Разработка урока изобразительного искусства на тему: «Древние образы, единство формы и декора в народной Дымковской игрушке». (5 класс, по программе Б.М. Неменского)

МКОУ «Любинская средняя школа №1»

Разработка урока изобразительного искусства

на тему:

«Древние образы, единство формы и декора в народной Дымковской игрушке».

(5 класс, по программе Б.М. Неменского).

Автор:

Чхун Ольга Анатольевна, учитель МКОУ «Любинская СОШ №1»

р. п. Любинский, 2011 г.

Тема: Древние образы, единство формы и декора в народной Дымковской игрушке.

(5 класс, по программе Б.М. Неменского)

Цель: Формирование у детей ценностного отношения к совместной учебно – познавательной и учебно – практической деятельности по осознанию древних образов и декора в народной Дымковской игрушке.

Задачи:

1). Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи

2). Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.

3). Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Оборудование и материалы:

  1. Медиапрезентация «Древние образы, единство формы и декора в народной Дымковской игрушке».

  2. Образцы готовых расписанных игрушек.

  3. Музыкальный ряд (русские народные песни).

  4. Сигнальные карточки.

  5. Художественные материалы: краски, кисти, простой карандаш, альбом, баночка для воды.

Ход урока:

1.Орг. момент:

Учитель: С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

Начинаем наш урок.

Учитель: Ребята, готовы ли вы к уроку (подняли сигнальные карточки) Какой урок у нас?

Дети: Изобразительное искусство.

Учитель: А почему вы так считаете?

Дети: Я, считаю, что к уроку я готов. Потому что приготовил: альбом , краски, кисти ,карандаш, баночку для воды.

Учитель: А только ли учебные предметы могут нам пригодиться?

Дети: Ум, внимание, скорость.

2. Постановка учебной задачи.

У: Посмотрите на слайды.

У: А как вы думаете, какая тема урока?

(Дымковская игрушка и т.д.)

У: Чем мы будем заниматься на уроке? (слайд с Дымковской игрушкой)

Д: Будем знакомиться с историей Дымковской игрушки ,ее отличительными особенностями игрушки ,выполним эскиз.

У: Молодцы.

У: Вы определили цель нашего урока. Мы будем знакомиться с историей возникновения Дымковской игрушки, узнаем об ее отличительных особенностях. (Цель урока на слайде)

3. Беседа.

Учитель: Ребята, С самого раннего детства вас окружают игрушки. Посмотрите на игрушки, которые у меня в руках. Чем они отличаются.

Ребята:

Одна игрушка сделана на заводе, а другая сделана вручную.

Учитель:
Правильно. В старину игрушку купить было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишки тоже хотели играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву»- игрушки. Из мочалок, тряпок, соломы, дерева … Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.

Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские.

Дымковская игрушка

Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался Солнцу. Его участники свистели в глиняные свистульки и перекидывались расписными глиняными шариками.

Ласково и нежно называют игрушку — «дымка».

Ребята, а почему игрушку так назвали?

Ребята:

Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город с этим названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину зародился помысел.

Учитель:

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины деревни Дымково лепили игрушки для ярмарки. А почему именно зимой лепили игрушки?

Ребята:

Потому что у крестьян зимой было свободное время.

Учитель:

Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька…

Если посмотреть на узор, то из каких элементов он состоит?

Ребята:

Он необычайно прост: кружочки, прямые, волнистые, клеточки, точки…

Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могли быть все цвета одновременно). Один цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок!

Учитель:

Ребята, что лепят дымковские мастерицы?

Ребята:

Дымковские мастерицы лепят: птиц, коней, индюков, баранчиков, нянек, оленей…

Учитель:

А сейчас промысел существует?

Ребята:

И в наше время промысел не забыт, до сих пор в центре города Вятки работают художественные мастерские.

Учитель:

Перед тем как приступить к практической части нашего урока я хочу прочитать вам замечательное стихотворение.

Дымково.

Чем знаменито Дымково

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей как басы.

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично,

В ней молодость – изюминка,

В ней удаль и размах.

Синейте охра с суриком

По всей земле в домах.

В. Фафанов

4. Постановка практической задачи:

(во время выполнения практической работы приглушено звучат русские народные песни)

Учитель:

Ребята! Вот мы и подошли к практической части нашего урока. Сейчас мы будем выполнять эскиз своей дымковской игрушки. Работа будет в парах. На следующем уроке по вашим эскизам мы будем лепить модель игрушки из глины.

Но, прежде чем приступить к работе, давайте вместе напишем на доске критерии оценивания ваших работ.

Критерии оценивания работ:

-аккуратность

-соблюдение цветовой гаммы

-композиционное размещение игрушки на формате

-орнамент

Теперь можно приступать к выполнению эскиза (во время выполнения задания учитель делает целевой обход учащихся и звучит музыкальный ряд, состоящий из русских народных песен).

5.Рефлексия деятельности.

Учитель: Оцените свою деятельность на уроке.

Дети: Я своей работой доволен. У меня получилось

Учитель: А какая цель урока? А достигли мы поставленной цели?

Дети: Познакомились с Дымковской игрушкой, выполнили эскиз.

Учитель: Достигли мы поставленной учебной задачи?

Учитель: А что было, трудным для вас?

В конце занятия учитель проводит выставку работ детей, на которой все вместе оценивают выполненные работы. Дети делятся своими впечатлениями .

Спасибо за урок.

6. Домашнее задание:

Приготовить сообщение о Филимоновской игрушке.

План-конспект урока

На тему: « Древние образы, единство формы и декора в народной Дымковской игрушке.

(5 класс, по программе Б.М. Неменского)

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *