РАБОЧАЯ ПРОГРАММА занятий внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Я — исследователь» 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

занятий внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Я — исследователь»

1 класс

Разработана

учителем начальных классов

высшей категории

С.А. Михеевой

Пояснительная записка

Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Я — исследователь» (1 класс) разработана на основе программы «Я – исследователь» (http://www.soido.ru/Pr_Ja-Issl_Shk.pdf) и методики А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2010), образовательной системы «Начальная школа XXI века», примерной программы внеурочной деятельности начального общего образования на основе федерального государственного стандарта и инструктивно – методического письма БелРИПКППС «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на _______ учебный год».

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться, заложенной в новых образовательных стандартах – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Её актуальность сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально — творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи программы:

— развивать познавательные потребности младших школьников;

— развивать познавательные способности младших школьников;

— обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

— формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

— формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 7 на исследовательскую деятельность в 1- 4 классах отводится по 1 часу в неделю (33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах).

Данная программа рассчитана на обучающихся 1 класса, поэтому срок реализации составляет — 33 часа в год.

Программа предусматривает основную форму организации деятельности — внеклассное занятие.

Режим занятий — 1 раз в неделю.

Программа ориентирована на достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов (4 класс)

Основные ожидаемые результаты

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к исследовательской деятельности;

  • широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно — познавательные и внешние мотивы;

  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;

  • ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей,родителей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понима­ния необходимости исследовательской деятельности, выра­женного в преобладании познавательных мотивов и пред­почтении социального способа оценки деятельности;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспеш­ности исследовательской деятельности;

  • морального сознания, способности к решению мораль­ных проблем на основе учета позиций партнеров в об­щении, устойчивого следования в поведении моральным нор­мам и этическим требованиям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

  • планировать спои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать опенку учителя;

  • различать способ и результат действия;

  • оценивать свои действия на уровне ретро-опенки;

  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательною инициативу;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ори­ентиры действия в незнакомом материале;

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

  • самостоятельно находить варианты решения познава­тельной задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполне­ния учебного исследования с использованием учебной и до­полнительной литературы в открытом информационном про­странстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для реше­ния познавательных задач и представления их результатов;

  • высказываться в устной и письменной формах;

  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

  • владеть основами смыслового чтения текста;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по раз­ным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте;

  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

  • подводить под понятие;

  • устанавливать аналогии;

  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, выска­зывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргумен­тировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соот­ветствии с исследовательской задачей с использованием ре­сурсов библиотек и сети Интернет;

  • фиксировать информацию с помощью- инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно-следственных связей;

  • оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, разли­чие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

  • использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаи­модействия с миром.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • контролировать действия партнера;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою пози­цию;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • допускать возможность существования у людей раз­ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собст­венной, и учитывать позицию партнера в общении и взаи­модействии;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Первый уровень результатов (1 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.

Результат теоретической части выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

В практической части – творческая работа (коллективная или индивидуальная) с последующим обсуждение, корректировкой и исправлением недочётов.

Программа предусматривает основные формы подведения итогов:

выступление,

выставка,

презентация,

защита исследовательских работ,

участие в конкурсах исследовательских работ.

Учебный план

п/п

Разделы программы

Количество часов

1 год

1

Подготовка к исследованию. /Тренинг

11

2

Организация работы по исследованию. /Исследовательская практика

16

3

Мониторинг. Обобщение полученных результатов

6

Всего часов:

33

Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений

1 класс

  • слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;

  • осваивать материал на основе внутреннего плана действий;

  • вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;

  • вести рассказ от начала до конца;

  • творчески применять знания, проводить опытную работу;

  • работать с несколькими книгами, выбирая нужный материал

2 класс

  • наблюдать и фиксировать главное в явлениях и процессах;

  • пересказывать подробно и выборочно;

  • выделять главную мысль на основе анализа текста;

  • делать выводы из фактов, совокупности фактов;

  • выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части

  • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;

  • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

3 — 4 класс

  • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;

  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;

  • конструировать знания, положив в основу принцип созидания;

  • систематизировать учебный план;

  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;

  • высказывать содержательно свою мысль, идею;

  • формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;

  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;

  • свободно владеть операционными способами усвоения знаний;

  • переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

Учебно-тематический план (1 класс )

пп

Разделы программы

и темы учебных занятий

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

I

Подготовка к исследованию. Тренинг

11

5,5

5.5

1.1

Что такое исследование? Методы исследования

1

0,5

0,5

1.2

Как задавать вопросы? Учимся

выделять главное и второстепенное

1

0,5

0,5

1.3

Как выбрать тему исследования?

1

0,5

0,5

1.4

Наблюдение и наблюдательность.

Что такое эксперимент?

1

0,5

0,5

1.5

Учимся вырабатывать гипотезы.

Учимся высказывать суждения

1

0,5

0,5

1.6

Как правильно классифицировать.

Что такое определения?

Как давать определения понятиям

1

0,5

0,5

1.7

Учимся делать умозаключения и выводы

1

0,5

0,5

1.8

Как делать схемы?

1

0,5

0,5

1.9

Что такое парадоксы?

1

0,5

0,5

1.10

Как планировать исследования и проекты

1

0,5

0,5

1.11

Как сделать сообщение о результатах

исследования

1

0,5

0,5

II

Организация работы по исследованию. Методика исследовательской работы

16

4,5

11,5

2.1

Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку). Как работать с книгой?

1

1

2.2

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

1

1

2.3

Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания

1

0,5

0,5

2.4

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

1

0,5

0,5

2.5

Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.

1

0,5

0,5

2.6

Обоснованный выбор способа выполнения задания

1

0,5

0,5

2.7

Составление аннотации к прочитанной книге, картотек

1

1

2.8

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

1

0,5

0,5

2.9

Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование.

2

1

1

2.10

Тренировочное занятие по методике

проведения самостоятельных

исследований

2

2

2.11

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

2

1

1

2.12

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей

1

1

2.13

Экскурсияисследование

1

1

III

Мониторинг исследовательской деятельности

6

1

5

3.1

Мини-конференция по итогам

экспресс-экскурсии

1

1

3.2

Мини-конференция по итогам

Экспресс-исследований

1

1

3.3

Мини-конференция по итогам

собственных исследований

1

1

3.4

Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.

1

1

3.5

Анализ исследовательской деятельности.

2

1

1

Всего часов:

33

Календарно-тематический план (1 класс )

пп

Разделы программы

и темы учебных занятий

Всего часов

Дата

план

факт

I

Подготовка к исследованию. Тренинг

11

1.1

Что такое исследование? Методы исследования

1

05.09

1.2

Как задавать вопросы? Учимся

выделять главное и второстепенное

1

12.09

1.3

Как выбрать тему исследования?

1

19.09

1.4

Наблюдение и наблюдательность.

Что такое эксперимент?

1

26.09

1.5

Учимся вырабатывать гипотезы.

Учимся высказывать суждения

1

03.10

1.6

Как правильно классифицировать.

Что такое определения?

Как давать определения понятиям

1

10.10

1.7

Учимся делать умозаключения и выводы

1

17.10

1.8

Как делать схемы?

1

24.10

1.9

Что такое парадоксы?

1

07.11

1.10

Как планировать исследования и проекты

1

14.11

1.11

Как сделать сообщение о результатах

исследования

1

21.11

II

Организация работы по исследованию. Методика исследовательской работы

16

2.1

Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку). Как работать с книгой?

1

28.11

2.2

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

1

05.12

2.3

Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания

1

12.12

2.4

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

1

19.12

2.5

Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.

1

26.12

2.6

Обоснованный выбор способа выполнения задания

1

16.01

2.7

Составление аннотации к прочитанной книге, картотек

1

23.01

2.8

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

1

30.01

2.9

Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование.

2

06.02

13.02

2.10

Тренировочное занятие по методике

проведения самостоятельных

исследований

2

27.02

06.03

2.11

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

2

13.03

20.03

2.12

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей

1

03.04

2.13

Экскурсияисследование

1

10.04

III

Мониторинг исследовательской деятельности

6

3.1

Мини-конференция по итогам

экспресс-экскурсии

1

17.04

3.2

Мини-конференция по итогам

Экспресс-исследований

1

24.04

3.3

Мини-конференция по итогам

собственных исследований

1

08.05

3.4

Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.

1

15.05

3.5

Анализ исследовательской деятельности.

2

22.05

Всего часов:

33

Содержание программы

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности.

I. Тренинг развития исследовательских способностей

Общий объем тренинговых занятий 11 часов (из расчета один час в неделю). Домашняя самостоятельная работа в первом классе не предусмотрена.

Тема 1 «Что такое исследование? Методы исследования»

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка

детских представлений о том, что они понимают под словом

«исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том,

где человек использует свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как люди используют результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека,

Тема 2 «Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное»

Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы? Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа выявление логической структуры текста. Практические задания типа «Что сначала, что потом».

Тема 3 «Как выбрать тему исследования.

Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.

Тема 4 «Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?»

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии). Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Тема 5 «Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения»

Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы? Практические задания на продуцирование гипотез. Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения практическая работа

Тема 6 «Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям»

Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации поиск ошибок.

Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.

Тема 7 «Учимся делать умозаключения и выводы»

Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения практические задания.

Тема 8 «Как делать схемы?»

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание «Пиктограммы».

Тема 9 «Что такое парадоксы?»

Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами.

Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений».

Тема 10 «Как планировать исследования и проекты»

Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта.

Тема 11 «Как сделать сообщение о результатах исследования»

Что такое доклад? Как составлять план своего доклада?

Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

II. Методика исследовательской работы — 16 часов

Тема 1 «Как выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку). Как работать с книгой?»

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т.п.? С чего лучше начинать читать научные книги? Практическая работа по структурированию текстов.

Тема 2 «Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

Тема 3. «Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания»

Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.

Тема 4. «Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы»

Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.

Тема 5. «Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы»

Учить в игровой форме выявлять причину и следствие. Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.

Тема 6. «Обоснованный выбор способа выполнения задания»

Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.

Тема 7. «Составление аннотации к прочитанной книге, картотек»

Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.

Тема 8. «Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы»

Учиться строить схемы «Дерево Паук».

Тема 9 «Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр- исследований описана в методических рекомендациях. Нужно выбрать любую из описанных игр или разработать собственную.

Тема 10 «Тренировочное занятие по методике проведения

самостоятельных исследований»

Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.

Тема 11. «Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике»

Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.

Тема 12 «Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей»

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини конференция.

Тема 13 «Экскурсия-исследование»

Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии. Тематика экскурсий варьируется в зависимости от возможностей и условий. Класс также целесообразно поделить на группы и предложить самостоятельно выбрать тему исследования и провести его.

III. Мониторинг исследовательской деятельности- 6 часов

Тема 1 «Мини-конференция по итогам экскурсии».

Конференция по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится через неделю. Каждой группе дается время на сообщение и ответы на вопросы.

Тема 2 «Мини-конференция по итогам экспресс — исследований»

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс – исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема 3 «Мини-конференция по итогам собственных исследований»

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам «Коллекционирование» и «Продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают свое мнение об услышанном.

Тема 4. «Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей»

Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.

Тема 5. «Анализ исследовательской деятельности»

Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.

Календарно-тематический план (1 класс) 1 час в неделю, всего 32 часа

Наименование тем

Часы

Метапредметные результаты и деятельность обучающихся

Плановые сроки прохождения

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

План

Факт

1. Подготовка к исследованию Тренинг

Что такое исследование? Методы исследования.

1

Объяснять понятие «исследование»

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Обсуждать вопросы о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир

05.09

Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное.

1

Определять правильную формулировку вопроса

Оценивать результаты деятельности (чужой, своей);

Выбирать правильные слова для выделения главного и второстепенного

12.09

Как выбрать тему исследования?

1

Познакомиться с понятием «Тема исследования»

Определять направление деятельности

19.09

Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?

1

Объяснять понятие «наблюдение и наблюдательность»

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Анализировать преимущества и недостатки наблюдения

26.09

Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения.

1

Объяснять понятие «гипотеза»

Приводить примеры практических заданий на продуцирование гипотез

Анализировать

правильные о ошибочные суждения

Различать провокационные идеи и ошибочные суждения

03.10

Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям.

1

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Анализировать задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.

Обсуждать классифицирование предметов по разным основаниям

10.10

Учимся делать умозаключения и выводы.

1

Объяснять значение понятия умозаключения и вывода

Анализировать собственную работу: выбора умозаключения

Использовать правильное умозаключение в практическом задании

17.10

Как делать схемы?

1

Приводить примеры понятий: схем, чертежей, рисунков, графиков, формул.

Анализировать собственную работу: по созданию схем.

Обсуждать правильность создания схем объектов.

24.10

Что такое парадоксы?

1

Объяснять значение понятия «парадокс»

Анализировать эксперименты парадоксальных явлений

Использовать парадоксы в практике

07.11

Как планировать исследования и проекты.

1

Определять отличие исследований и проектов

Анализировать исследования и проекты

Обсуждать разработку исследования и проектов

14.11

Как сделать сообщение о результатах исследования

1

Определять значение понятия «доклад»

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Формировать навыки по составлению плана доклада

21.11

2. Организация работы по исследованию. Методика исследовательской работы

Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку). Как работать с книгой?

1

Объяснять с чего лучше начинать читать научные книги.

Оценивать результаты деятельности (чужой, своей);

Различать исследовательские и научные книги

28.11

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

Объяснять, какие книги используются для исследования. Какие книги считаются научными.

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Формировать навыки по работе с научной литературой

05.12

Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания

1

Объяснять значение понятия «мысленный эксперимент»

Оценивать (результаты деятельности (чужой, своей);

Использовать план эксперимента в самостоятельной работе

12.12

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

Знакомство с понятием «проблема». Развитие речи.

19.12

Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.

Применять понятие «гипотеза» и учиться задавать грамотные вопросы.

Приводить примеры практических заданий на продуцирование гипотез

Анализировать

правильные о ошибочные суждения. Корректировать вопросы для определения гипотезы

Различать провокационные идеи и ошибочные суждения

26.12

Обоснованный выбор способа выполнения задания

Уметь мотивировать выбор темы и плана действий

Оценивать (результаты деятельности (чужой, своей);

Использовать составленный план эксперимента в работе

16.01

Составление аннотации к прочитанной книге, картотек

Учиться правильно составлять аннотацию к книге. Выделять главное из прочитанной информации.

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Формировать навыки по работе с научной литературой

23.01

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

30.01

Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование

2

Объяснять методику проведения коллективных игр-исследований

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Анализировать разработанную игру-исследование

06.02

13.02

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований

2

Объяснять методику проведения самостоятельных исследований

Оценивать (результаты деятельности (чужой, своей);

Обсуждать исследовательские работы одноклассников и да­вать оценку

27.02

06.03

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной теме (под руководством учителя)

2

Учиться применять методику проведения самостоятельных исследований

13.03

20.03

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей

1

Объяснять методику проведения исследований на зкскурсии

Выявлять структурные части исследования

Обсуждать разработку исследования

03.04

Экскурсия-исследование

1

Определять тему исследования

10.04

3. Мониторинг исследовательской деятельности

Мини-конференция по итогам экскурсии

1

Определять значимость экскурсии

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Анализировать итоги мини-конференции

17.04

Мини-конференция по итогам экспресс-исследований

1

Определять значимость экспресс-исследования

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Обсуждать исследовательские работы одноклассников и да­вать оценку

24.04

Мини-конференция по итогам собственных исследований

1

Объяснять значение проведения мини-исследования

Выявлять структурные части мини-исследования

Обсуждать исследовательские работы одноклассников и да­вать оценку

08.05

Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.

1

Анализировать свои результаты

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Обсуждать итоги работы

15.05

Анализ исследовательской деятельности

1

Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

22.05

Методическое обеспечение программы

В образовательном процессе используются формы внеурочных занятий:

-работы детей в группах, парах,

-индивидуальная работа,

-работа с привлечением родителей.

Занятия должны побуждать к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Занятия проводятся:

  • в учебном кабинете,

  • в музеях различного типа,

  • библиотеках,

  • на пришкольном участке.

Исследовательская деятельность включает:

  • проведение опытов,

  • наблюдений,

  • экскурсий,

  • заседаний,

  • олимпиад,

  • викторин,

  • КВНов,

  • встреч с интересными людьми,

  • соревнований,

  • реализации проектов и т.д.

Исследовательская деятельность предусматривает:

  • поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях,

  • справочниках,

  • книгах,

  • на электронных носителях,

  • в Интернете, СМИ и т.д.

Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

  • участвовать в работе конференций, чтений.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Формы подведения итогов: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

В работе используются виды творческих работ:

рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Для осуществления деятельности по программе используются следующие технические средства обучения:

  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

  • набор ЦОР по проектной технологии.

Основные понятия

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования).

Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.

Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные.

По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные).

По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся.

Проектных задания могут быть конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов историю создания материальной культуры человечества.

Этапы работы: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников

  • альбом,

  • газета,

  • гербарий,

  • журнал, книжка-раскладушка,

  • коллаж,

  • коллекция,

  • костюм,

  • макет,

  • модель,

  • музыкальная подборка,

  • наглядные пособия,

  • паспарту,

  • плакат,

  • план,

  • серия иллюстраций,

  • сказка,

  • справочник,

  • стенгазета,

  • сувенир-поделка,

  • сценарий праздника,

  • учебное пособие,

  • фотоальбом,

  • экскурсия

Список литературы (библиография)

Для учителя

1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2010.

2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

3. Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б. Шумакова, Н.И. Андеева, Е.В. Климанова; под. Ред. Н.Б. Шумаковой. –М.: Просвещение, 2011 (Работаем по новым стандартам)

Для обучающихся:

1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Интернет — ресурсы

Интернет ресурсы:

http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00179053_0.html

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=466851

http://ir.redu.ru/article/Issledovatel%5Emskie_rabot%5Ei_ucha%5Eshihsya/10

http://www.coolreferat.com/Организация_исследовательской_деятельности_младших_школьников

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/programma-vneurochnoi-deyatelnosti-ya-issledovatel

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *