Род и число имен существительных. 3 класс

Тема: Род и число имен существительных.

Цель: тренировать умение изменять им. существительные по числам, распознавать род имен существительных, способствовать развитию памяти, мышления, наблюдательности, умения делать выводы и обобщения; формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.

Оборудование: карточки для работы в парах, группах, для фронтальной работы (разноуровневые задания),толковый словарь, карточки для рефлексии

Ход урока:

1.Орг. момент: (Как хорошо, что сегодня мы снова вместе. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне. Мы спокойны, доброжелательны, главное, мы все здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос, вдохните в себя капельку добра, выдохните через рот. Пусть останутся позади все огорчения. Садитесь , спинки держим прямо.

2. Минутка чистописания: съ Встречается такое сочетание в словах? (Да, где «с» является приставкой)

3.Работа над ошибками. «Ошибка дня» Слово дворник. Какая ошибка допущена? (Написано 2 буквы н).Почему надо писать одну букву н? Написать еще 2 слова на это правило.(Садовник, полковник)

4. Словарная работа. Диктую слова, постарайтесь запомнить все, написать в тетради, подчеркнуть орфограммы: Въехал, вьет, мягкий, мычать, устный, не удивил, суббота. Какое слово можно назвать лишним?(суббота) По какому принципу? Докажите, что это имя существительное. Объясните значение слова. Прочитать объяснение в словаре Ожегова. Назовите грамматические признаки этого существительного.

5. Постановка темы урока: Кто догадался, о какой части речи пойдет речь на уроке?(имя существительное) Да, будем тренироваться в умении распознавать род и число имен существительных .

6. Работа по теме урока: Скажите, какая часть речи помогает определить роб имени существительного? а)Вспомним стишок: Женский род запомню я.

И скажу: она, моя.

И запомню род мужской

И опять скажу: он ,мой.

Средний род: оно, мое.

Это правило твое.

В форме какого числа может быть большинство имен существительных?

7. Физминутка.: 1-2 Правую руку вперед, левую-вверх, 3-4 Меняем руки. Выполнить 5-6 раз. Потрясти кистями.

б) Самостоятельная работа. Предлагаю 3 уровня заданий: легкий, средний, сложный. Каждый выбирает себе задание сам.

1 уровень: Определить род и число имен существительных : рыба- … рыбак-… мосты-… озеро-… яблоки-…вода-…

2 уровень:Найти и подчеркнуть имена. существительные . Определить их род и число. – Красивая, окно, ты, тетрадь, братья, под, я, Ольга, приехал, читать, стулья.

3 уровень: Найти имена сущ-ые в тексте. Определить их род и число.

Ветки белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Потом повеют теплые ветра,

Они меня прогонят со двора.

Вывод: Чтобы определить род имен существительных мн.числа или существительных, стоящих в форме косвенного падежа, нужно поставить это существительное в начальную форму(форму ед. числа)

в) Работа в группах и парах.

Темы для творческой работы: «Мой класс», «Медицинский кабинет», «Наша столовая». Задача группы- написать имена существительные в 3 столбика( по родам). Работают 3 группы по 4 человека, остальные работают в парах. Задание для работы в парах: придумать с существительными : цветок, бабочка предложение: повествовательное, невосклицательное, распространенное, сказуемое выражено глаголом настоящего времени) Работа с учебником: стр.65, упр. 33 (выполняют учащиеся, чья фамилия начинается на букву «Д», «П». остальные выполняют упр.35.

8. Подведение итогов. Игра «Верите ли вы?»

— В русском языке 2 рода имен существительных? (-)

-Определить род имен существительных во мн. числе возможно? (+)

— Существительные изменяются по родам? (+)

— Существительные не изменяются по родам? (+)

-В русском языке есть существительные с твердой и мягкой основами? (+)

9. Рефлексия. Самооценка. Оцените свою работу, выберите 1 предложение из трех, на полях нарисуйте смайлик:

— Не понял тему урока

-Надо еще поработать дома

-Мне все понятно

Спасибо всем за урок. Дом. зад. Стр.66, упр. 38

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *