Разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (далее — Программы здоровья) должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программыначального общего образования.
Программа здоровья должна обеспечивать:
— пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
— формирование установки на использование здорового питания;
— использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей,развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
— применение рекомендуемого врачами режима дня;
— формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
— становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
— формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
С учетом требований Стандарта рассмотрим особенности проектирования данной части Основной программы, ориентируясь на Примерную программу и УМК «Школа России».
Нормативно-правовой базой Программа здоровья являются Закон Российской Федерации «Об образовании» и Стандарт.
При конструировании Программы здоровья каждое образовательное учреждение опирается на собственный опыт работы в этом направлении. Вместе с тем, обязательными являются определенные в Примерной программе цели и задачи программы, структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.
Очевидно, Программы здоровья должна создаваться в тесной связи с Программой воспитания, тем более, что здоровье понимается как совокупность составляющих: физического, психического, духовного, социального.
В связи с этим, значительный здоровьесберегающий потенциал несут в себе типические свойства УМК «Школа России», предполагающие:
— воспитание физической культуры: осознания ценности здорового образа жизни, понимания вреда алкоголя и наркотиков, повышения осведомленности в разных областях физической культуры, развития навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности;
— социально-нравственное воспитание: развитие чувства сострадания и сопереживания ближнему; формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению; обучение правилам поведения в обществе и семье; ознакомление с этическими нормами, их культурно-исторической обусловленностью и формирование осознанного понимания их ценности и необходимости.
В «Школе России» реализуется гуманистическое убеждение: обучение и развитие каждого ребенка в школе может быть успешным, если создать для них необходимые условия. Одно из основных условий — личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт и вариативность требований, учитывающих: уровень подготовки учащихся к школе; общие способности к обучаемости; уровень доступной ребенку самоорганизации; жизненный опыт.
В УМК обеспечены: отбор содержания, включающего систему заданий разного уровня трудности (с соблюдением меры трудности); сочетание различных методов, средств, форм обучения и контроля; возможность сочетания индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе.
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников напрямую связан с задачами урочной деятельности, одновременно решаемыми Программой здоровья. Он предусматривает поддержку всех учащихся с использованием разного по трудности и объему представления предметного содержания, а соответственно — помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала каждым учеником. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка.
Реализуемый в комплекте принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу).
Безусловно, заявленные позиции носят здоровьесберегающий характер, создают безопасную образовательную среду с точки зрения психологической, личностной защищенности каждого школьника.
Разработчики рекомендаций предлагают при проектировании Программы здоровья использовать взаимосвязанные направления, ценностные установки и планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:
-
Основные направления, задачи, ценностные установки и планируемые результаты
-
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
-
Ценностные установки |
Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни |
||
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
Здоровье физическое, стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое. |
— у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; — учащиеся имеют элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; — учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; — учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; — учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. |
|
Создание здоровьесберегающейинфраструктуры образовательного учреждения |
Ценность здоровья и здорового образа жизни |
— соответствие состояния и содержания здания и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся; — наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи. |
|
Рациональная организация учебно-воспитательного процесса |
Отношение к здоровью детей как главной ценности. Принятие ценности рациональной организации деятельности. |
— соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;
|
|
Организация физкультурно-оздоровительной работы |
Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния |
— полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях) — рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования; — регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.). |
|
Реализация дополнительных образовательных программ |
|
— эффективное внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс |
|
Просветительская работа с родителями (законными представителями) |
Отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания, положительное отношение к школе |
— эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п. |
Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания
Задачи формирования здорового образа жизни |
Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий |
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью). Обеспечение заинтересованного отношения педагогов, родителей к здоровью детей. |
Беседа (урочная, внеурочная, внешкольная). Спортивные секции, туристические походы; встречи со спортсменами, тренерами; (внеурочная, внешкольная). Урок физической культуры (урочная). Подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная). Спортивные соревнования, игровые и тренинговые программы (внешкольная). |
Создание здоровьесберегающая инфраструктура ОУ |
— организация качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков; — оснащение кабинетов (в т.ч. медицинского), физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем (медицинским, спортивным, игровым) |
Укрепление материально-технической базы. Комплектование необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники). |
Рациональная организация учебно-воспитательного процесса |
Повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, положительно влияющую на их здоровье. |
Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования. |
Организация физкультурно-оздоровительной работы |
Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. |
Организация занятий по лечебной физкультуре; часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками. Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности. Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования. |
Реализация дополнительных образовательных программ |
Обеспечить включение каждого учащегося в здоровьесберегающую деятельность |
Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п. Создание общественного совета по здоровью. |
Просветительская работа с родителями (законными представителями) |
Включение родителей (законных представителей) в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы |
Лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей. Приобретение для родителей необходимой научно-методической литературы. |