РАБОЧАЯ ПРОГРАММА занятий внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Я — исследователь» 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

занятий внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Я — исследователь»

3 класс

Разработана

учителем начальных классов

высшей категории

С.А. Михеевой

Пояснительная записка

Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Я — исследователь» (3 класс) разработана на основе программы «Я – исследователь» (http://www.soido.ru/Pr_Ja-Issl_Shk.pdf) и методики А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2010), образовательной системы «Начальная школа XXI века», примерной программы внеурочной деятельности начального общего образования на основе федерального государственного стандарта и инструктивно – методического письма БелРИПКППС «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на __________ учебный год».

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться, заложенной в новых образовательных стандартах – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Её актуальность сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально — творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи программы:

— развивать познавательные потребности младших школьников;

— развивать познавательные способности младших школьников;

— обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

— формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

— формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 7 на исследовательскую деятельность в 1- 4 классах отводится по 1 часу в неделю (33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах).

Данная программа рассчитана на обучающихся 3 класса, поэтому срок реализации составляет — 34 часа в год.

Программа предусматривает основную форму организации деятельности — внеклассное занятие.

Режим занятий — 1 раз в неделю.

Программа ориентирована на достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов (4 класс)

Для данного года обучения — второй уровень результатов (3 класс)

Основные ожидаемые результаты

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к исследовательской деятельности;

  • широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно — познавательные и внешние мотивы;

  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;

  • ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей,родителей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понима­ния необходимости исследовательской деятельности, выра­женного в преобладании познавательных мотивов и пред­почтении социального способа оценки деятельности;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспеш­ности исследовательской деятельности;

  • морального сознания, способности к решению мораль­ных проблем на основе учета позиций партнеров в об­щении, устойчивого следования в поведении моральным нор­мам и этическим требованиям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

  • планировать спои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать опенку учителя;

  • различать способ и результат действия;

  • оценивать свои действия на уровне ретро-опенки;

  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательною инициативу;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ори­ентиры действия в незнакомом материале;

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

  • самостоятельно находить варианты решения познава­тельной задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполне­ния учебного исследования с использованием учебной и до­полнительной литературы в открытом информационном про­странстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для реше­ния познавательных задач и представления их результатов;

  • высказываться в устной и письменной формах;

  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

  • владеть основами смыслового чтения текста;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по раз­ным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте;

  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

  • подводить под понятие;

  • устанавливать аналогии;

  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, выска­зывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргумен­тировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соот­ветствии с исследовательской задачей с использованием ре­сурсов библиотек и сети Интернет;

  • фиксировать информацию с помощью- инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно-следственных связей;

  • оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, разли­чие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

  • использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаи­модействия с миром.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • контролировать действия партнера;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою пози­цию;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • допускать возможность существования у людей раз­ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собст­венной, и учитывать позицию партнера в общении и взаи­модействии;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Второй уровень результатов (3 класс)

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.

Результат теоретической части проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

В практической части – творческая работа (коллективная или индивидуальная) с последующим обсуждением, корректировкой и исправлением недочётов.

Программа предусматривает основные формы подведения итогов:

выступление,

выставка,

презентация,

защита исследовательских работ,

участие в конкурсах исследовательских работ.

Учебный план

п/п

Разделы программы

Количество часов

3 год

1

Подготовка к исследованию. /Тренинг

10

2

Организация работы по исследованию. /Исследовательская практика

18

3

Мониторинг. Обобщение полученных результатов

6

Всего часов:

34

Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений

1 класс

  • слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;

  • осваивать материал на основе внутреннего плана действий;

  • вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;

  • вести рассказ от начала до конца;

  • творчески применять знания, проводить опытную работу;

  • работать с несколькими книгами, выбирая нужный материал

2 класс

  • наблюдать и фиксировать главное в явлениях и процессах;

  • пересказывать подробно и выборочно;

  • выделять главную мысль на основе анализа текста;

  • делать выводы из фактов, совокупности фактов;

  • выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части

  • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;

  • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

3 — 4 класс

  • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;

  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;

  • конструировать знания, положив в основу принцип созидания;

  • систематизировать учебный план;

  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;

  • высказывать содержательно свою мысль, идею;

  • формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;

  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;

  • свободно владеть операционными способами усвоения знаний;

  • переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

Учебно-тематический план (3 класс )

пп

Разделы программы

и темы учебных занятий

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

I

Подготовка к исследованию. Тренинг

10

6,5

3,5

1.1

Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь.

1

1

1.2

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

1

0,5

0,5

1.3

Определение проблемы и выбор темы

собственного исследования

1

1

1.4

Какими могут быть проекты?

1

1

1.5

Наблюдение и экспериментирование

1

0,5

0,5

1.6

Методы исследования

1

0,5

0,5

1.7

Совершенствование техники экспериментирования

1

0,5

0,5

1.8

Интуиция и создание гипотез

1

0,5

0,5

1.9

Правильное мышление и логика

1

0,5

0,5

1.10

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

1

0,5

0,5

II

Организация работы по исследованию. Методика исследовательской работы

18

4

14

2.1

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

1

1

2.2

Планирование работы.

1

1

2.3

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

1

0,5

0,5

2.4

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

1

1

2.5

Анализ прочитанной литературы.

1

1

2.6

Исследование объектов.

1

1

2.7

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

1

0,5

0,5

2.8

Как сделать сообщение о результатах исследования

1

0,5

0,5

2.9

Оформление работы.

2

1

1

2.10

Индивидуальная работа по планированию

и проведению самостоятельных исследований

8

8

III

Мониторинг исследовательской деятельности

6

6

3.1

Сообщение о результатах исследования

2

2

3.2

Мини-конференция по итогам собственных исследований

3

3

3.3

Анализ исследовательской деятельности.

1

1

Всего часов:

34

10,5

13,5

Календарно-тематический план (3 класс )

пп

Разделы программы

и темы учебных занятий

Всего часов

Дата

план

факт

I

Подготовка к исследованию. Тренинг

10

1.1

Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь.

1

1.2

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

1

1.3

Определение проблемы и выбор темы

собственного исследования

1

1.4

Какими могут быть проекты?

1

1.5

Наблюдение и экспериментирование

1

1.6

Методы исследования

1

1.7

Совершенствование техники экспериментирования

1

1.8

Интуиция и создание гипотез

1

1.9

Правильное мышление и логика

1

1.10

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

1

II

Организация работы по исследованию. Методика исследовательской работы

18

2.1

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

1

2.2

Планирование работы.

1

2.3

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

1

2.4

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

1

2.5

Анализ прочитанной литературы.

1

2.6

Исследование объектов.

1

2.7

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

1

2.8

Как сделать сообщение о результатах исследования

1

2.9

Оформление работы.

2

2.10

Индивидуальная работа по планированию

и проведению самостоятельных исследований

8

III

Мониторинг исследовательской деятельности

6

3.1

Сообщение о результатах исследования

2

3.2

Мини-конференция по итогам собственных исследований

3

3.3

Анализ исследовательской деятельности.

1

Всего часов:

34

Содержание программы

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности.

I. Тренинг развития исследовательских способностей

Общий объем тренинговых занятий 10 часов (из расчета один час в неделю). Временные затраты учащихся на домашнюю, самостоятельную работу должны составить примерно 4 часа.

Тема 1. «Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь»

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Тема 2. «Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования»

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Тема 3. «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

Тема 4. «Какими могут быть проекты?»

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Тема 5. «Наблюдение и экспериментирование»

Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Тема 6. «Методы исследования»

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Тема 7. «Совершенствование техники экспериментирования»

Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент».

Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».

Тема 8. «Интуиция и создание гипотез»

Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

Тема 9 «Правильное мышление и логика»

Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.

Тема 10. «Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

II. Методика исследовательской работы — 18 часов

Тема 1. «Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)»

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

Тема 2. «Планирование работы»

Составление основного плана работы над проектами. Помощь в составление индивидуальных планов.

Тема 3. «Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию»

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Тема 4. «Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования «

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Тема 5. «Анализ прочитанной литературы»

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Обучение правильно записывать литературу, используемую в проекте.

Тема 6. «Исследование объектов»

Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Тема 7. «Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы»

Практическое задание, направленное на развитие правильно анализировать свои действия и делать выводы.

Тема 8. «Как сделать сообщение о результатах исследования»

Составление плана работы. Требования к сообщению.

Тема 9. «Оформление работы»

Основные требования к оформлению проектной работы.

Тема 10. «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Индивидуальная работа с учащимися по выполнению проектов.

III. Мониторинг исследовательской деятельности- 6 часов

Тема 1. «Сообщение о результатах собственного исследования»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

Тема 2 «Мини-конференция по итогам собственных исследований»

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают свое мнение об услышанном.

Тема 5. «Анализ исследовательской деятельности»

Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.

Календарно-тематический план (3 класс) 1 час в неделю, всего 34 часа

Наименование тем

Часы

Метапредметные результаты и деятельность обучающихся

Плановые сроки прохождения

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

План

Факт

1. Подготовка к исследованию Тренинг

Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь.

1

Закрепить понятие «исследование»

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Обсуждать вопросы о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

1

Познакомиться с понятием «Тема исследования»

Определять направление деятельности

Выбирать правильные слова для выделения главного и второстепенного

Определение проблемы и выбор темы

собственного исследования

Закрепление понятия «проблема». Развитие речи.

Оценивать (результаты деятельности (чужой, своей);

Использовать план эксперимента в самостоятельной работе

Какими могут быть проекты?

1

Определять отличие исследований и проектов

Анализировать исследования и проекты

Обсуждать разработку исследования и проектов

Наблюдение и экспериментирование

1

Объяснять понятия «наблюдение и экспериментирова-ние»

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Анализировать преимущества и недостатки наблюдения и экспериментирования

Методы исследования

1

Учиться применять методику проведения исследований

Совершенствование техники экспериментирования

1

Уметь разъяснять понятия «наблюдение и экспериментирова-ние»

Оценивать и доказывать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Анализировать преимущества и недостатки наблюдения и экспериментирования. Возможность применения их на различных этапах проекта

Интуиция и создание гипотез

1

Объяснять понятие «гипотеза»

Приводить примеры практических заданий на продуцирование гипотез. Уметь строить рассуждения и логические следствия

Определять правильную формулировку вопроса

Анализировать

правильные о ошибочные суждения. Логически рассуждать и доказывать правильность суждений

Различать провокационные идеи и ошибочные суждения

Правильное мышление и логика

1

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

1

2. Организация работы по исследованию. Методика исследовательской работы

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

Учиться подбирать коллег по выбору темы и проекта

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Формировать навыки коллективной работы

Планирование работы.

Уметь мотивировать выбор темы и плана действий

Формировать навыки по составлению плана исследовательского проекта

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

Уметь проводить анкетирование и грамотно составлять необходимые вопросы

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Объяснять с чего лучше начинать читать научные книги. Объяснять, какие книги используются для исследования. Какие книги считаются научными.

Оценивать результаты деятельности (чужой, своей); удерживать цель деятельности до получения ее результата

Различать исследовательские и научные книги. Формировать навыки по работе с научной литературой

Анализ прочитанной литературы.

Исследование объектов.

Уметь мотивировать выбор темы и плана действий

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

Объяснять и понимать значение данных понятий

Оценивать (результаты деятельности (чужой, своей)

Использовать план эксперимента в самостоятельной работе

Как сделать сообщение о результатах исследования

Уметь мотивировать выбор темы и плана действий

Оформление работы.

Учиться правильно оформлять свои работы. Объяснять методику проведения самостоятельных исследований

Индивидуальная работа по планированию

и проведению самостоятельных исследований

3. Мониторинг исследовательской деятельности

Сообщение о результатах исследования

1

Учиться применять методику проведения самостоятельных исследований

Удерживать цель деятельности до получения ее результата. Оценивать (результаты деятельности (чужой, своей)

Обсуждать исследовательские работы одноклассников и да­вать оценку

Мини-конференция по итогам собственных исследований

1

Объяснять значение проведения мини-исследования

Выявлять структурные части мини-исследования

Обсуждать исследовательские работы одноклассников и да­вать оценку

Анализ исследовательской деятельности

1

Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

Методическое обеспечение программы

В образовательном процессе используются формы внеурочных занятий:

-работы детей в группах, парах,

-индивидуальная работа,

-работа с привлечением родителей.

Занятия должны побуждать к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Занятия проводятся:

  • в учебном кабинете,

  • в музеях различного типа,

  • библиотеках,

  • на пришкольном участке.

Исследовательская деятельность включает:

  • проведение опытов,

  • наблюдений,

  • экскурсий,

  • заседаний,

  • олимпиад,

  • викторин,

  • КВНов,

  • встреч с интересными людьми,

  • соревнований,

  • реализации проектов и т.д.

Исследовательская деятельность предусматривает:

  • поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях,

  • справочниках,

  • книгах,

  • на электронных носителях,

  • в Интернете, СМИ и т.д.

Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

  • участвовать в работе конференций, чтений.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Формы подведения итогов: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

В работе используются виды творческих работ:

рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Для осуществления деятельности по программе используются следующие технические средства обучения:

  • компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;

  • набор ЦОР по проектной технологии.

Основные понятия

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования).

Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.

Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные.

По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные).

По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся.

Проектных задания могут быть конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов историю создания материальной культуры человечества.

Этапы работы: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников

  • альбом,

  • газета,

  • гербарий,

  • журнал, книжка-раскладушка,

  • коллаж,

  • коллекция,

  • костюм,

  • макет,

  • модель,

  • музыкальная подборка,

  • наглядные пособия,

  • паспарту,

  • плакат,

  • план,

  • серия иллюстраций,

  • сказка,

  • справочник,

  • стенгазета,

  • сувенир-поделка,

  • сценарий праздника,

  • учебное пособие,

  • фотоальбом,

  • экскурсия

Список литературы (библиография)

Для учителя

1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2010.

2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

3. Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б. Шумакова, Н.И. Андеева, Е.В. Климанова; под. Ред. Н.Б. Шумаковой. –М.: Просвещение, 2011 (Работаем по новым стандартам)

Для обучающихся:

1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Интернет — ресурсы

Интернет ресурсы:

http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00179053_0.html

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=466851

http://ir.redu.ru/article/Issledovatel%5Emskie_rabot%5Ei_ucha%5Eshihsya/10

http://www.coolreferat.com/Организация_исследовательской_деятельности_младших_школьников

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/programma-vneurochnoi-deyatelnosti-ya-issledovatel

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *