Рабочая программа по литературе 6 класс Меркин

рассмотрено

на заседании ШМО

__________Дворникова В.Н.

«____» _________20__г.

согласовано

зам. по УВР

____________ Баева Л.Л.

«____» _________20__г.

Утверждаю

Директор школы

____________Мусатова Я.В.

пр. № _________________

«____» _________20__г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сапоговская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

предмета «Литература»

для 5 класса

Составитель: Теклёва Л.А.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Аал Сапогов, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе разработана на основе авторской программы к учебникам «Литература. 5-9 классы» для общеобразовательных учреждений под ред. Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» — РС», 2010; в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

  • Требованиями Федерального государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089);

  • Примерной программой основного общего образования по литературе (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);

  • Учебным планом МБОУ «Сапоговская СОШ» на 2014/2015 учебный год;

  • Положением «О рабочей программе» МБОУ «Сапоговская СОШ»

  • Годовым календарным учебным графиком работы МБОУ «Сапоговская СОШ» на 2014/2015 учебный год.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 6 классе в объёме 68 часов (2 часа в неделю).

Рабочая программа составлена по УМК: Меркин Г.С., Меркин Б.Г.; // Литература. 6 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Авторсост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2012.

Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» — РС», 2010) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «литература» — одна из важнейших частей образовательной области «филология». Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающийся постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям обучающегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

— осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

— выразительное чтение художественного текста;

— различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

— ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

— заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

— анализ и интерпретация произведения;

— составление планов и написание отзывов о произведениях;

— написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

— целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета — важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности обучающегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения — слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память обучающихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у обучающихся активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество обучающихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления обучающихся, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА

Обучающийся должен знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия;

  • сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа, ямб, хорей и др.);

Обучающийся должен уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

  • пользоваться важнейшими формами пересказа (краткий, близкий к тексту и др.) изученных текстов и самостоятельно прочитанных произведений;

  • использовать формы диалога как при чтении (исполнении) художественных текстов, так и в процессе обсуждения прочитанного;

  • использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения;

  • работать с доступным справочным материалом;

  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению).

  • определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

  • обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

  •  объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  •  владеть монологической и диалогической речью;

  •  письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

  •  выявлять авторское отношение к героям;

  •  высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Общеучебные умения и навыки (6-й класс)

1. Учебно-организационные:

  • определять учебную задачу;

  • выстраивать последовательность действий по выполнению учебной задачи;

  • осуществлять самоконтроль учебной деятельности;

  • сотрудничать при решении учебных задач;

  • планировать собственную деятельность.

2. Учебно-информационные:

  • создавать тексты различных типов: описание, повествование, рассуждение;

  • осуществлять цитирование;

  • задавать вопросы разного вида;

  • определять необходимость использования наблюдения или эксперимента;

  • наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях.

3. Учебно-логические:

  • определять понятия по существенным признакам;

  • выявлять свойства объекта;

  • выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение;

  • систематизировать информацию;

  • доказывать утверждение, тезис;

  • формулировать вывод.

4. Учебно-коммуникативные:

  • продолжить и развить мысль собеседника;

  • использовать структурирующие фразы;

  • соотносить собственную деятельность с деятельностью других;

  • вести диалог;

  • кратко формулировать свои мысли.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов

Сочинения

1.

Введение — 1 ч.

1

2.

Из греческой мифологии

3

3.

Из устного народного творчества

3

4.

Из древнерусской литературы

3

5.

Из русской литературы XVIII века

2

6.

Из русской литературы ХIХ века

32

3

7.

Из русской литературы XX века

19

2

8.

Из зарубежной литературы

4

9.

Итоговый урок

1

21.

Итого

68

5

СОДЕРЖАНИЕ

Введение — 1 ч.

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга – необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

Из греческой мифологии – 3 ч.

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид».

Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия.

Связь с другими искусствами: произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.

Из устного народного творчества – 3 ч.

Предания, легенды, сказки.

«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.

Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Развитие речи: сказывание сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные персонажи в русском искусстве: музыке, живописи, кино.

Из древнерусской литературы – 3 ч.

«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.).

Теория литературы: сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки обучающихся; портрет князя Владимира Мономаха, древнерусская миниатюра.

Из русской литературы XVIII века – 2 ч.

М.В. ЛОМОНОСОВ – 2 ч.

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Развитие речи: выразительное чтение.

Из русской литературы ХIХ века – 29 ч. + 3 ч. р/р.

В.А. ЖУКОВСКИЙ – 3ч.

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

Развитие речи: выразительное чтение.

Связь с другими искусствами: портрет В.А. Жуковского, репродукция картины К.Брюллова «Гадающая Светлана».

А.С. ПУШКИН – 8 ч. + 1 ч. р/р.

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…», «Зимнее утро». Интерес к истории России:«Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ – 3 ч.

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи»,«Парус». Многозначность художественного образа.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова; работа с иллюстрациями, рисунки обучающихся, прослушивание музыкальных записей.

Н.В. ГОГОЛЬ – 4 ч. + 1 ч. р/р.

Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести(любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.

И.С. ТУРГЕНЕВ – 3 ч.

«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»:служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору обучающихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Развитие речи: сложный план, цитатный план.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.

Н.А. НЕКРАСОВ – 1 ч.

Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! у каждых дверей…». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Л.Н. ТОЛСТОЙ – 2 ч.

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ«Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство»(добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза, стихотворение в прозе.

Развитие речи: различные типы пересказа, составление цитатного плана.

Связь с другими искусствами: репродукции картин Ф. Славянского «Семейная картина. (На балконе.)» и К. Маковского«Дети, бегущий от грозы».

В.Г. КОРОЛЕНКО – 3 ч. + 1 ч. р/р.

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»:проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.

Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.

А.П. ЧЕХОВ – 2 ч.

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.

Из русской литературы XX века – 17 ч. + 2 ч. р/р.

И.А. БУНИН – 2 ч.

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…»,рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть.

А.И. КУПРИН – 3 ч.

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ«Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Теория литературы: рождественский рассказ.

Развитие речи: различные виды пересказа.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.

С.А. ЕСЕНИН – 2 ч.

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке»,«Разбуди меня завтра рано…». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.

М.М. ПРИШВИН – 4 ч. + 1 ч. р/р

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: конфликт, сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.

А.А. АХМАТОВА, ИЗ ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ – 1 ч.

Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине.

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов.«Его зарыли в шар земной…»; К.М. Симонов. «Жди меня, и явернусь…»; Р.Г.Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые».

Теория литературы: мотив, анафора, эпитет.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: военный плакат, подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру; репродукции картин С. Герасимова «Мать партизана» и П. Кривоногова «Победа».

В.П. АСТАФЬЕВ – 3 ч. + 1 ч. р/р.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.

Н.М. РУБЦОВ – 2 ч.

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей»,«Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: репродукция картины И. Левитана «Тихая обитель».

Из зарубежной литературы – 4 ч.

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика. – 1 ч.

Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению; арабский пейзаж.

Я. и В. ГРИММ – 1 ч.

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

О. ГЕНРИ – 1 ч.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»:о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).

Теория литературы: новелла, юмор, ирония.

Развитие речи: рассказ от другого лица.

ДЖ. ЛОНДОН – 1 ч.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»:жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».

В.А.Жуковский. Отрывок из баллады «Светлана» (по выбору).

А.С. Пушкин. «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…», «Деревня» (по выбору).

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение (по выбору).

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (отрывок из речи Тараса о товариществе).

Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская…»,«Великое чувство! У каждых дверей…»

И.А. Бунин. «Не видно птиц. Покорно чахнет…»

С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).

А.А. Ахматова. Одно стихотворение (по выбору).

Стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Программа «Литература. 5-9 классы» для общеобразовательных учреждений под ред. Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» — РС», 2010. – 200с.

  • Базовый учебник «Литература. 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор-составитель Г.С. Меркин. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. — Москва: «Русское слово», 2013.

  • Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс». Автор тематического планирования Ф.Е.Соловьёва, под редакцией Г.С. Меркина. Москва: «Русское слово», 2013.

  • Методическое пособие для учителя«Уроки литературы. 6 класс». Автор Ф.Е.Соловьёва, под редакцией Г.С.Меркина; Москва, «Русское слово», 2012.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

  1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

  1. Оценка сочинений

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

3. Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» — 90 – 100 %;

«4» — 76 – 89 %;

«3» — 50 – 75 %;

«2» — менее 50 %.

  1. Оценка зачетных работ

Зачет – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.

Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:

1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов;

2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.

Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Содержание урока

Планируемые результаты

Дата

Введение (1 ч.)

план

факт

1.

О литературе,

читателе и писателе.

1

Книга и ее роль в жизни человека. Стихотворения, посвященные книге, читателю, писателям. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино). Развитие умений работы с учебником литературы (худож. произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.)

Знать: о роли книги

в жизни человека; уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг

2.09

Из мифологии (3 ч.)

2.

«Пять веков».

1

Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.

Знать: определение понятий «мифологический сюжет», «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», время появления мифов; Уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки

5.09

3.

«Прометей».

1

Связь с другими искусствами: произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов.

Чтение и пересказ мифов о Геракле, Персее, Ясоне.

Знать: определение понятий «Легенда», «миф», «реальность»; понимать, в чем отличие мифа от легенды; уметь находить в легенде черты реальности и черты мифа, уметь составлять художественный рассказ о герое

8.09

4.

«Яблоки Гесперид».

1

Своеобразие мифологического богатыря в представлении славян; особенности внешности; характер; близость к природе; смысл подвигов.

Понимать смысл мифов, образ идеального героя: мужественного, выносливого, изобретательного, уважающего волю богов; мировосприятие древнего человека, его понимание добра и зла; отличие мифа от сказки.

12.09

Из устного народного творчества (3 ч.)

5.

«Солдат и смерть».

1

Предание, сказка, их художественные особенности; сказочные формулы, волшебные помощники, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

Знать основные особенности сказки.

Уметь выразительно читать произведение.

15.09

6.

«Как Бадыноко победил

одноглазого великана»

1

Находить в тексте сказки афористические и крылатые выражения, а также названия волшебных предметов. Выписывать из текста обороты речи, свойственные русским народным сказкам.

Уметь выразительно читать произведение.

18.09

7.

«Сказка о молодильных

яблоках и живой воде».

1

Знать понятия предания, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Уметь работать с иллюстрациями; подбирать материал о сказочных богатырях в русском искусстве: музыке, живописи, кино.

22.09

Из древнерусской литературы (3 ч.)

8.

«Сказание о белгородских колодцах».

1

Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.

Знать: определение понятий «древнерусская литература», «летопись», «летописание», «летописец», «сказание», характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы.

26.09

9.

«Повесть о разорении Рязани Батыем».

1

29.09

10.

«Поучение…» Владимира Мономаха.

1

3.10

Из литературы XVIII века (2 ч.)

11.

М.В. Ломоносов —гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин.

1

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии.

Знать понятия иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Уметь выразительно читать произведение.

6.10

12.

«Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…»

1

Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония – основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Уметь определять основные мотивы стихотворения; идею стихотворения.

10.10

Из литературы XIX века (29 ч.+3 ч.р/р)

13.

В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе.

1

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В. А. Жуковский и А. С. Пушкин.

Знать понятия: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

13.10

14.

Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского «Светлана». Творческая история баллады.

1

Жанр баллады в творчестве Жуковского. «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии.

Знать творческую историю баллады

Уметь выразительно читать произведение.

17.10

15.

Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана».

1

Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Уметь анализировать особенности языка и образов

20.10

16.

Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина.

1

Лицей в жизни и творческой биографии А. С. Пушкина. Лицеист Пушкин в литературной жизни Петербурга.

Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта

24.10

17.

Стихотворение А.С.Пушкина «Деревня».

1

Вольнолюбивая лирика Пушкина.

Знать: определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения;

27.10

18.

А.С.Пушкин. Стихотворения «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…»

1

Пейзажная лирика поэта.

Знать: какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа

31.10

19.

А.С.Пушкин. «Дубровский». Историческая эпоха в романе..

1

История создания романа. Картины жизни русского барства. Прототипы. . Своеобразие стиля

Знать историю создания романа;

10.11

20.

Причины ссоры Дубровского и Троекурова.

1

Конфликт двух помещиков. проблематика произведения. Выделить основные событийные линии (дружба двух помещиков — ссора — месть Троекурова — смерть Дубровского и т.д.)

Знать: содержание анализируемых глав; уметь: анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе. понимать зависимость поведения человека от социальной среды; уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев.

14.11

21.

Отец и сын Дубровские.

1

Лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь).

Знать: содержание анализируемых глав; уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа.

17.11

22.

Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник.

1

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма..

Знать: определение понятий «композиция», «сюжет»; последовательность событий, изображенных в романе;

Уметь определять, в чем заключаются особенности сюжета романа,

21.11

23.

Дубровский и Маша Троекурова.

1

Воспитание и характер Маши Троекуровой, ее взаимоотношения с отцом. Сцена объяснения с Дубровским. Второе свидание Маши и Дубровского.

Уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа.

24.11

24.

Р/р. Сочинение по роману «Дубровский»

1

Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Знать: содержание романа, последовательность раскрытия темы; уметь отбирать материал для сочинения; определять цель; анализировать варианты вступления и заключения сочинения

28.11

25.

Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове.

1

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи»,«Парус». Многозначность художественного образа.

.

Знать факты биографии и творческой деятельности указанного периода,

1.12

26.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Тучи».

1

Знать историю появления стихотворения «Тучи», определение понятий «эпитет», «сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»; понимать: особенности композиции стихотворения, настроение

Уметь связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации стихотворения

5.12

27.

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Парус».

1

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть.

Уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности поэтических интонаций стихотворения, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоциональное своеобразие, личное отношение к событиям каждого эпизода стихотворения

8.12

28.

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

1

Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести(любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Знать понятия: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Уметь устно пересказывать заданный эпизод; создавать письменный отзыв на эпизод.

12.12

29.

«Бранное, трудное время…». Степь как образ Родины в повести Н.В.Гоголя.

1

15.12

30.

Андрий и Остап.

1

19.12

31.

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В.Гоголя.

1

22.12

32.

Р/р. Подготовка к сочинению-рассказу о событиях от лица их участника.

1

Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение), уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью

26.12

33.

И.С.Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.

1

«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Тема любви в лирике.

Своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Знать: содержание рассказа Тургенева, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; понимать: почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание; уметь: сопоставлять словесное и художественное повествование, выразительно читать текст.

Уметь составлять сложный план, цитатный план. Самостоятельно давать характеристику темы и центральных образов произведения.

12.01

34.

Рассказ И.С.Тургенева «Бирюк».

1

16.01

35.

И.С.Тургенев. Стихотворение «В дороге».

1

19.01

36.

Н.А.Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! у каждых дверей…».

1

Гражданская поэзия Н. А. Некрасова в 60 – 70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Основной пафос стихотворений6 разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, Некрасов и художники-передвижники

Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности;

Знать: определение понятий: трехсложные размеры стиха; коллективный портрет; ритм стиха (пиррихий, спондей). «стопа» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «анапест», «амфибрахий»;

уметь структурировать основные положения статьи учебника, определять размер стихотворений

Уметь выразительно читать наизусть, подбирать эпиграф, писать микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом.

23.01

37.

Л.Н.Толстой в 30-50 гг. XIX века. Анализ глав повести «Детство»: «Детство», «Что за человек был мой папа», «Папа», «Юродивый».

1

Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в восприятии и изображении Толстого; проблематика повести «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Знать: факты биографии писателя, содержание повести. Знать понятие автобиографическая проза.

26.01

38.

Анализ глав повести Л.Н.Толстого «Детство»:

1

Уметь использовать: различные типы пересказа, писать сочинение-зарисовку, составлять цитатный план.

30.01

39.

Краткие сведения о В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Отец и сын.

1

Краткие сведения о писателе.

Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа, уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.

2.02

40.

Дружба Васи, Валека и Маруси.

1

Проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия.

Знать понятия повесть, художественная деталь, портрет и характер.

6.02

41.

Дети и взрослые в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1

Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Уметь использовать: различные типы пересказа, готовить вопросы для обсуждения; составлять план характеристики эпизода, персонажа.

9.02

42.

Р/р. Сочинение по повести

1

Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение), уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью

13.02

43.

Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. «Налим».

1

Сатирические и юмористические рассказы Чехова. Социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, выделяя художественные детали описания.

17.02

44.

А.П.Чехов. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка».

1

Юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Знать: содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира»; понимать: смысл названия рассказа; уметь: сопоставлять рассказы.

21.02

Из литературы XX века (17 ч. + 2 ч. р/р.)

45.

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц. Покорно чахнет…»

1

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах Бунина. Душа крестьянина в изображении писателя.

Знать: факты биографии писателя, стили речи и их роль в создании художественного образа.

Уметь: составлять словарь языка персонажа.

24.02

46.

И.А.Бунин. Рассказ «Лапти».

1

Детские годы писателя. Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе

Знать: содержание рассказа.

27.02

47.

А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Белый пудель».

1

Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Знать: факты биографии писателя. Уметь: составлять письменный отзыв об эпизоде.

48.

А.И.Куприн. Рассказ «Белый пудель».

1

Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа, уметь анализировать рассказ

2.03

49.

А.И.Куприн. Рассказ «Тапер».

1

Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа.

6.03

50.

Краткие сведения о С.А.Есенине. «Песнь о собаке».

1

Краткие сведения о поэте. Пафос и тема стихотворений. Одухотворенная природа – один из основных образов Есенина.

Знать: автора стихотворении, определение понятии «образ», «сравнение», «олицетворение», «аллитерация»

9.03

51.

С.А.Есенин. «Разбуди меня завтра рано…»

1

ТР/р: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.

Понимать и чувствовать незатейливость изображаемого пейзажа, чуждого ярких красок, уметь выразительно читать стихотворения, интонационно передавая мотив грусти, определять особенности лирики С.Есенина (лиризм, напевность, мелодичность)

13.03

52.

Краткие сведения о М.М.Пришвине.

1

Краткие сведения о писателе.

Знать автора, содержание сказки-

были;

17.03

53.

«Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра.

1

Родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Т/л: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», уметь выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать

21.03

54.

Настя и Митраша.

1

Авторское отношение к главной героине; авторское отношение к герою. Природа в понимании М.Пришвина — это то, что учит человека жизни, то, чему человек при всем его могуществе и разуме должен поклоняться.

Знать скрытый смысл прозвища Насти — «золотая курочка», Понимать смысл выражения «мужичок в мешочке», уметь подробно пересказывать заданные эпизоды, отмечая в них детали описания;

3 четв.

3.04

55.

Смысл названия сказки-были «Кладовая солнца».

1

Определение понятия «пейзаж»; взаимосвязь между явлениями природы и жизнью человека; основная идея произведения: для писателя весь мир природы и человека — кладовая солнца, если сущностью этого мира являются жизнь, добро, любовь

Уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их с учетом поставленного вопроса; делать вывод о роли в художественном произведении описаний природы, передающих настроение человека, связанных с восприятием мира природы

6.04

56.

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

1

Уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью

10.04

57.

Краткие сведения о Н.М.Рубцове. «Звезда полей».

1

Краткие сведения о поэте. Человек и природа в стихотворениях. Образный строй (родина, природа, русская душа), постоянные образы (свет, звезда, огонек); чувства лирического героя Н.Рубцова;  

Знать: сведения об авторе, основные мотивы его творчества понимать, что тихо произнесенные, сокровенные, выразительные чувства поэта сильны искренней любовью к родине

13.04

58.

Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина».

1

Художественная идея, кольцевая композиция.

Выразительное чтение, чтение наизусть. интонационно передавая: задушевность, мелодичность;

Уметь соотносить названия стихотворений с их содержанием; определять особенности композиции, художественные приемы, помогающие передавать эмоции лирического героя

17.04

59.

Литературно-музыкальная композиция «Сороковые роковые…».

1

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине.

Р/р: выразительное чтение, чтение наизусть, написание сочинения-миниатюры, подбор эпиграфа к сочинению.

Знать: авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности; понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения поэтов-фронтовиков; уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств – от скорбного воспоминания до гордости за милую Родину

20.04

60.

Краткие сведения о В.П.Астафьеве. «Последний поклон».

1

Краткие сведения о писателе. Тема детства, справедливости, любви.

Р/р: составление цитатного плана, пересказ.

Яркость и самобытность языка рассказа.

Авторское отношение к героям. Нравственная проблематика произведения

Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы

24.04

61.

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой».

1

Приемы создания детских характеров. Юмористическое и комическое. Р/р: ответы на вопросы, различные виды чтения и пересказа.

Знать: определение понятий «речевые пласты языка», «диалектизмы», «поговорки»;

27.04

62.

Бабушка и внук.

1

Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа. Юмор в рассказе

Уметь находить и анализировать лингвистические особенности речи героев рассказа; понимать, почему писатель использует диалектные и просторечные слова, поговорки   в своем произведении

4.05

63.

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение), уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью

8.05

Из зарубежной литературы (4 ч.)

64.

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь».

1

Т/л: литературная сказка (развитие представлений).

Р/р: подробный пересказ, краткий план, изложение с элементами рассуждения.

Знать историю создания, тематику, проблематику

11.05

65.

Краткие сведения о братьях Гримм. Сказка «Снегурочка».

1

Основные темы и мотивы сказок. Т/л: сказочное, реальное и символическое в произведении

Знать: авторов, факты биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «символ» (начальные представления); понимать смысл сказки

15.05

66.

Краткие сведения об О.Генри. «Вождь краснокожих».

1

Краткие сведения о писателе. О детстве – с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).

Р/р: рассказ от другого лица.

Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «комическое», «юмористическое»;

18.05

67.

Краткие сведения о Дж.Лондоне. «Любовь к жизни».

1

Краткие сведения о писателе. Жизнеутверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Знать: автора, сведения о его жизни, творческой деятельности; понимать смысл заглавия рассказа; уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение

22.05

Итоговый урок (1 ч.)

68.

Рекомендации для летнего чтения.

1

Итоговая викторина по произведениям, изученным в 6 классе. Выявление уровня литературного развития обучающихся 6 класса

Уметь: определять по фрагментам произведений автора, персонажа, название произведения, связно отвечать на вопрос проблемного характера, оформлять собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения

25.05

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *