Разработка урока обучения грамоте в 1 классе ««Согласные звуки [л],[ л’]. Буквы Лл.»»

  1. ФИО автора материала: Кузнецова Ирина Сергеевна

  2. Место работы: ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский м. р. Красноярский Самарской области

  3. Должность автора: учитель начальных классов.

Тема: «Согласные звуки [л],[ л’]. Буквы Лл.»

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [л],[ л’], буквами Лл; развивать речь, внимание, логическое мышление, умение обобщать, классифицировать и систематизировать знания; воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты (предметные): умеют выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [л],[л’], узнают графический образ букв; владеют навыками чтения сочетаний букв, слов, предложений;

Универсальные учебные действия:

Личностные: формирование положительного отношения к школе и чувства необходимости учения.

Регулятивные: осваивать правила оценивания своей работы, составлять план урока в соответствии с заданиями на странице Азбуки и прописи.

Познавательные: слышать и различать новые звуки в словах; писать новые буквы в соответствии с образцом; читать текст вслух; списывать без ошибок с письменного шрифта.

Коммуникативные: выполнять правила работы в группе; определять цель задания, контролировать правильность ответов друг друга.

Образовательные ресурсы: Экран, проектор, компьютер; грибы с буквами; 2 корзинки, картинки грибов, 2 осенних листочка с загадками; листочки с заданиям для чтения – жёлтого, оранжевого, красного цвета; Лисичка Лизавета.

Ход урока:

I. Организация начала урока.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки!

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо, под рукой!

II. Актуализация знаний.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Куда мы с вами попадём –

Узнаете вы скоро

В нашем путешествии найдём

Помощников весёлых.

— Отгадайте загадку и узнаете, кто будет нам помогать сегодня на уроке:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.

Кто это? (Лиса.)

Молодцы, ребята, конечно же это лиса. Лисичка Лизавета зовёт нас к себе в гости. Где живёт лиса? Сегодня мы пойдём на прогулку в осенний лес.

III. Повторение пройденного.

— Как красиво осенью в лесу! На деревьях разноцветные листья, они плавно падают на землю. А под листьям спрятались грибы. Ребята, а вы знаете названия грибов? Сейчас мы это проверим. Вероника, Илья, Алина и Саша приготовили для нас загадки про грибы. Давайте их внимательно послушаем и отгадаем.

— Вот в траве приметные

Шляпки разноцветные.

Вспомни ты их имя,

Но не ешь сырыми. (Сыроежки.)

— Очень дружные ребята,

У пенька живут… (опята)

— Где хвоинок многовато

Поджидают нас… (маслята)

— Под осиной гриб тот, дети,

В ярком красненьком берете. (Подосиновик.)

(После того, как дети скажут свои варианты ответов, учитель показывает картинки с изображением грибов.)

— Молодцы, хорошо отгадываете загадки.

Яркие и бледные,

Съедобные и вредные.

Грибы – ребята дружные,

Природе очень нужные!

— Вот и Лисичка Лизавета тоже приглашает нас за грибами на лесную полянку. Она приготовила для нас две корзинки – с красным и синим цветочками. Попробуйте догадаться, какие грибы в какую корзинку надо положить.

— Почему вы сделали именно так?

— Как отличить согласный звук от гласного?

— Давайте поиграем с буквами. Составьте как можно больше слогов из изученных букв и доскажите до целого слова.

IV. Физкульминутка.

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята.

Наклоняйся — раз, два, три,

И в лукошко набери!

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

Три часа в лесу бродили

Все тропинки исходили.

Утомил всех долгий путь –

Дети сели отдохнуть.

V. Постановка учебной задачи.

— Летели листочки с деревьев и оказались под ногами у Лисички Лизаветы. Ой, ребята, оказывается это не обычные литья, на них написаны загадки. Давайте поможем нашей Лизавете отгадать загадки и сделать звуковой анализ слов-отгадок:

  • На дереве под ветерком мы зашуршим.

Наступит время – дружно облетим.

И под ногами тихо зашуршим. (Лист.)

  • Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.(Лось.)

— Что объединяет слова-отгадки? Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

(ответы детей)

— Правильно, ребята. Сегодня вы познакомитесь с новыми звуками и буквами, научитесь читать и писать новые слова.

VI. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

— Давайте произнесём звук [л] и проверим, встречает он преграду или нет, произносится с голосом или нет.

— Какой вывод вы можете сделать?

Вывод: это согласный звук, звонкий, может быть твёрдым, может быть мягким.

— Откройте учебники на с.62-63, внимательно рассмотрите иллюстрацию.

Лисичка Лизавета хочет познакомиться с животными, у которых в названии есть звуки [л], [л’]. (Слон, осёл, летучая мышь.)

— В названии каких неживых предметов, изображённых на картинке, встречаются звуки [л], [л’]?

Знакомство с буквами Лл.

— Посмотрите на доску. Вы видите букву звука [л]. Она называется «эль». Сравните печатные и письменные буквы «эль».

— Посмотрите на доску, на доске появились слоги. Давайте их сейчас прочитаем хором.

(На доске слоги: ал, ул, ол, ил, ыл, ла, ло, ли, лу, лы.)

VII. Закрепление знаний и способов деятельности.

— Осенние листья упали не только на доску, но и на ваши парты. Прочитайте. Что написано на ваших листочках.

(Работа по группам.)

1 группа (жёлтый листок):

ла ло лы ли лу

стол кукла

стул куклы

2 группа (оранжевый листок):

катала уснули

катал уснул

У Оли кукла.

Она катала кукол.

Куклы уснули.

3 группа (красный листок):

А слониха-щеголиха

Так отплясывает лихо,

Что румяная луна

В небе задрожала

И на бедного слона

Кубарем упала.

— Лисичка Лизавета очень хочет послушать, что написано на ваших листочках. Прочитаете, пожалуйста, вслух.

(Читают по одному ученику от каждой группы.)

— Ребята, если вы внимательно слушали своих товарищей, то сможете ответить на следующие вопросы:

  • Название какой игрушки прочитала Яна?

  • Как звали девочку, у которой была кукла?

  • На кого упала луна?

— Молодцы, ребята.

  1. Физкультминутка.

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Чтоб получше нам размяться, будем глубже наклоняться.

Наклоняемся вперёд

1,2,3,4,5.

А потом наоборот

1,2,3,4,5.

Вот ещё одно заданье –

Выполняем приседанья.

Не ленитесь приседать

1,2,3,4,5.

Тянем наши руки к небу,

В стороны разводим.

Повороты вправо-влево

Плавно производим.

И попрыгать нам пора –

Мы не прыгали с утра.

Хоть приятно разминаться,

Вновь пора нам заниматься.

  1. Работа по прописи.

— Какие вы молодцы, ребята, как у вас хорошо получается. А вот Лисичка Лизавета немного расстроилась. Хотела она написать своим друзьям письмо, а вот букву «эль» написать не сумела. Давайте вместе с ней научимся писать строчную букву «эль». Откройте прописи на с. 23. Из каких элементов состоит эта буква?

X. Рефлексивно-оценочный этап.

— какие новые звуки вы узнали?

— какие секреты звука л вы запомнили?

— какую новую букву научились писать?

— как вы думаете, почему именно Лисичка Лизавета захотела нам сегодня на уроке помогать?

— вы обратили внимание, что на ваших партах лежат ещё одни листочки белого цвета? Если вам понравилось сегодня на уроке ваша работа, вам всё понятно и нет никаких вопросов по теме урока – раскрасьте листочек в зелёный цвет, если вам на уроке было интересно, но не всё понятно – раскрасьте листочек в жёлтый цвет , а если у вас осталось много вопросов по теме урока – раскрасьте листочек в красный цвет.

5

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *