Районный конкурс социальных проектов «Делу время» 4 Класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА №2

г. Белоярский

Районный конкурс социальных проектов

Социальный проект:

Автор: ученики 4 «Б» класса

МОУСШ № 2

г. Белоярский, Тюменской области,

ХМАО — Югра

Руководитель: Мулюкова Ольга Анатольевна.

учитель начальных классов

МОУСШ № 2

г. Белоярский, Тюменской области,

ХМАО — Югра

2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..….. 2

  1. Тайм-менеджмент для школьников………………………………………………..……..3

1.1. План на день…..…………………………………………………..………………….3

1.2. Умение расставлять приоритеты…………………………………………………….3

1.3. Умение сосредоточиться и сконцентрироваться..………………………..…………4

1.4. Организация своего рабочего пространства..…………………………..………….4

  1. Анализ количества потерянного времени с помощью хронометража…………………..4

  2. Составление плана на день…………………………………………………………………….5

  3. Анализ количества потерянного времени с помощью календарика-пинарика…………5

Заключение………………………………………………………………………..……………6

Библиографический список…………………………………………………..……………….7

Приложение…………………………………………………………………………..…………8

Отзывы …………………………………………………………………………………………12

Введение

Название социального проекта: «Делу — время»

Актуальность: На уроках литературного чтения мы изучили «Сказку о потерянном времени» Евгения Шварца. Автор рассказывает фантастическую историю о ребятах, понапрасну теряющих время.

Это произведение заставило нас задуматься и сделать некоторые выводы: многие часто говорят «успею» и откладывают выполнение дел на потом; многие отвлекаются при выполнении работы на посторонние дела; многие смотрят телевизор и играют в компьютер ежедневно, тратя на это лучшее время. А в результате: затягивание выполнения работы до позднего времени или вообще несделанные уроки, усталость, раздражительность и недовольство.

Цель: организация и распределение свободного времени школьника.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.

  2. Научиться использовать способы управления временем.

  3. Проанализировать количество потерянного времени с помощью хронометража.

  4. Проанализировать количество потерянного времени с помощью календарика-пинарика.

  5. Составить памятку «Управляйте своим временем».

Методы исследования:

  1. Изучение литературы.

  2. Наблюдение.

  3. Опрос.

  4. Анализ.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовка

    1. Определение темы и целей проекта, его исходного положения.

    2. Подбор рабочей группы

  2. Планирование

2.1. Определение источников необходимой информации.

2.2. Определение способов сбора и анализа информации.

2.3. Определение способа представления результатов (формы проекта).

2.4 Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.

3. Сбор и анализ информации (исследование проблемы).

3.1. изучение документов и информации

3.2. социологические исследования

4. Разработка собственного варианта решения проблемы.

5. Рефлексия (анализ своей деятельности).

1. Тайм-менеджмент для школьников

Изучив литературу, мы узнали, что искусство оптимально и со смыслом использовать своё время называют самоменеджментом или тайм-менеджментом.

Дети не идеально и не равномерно ориентируется во времени, путаются в нём, много времени тратят впустую. Поэтому необходимо обучать детей грамотно использовать время, ведь именно это станет залогом развития в личности таких качеств, как собранность, точность, целенаправленность, организованность. А они помогут добиваться большего в обучении и обычной жизни.

Мы выделили несколько способов, применяя которые любой человек может увеличить свою эффективность и продуктивность, научиться больше успевать и не тратить время на пустяки, то есть лучше расходовать своё время.

    1. Составление плана на день

План на день – очень важный элемент, которому необходимо научиться. Планирование позволит быть более организованным и ответственным.

К планированию чаще всего прибегают школьники, которые занимаются в секциях или посещают кружки, для того чтобы все успеть. Дети, не посещающие дополнительные образовательные учреждения, реже обращаются к планированию.

Мы выделили этапы работы с планом на день:

  1. Осмысление и планирование предстоящих событий. А именно, какие мероприятия завтрашнего дня являются важными для выполнения (учебные дела, секции и кружки, полезные дела по дому).

  2. Записывание запланированных дел на бумаге. Планы должны составляться в письменном виде, поэтому всегда нужно «думать» на бумаге. Ведь планы, которые держат в голове, легко отвергаются, а написание их заостряет мысль, стимулирует и позволяет лучше сосредоточиться.

  3. Фиксация факта выполнения или невыполнения мероприятий. После выполнения запланированного дела, поставить отметку о выполнении «+» или «-».

  4. Анализ выполнения плана. Понятно, что могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, но важные дела должны быть выполнены. Ответьте для себя на ряд вопросов: Все ли из запланированного сделано? Что не удалось и почему? Можно ли исправить ситуацию с невыполненными особенно важными делами (например, сделать их вечером, если есть возможность, или обязательно на следующий день).

Работа с планом учит:

    • планировать время и рационально им управлять;

    • контролировать и оценивать результаты;

    • анализировать происходящее, выбирать наиболее важные мероприятия и планировать время для их реализации;

    • выполнять ту работу, которая является необходимой, но не всегда интересной (например, уборка по дому).

В помощь организации планирования часто используют настенное расписание уроков. Точно так же можно разработать расписание и внешкольных дел. Оно непременно должно висеть в комнате на видном месте.

1.2. Умение расставлять приоритеты

План составили. А в каком порядке выполнять намеченные мероприятия?

Все, что нужно сделать в течение дня, можно разбить на дела срочные и несрочные, важные и неважные. Нужно помнить, что следует научиться особо выделять наиболее значимые дела, которые необходимо сделать в первую очередь. Главные дела должны стоять в плане в числе первых, а не откладываться на потом. Около особо важных дел можно поставить восклицательный знак (!!!). Очень важные дела должны быть завершены обязательно, так как влекут серьезные последствия в случае их невыполнения.

Правило здесь следующее: не стоит браться за дело неважное и несрочное, пока не выполнено очень важное и срочное дело.

1.3. Умение сосредоточиться и сконцентрироваться

Некоторые школьники выполняют уроки так: решат один пример, потом чаю попьют, потом еще один решат, потом с кошкой поиграют, … потом опять возвращаются к примерам, потом отвлекаются и т.д.

Нужно помнить, что ключ к успеху – это сосредоточенность и концентрированность. Способность не отвлекаться на посторонние дела помогает быстрее добиться успеха. Если начинаете дело, бросаете его, чтобы затем снова и снова возвращаться к нему, то в итоге потратите на него много времени. Если же беретесь за работу и заставляете себя довести ее до конца, затраты времени намного сократятся.

1.4. Организация своего рабочего пространства

Те, кто показывает высокие результаты, работают за чистым столом, на котором нет ничего лишнего. У людей малоэффективных, непродуктивных и несобранных всё наоборот. На их рабочих местах царит беспорядок.

Пусть постоянная уборка рабочего места и работа за чистым столом станут привычкой. Запомните – рабочий стол должен быть чистым!

2. Анализ количества потерянного времени с помощью хронометража

На первом этапе социального исследования мы решили узнать: как проводят свой день наши одноклассники, и существует ли у них проблема потерянного времени.

Для этого использовался хронометраж — инструмент для анализа количества потерянного времени. Ребятам было предложено последовательно записывать все, что они делали, начиная с подъема и кончая отходом ко сну в течение двух дней (один рабочий день, а другой выходной, так как эти дни разные по содержательному наполнению).

В хронометраже участвовали 19 человек.

Все зафиксированные события каждого ученика были разделены на 3 группы: полезное время, бесполезное и необходимое время.

Необходимое время – это время для приёма пищи, водные процедуры. В эту группу была включена и прогулка, несмотря на то, что некоторые посвящают этому до 6 часов в день.

Полезное время – школьные занятия, секции и кружки, выполнение домашних уроков, чтение, помощь родителям по дому.

Бесполезное время – просмотр телевизора, игра на компьютере. Сюда вошло время, проведенное в гостях, игры.

Анализ зафиксированных событий показал, что наши одноклассники неразумно используют своё время (Приложение 1).

Некоторые ученики растягивают выполнение домашних заданий до 4-5 часов в день, а по нормам СанПиН затраты времени на его выполнение не должны превышать в 3 классе — 1,5 ч. Это значит, что ребята не сосредоточены, отвлекаются на посторонние дела и в результате за такое длительное время устают.

Некоторые ребята играют на компьютере и смотрят телевизора до 3-7 часов в день, тратя на это лучшее время. Таким образом, телевизор и компьютер – «убийцы» времени, ведь на них ребята тратят в три раза больше времени, чем на выполнение домашних заданий и в 12 раз больше, чем на чтение.

Кто-то так любит гулять, что его прогулка затягивается до 4 часов в рабочий день и до 6 часов в выходной.

У ребят, которые занимаются в каких-то секциях или кружках потери времени не столь значительны, чем у тех, кто ничем не занимается.

Если взять средние показатели, то каждый ученик в течение двух дней тратил 2 часа на выполнение домашнего задания, 3 часа играл на ПК, 3,5 смотрел телевизор и 3 часа гулял. И это учитывая то, что некоторые совсем не играли на ПК и не смотрели ТВ, а кто-то потратил на это 7-8 часов в день.

Всё это указывает на то, что школьники много времени теряют понапрасну.

3. Составление плана на день

Ведение планов в течение двух недель при регулярном анализе результатов позволяет заложить основы формирования привычки целенаправленно ежедневно планировать свое время. Ведь недаром пословица гласит: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».

Чтобы заинтересовать ребят в составлении плана, в классе был объявлен конкурс на лучший план на день.

Составлять планы попробовали каждый. Конечно, нельзя ожидать, что все после этого начнут составлять планы. Но даже те, кто в дальнейшем не будет регулярно фиксировать свои действия, все равно задумались о том, как они обращаются со временем, и сделали для себя определенные вывод.

4. Анализ количества потерянного времени с помощью календарика-пинарика

Мы решили, что одноклассникам необходимо научиться грамотно и с успехом распоряжаться своим временем, чтобы максимально увеличить полезное время и сократить бесполезное.

После того, как мы познакомили ребят с простыми способами, с помощью которых они могут больше успевать и не тратить время на пустяки, им был предложен ещё один инструмент для анализа потерянного времени – календарик-пинарик.

Идея календарика–пинарика ведет свое название от слова «пинать» в значении «подталкивать». Календарик призван показать сколько времени тратится впустую, а также мотивировать на более полезное использование времени.

Календарик-пинарик представляет собой таблицу, где каждая строчка означает один день жизни. Дополнительно к дням недели проставлено время суток с интервалом в 1 час (Приложение 2).

Принцип действия календарика такой. Ежедневно ученик отмечает диапазон времени, которое он потратил впустую, цветным карандашом или ручкой (например, игра в компьютер, просмотр телевизора, затянувшаяся прогулка). Фиксация идет по часам. После того, как день прожит, подсчитывается общее количество потраченного впустую времени, и цифра записывается в колонке «Итог за день». По итогам недели подсчитывается общее количество времени, потраченного впустую за неделю.

Ребятам было предложено анализировать свое время с помощью календарика-пинарика в течение 2 недель. В анализе участвовало 19 человека.

Мы сделали вывод, что количество потерянного времени к концу эксперимента уменьшилось. Увеличение в середине графика объясняется тем, что эти значения соответствуют выходным дням (суббота и воскресенье) (см. Приложение 2).

Таким образом, можно сделать вывод, что ребята начали проводить время с пользой, то есть научились грамотно и с успехом распоряжаться им, не теряя его попусту.

Заключение

Работая над данным проектом, мы убедились, что многие из нас страдают от собственной неорганизованности, однако, этот недостаток из тех, который поддаётся устранению.

В ходе работы над проектом мы выяснили, что существуют способы управления временем, которые помогают школьнику больше успевать и не терять свободное время.

Цель исследования достигнута. Мы и наши одноклассники узнали и научились, как организовывать и распределять своё время, используя простые способы управления временем. Всем одноклассникам мы раздали памятки «Управляйте своим временем» (Приложение 3).

В перспективе мы хотим научиться составлять план на большие промежутки времени (неделя, месяц).

Эффективное управление временем позволяют чувствовать себя более уверенно в настоящем и будущем.

Библиографический список

  1. Болсуновская, Н. Тайм-менеджмент для школьников: методы, приёмы, инструменты [Текст] / Н. Болсуновская // Школьный психолог. – 2008. — № 3.

  2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [Текст] : постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
    (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (ред. от 29.06.2011) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 N 19993)

  3. Семенов, А. К., Набоков, В. И. Основы менеджмента [Текст] : учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2005. —300 с.

  4. Трейси, Б. Управляй своим временем и удвой результаты [Текст] / пер. с англ. – М.: Издательство «Клеопатра», 2005. – 64 с.

Приложение

Приложение 1. Анализ потерянного времени с помощью хронометража

Диаграмма 1. Анализ потерянного времени с помощью хронометража

по видам деятельности за два дня

Полезное

время

Бесполезное

время

Необходимое

время

19 % — школа

5 % — секции, кружки

8 % — домашние задания

2 % — чтение

1 % — помощь по дому

11 % — ПК

13 % — ТВ

15 % — игры, посещение гостей

15 % — прием пищи, водные процедуры

11 % — прогулка

Итого: 35 %

Итого: 39 %

Итого: 26 %

Таблица 1. Анализ времени с помощью хронометража за два дня

Диаграмма 2. Анализ потерянного времени с помощью хронометража

по полезности времени за два дня

Полезное время

Бесполезное время

Необходимое время

Школа

5 ч

ПК

2 ч 54 мин

Еда, водные процедуры

4 ч

Секции

1 ч 24 мин

ТВ

3 ч 24 мин

Прогулка

2 ч 48 мин

Дом. задания

2 ч 6 мин

Игры, гости

4 часа 6 мин

Итого

6 ч 48 мин

Чтение

42 мин

Итого

10 ч 24 мин

Помощь по дому

18 мин

Итого

9 ч 30 мин

Таблица 2. Среднее значение времени, затраченного одним учеником

на определенный вид деятельности, за два дня

Приложение 2. Анализ потерянного времени с помощью календарика-пинарика

Часы

Дни недели

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Итого

за день

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Итого за неделю

Рис. 1. Календарик-пинарик

График 1. Анализ потерянного времени с помощью календарика-пинарика

Приложение 3.

Памятка «Управляйте своим временем»

1.Проводите время с пользой и не тратьте его впустую.

2.Составляйте план на день.

3.Важные и срочные дела выполняйте в первую очередь.

4.Во время выполнения задания будьте сконцентрированы и не отвлекайтесь на пустяки.

5. Пусть ваше рабочее место всегда будет чистое и аккуратное.

Отзывы

Уважаемые авторы! Мне ваша работа очень понравилась! Я за то, чтобы учить детей правильно организовывать свое время. Тогда ребенок научится различать, что для него полезно и необходимо, а что нет. А то, получается, прогулял ребенок целый день или просидел у компьютера, выполнить домашние дела родителям не помог, уроки не выучил, покушать и то вовремя забыл. Очнулся, а уже спать пора! Думаю, это проблема актуальна не только для ребят, но и многих взрослых. А все потому, что не научились с детства планировать свое время. Неоднократно замечала, что лучше осваивают школьную программу те дети, которые больше заняты: посещают кружки, секции, библиотеки, музыкальную школу и др. Конечно, соглашусь, что играм, просмотру телевизора и ПК нужно уделить полезное время. Ведь они приносят не только вред, но и пользу.

Райзинк Е.В. заместитель директора по НМР, МОСШ № 2

Интересный проект! Хорошая идея календарик – пинарик! Организованные люди – всегда успешны! Надеюсь, это поможет вам и вашим друзьям в жизни!

Жукова Т.М. учитель технологии, МОСШ № 2

Ребята! Молодцы! Такой важный проект! Теперь ваши друзья и вы сможете распределять свое время! Спасибо!

Кобзева А.А. социальный педагог, МОСШ № 2

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *