Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский фольклор» для учащихся 1 класса (7-8 лет)

Комитет по образованию

Администрации Тюменцевского района Алтайского края.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тюменцевская основная общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

СОГЛАСОВАНА:

Комитет по образованию Администрации Тюменцевского района Алтайского края

Протокол №______

от ____ _________2013 года

УТВЕРЖДЕНА К РЕАЛИЗАЦИИ:

Директор Тюменцевской ООШ

_________ ______Т.Ф. Калужина

Приказ №____ от________ 2013 года

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Русский фольклор»

для учащихся 1 класса (7-8 лет)

на 2013-2014 учебный год

Составитель

Баклыкова Е.В., учитель музыки Тюменцевской ООШ,

высшая категория

2013-2014 уч.г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Паспорт программы

1.1 Область применения программы

Программа предназначена для учащихся 1 класса Тюменцевской основной школы, имеющих ситуативный интерес к народному пению, народной культуре.

1.2 Цель и планируемые результаты освоения программы

1.2.1 Цель программы – выявить способности и задатки ребенка в музыкально-певческом и прикладном искусстве, сформировать начальные навыки учебной деятельности.

1.2.2 Планируемые результаты

В результате освоения программы обучающийся должен

Знать:

  • правильную певческую установку;

  • принципы диафрагмального дыхания;

  • принципы народного звукоизвлечения;

  • основные праздники народного календаря;

  • основные виды народного прикладного творчества.

Уметь:

  • Исполнять простые народные песни;

  • Играть в народные игры;

  • Изготавливать глиняную и тряпичную народную игрушку;

  • Плести простые изделия из бисера;

  • Выполнять простейшие народно-плясовые движения.

Презентовать свои достижения на концертах, конкурсах и фестивалях, фольклорных праздниках, выставках.

1.2.3 Модель компетенций учащихся, осваивающих данную программу.

Уровень

Характеристики и показатели проявления в деятельности

Обученность

Метапредметная компетентность

Достижения

Допустимый (1-3 балла)

Узнает изученные народные песни, выделяет народную игрушку среди прочих

Умение общаться в коллективе

Выступление на концерте, умение спеть или рассказать об изученной песне родителям, друзьям.

Базовый (4-7 баллов)

Знает народные праздники, умеет изготавливать народных кукол, простые бисерные изделия

Умение доводить дело до конца, осуществлять осознанный выбор

Участие в концертах, фестивалях, выставках. Умение презентовать свои изделия прикладного творчества.

Творческий (8-10 баллов)

Может перечислить основные традиции народных праздников, исполнить песни и попевки, приуроченные к этим праздникам, самостоятельно изготавливает народную игрушку и разрабатывает ее дизайн в бытующей традиции.

Положительное отношение к себе, к своим товарищам, учителю.

Осуществление осознанного выбора, умения доводить дело до конца. Устойчивый интерес к народной культуре

Систематическое участие в конкурсах, фестивалях, выполнение солирующих ролей и партий, умение презентовать свои изделия прикладного творчества.

1.3 Требования к обучающимся

1.3.1 Требования к минимальным навыкам, к состоянию здоровья.

Учащиеся должны быть психически здоровыми, не иметь таких заболеваний как эпилепсия, астма, повышенное артериальное давление, детский церебральный паралич. Не допускаются до занятий слепоглухонемые. Необходим начальный музыкальный слух и интонация. Минимальные начальные представления и жизненный опыт в сфере народных праздников, их бытования.

1.4 Форма обучения— очная

1.5 Формы организации занятий.

Занятия могут проходить в виде комплексных, с изучением теоретических основ вокально-хоровой техники, в виде практических занятий с изучением и воспроизводством вокальных и хореографических навыков, навыков изготовления простейших изделий народного прикладного творчества.

1.6 Формы итоговой аттестации.

Освоение дополнительной образовательной программы завершается итоговой аттестацией, которая определяется школой самостоятельно и может проходить в виде беседы, концертного выступления, фольклорного праздника, выставки работ прикладного творчества.

1.7 Перечень оценочных материалов

В качестве оценочны материалов могут быть применены беседа, шкала самооценки, шкала оценивания родителями, как экспертами.

1.7.1 Оценочные материалы для текущего контроля освоения содержания программы:

Примерное содержание беседы: Нравится ли тебе этот курс? Чем он тебе нравится? Что ты узнал нового? Какие народные праздники ты запомнил? Что на них происходит? Какие народные песни ты знаешь? Можешь ли спеть? Как правильно надо петь, чтобы получалось красиво? Какие народные игрушки ты знаешь? Можешь ли рассказать как они изготавливаются?

Шкала самооценки.

  • Я ничего не узнал нового и ничему не научился;

  • Я не очень хорошо умею петь и делать народные игрушки;

  • Я хорошо умею петь, знаю народные праздники и умею изготавливать народные игрушки, плести простые изделия из бисера;

  • Я много нового узнал на этом курсе, научился хорошо петь, танцевать, умею делать народные куклы, плести бисером.

Шкала оценивания родителями:

  • Мой ребенок ничего не узнал нового и ничему не научился;

  • Мой ребенок не очень хорошо умеет петь и делать народные игрушки;

  • Мой ребенок хорошо умеет петь, знает народные праздники и умеет изготавливать народные игрушки, плести простые изделия из бисера;

  • Мой ребенок много нового узнал на этом курсе, научился хорошо петь, танцевать, умеет делать народные куклы, плести бисером.

2. Учебно-тематический план

Цель: выявить способности и задатки ребенка в музыкально-певческом и прикладном искусстве, сформировать начальные навыки учебной деятельности.

Категория обучающихся: 1 класс (7-8 лет).

Срок обучения-1 год (33 часа по 1 часу в неделю).

Форма обучения- очная

Режим занятий- 1 раз в неделю по 40 минут

тема

Всего часов

В том числе формы учебных занятий

Формы и средства контроля

Комбинированные занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

Концерт

Выставка работ прикладного творчества

Беседа, шкала самооце

нки

1

Основы народного пения. Певческая позиция, постановка певческого аппарата

4

1

3

2

Русские осенние праздники и обряды. Дожинки, встреча осени

4

1

3

3

Зимние праздники и обряды. Коляда.

3

1

2

4

Народные ремесла. Тряпичная кукла

3

1

2

5

Праздник «Коляда пришла- отворяй ворота»

1

1

*

*

*

6

Весенние праздники и обряды.

8

1

6

1

7

Фольклорный праздник- «Встреча весны»

1

1

8

Народные ремесла

8

1

5

2

9

Оформление выставки и итоговый концерт

1

1

*

*

*

10

ИТОГО

33

6

24

3

2.1 Учебный график

Занятия проводятся по 1 разу в неделю. В конце полугодия проводится концерт или фольклорный праздник, а так же выставка работ декоративно-прикладного творчества. Из 33 часов 3 часа отдаются на самостоятельные занятия: разучивание текста песен, самостоятельное изготовление изделий декоративно-прикладного творчества (изделий из бисера, глины, тряпичных кукол).

Родители должны изготовить народный костюм, обеспечить ребенку возможность участия в конкурсах и фестивалях ( оплатить взнос за участие, доставить ребенка на место проведения мероприятия). А так же выполняют роль экспертов при оценке уровня полученных знаний учащимися.

Длительность программы

Очная сессия

Заочная сессия

Подготовка итогового проекта

Итоговая аттестация

33 недели

25

3

4

1

3. Условия реализации программы внеурочной деятельности

Для реализации программы необходима классная комната, музыкальный инструмент (фортепиано или баян, гармошка), музыкальные инструменты устной традиции (ложки, трещотки, бубен, флейта и т.д.), народные костюмы для учащихся и педагога. Необходим компьютер со звуковыми колонками, парты, стулья. В домашних условиях ребенку необходимо организовать рабочее место для занятий прикладным творчеством, а также обеспечить его необходимым материалом для работы: бисер, иглы, ткань, глина, краски и т.д.

Финансирование реализации программы ведется за счет бюджетных средств. Оплата участия в конкурсах и фестивалях, а так же приобретение необходимых материалов для занятия прикладным творчеством, пошив костюма производится за счет родителей.

3.1 Кадровое обеспечение образовательного процесса

ФИО преподавателя

Наличие ученой степени, звания или отраслевых наград

Сведения о сертификации преподавателя по направлению программы

1

Баклыкова Елена Викторовна

Курсы повышения квалификации в 2011 году

4. Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности

Краткое описание модели и методики оценки результатов. Целью текущего контроля является выявление уровня освоения программы, обнаружения пробелов в освоении программы, корректировка методики преподавания при необходимости. Целью итогового контроля является выявление уровня освоения полного курса программы. Формы контроля- концерты, фестивали, народные праздники, выставки работ, а так же беседа с учащимися, самооценка уровня освоения программы учениками и их родителями.

Методика оценки результатов строится на принципах:

Системности, что проявляется в установлении содержательно-логических и структурно-функциональных связей между теоретическим пониманием изучаемого вопроса и опытом собственной контрольно-оценочной деятельности;

Систематичности, что проявляется в использовании диагностического стартового, текущего и итогового контроля и оценивания);

Открытости, что проявляется в прозрачности процедуры оценки и инструментария, включения учащихся и их родителей в оценочную деятельность.

Модель мониторинга качества обучения по курсу

Вид мониторинга

Цель

Форма

Критерии оценки по уровням

Допустимый

Базовый

Инновационный

Стартовая диагностика

Выявить уровень информированности и опыта деятельности по теме

Беседа, анкета устная

30-40% верных ответов

50% верных ответов

60% и выше верных ответов

Текущий контроль

Выявить затруднения при освоении народного пения, хореографии, прикладного творчества, оказать педагогическую поддержку

Подготовка к концертному выступлению, практическая работа на занятии

Выполняет при пошаговой инструкции учителя

Выполняетна уровне понимания

Выполняет на уровне творческого применения, оказывает поддержку товарищам

Выходная диагностика

Проанализировать динамику учебно-познавательного продвижения, уровень достижения индивидуальных целей

Устная беседа, устное анкетирование

Итоговый контроль

Выявить уровень информиованности

Устная беседа, устное анкетирование

30-40% верных ответов

50% верных ответов

60% и выше верных ответов

Выявить уровень решения практических задач

Проведение фольклорного праздника иили концерта

Поведено не менее 2 фольклорных праздника, 2 выставки работ, 2 участия в фестивалях, внутришкольные концерты

3 выступления из 6 соответствуют допустимому уровню

3 выступления из 6 соответствуют базовому уровню

3 выступления из 6 соответствуют инновационному уровню

5. Оценочные материалы для итогового контроля

Подготовка проекта- фольклорный праздник, выставка работ по теме «Традиционные бисерные украшения». Беседы с учащимися, личная шкала оценивания.

5.1 Критерии оценки результатов выполнения проекта

Учащийся исполнил все песни , относящиеся к проекту, исполнял несложные танцевальные движения, играл на инструментах устной традиции. Представил на выставку несколько работ в технике «Бисерное плетение», «Народная игрушка». В беседе ответил на вопросы, самостоятельно оценил свой уровень обученности.

6. Библиографический список

  1. Гармошечка-гаворушечка» вып 4, сост. С. Мерзлякова, М., 1986г.

  1. Грановский Б.Б. «Песни певцов-самородков Ивана Фомина и Ивана Молчанова в собрании В.Ф. Одоевского» М., 1998г.

  1. «Гусельки – 70» М., 1983г.

  1. «Масленица» сост. Резункова А.Г., Яковлева М.В., С-Пб., 1996г.

  1. «Жаворонушки» вып. 4, сост. Науменко Г.М., М., 1984г.

  1. «Жаворонушки» вып. 5, сост. Науменко Г.М., М., 1986г.

  1. «Заинька во садочке» Н., 2002г.

  1. Зимина А.Н. «Народные игры с пением» М., 2000г.

  1. «Золотые ворота» Н., 2000г.

  1. «Как на нашей сторонке (русские народные танцы для детей)» сост. Гвоздева Т.М., М., 2000г.

  1. «Когда Мордасова поет…» М., 1980г.

  1. «Музыкальный фольклор и дети» М., 1997г. сост. Щербакова О.С.

  1. Науменко Г.М. «Фольклорная азбука» М., 1996г.

  1. «Не тесан терем» М., 1998г.

  1. «Организация работы детского фольклорного коллектива» методические рекомендации для руководителей детских фольклорных коллективов / сост. В.И. Бодрова, Б., 1987г.

  1. «Основы методики работы с русским народным хором» Н. Калугина , М., 1969г.

  1. «Припевки, шутки, прибаутки» вып. 8, сост. Аверкин, М., 1989г.

  1. «Репертуар народного певца» вып. 1, М., 1998г.

  1. «Репертуар народного певца» вып. 2, М., 1998г.

  1. «Реченька» сборник песен. Сост. Тархов А., М.. 1994г.

  1. «Русская народная песня. Антология» сост. С. Браз, М., 1993г.

  1. Русская традиционная культура и народное творчество ч.1, Б., 1999

  1. «Русские народные песни Алтайского края» вып. 1, сост. Н. Бондарева М., 1995г.

  1. Русские народные песни. вып. 10, М., 1991г.составитель Ю. Зацарный

  1. Русские народные песни. вып. 5, М., 1983г.составитель Ю. Зацарный

  1. «Русский фольклор» М., 1985г.

  1. «Сборник методических материалов для преподавателей этнографического фольклора ДМШ и ДШИ»вып 2, Б., 2003

  1. Сигарева М.Н. «Традиционный фольклор на уроках слушания музыки». АККК, 2004г.

  1. «Солнышко-ведрышко» сост. М. Медведева, М.. 1984г.

  1. «Фольклор в школе. Русские народные песни западной России» ч.3, ред Л.В. Шаминой, М., 1993г.

  1. Фольклор Пресвирья (без обложки)

  1. «Хрестоматия сибирской народной песни» Н., 2000г.

  1. Шамина Л.В. «Школа русского народного пения» М., 1997г.

  1. Шамина Л.В. «Работа с самодеятельным хоровым коллективом» М., 1997г.

АУДИОКАССЕТЫ

  1. «Гори, гори ясно» поет фолькл. ансамбль НГУ

  1. Анс. «Радуница» под рук. А. и. Т. Гойда респ. Алтай

  1. «Казаки» песни и танцы в исп. анс. «Песнохорки»

  1. «Заинька во садочке»

  1. «Русские песни Алтая» исп. анс. «Узорье» рук. О. Щербакова

  1. Записи аутентичных фольклорных ансамблей Алтайского края

Составители: А.А. Митина, Т.Ф. Калужина, Е.В.Баклыкова.

8

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *