Разработка классного часа для 4 класса «Россия — моя Родина»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 «ЭДЕЛЬВЕЙС» НАХОДКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Методическое объединение учителей начальных классов

Методическое объединение классных руководителей

Разработка классного часа для 4 класса

Тема: Россия — моя Родина

Выполнила: учитель начальных классов:

Сафончик Галина Викторовна,

gsafonchik@mail.ru

г. Находки, Приморского края

г. Находка

2013

Цель:

воспитание любви к большой и малой Родине, к родной природе.

Задачи:

— расширить знания учащихся о своей Родине;

— формировать чувство гордости за свою Родину; учить бережному отношению к  историческому наследию России;

— развивать познавательную активность учащихся, интеллект, умение работать в группе.

Основные термины: Россия. Родина. Столица. Патриот.

Оборудование: презентация к уроку «Россия — моя Родина»,  акростихи о Находке Н.Будановой, выставка рисунков, звукозапись оркестра имени Н.П. Осипова, композиция «Липа вековая».

Форма работы: фронтальная

Подготовка к уроку. Планируя урок, заранее попросила детей выучить стихотворения Н.Будановой. Провели конкурс рисунков «Находка — моя родина». На уроке русского языка написали сочинение на предложенные по выбору темы: «Мой родной город», «Моя Родина – Россия». Дома дети написали стихотворения о Находке.

   I. Россия — Родина моя.

  • Сегодня на уроке мы поговорим с вами о нашей Родине – России.

Эпиграфом к нашему занятию будет пословица: (слайд1)

Первое дело жизни _- служить Отечеству.

  • Как вы ее понимаете?

Давайте обсудим — «Что такое Родина?». Послушайте три высказывания и ответьте, какое из них является верным?

Родина – это место, где человеку хорошо жить.

Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие люди.

Родина – это место, где человек живет, учится и работает.

— Мне бы хотелось прочитать слова писателя В.Астафьева, которые, на мой взгляд, очень подходят к нашей теме:

«Родина – это прежде всего язык, природа, древняя история края, народные сказания, память о предках»

Мест красивых и даже необыкновенных в России немало. Вместе с родителями вы побывали уже во многих уголках страны.

(Показ  составленного семейного фотоальбома)

— Но … с чего же начинается Родина? (Ответы детей)

Русский историк и этнограф А.В. Камкин писал (слайд 2)

«Многие народы находят для своего Отечества какие-то очень значимые и точные словесные определения-образы. Итальянцы называют свою Родину «солнечной». Англичане любят выражение «старая Англия». Французы говорят  о «прекрасной Франции». Немцы – об «ученой Германии». Наши же предки именовали свое Отечество Святой Русью. Это не значит, что все в ней было свято, — это значит, что она стремилась к святости. Это идеал русского народа. В нем просияло миру множество святых» .

-Что значит стремиться к святости?

Стремиться к идеалу. Быть лучше духовно, нравственно, морально.      

Пока будет звучать русская мелодия («Липа вековая), попробуйте подобрать прилагательные к слову «Родина» — какая она для вас? Какой вы ее видите?(слайд 3)          

— Откуда произошло слово «родина»? Давайте подберем родственные слова к слову «родина» и дадим им толкование.

(Примерные ответы детей)

Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого–либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов (так раньше назывался русский народ) был город Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.

Родина – это и отечество, и страна, и место рождения человека.

Родить – значит произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное, родит почва, земля.

Родители – мать и отец, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают ее.

Народ – нация, народность, жители страны. Есть еще немало слов с корнем  –род-: народность, народить, зарождение и другие.

— Подберите синонимы к слову «Родина»  (Отечество, отчизна, родная сторона, родной край, родное пепелище, колыбель)

Антоним  — чужбина.(слайд 4)

Г.К. Честертон писал: «Родина — это наша фамильная крепость с флагом на башне, и чем хуже в ней дела, тем меньше у нас прав уйти». (слайд5)

Разбираем каждую фразу определения: фамильная крепость – это не страна проживания, которую можно поменять, если в другой больше платят. Это то, что кровно связано с нами, потому что оставлено, доверено предками.

Флаг на башне – как известно, если полк теряет знамя на поле боя, то полк расформировывали­, поскольку он оставил на этом поле свою честь. Так что даже если в стране кризис, если кругом кричат, что все плохо – это только лишний повод поднять выше флаг и все свои силы и способности отдать на возрождение Родины.

Так мы поступаем и с родными – «чем хуже в ней дела…». Если вдруг родные заболеют, то нормальные дети не сдадут их в дом престарелых, а употребят все возможности, чтобы по­ставить их на ноги.  Когда вы кого-то любите, счастье его, тем более несчастье, умножает вашу любовь. И Родину называют Матушкой и Отечеством, ведь к ней отношение всегда было такое, как к родителям.

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовем.

                         М.Лисянский

II Малая родина

  • У каждого человека свои представления с понятием «родина».  Для одних это страна, в которой родился человек, для других  дом, в котором он живет, для третьих место, где жили его предки. А для кого-то родина начинается с родного порога и березки у дома. Есть такое понятие «малая родина».

  • Что для вас это значит?

Малой родиной мы назовем свой любимый город. В котором многие из нас родились и в котором мы живем. Наша Находка.

  • Какая она?

Давайте послушаем акростихи Н.Будановой, в которых она выразила  свою любовь и преданность малой родине — Находке.

Чтение стихов о Находке.

(слайд 6)

 На карте мира – маленькая точка,

А в жизни – город, что роднее нет.

Храм на Тобольской, море и корвет.

Огней ночных алмазная цепочка.

Даруемый как благо белый свет,

Кедровый шум, сияние берез,

Аквамарин волны и шепот звезд.

(слайд 7)

Нам сделан подарок царский:

Август, сентябрь и октябрь!

Хоть загорай, хоть купайся –

Осени солнца не жаль,

Добрым теплом запасайся!

Клёны багрянцем горят,

Астры на звезды глядят…

(слайд 8)

Не за горами город мой, не за долами,

А здесь, на сопках, овеваемых ветрами,

Хранимый Богом и любимый нами…

Оркестра звукового чистый звук,

Друзей надёжных тесный круг,

Корвет «Америка», летящий над волнами,

Ансамбль моря и тайги под небесами…

(слайд 9)

Негромкая мелодия рассвета,

Апрельский ветер, свежий, озорной.

Хрустальный город … сказка? Или это

Окон знакомых свет живой?

Дыханье моря, шум прибоя,

Круженье чаек над волной…

А это город мой родной!

(слайд 10)

Небесный свод в себя вбирает

Аквамарин и блеск волны,

Холмы(нет сопки!) полыхают

Огнем багульника, дыханием весны,

Далекие пути – рыбацкие, морские –

К родному берегу ведут,

А дома любят, верят, ждут.

(слайд 11)

На семи холмах стоит столица,

А сколько сопок в городе моем?

Хорошо б на все подняться и спуститься,

Обойти все улицы вдвоем!

Дальняя, Рыбацкая, Морская,

Корабельная, Береговая,

А на любимой улице — наш дом!

(слайд 12)

Необыкновенный город!

Азарта в нём задора много,

Хорошей дружбе

Он открыт, в нем

Дух романтики царит.

Капитанский характер у города,

А выглядит город молодо!

— Большое понятие  Родины – страна, в которой человек родился. Что значит для вас «малая родина»? (ответы детей)

Чтение выдержек из сочинений «Мой родной город», «Мой город в будущем».

Показ рисунков на тему «Находка — моя родина», рассказы детей по рисункам о том, каким они видят свой город в будущем, чтение своих стихов.

III. Долг человека перед Родиной

— Чаще всего мы говорим: Родину «надо любить», «надо беречь», «надо защищать»

— Подберите слово, в котором выражается долг человека перед Родиной.

— Человек должен любить Родину, должен беречь Родину, должен защищать Родину. Какое местоимение нужно поставить вместо слова «человек», чтобы каждый мог выразить свое отношение к Родине? Я (слайд13)

Я должен любить Родину.

 Я должен беречь Родину.

Я должен защищать Родину.

— Как называется человек, любящий свою  Родину? (патриот)

— Какого человека называют патриотом?

Патриот – человек, который любит свою Родину и совершает полезные дела во имя ее процветания.

— Ребята, мы  граждане России, поэтому должны быть верными своему Отечеству, а это значит выполнять гражданские обязанности, быть готовыми встать на защиту интересов России, гордиться ею.

 IV. Итог мероприятия.

— Заканчивая урок, давайте еще раз вспомним, о чем мы говорили сегодня? О чем должны помнить всегда? (слайд 14)

Берегите Россию – нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию –

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть!

                   Е. Синицин

Информационные ресурсы

  • Сборник открыток Нелли Будановой «Моя Находка»: г.Находка ТП№2, 2013;

  • Звукозапись оркестра имени Н.П. Осипова, композиция «Липа вековая»;

  • Стихотворения Синицина «Берегите Россию – нет России другой»;

  • Стихотворение Лисянского «Великую землю».

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *