Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия № 6 имени С.Ф. Вензелева
|
«Утверждено» Директор МБОУ Гимназия № 6 Четверухина Г.А. Приказ № ___ «__» ___________2014 г. |
Рабочая программа по предмету «Экономика»
Учитель: Кабакова Татьяна Алексеевна
Год реализации программы: 2014/2015 учебный год
Класс: 10
Общее количество часов по плану: 70 часов;
Количество часов в неделю: 2 часа;
Рабочая программа составлена на основании программы «Основы экономической теории. Программа курса» Под ред. С. И. Иванова, Соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004 года), Москва. Вита Пресс. 2008.
Учебники – Учебник: «Экономика. Основы экономической теории». Под ред. С.И. Иванова для 10 -11 класса. М., Вита Пресс 2007г.
.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Экономика» для 10 класса разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего(полного) общего образования и примерной программы по экономике М., Дрофа 2008.
Программа рассчитана на 70 учебных часов в год, 2 часа в неделю.
Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических системах хозяйственной деятельности, но и о поведении и мотивациях индивидов и фирм общества в целом.
В рамках обучения данной программы ставка делается на развитие у учащихся экономического мышления. Программа обеспечивает необходимыми условиями для формирования обобщенных, также частных предпринимательских умений и навыков, имеющих прежде всего практическую направленность.
Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики математикой, информатикой, историей, географией, правом, обществознанием позволяет создать у учеников адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина.
Экономические знания целенаправленно воздействуют и на нравственное развитие молодого человека.
Цель программы:
-
развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
Задачи программы:
-
Изложение сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
-
Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
-
Усвоение учащимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, их природе и путях удовлетворения, о производстве, финансах и банк.
-
Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
-
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Методы и формы обучения:
-
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры.
-
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
-
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
-
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
-
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
-
Стимулирования и мотивации.
-
Самостоятельной учебной деятельности.
-
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
-
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
-
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
— система оценки достижений учащихся;
Деятельность учащихся на уроках экономики оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.
— инструментарий для оценивания результатов;
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины – есть составляющие учебного процесса.
Содержание программы для 10 класса. (70 часов)
Тема №1. Предмет и методы экономической науки. (6часов)
Экономическая наука. Экономика как система хозяйственной жизни общества. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативные затраты. Фундаментальные проблемы экономики. Метод экономической науки. Измерение экономических величин.
Даровые (свободные) и экономические (ограниченные) блага. Специализация как способ увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда.
Тема №2. Системы хозяйствования. (6часов)
Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Способы решения фундаментальных проблем. Командно-административная система. Рынок и его функции. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей. Ограниченность возможностей рынка. Причины возникновения и успеха смешанной экономической системы. Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.
Тема №3. Спрос, предложение и рыночное равновесие. (6часов)
Спрос и предложение: закон, факторы формирования, шкала, кривые, эластичность, величина. Рыночное равновесие. Нарушения рыночного равновесия. Равновесная цена и нарушение её. Механизмы формирования рыночного равновесия. Избыток и дефицит. Что такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом (осязаемом) и незримом (неосязаемом) капитале. Сбережения и их превращение в капитал. Различия между собственным и заемным капиталом. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.
Тема №4. Эластичность спроса и предложения. (7часов)
Ценовая эластичность спроса и доходы производителей. Факторы, влияющие на эластичность спроса. Перекрестная эластичность. Практическое применение теории эластичности.
Тема №5. Поведение потребителя. (8часов)
Общая и предельная полезность. Правило максимальной полезности. Кривые безразличности. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. Индивидуальный спрос.
Тема №6. Фирма. Производство и издержки. (6часов)
Современная фирма. Продукт фирмы. Бухгалтерские и экономические издержки. Как изменяются издержки. Размер фирмы и его влияние на прибыль. Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные затраты..
Тема №7. Конкуренция и рыночные структуры. (7часов)
Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Классификация рынков по типу конкуренции
Тема №8. Рынки факторов производства. (7 часов)
Особенности рынков факторов производства. Рынок труда. Рынок земли. Капитал и процент. Инвестирование.
Тема №9. Деньги и банковская система. (8часов)
Роль денег и история их создания. Виды денег и их свойства. Банки. Кредит. Денежная система стран. Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.
Тема №10. Предпринимательство. (7 часов)
Понятие предпринимательства. Формы предпринимательства. Менеджмент. Маркетинг. Управление персоналом. Умение продавать и предлагать товар.
регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества.
Учебно-тематический план 10 класс.
Наименование модулей, разделов, тем |
Количество часов |
Количество часов |
||
теоретические |
практические |
|||
Тема 1 |
Предмет и методы экономической науки. |
6 |
5 |
1 |
Тема 2 |
Системы хозяйствования. |
6 |
5 |
1 |
Тема 3 |
Спрос, предложение и рыночное равновесие.
|
6 |
5 |
1 |
Тема 4 |
Эластичность спроса и предложения. |
7 |
6 |
1 |
Тема 5 |
Поведение потребителя.
|
8 |
7 |
1 |
Тема 6 |
Фирма. Производство и издержки.
|
6 |
5 |
1 |
Тема 7
|
Конкуренция и рыночные структуры.
|
7 |
6 |
1 |
Тема 8 |
Рынки факторов производства.
|
7 |
6 |
1 |
Тема 9 |
Деньги и банковская система.
|
8 |
7 |
1 |
Тема 10 |
Предпринимательство
|
7 |
6 |
1 |
|
Повторение |
2 |
1 |
1 |
|
Всего часов |
70 |
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
-
функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
-
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
-
описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
-
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
получения и оценки экономической информации;
-
составления семейного бюджета;
-
исполнения типичных экономических ролей;
-
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
-
совершенствования собственной познавательной деятельности
-
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
-
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
-
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Литература.
Основой теоретического материала, практических занятий программы являются:
-
Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл Под ред С.И. Иванова. М.: Вита – Пресс,2004.
-
«Экономика», учебник И. Липсица, Москва. Вита Пресс. 2004
-
«Экономика и бизнес» Е. Фрейнкмана Москва. Вита Пресс. 2004.
Используемая дополнительная литература:
-
Бизнес. Энциклопедия для детей /под ред. М. Аксенова. М.: «Мир энциклопедий», 2005.
-
Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М.: Вита – Пресс, 2005 г.
-
Неровня Т.Н. История экономики. Ростов н/ Д.: «Феникс» 1999 г.
-
Райзберг Б.А. Введение в экономику. М., 2004.
-
Рыбин Н.И. Введение в элементарную экономику. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 2004.
-
Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. М.: Вита – Пресс, 2005 г.
-
Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. М.: Вита – Пресс, 2004 г.
-
Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов. М.: «Начала – Пресс», 2005 г.
-
Элементарная экономика. /под ред. В.И. Крышки. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 2005.
-
“Экономика, модуль 1 — 2 макроэкономика” C.С.Носова.
-
Москва. РосНоу, 2008.
-
“Популярная Экономика часть 1- 2 -3 ”
-
Москва. 2008.
-
Сборник практических заданий: “Сборник дач по экономике”
-
С.Равичев, С.Григорьев,
-
Москва. Вита Пресс. 2011
Тематический план 10 класс
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Содержание учебного материала |
Д/З |
Прмечание |
|
|||
|
Тема 1. 1 Предмет и методы экономической науки |
6 |
|
Читать введение |
|
|
||
1 |
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов |
1 |
ограниченность ресурсов потребности человека и общества |
№ 1 |
|
|||
2 |
Проблема выбора |
1 |
Что такое выбор и его значение в экономике |
№1 |
|
|||
3 |
Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей. |
1 |
факторы производства и факторные доходы максимальное удовлетворение при наименьших затратах экономические явления |
№1 |
|
|||
4 |
Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки |
1 |
Проблема выбора, экономии затрат, ведение хозяйства |
№2 |
|
|||
5 |
Метод экономической науки. Измерение экономических величин |
1 |
экономические принципы функционирования экономических систем |
№2 |
|
|||
6 |
Самостоятельная работа |
1 |
|
|
|
|
||
Тема. № 2. Системы хозяйствования. 6 часов |
|
|||||||
7 |
Два способа решения фундаментальных проблем |
1 |
Как решить проблему выбора и распределения ресурсов |
№3 |
|
|
||
8 |
Административно-плановая система |
1 |
План, администрация, плановая экономика |
Экономический диктант. Решение задач. |
|
|
||
9 |
Рынок и его функции |
1 |
Рынок, предпринимательство, конкуренция |
Составить таблицу. № 4 |
|
|
||
10 |
Кругооборот доходов в рыночной экономике |
1 |
Свойство рынков и их возможности в жизни человека |
Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение |
. |
|
||
11 |
Ограниченность возможностей рынка. Смешанная экономика |
1 |
Совмещение плана и рынка, возможность существования и рынка и плана |
Экономический диктант. Решение задач. |
|
|
||
12 |
Самостоятельная работа |
1 |
|
|
|
|
||
Тема №3. Спрос, предложение и рыночное равновесие. 6 часов |
|
|||||||
13 |
Спрос и закон спроса |
1 |
спрос, величина спроса, закон спроса, изменения спроса в зависимости от изменения формирующих его факторов |
Составить таблицу «Формы рынка». Решение задач. №5 |
|
|
||
14 |
Предложение и закон предложения |
1 |
Законы спроса и предложения парадоксы спроса |
Краткий конспект. Опрос, задачи, построение кривых |
|
|
||
15 |
Рыночное равновесие |
1 |
теоретический процесс установления равновесной цены, изменения факторов производства |
Тест по определениям. Задачи |
|
|
||
16 |
Реакция рынка на изменение спроса и предложения |
1 |
Кривая возможностей рынка |
Тест |
|
|
||
17 |
Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. |
1 |
Реакция рынка на воздействие внешних сил |
Краткий конспект. Решение задач. |
|
|
||
18 |
Самостоятельная работа |
1 |
|
|
|
|
||
Тема №4. Эластичность спроса и предложения. 7 часов. |
||||||||
19 |
Ценовая эластичность спроса.
|
1 |
Эластичность спроса и её значение, способы нахождения |
Построить график |
|
|
||
20 |
Эластичность спроса и доход производителей |
1 |
От чего зависит эластичность и её влияние на доход |
Построить график |
|
|
||
21 |
Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса |
1 |
Что влияет на эластичность, изменение эластичности |
Экономический диктант. Решение задач. |
|
|
||
22 |
Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность |
1 |
Доход расход сопоставимость в эластичности |
Построить график |
. |
|
||
23 |
Ценовая эластичность предложения |
1 |
Цена, факторы влияющие на неё, изменение эластичности и рынок товаров |
Построить график |
|
|
||
24 |
Практическое применение теории эластичности |
1 |
Теория эластичности |
Экономический диктант. Решение задач. |
|
|
||
25 |
Самостоятельная работа
|
1 |
|
|
|
|
||
Тема №5. Поведение потребителя. 8 часов |
||||||||
26 |
Общая и предельная полезность. |
1
|
Полезность товаров и их необходимость для рынка и потребителя |
Решение задач |
|
|
||
27 |
Закон убывающей предельной полезности |
1 |
Закон полезности и его влияние на поведение потребителя. |
Решение задач |
|
|
||
28 |
Правило максимизации полезности |
1 |
Правило максимизации полезности и его влияние на поведение потребителя. |
Определения, формулы |
|
|
||
29 |
Кривые безразличия |
1 |
Почему безразличен товар и его влияние на изменение рынка |
Определения, формулы |
|
|
||
30 |
Бюджетное ограничение. |
1 |
Бюджет его влияние на экономику, бюджет семьи составляющие |
Определения, формулы |
|
|
||
31 |
Равновесие потребителя |
1 |
Что выбирает потребитель и почему, причины выбора |
|
|
|
||
32 |
Индивидуальный и рыночный спрос |
1 |
Индивидуальный и рыночный спрос, различия и сходство, составляющие |
Определения, формулы |
|
|
||
33 |
Самостоятельная работа |
1 |
|
|
|
|
||
|
Тема№6. Фирма. Производство и издержки. |
6 |
|
|
|
|
||
34 |
Современная фирма. Фирма коммерческая организация. |
1 |
Причины появления, цели работы и задачи. |
Решение задач. |
|
|
||
35 |
Продукт фирмы |
1 |
Что выпускает фирма |
Составление графиков. Определения, формулы |
|
|
||
36 |
Бухгалтерские и экономические издержки |
1 |
Бухгалтерские и экономические издержки от чего зависят, в чем состоят. |
Написать формулы издержек, формулы прибыли |
|
|
||
37 |
Как изменяются издержки фирмы |
1 |
как вычисляются бухгалтерские и экономические издержки формулы, зависимость. |
Практическая работа |
|
|
||
38 |
Какой размер фирмы считать оптимальным |
1 |
Максимизация, минимизация размера фирмы. |
Тест по определениям. Задачи |
|
|
||
39 |
Самостоятельная работа |
1 |
|
|
|
|
||
|
Тема№7 Конкуренция и рыночные структуры. |
7 |
|
|
|
|
||
40 |
Типы рыночных структур |
1 |
Знакомство с рыночными структурами
|
Фронтальный опрос |
|
|
||
41 |
Совершенная конкуренция |
1 |
Конкуренция. Её виды. Способы конкуренции |
Выделить основные характеристики Решение задач Фронтальный опрос |
|
|
||
42 |
Монополия |
1 |
Монополия. Её виды. Способы монополизации рынков. |
Рефераты Таблицы сравнения Письменный опрос по теме |
|
|
||
43 |
Олигополия |
1
|
Разновидность монополии, способы решения проблемы. |
Опрос Тест Рефераты |
|
|
||
44 |
Монополистическая конкуренция |
1 |
Монополия и её поведение на рынке товаров. Государственные действия против монополии. |
Задачи |
|
|
||
45 |
Самостоятельная работа |
1 |
|
|
|
|
||
|
Тема№8 Рынки факторов производства. |
7 |
|
|
|
|
||
46 |
Особенности рынков факторов производства |
1 |
Виды рынков и их работа |
Экономический диктант. Решение задач. |
|
|
||
47 |
Рынок труда и заработная плата |
1 |
+Биржа труда, влияния на рынок труда |
Анализ кривой Лоренса. Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение задач |
|
|
||
48 |
Государственное регулирование минимума заработной платы |
1 |
Минимальный оклад труда, корзина потребителя, социальные льготы. |
Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение задач |
|
|
||
49 |
Рынок услуг земли |
1 |
Рынок земли цели и задачи.
|
Лекция. Решение задач |
|
|
||
50 |
Капитал и процент |
1 |
Рынок капитала. Возникновение процентной ставки. |
Тест по определениям. |
|
|
||
51 |
В каких случаях фирме целесообразно инвестировать |
1 |
Инвестиции и их влияние на производство. |
Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение задач |
|
|
||
52 |
Самостоятельная работа |
1 |
|
|
|
|
||
|
Тема №9 Деньги и банковская система. |
8 |
|
|
|
|
||
53 |
Роль денег в рыночной экономике |
1 |
Причины появление денег, Концепция происхождения денег. |
Экономический диктант. Решение задач. |
|
|
||
54 |
Виды денег и их свойства |
1 |
Деньги их виды и свойства. Золото, продукты, товары, история развития. |
Работа с учебником. Опрос по определениям. |
|
|
||
55 |
Функции денег |
1 |
Что делают деньги на рынке товаров и услуг. |
Тест по определениям. Задачи |
|
|
||
56 |
Коммерческие банки |
1 |
Появление банков, и их виды. Деятельность банков. |
Работа с учебником. Опрос по определениям. |
|
|
||
57 |
Потребительский кредит |
1 |
Виды кредитов, их значение. |
Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение задач |
|
|
||
58 |
Центральный банк |
1 |
Работа ЦБ его задачи и цели. |
Работа с учебником. Опрос по определениям. |
|
|
||
59 |
Повторительно – обобщающий урок |
1 |
Деньги и все о них |
|
|
|
||
60 |
Самостоятельная работа |
1 |
|
|
|
|
||
|
Тема№10 Предпринимательство |
7 |
|
|
|
|
||
61 |
Понятие предпринимательства |
1 |
Предприниматель цели и задачи работы. |
Работа с учебником. Опрос по определениям. |
|
|
||
62 |
Организационно-правовые формы предпринимательства. |
1 |
Законы РФ о предпринимательстве. |
Составить таблицу. |
|
|
||
63 |
Менеджмент и его функции |
1 |
Менеджер его работа и задачи. |
Составить таблицу. Тест по определениям. |
|
|
||
64 |
Мотивация как функция менеджмента |
1 |
Как должен работать менеджер, как мотивировать его работу. |
Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение задач. |
|
|
||
65 |
Маркетинг и его основные элементы |
1 |
Умение презентации товара и его продажа. |
Составить таблицу. |
|
|
||
66 |
Повторительно – обобщающий урок |
1 |
Маркетинг и менеджмент |
|
|
|
||
67 |
Контрольная работа |
1 |
|
|
|
|
||
68-70 |
Резервный урок |
3 |
|
|
|
|