« Система использования корригирующих пауз в учебном процессе в начальной школе»
Известно, что в настоящее время вследствие экологических, социальных, медицинских причин растет процент детей с ослабленным здоровьем. Ослабленные дети труднее адаптируются к условиям жизни, часто болеют, требуют усиленной медицинской помощи. Малоподвижное положение, эмоциональные нагрузки, связанные с новым режимом и новым коллективом — это не только трудности в учебно-воспитательном процессе, но и факторы риска для психосоматического статуса ребенка. Сохранить здоровье учащихся в условиях класса, школы на основе физиологического подхода — наша главная задача. Мы видим за физическим развитием ребенка — психическое развитие, за физическими отклонениями — психические отклонения и, восстанавливая физический баланс, восстанавливается психоэмоциональный баланс.
В нашей школе велась опытно-экспериментальная работа по теме
« Сохранение здоровья учащихся в условиях школы на основе физиологических подходов» под руководством кандидата биологических наук Руденко А. А., о которой хотелось мне рассказать.
Цель нашей работы: создать оптимальные физиологические условия для развития физических, функциональных и психоэмоциональных функций ребенка; привить навыки самоконтроля, когда ребенок самостоятельно может:
-противодействовать стрессу, в том числе, связанному с учебными перегрузками;
-сохранять и развивать здоровье в целом;
-развивать потребность в творчестве.
Задачи эксперимента:
-
Совершенствование коррекционно-развивающих пауз и развивающей среды.
-
Работа с родителями.
-
Анализ и обобщение полученных срезовых диагностических материалов.
-
Совершенствование здоровьесберегающей среды.
-
Создание индивидуальных программ здоровья учащихся.
Методы исследования:
Диагностические тесты, используемые при заполнении паспорта здоровья ребенка ( осмотр, антропометрия, количественная оценка рессорной функции стопы и асимметрии тела, оценка мышечной силы, тесты на равновесие и координацию, оценка лево-правополушарных взаимодействий мозга, оценка дыхательной функции, анкетирование, тесты на креативность).
На уроках физкультуры закрепление навыков осуществляется в основном блоке упражнений (здесь профилактика и коррекция осанки, укрепление рессорной функции стопы, укрепление буферной функции позвоночника и суставов, профилактика простудных заболеваний).
На уроках музыки большее внимание уделяется развитию дыхания, благодаря которому развивается носовое дыхание, эмоциональная устойчивость; укрепляются и развиваются внутренние органы, а также этот навык способствует профилактике простудных заболеваний.
На уроках ИЗО — развитию круговых движений для снятия психоэмоциональной напряженности.
На занятиях психолога и логопеда — развитию лево — правополушарных взаимодействий.
Цель коррекционное — развивающих пауз, если в первых классах — это снятие утомляемости на уроках и предупреждение учебных перегрузок, то во вторых — четвертых классах паузы носят физиологический, психологический и педагогический смысл.
Паузы также используются для увеличения эффективности освоения учебного материала, развития кинестетического начала восприятия учебного материала.
На своих уроках, для профилактики нарушения зрения, психоэмоциональной напряженности и оптимизации работы мозга, использую следующие упражнения:
-
Решения « круговых» примеров, записанных по « восьмерке».
-
Прописывание цифры, буквы глазками, каждым пальчиком.
-
Игра « Что любит глаз».
-
Счет до 20 и обратно по числовому ряду.
-
Игра « Чет-нечет». При назывании четных чисел, ребята моргают правым глазом, а нечетным — левым.
-
Восстановление числового ряда, слова.
-
Чтение слов и слогов слева — направо и справа – налево.
-
Игра с закрытыми глазами. Перенести квадрат из левого нижнего угла в правый верхний угол и т.д.
-
Упражнение: « Найди предметы» среди рисунков, наложенных друг на друга.
-
Узнавание недописанных букв.
Для профилактики психо — эмоционального напряжения и создания условий для гармонизации и развития головного мозга:
-
При выполнении устных заданий ребята стоят на левой ноге, а затем на правой.
-
Повторяя счет до 10, 20, через 1 , 2, …дети идут вперед, след в след. В обратном порядке — дети идут спиной вперед, ставя ноги след в след.
-
Чтобы сохранить работоспособность на данном этапе урока, хороши наклоны головы вниз — вверх, влево — вправо.
-
Игра» Угадай- ка». Ребенок загадывает предмет и рисует его носиком, а остальные должны догадаться, что же задумал он.
-
Читается слово. Дети носиком « пишут» гласную букву, которая есть в этом слове.
-
Игра. Левой рукой показать правый глаз, правой рукой – левое колено, левой рукой – похлопать по животику, а правой в это время — погладить головку и т.д.
Для профилактики и коррекции нарушений осанки:
-
Упражнение: сидим на краю стула, что помогает держать вертикаль.
-
« Завяжи узелок между лопатками».
-
Упражнение. Сидя, с закрытыми глазами, потянуться макушкой вверх.
-
Игра « День — ночь» (всем известна).
Результаты статистического анализа анкет, диаграмм показали следующее:
-
в контрольном классе ярко выраженных изменений нет; в экспериментальном – улучшение состояния здоровья;
-
в контрольном классе – реальный балл успешности овладения основными физиологическими навыками составляет 67 единиц из 250; в экспериментальном- высокая степень усвоения всех навыков. Реальный балл составляет 208 из 250;
-
в контрольном классе — стандартное отношение к собственному здоровью.
Увеличилось число педагогов, заинтересованных в познавательной и практической сферах собственного здоровья.
Можно с уверенностью сказать, что данный подход имеет положительные результаты и требует дальнейшего совершенствования и широкого применения.