Работа над проектом «Как стать настоящим другом»
Класс: 3 класс
Цель:
формирование ценностного отношения обучающихся начальной школы к этическим нормам дружеского поведения и развитие их познавательной самостоятельности через организацию работы над проектом буклета «Как стать настоящим другом».
Задачи:
продолжить формирование знаний о способах бесконфликтного поведения;
содействовать овладению элементарными приемами сбора информации из литературных источников, результатов наблюдений и соцопроса;
формировать приемы обработки, анализа и структурирования собранной информации;
формировать коммуникативные умения в процессе совместной деятельности;
формировать адекватную самооценку через построение рефлексии учащимися своих личностных качеств.
Предполагаемые результаты:
формирование у учащихся основ системы универсальных учебных действий:
познавательных:
развитие умений
-
осуществлять поиск информации для выполнения проектного задания в различных источниках (художественной литературы, справочников, опроса сверстников и взрослых) для практической работы;
• строить речевое высказывание в устной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-
овладевать навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц и рисунков;
коммуникативных:
-
осваивать основы коммуникативной деятельности: осознание значимости работы в паре, освоение правил групповой работы на практическом уровне;
-
приобретать опыт выступления перед знакомой аудиторией с сообщениями;
регулятивных:
-
принимать и сохранять проектную задачу, планировать ее реализацию, оценивать свои действия и действия одноклассников;
личностных:
-
знать моральные нормы;
-
ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
-
развивать этические чувства как основу морального поведения.
Ход занятия
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Регулятивные (волевая саморегуляция, пргнозирование) |
— Какова тема нашего занятия? «Как стать настоящим другом» Звучит песня «Улыбка». |
— Наш разговор будет о дружбе. — Мы начали работу над проектом «Как стать настоящим другом» Мы разбились на пары, получили задания , обсудил тему проекта , наметили маршрут исследования. |
|
II. Целеполагание |
|||
|
— Вспомним маршрут исследования.
|
«Спрошу», «Прочитаю», «Узнаю» |
|
III. Краткий отчет пар по итогам исследования. |
|||
Познавательные (умение строить речевое высказывание |
— Поделитесь с нами результатами своих исследований 1 пара. Спрошу (Учащиеся проводили социологический опрос одноклассников, учащихся 3 класса, родителей и учителей) |
— Мы изучали мнение окружающих по проблеме. Опросили 25 человек; имеют друзей – 20, настоящий друг есть у 15 человек. |
|
|
2 пара Прочитаю (Учащиеся этой пары искали ответ на вопрос в произведениях, изученных на уроках литературного чтения и прочитанных самостоятельно. Дети работали в школьной библиотеке.)
3 пара Узнаю (Учащиеся этой пары узнавали какие пословицы и поговорки о дружбе придумал народ и делали книжки-малышки ) |
— Мы искали ответ на вопрос в произведениях писателей. На уроках литературного чтения мы прочитали много поучительных произведений о дружбе. Много таких рассказов у Л.Н. Толстого и В. Осеевой. Мы решили, прежде всего, посмотреть книги этих авторов. В школьной библиотеке мы взяли и прочитали эти книги. Мы прочитали много книг о настоящей дружбе. Вы их видите на нашей выставке.
. Мы решили узнать , а как в пословицах и поговорках говорится о дружбе. Мы нашли много пословиц и поговорок . |
|
III. Проектирование планируемого результата проекта. |
|||
Регулятивные (прогнозирование) |
— Работая в парах, вы узнавали секреты настоящей дружбы. Эти секреты секретные, только для вас, или ими можно поделиться с другими? Помогут ли эти секреты другим людям? — Как поделиться найденными секретами? — Как рассказать о них многим людям, ученикам других классов? — Я предлагаю издать буклет. Что это такое? Вспомните англ. Book. буклет – это (англ. booklet, букв. — книжечка), произведение печати на одном печатном листе, сложенном любыми способами в два сгиба и более |
— Эти секреты нужно знать каждому человеку.
— Можно рассказать другим о наших открытиях. — Можно издать газету, выступить с сообщением .
|
|
|
— На занятии мы выполним макет буклета, в который поместим правила «Как стать настоящим другом.» И эти правила вы составите сами. Вот макет титульного листа буклета. Его выполнил Тимур с Аланом. |
|
|
1V. Проектирование задания для каждой пары. |
|||
Личностные
|
В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Кто может помочь преодолеть трудности? 1 пара. «Спрошу» – готовит макет страниц буклета по материалам опроса «Настоящий друг. Какой он?». Ваша задача по собранным вами материалам сформулировать два правила «Как стать настоящим другом» 2 пара «Прочитаю» – макет страниц «Секреты настоящей дружбы» по материалам художественной литературы. 3 пара «Узнаю» — макет страницы, где вы используя пословицы, найденные вами , составите свои правила «Как стать настоящим другом» |
Тогда на помощь приходит друг. Настоящий друг всегда может прийти на помощь, необязательно спасти, но быть рядом, поддерживать в трудную минуту, быть нужным, полезным, бескорыстным.
|
|
Регулятивные |
— Определим правила работы в группе. |
Учащиеся определяют правила работы в парах (на зрительных метках.) |
|
V. Самостоятельная работа в парах. |
|||
VI. Физкультминутка |
|||
|
В работе всегда помогает песня, тем более песня о дружбе.Если с другом вышел в путь
|
Дети выполняют танцевальную физкультминутку под песню «Если с другом вышел в путь» |
|
VII. Презентация макета страниц. |
|||
Познавательные (умение работать с информацией |
1 пара
|
— Мы искали ответ на вопрос «Как стать настоящим другом?»( озвучивают своё правило)
|
|
Регулятивные (взаимооценка) |
— Оцените качество защиты пары по нашим критериям. |
Выполнение каждого критерия фиксируется цветным магнитом на доске. |
|
|
2 пара Чем советы давать, лучше молча помочь. (В.Осеева Три товарища) Лучше так жить, чтобы не было врагов, а были только друзья. (Л. Толстой. Кто прав?) Плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают. (Л. Толстой. Два друга) Нужно так давать, чтобы можно было взять. (В. Осеева. Синие листья) Только давай не за то и не за это, а просто так: ты мне сделаешь планёр, а я тебе скворечник. (В. Осеева. Просто так.) |
|
|
|
3 пара
|
|
|
VII. Сборка макета |
|||
Познавательные (моделирующая деятельность) |
— Давайте соберем наш буклет. Вы работали дружно и слаженно. И у нас получился прекрасный, а главное, очень полезный сборник добрых советов.
|
Учащиеся приклеивают макеты страниц на книжку-раскладушку. |
|
1X. Обобщение |
|||
Личностные (формирование этических чувств) |
— Какими качествами ты должен обладать, чтобы стать настоящим другом? _Были ли у вас такие ситуации , когда вы поступали как настоящие друзья? Расскажите. — Гости готовы. Попросим их поделиться своими советами. |
Ответы учащихся. Правила дружбы:
— не оставляй друга в беде; — будь требовательным в дружбе; — будь бескорыстным в дружбе; — не смейся над недостатками друга; — умей прощать друга. |
|
X. Итог занятия. |
|||
|
Друзья необходимы каждому. В календаре даже есть праздник Международный день друзей, который отмечается 9 июня. |
|
|
XIII. Заключение |
|||
|
— Теперь буклет готов. Спасибо за дружную работу, яркие открытия, искренние добрые чувства. |
|
|
|
— Оказывается другом быть трудно, стать другом – большая работа. Нужно ли специально искать друга? С вами одноклассники, среди которых вы обязательно найдете единомышленников по целям, мечтам, увлечениям. Давайте станем в большой хоровод дружбы, возьмёмся за руки. И я надеюсь, что каждый из вас сумеет не только найти настоящего, верного друга, но и стать им. |
|
|
|
Песня «Родина моя » Я, ты, он, она Над тобою солнце светит Будут на тебя звезды удивленно смотреть
Я, ты, он, она Обняла весна цветная
Будут на тебя звезды удивленно смотреть Дети встают в хоровод. |