиях класса, школы на основе физиологического подхода — наша главная задача. Мы видим за физическим развитием ребенка — психическое развитие, за физическими отклонениями — психические отклонения и, восстанавливая физический баланс, восстанавливается психоэмоциональный баланс.

В нашей школе велась опытно-экспериментальная работа по теме

« Сохранение здоровья учащихся в условиях школы на основе физиологических подходов» под руководством кандидата биологических наук Руденко А. А., о которой хотелось мне рассказать.

Цель нашей работы: создать оптимальные физиологические условия для развития физических, функциональных и психоэмоциональных функций ребенка; привить навыки самоконтроля, когда ребенок самостоятельно может:

-противодействовать стрессу, в том числе, связанному с учебными перегрузками;

-сохранять и развивать здоровье в целом;

-развивать потребность в творчестве.

Задачи эксперимента:

  1. Совершенствование коррекционно-развивающих пауз и развивающей среды.

  2. Работа с родителями.

  3. Анализ и обобщение полученных срезовых диагностических материалов.

  4. Совершенствование здоровьесберегающей среды.

  5. Создание индивидуальных программ здоровья учащихся.

Методы исследования:

Диагностические тесты, используемые при заполнении паспорта здоровья ребенка ( осмотр, антропометрия, количественная оценка рессорной функции стопы и асимметрии тела, оценка мышечной силы, тесты на равновесие и координацию, оценка лево-правополушарных взаимодействий мозга, оценка дыхательной функции, анкетирование, тесты на креативность).

На уроках физкультуры закрепление навыков осуществляется в основном блоке упражнений (здесь профилактика и коррекция осанки, укрепление рессорной функции стопы, укрепление буферной функции позвоночника и суставов, профилактика простудных заболеваний).

На уроках музыки большее внимание уделяется развитию дыхания, благодаря которому развивается носовое дыхание, эмоциональная устойчивость; укрепляются и развиваются внутренние органы, а также этот навык способствует профилактике простудных заболеваний.

На уроках ИЗО — развитию круговых движений для снятия психоэмоциональной напряженности.

На занятиях психолога и логопеда — развитию лево — правополушарных взаимодействий.

Цель коррекционное — развивающих пауз, если в первых классах — это снятие утомляемости на уроках и предупреждение учебных перегрузок, то во вторых — четвертых классах паузы носят физиологический, психологический и педагогический смысл.

Паузы также используются для увеличения эффективности освоения учебного материала, развития кинестетического начала восприятия учебного материала.

На своих уроках, для профилактики нарушения зрения, психоэмоциональной напряженности и оптимизации работы мозга, использую следующие упражнения:

  1. Решения « круговых» примеров, записанных по « восьмерке».

  2. Прописывание цифры, буквы глазками, каждым пальчиком.

  3. Игра « Что любит глаз».

  4. Счет до 20 и обратно по числовому ряду.

  5. Игра « Чет-нечет». При назывании четных чисел, ребята моргают правым глазом, а нечетным — левым.

  6. Восстановление числового ряда, слова.

  7. Чтение слов и слогов слева — направо и справа – налево.

  8. Игра с закрытыми глазами. Перенести квадрат из левого нижнего угла в правый верхний угол и т.д.

  9. Упражнение: « Найди предметы» среди рисунков, наложенных друг на друга.

  10. Узнавание недописанных букв.

Для профилактики психо — эмоционального напряжения и создания условий для гармонизации и развития головного мозга:

  1. При выполнении устных заданий ребята стоят на левой ноге, а затем на правой.

  2. Повторяя счет до 10, 20, через 1 , 2, …дети идут вперед, след в след. В обратном порядке — дети идут спиной вперед, ставя ноги след в след.

  3. Чтобы сохранить работоспособность на данном этапе урока, хороши наклоны головы вниз — вверх, влево — вправо.

  4. Игра» Угадай- ка». Ребенок загадывает предмет и рисует его носиком, а остальные должны догадаться, что же задумал он.

  5. Читается слово. Дети носиком « пишут» гласную букву, которая есть в этом слове.

  6. Игра. Левой рукой показать правый глаз, правой рукой – левое колено, левой рукой – похлопать по животику, а правой в это время — погладить головку и т.д.

Для профилактики и коррекции нарушений осанки:

  1. Упражнение: сидим на краю стула, что помогает держать вертикаль.

  2. « Завяжи узелок между лопатками».

  3. Упражнение. Сидя, с закрытыми глазами, потянуться макушкой вверх.

  4. Игра « День — ночь» (всем известна).

Результаты статистического анализа анкет, диаграмм показали следующее:

  1. в контрольном классе ярко выраженных изменений нет; в экспериментальном – улучшение состояния здоровья;

  2. в контрольном классе – реальный балл успешности овладения основными физиологическими навыками составляет 67 единиц из 250; в экспериментальном- высокая степень усвоения всех навыков. Реальный балл составляет 208 из 250;

  3. в контрольном классе — стандартное отношение к собственному здоровью.

Увеличилось число педагогов, заинтересованных в познавательной и практической сферах собственного здоровья.

Можно с уверенностью сказать, что данный подход имеет положительные результаты и требует дальнейшего совершенствования и широкого применения.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *