Рабочая программа по русскому языку 3 класс (В.П. Канакина В.Г. Горецкий Просвещение)

Рассмотрено:

На заседании МО начальных классов

Протокол № __________________

от «___» ____________2013 г

__________/_____________/

ФИО

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________/_____________/

ФИО

«___» ___________2013 г

«Утверждаю»

Директор школы:

__________/_____________/

ФИО

«___» ___________2013 г

Рабочая программа

по русскому языку

3 класс

на 2013-2014 учебный год

Учебник: «Русский язык»

Авторы: В.П. Канакина В.Г. Горецкий

Просвещение, 2013г

Разработала:

Шулакова Татьяна Юрьевна

учитель начальных классов

Стаж работы- 25 лет

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, 2013г., М.: «Просвещение».

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых устано­вок начального образования, таких как: становление основ гражданской идентичности и ми­ровоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей дея­тельности; духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

— ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и пись­менной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безоши­бочного письма как показателя общей культуры человека.

Содержание программы представлено следующими содержательными линиями:

система языка (основы лингвистических знаний): фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

орфография и пунктуация;

— развитие речи.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языко­вого и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений; развитие нравственных и эстетических чувств; развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достиже­ние основных целей изучения предмета:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

— освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

— овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты: пробуждение познава­тельного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета пред­ставляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка соче­тается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием Систематиче­ский курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий кур­са русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существи­тельное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень. приставка, суффикс, окончание и др.).

Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:

Перечень технологий

Используемые элементы

Оценка эффективности

Здоровьесберегающие:

Медико-гигиенические технологии (МГТ)

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ)

Обеспечение гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.


Обеспечение безопасности условий пребывания в школе

Формирование и укрепление духовного, нравственного, физического здоровья учащихся, воспитание культуры здоровья всех участников образовательного процесса.

Информационно–коммуникационные технологии

Работа с CD, использование Интернет ресурсов 

Повышение мотивации учащихся

Развивающее и проблемное обучение

Исследовательская, экспериментальная работа 

Повышение мотивации учащихся

Методы творческой групповой работы

Работа в группах

Повышение мотивации учащихся, формировании и развитие инициативы

Метод проектного обучения 

Составление проекта

Участие в конкурсах 

Элементы тренинговых методик 

Тестирование 

Отработка техники, знаний

Инновационные методы оценки результатов

тестирование, тестовые оболочки (ИКТ)

Возможность увидеть результат своих знаний, объективность

Компетентностно-деятельностный подход

Самостоятельный поиск знаний (рефераты, проекты), экспериментально-исследовательская работа, оценка своего труда

Развитие инициативы, творчества, познавательной мотивации, практическая направленность, индивидуальность, выбор своей траектории движения

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю.

Структура учебного курса

Количество часов

п/п

Раздел

Авторская программа

Рабочая программа

1

Язык и речь

2

2

2

Текст. Предложение. Словосочетание.

14

14

3

Слово в языке и речи

19

19

4

Состав слова

16

16

5

Правописание частей слова

29

29

6

Части речи

76

76

7

Повторение

14

14

ИТОГО

170

170

Слова с непроверяемым написанием для изучения в 3 классе

Аккуратно, альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток, вторник, гвоздика, герой, горох, желать, животное, завтрак, заря, здравствуй, интересный, карто­фель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комната, компьютер, Красная пло­щадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, одуван­чик, около, орех, песок, пирог, погода, помидор, понедельник, пороша, потом, поэт, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, растение, ромашка, рябина, самолёт, север, сирень, солдат, солома, среда, столица, трактор, трамвай, ужин, четверг, четыре, чёрный, чувство, шоссе.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:

понимать, что предложение — это основная единица речи;

понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предло­жения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, раз­личных по цели высказывания;

различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);

оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки пре­пинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

различать словосочетание и предложение;

называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, гла­гол, местоимение, предлог);

понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);

понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;

различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;

использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

понимать влияние ударения на смысл слова;

различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.

Третьеклассники получат возможность научиться:

орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;

проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;

производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

» изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложен! по цели высказывания и интонации;

вычленять в предложении основу и словосочетания;

производить элементарный синтаксический разбор предложения;

определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, дели» текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;

определять тип текста;

писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

Планируемые результаты освоения предмета

Данная программа обеспечивает достижение учениками третьего класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Рос­сии; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценно­стей многонационального российского общества; становление гуманистических и демокра­тических ценностных ориентации;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обу­чающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образо­вания на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительно­сти, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;

4) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре дру­гих народов;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образователь­ной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

7) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия наро­дов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельно­сти, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практиче­ских задач;

6) использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

7) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соот­ветствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распре­делении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объек­та системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающе­го мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;

11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами:

12) умение работать в материальной и информационной среде начального общего об­разования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».

В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языково­го и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикет; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

6) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

7) способность проверять написанное.

Циклограмма тематического контроля

четверть

Тема раздела

Контрольные

диктанты

Контрольное списывание

Проверочные

работы

Проекты

Письмо по памяти

Сочинение

Работы по развитию речи (изложение)

КСД

1

Язык и речь

Р.р. Составление текста по рисунку.

Текст. Предложение. Словосочетание.

Входной контрольный диктант

Проверочная работа по теме «Предложение»

Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. К.Е Маковский «Дети, бегущие от грозы»

1

Р.р. Составление предложений по рисунку.

Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень»

Слово в языке и речи

Контрольное списывание № 1 по теме «Слово и его лексическое значение»

Проект «Рассказ о слове»

Р.р. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды»

Р.р. Обучающее изложение текста. Осенняя ёлочка.

1

Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану и вопросам текста.

1

Состав слова

Контрольный диктант за I четверть.

Проект «Семья слов»

Р.р. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова « В голубом просторе»

1

2

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Р.р. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов.

1

Правописание частей слова

Комплексная работа за 1 полугодие

Р.р. Сочинение по рисунку.

Р.р. Обучающее изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану

1

Контрольный диктант по теме «Правописание слов с изученными орфограммами» за 2 четверть

Р.р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»

1

Проект «Составляем орфографический словарь»

Р.р. Составление объявления

Р.р. Изложение по самостоятельно составленному плану

1

3

Части речи

Проект «Тайна имени»

Р.р. Работа с текстом. Письмо по памяти.

Р.р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

1

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Р.р. Работа с текстом. Письмо по памяти

Р.р. Подробное изложение повествовательного текста.

1

Контрольный диктант по теме «Имя существительное. Изменение по падежам»

Проект «Зимняя страничка»

Р.р. Составление рассказа по репродукции картины Билибина «Иван царевич и серый волк» с

Р.р. Контрольное изложение повествовательного текста по собственному плану.

1

Р.р. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы»

Р.р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

1

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Р.р. Составление текста – описания о животном по личным наблюдениям.

1

Проект «Имена прилагательные в загадках»

Р.р. Составление сочинения отзыва по репродукции картины В.А. Серова «Девочка с персиками».

4

Контрольное списывание по теме «Местоимение»

Р.р. Составление письма.

1

Р.р. Составление текста по сюжетным рисункам

Р.р. Составление текста из деформированных слов и предложений.

1

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Р.р. Подробное изложение повествовательного текста.

1

Повторение

Итоговый контрольный диктант за 3 класс.

Р.р. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

1

ИТОГО

9

2

1

6

2

16

11

17

Информационно-методическое обеспечение

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

А.А.Плешаков

Сборник рабочих программ «Школа России»

1-4 классы

2011

Москва «Просвещение»

2

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

2012

Москва «Просвещение»

3

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Русский язык. 3 класс. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого

2012

Москва «Просвещение»

4

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого

2012

Москва «Просвещение»

5

О.И. Дмитриева

Поурочные разработки по русскому языку 3 класс

2013

Москва «ВАКО»

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *