Рабочая программа по музыке для 4 класса 1 час в неделю (всего 34 часа)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Беловская СОШ»

Рабочая программа

по музыке

для 4 класса

1 час в неделю (всего 34 часа)

Составитель: учитель музыки

Каржень Н.А.

2013 — 2014 уч. г.

В 7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке. Подробно разбирается и доказывается, что и содер­жание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного за­мысла и его воплощения.

Вторая часть посвящена выявлению сущности оп­ределения «форма в музыке».

Применение системного подхода имеет важное зна­чение в практике преподавания уроков музыки. Именно системное погружение в содержание про­граммы, отраженное в каждом из компонентов учеб­но-методического комплекса, обеспечивает ее полно­ценную реализацию в различных видах практической деятельности.

Слушание музыки, выполнение проблемно-творческих заданий и хоровое пение стро­го подчинены единой содержательной идее урока. Содержание желательно проблематизировать вокруг представленных в программе и подробно освещенных в учебнике тем. (Учитель вправе использовать свои производные варианты тематического планирова­ния.)

Предмет «Искусство (музыка)» в 7 классе изучается в следующем режиме:

I учебная четверть

II учебная четверть

III учебная четверть

IV учебная четверть

всего за год

всего часов

9

7

10

8

34

контрольных работ

1

2

1

2

6

творческих работ

1

2

2

2

7

Контроль осуществляется в следующих видах:

текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

— самостоятельная работа;

— устный опрос;

— взаимоопрос;

— синквейн;

— цифровой диктант;

— тест;

— хоровое пение;

— индивидуальное пение.

Для обучения используется учебно- методический комплект:

учебник — Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 7 класс М «Дрофа» 2004;

рабочая тетрадь — Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 7 класс. «Дневник музыкальных наблюдений». М «Дрофа» 2004;

нотная хрестоматия с методическими рекомендациями для учителя — Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 7 класс М «Дрофа» 2004;

фонохрестоматии.

Планируемые результаты освоения программы по искусству (музыке)

Изучение предмета «Искусство (музыка)» в 7 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении:

1 четверть

тема урока

тип урока, вид деятельности

прогнозируемый результат

1

«Магическая единственность» музыкального произведения

Урок нового материала

фронтальный

Понимать неповторимость музыкальных произведений.

Закрепить вокально-хоровые навыки.

2

Музыку трудно объяснить словами

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение терминов, уметь определять в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

3

Что такое музыкальное содержание?

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать особенности содержания в музыке, сравнить понятие «образ» в других видах искусства. Закрепить вокально-хоровые навыки.

4

Что такое музыкальное содержание?

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать, что может выразить музыка в человеке. Уметь проанализировать музыкальное произведение.

5

Музыка, которую необходимо объяснить словами

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО. Закрепить вокально-хоровые навыки.

6

Ноябрьский образ в пьесе П.И.Чайковского

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.

7

«Восточная» партитура Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.

8

Когда музыка не нуждается в словах

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Определять образ. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.

9

Обобщение темы

Контрольно-обобщающий урок

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Повторить и закрепить темы четверти, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки.

2 четверть

тема урока

тип урока, вид деятельности

прогнозируемый результат

10

Лирические образы в музыке

Урок нового материала

фронтальный

Знать определение и основные признаки лирического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

11

Драматические образы в музыке

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение и основные признаки драматического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

12

Эпические образы в музыке

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение и основные признаки эпического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

13

«Память жанра»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение и основные признаки образов в программной музыке, повторить определение и виды программной музыки.

14,

15,

16

Такие разные песни, танцы. марши

Обобщающий урок

Повторить и закрепить тему четверти, уметь определять образы музыкальных произведений и соотносить с иллюстрациями.

3 четверть

тема урока

тип урока, вид деятельности

прогнозируемый результат

17

«Сюжеты» и «герои»

музыкальной формы.

Урок нового материала

фронтальный

Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание. Закрепить вокально-хоровые навыки.

18

«Художественная форма-это ставшее зримым содержание».

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Повторить определение духовной музыки, уметь описать образ и определить форму музыки.

Понимать, что такое форма в музыке, уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.

19

Какой бывает музыкальная композиция.

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение композиции в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

20

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период)

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

21

Два напева в романсе М.И.Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

22

Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки.

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение трехчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

23

Многомерность образа в форме рондо.

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение формы рондо в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

24

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича (вариации)

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение вариационной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

26

Обобщение темы

Контрольно-обобщающий урок

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Повторить и закрепить названия и основные признаки форм, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки.

4 четверть

тема урока

тип урока, вид деятельности

прогнозируемый результат

27,

28

Музыка в развитии.

Урок нового материала

фронтальный

Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

29

Музыкальный порыв.

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

30

Движение образов и персонажей в оперной драматургии.

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

31,

32

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения.

33

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности.

Знать определение музыкальной драматургии, определять образное, сюжетное содержание музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.

34

Обобщающий урок.

Контрольно-обобщающий урок

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Повторить и закрепить знания тем года. Закрепить вокально – хоровые навыки.

Музыка 7 класс.

«Содержание и форма в музыке».

34 часа – 1 час в неделю.

«Магическая единственность» музыкального произведения. – 1 час.

Содержание в музыке.(15 ч).

Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание.

Каким бывает музыкальное содержание. – 4 (ч).

Музыка, которую необходимо объяснить словами. Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского. «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада». Когда музыка не нуждается в словах.

Обобщение -1 час.

Музыкальный образ. 3 (ч).

Лирические образы в музыке. Драматические образы в музыке. Эпические образы в музыке.

О чём рассказывает музыкальный жанр. -4 (ч).

«Память жанра». Такие разные песни, танцы, марши.

Форма в музыке.(18 ч).

Что такое музыкальная форма. – 2 (ч).

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. Художественная форма – это ставшее зримым содержание.

Музыкальная композиция. – 7 (ч).

Какой бывает музыкальная композиция. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах(период). Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»(двухчастная форма). Трёхчастность в «Ночной серенаде» Пушкина – Глинки. Многомерность образа в форме рондо. Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации).

Обобщение – 1 час.

Музыкальная драматургия. – 7 (ч).

Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь». Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

Заключительный урок – 1 час.

Перечень основных знаний и умений учащихся.

Учащиеся должны знать:

— главные особенности содержания и формы музыки, осознание их органического взаимодействия;

— характерные черты музыкального образа в лирике, драме, эпосе;

— развитие музыкального образа;

— музыкальные формы;

— навыки вокально-хоровой деятельности.

Учащиеся должны уметь:

определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;

— находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;

— находить взаимодействие между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 классов;

— различать художественно-выразительные особенности музыкальных форм (период, двухчастная форма, трёхчастная форма, рондо, вариации);

— проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений).

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 7 КЛАСС.

«Содержание и форма в музыке».

П/П

РАЗДЕЛЫ.

КОЛ – ВО ЧАСОВ.

1.

«Магическая единственность» музыкального произведения.

1

2.

Содержание в музыке.

15

3.

Форма в музыке.

18

ИТОГО:

34

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс.

п/п

Наименование раздела.

Тема урока.

Кол – во часов

Дата

Раздел

Тема

« Содержание и форма в музыке»

1 четверть

1.

« Магическая единственность» музыкального произведения.

1

Содержание в музыке

2

Музыку трудно объяснить словами.

1

3,4.

Что такое музыкальное содержание.

2

Каким бывает музыкальное содержание

4 часа

5.

Музыка, которую необходимо объяснить словами.

1

6.

Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского

1

7.

« Восточная» партитура Н.Римского – Корсакова «Шехеразада»

1

8.

Когда музыка не нуждается в словах

1

9.

Обобщающий урок.

1

2 четверть

Музыкальный образ

3 часа

10.

Лирические образы в музыке.

1

11.

Драматические образы в музыке.

1

12.

Эпические образы в музыке.

1

О чём рассказывает музыкальный жанр

4 часа

13.

« Память жанра».

1

14-16.

Такие разные песни, танцы, марши.

3

3 четверть

Форма в музыке

Что такое музыкальная форма?

2 часа

17.

« Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.

1

18.

« Художественная форма – это ставшее зримым содержание».

1

Музыкальная композиция

7 часов

19.

Какой бывает музыкальная композиция

1

20.

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период).

1

21

Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма).

1

22.

Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки.

1

23,24.

Многомерность образа в форме рондо.

2

25.

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича (вариации).

1

26.

Обобщающий урок.

1

4 четверть

Музыкальная драматургия

7 часов

27,28.

Музыка в развитии.

2

29.

Музыкальный порыв.

1

30.

Движение образов и персонажей в оперной драматургии.

1

31,32.

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь».

2

33.

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

1

34.

Обобщающий урок.

1

Итого за год

34 часа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Программа общеобразовательных учреждений по музыке для 5 – 8 классов. В.В.Алеев ( научный руководитель), Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. М. «Дрофа» 2004 г.

2. Учебник «Музыка». Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 7 класс. М. «Дрофа»

2004 г.

3. Рабочая тетрадь — Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 7 класс.

Дневник музыкальных размышлений. М. «Дрофа» 2004 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Методические рекомендации для учителя. Т.И.Науменко, В.В.Алеев. М. «Дрофа» 2004 г.

  1. Воспитание музыкой. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарёва. М. «Просвещение» 1991 г.

  2. Как рассказывать детям о музыке? Д.Б.Кабалевский. М. «Просвещение» 1989 г.

  3. Серьёзная музыка в школе. К.П.Португалов. М. «Просвещение» 1980 г.

  4. Музыкальное воспитание в школе. О.А.Апраксина. М. «Музыка».

  5. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо»,

2002 г.

7. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями.

«Си ЭТС», 2004 г.

8. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.

«Коминфо», 1999.

9. Серьёзная музыка в школе. К.П.Португалов. М. «Просвещение» 1980 г.

10. Музыка. Поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В.

Алеева. Волгоград 2008 г. 7 класс.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *