РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Любительский театр «Радуга» для 1 класса


Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся и воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Школа-интернат № 1 VII вида» г.Перми

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Любительский театр «Радуга»

Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1 класс).

Количество часов: 66.

Составитель: Т.М.Макарова,

учитель начальных классов

МБС (К)ОУ «Школа-интернат № 1 VII вида»

г. Пермь

Программа по внеурочной деятельности

«Любительский театр «Радуга»

Пояснительная записка

Каждый учитель — режиссер, создает свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы и способную обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования. Как говорил К.С. Станиславский: “…мало изучить “систему”, надо на ее основе придумать свою”.

Театр — это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. 

Актуальность. Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо.  Но все они, такие разные,  любят театр. Дети всегда с нетерпением ждут встречи с театром, ведь театр может всё или почти всё: творить чудеса, веселить, обучать, развивать творческие способности детей, корректировать их поведение.

     Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Театр как искусство учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения. 

Данная образовательная программа основана на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБС(К)ОУ школы интернат №1 г. Перми. 

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Новизна. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Место данного курса в учебном плане.

На внеурочную деятельность по курсу «Любительский театр «Радуга» в 1 классе отводится 66 часов в год (33 учебные недели по 2 часа в неделю). Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов одной параллели.

Цель образовательной программы – эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

— знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, театр музыкальной комедии).

— поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

— совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

— развитие речевой культуры;

— развитие эстетического вкуса.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

     Ценность искусства и литературы —  как способ  познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека

 В основу курса  положены:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

  •  обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений до разыгрывания роли. Таким образом ребёнок поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился.

  • построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть театральный этюд, крошечное стихотворение, сказка, мини-представление, открытие чего-то нового для каждого ребёнка – в зависимости от того, чему посвящено занятие.  Но творческий итог должен быть.

  • взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей. Работа над спектаклем (работа над выразительностью речи, характерами героев, выступления перед зрителями и пр.) способствует развитию словарного запаса, фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения школьников.

  • построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий.

  • построение занятий таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и  ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность, ведь человек представляет собой единство физического и психического.

  • создание художественной среды. Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Духовная жизнь школьников неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека. Художественная среда в театре это:

       — помещение, где красиво и уютно, где стены  в меру украшены панно, картинами, где находятся декорации;

      — музыкальное оформление занятий, пьес. Музыка – неотъемлемая часть спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песен, музыки определяется содержанием спектакля.

      — подбор репертуара.  Театр – это не только средство развлечения, он оказывает  большое воспитательное воздействие на детей. Ученики младших классов любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектакле показывается, что такое настоящая дружба, честность, смелость, отзывчивость и др.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».

Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи учителя:  Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи учителя: Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Алгоритм работы с пьесой.

Выбор пьесы, обсуждение ее с детьми.

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость).

Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.

Репетиция всей пьесы целиком.

Премьера.

Основное содержание программы

Вводное занятие. (1час) Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Знакомство с театрами Перми. (презентация)

Экскурсии в театры Перми. (6 часов) Просмотр спектакля.

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи». (2часа) Сказки «Колобок», «Репка». Выделение главных, второстепенных героев. Обсуждение декорации. Инсценировка сказки.

Культура и техника речи. (2часа) Показ этюдов на тему: «В общественных местах»:

в автобусе, поезде, в магазине.

Работа над новым театрализованным представлением «Мы школьниками стали». (6 часов) Праздник- посвящение первоклассников в гимназисты.

Работа над пьесами (8 часов) «Репка», «Лесная поляна»

Основы театральной культуры. (2 часа) Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле», «Шайба в воротах», «Разбилась любимая мамина чашка».

Работа над спектаклем (13часов) «Теремок!», «Под грибом»

Работа над выразительностью речи (2часа) Составление диалога на тему: «Встреча друзей в сказочном кафе», Сочинение поздравления к празднику.

Подготовка и проведение праздника (24 часа) «Дары осени», «Мамам посвящается…», «Какой ценой Победа нам далась», «Впереди лето».

Тематическое планирование

№ п/п

Разделы

Кол-во часов

Всего

Теоретические

Практические

1.

Введение. 
Беседа о театре.

1

1

2.

Экскурсии в театры города

6

6

3.

Театральная игра

2

2

4.

Культура и техника речи

2

2

5.

Работа над новым театрализованным представлением «Мы школьниками стали».

6

6

6.

Работа над пьесами

8

8

7.

Основы театральной культуры.

2

1

1

8.

Работа над спектаклем 

13

13

9.

Работа над выразительностью речи

2

2

10

Подготовка и проведение праздников 

24

24

Итого

66

2

64

Предполагаемые результаты реализации программы:

Результаты первого уровня (приобретение школьником разносторонних знаний о театре, понимания эстетической ценности театра в повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах поведения зрителя в театре до, во время и после спектакля; о видах и жанрах театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.); о ситуациях межличностного взаимодействия.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к эстетическим ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к базовым ценностям общества: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура. Овладение способами самопознания, рефлексии.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт действий в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему; опыт построения диалога с партнером на заданную тему; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт выступления на сцене в различных жанрах; опыт участия в разных видах деятельности при подготовке спектакля.

Литература

Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – С.- Пб., 1998.

Базанов В.В. Техники и технология сцены. — Л., 1976

Берёзкин В.И. Искусство оформления сцены. – М.1986

Буева Л.П. Личность и среда. Ребёнок в системе коллективных отношений. – М., 1992

Былеева Л.В. Русские народные игры. – М., 1996

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991

Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003

Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001

Кнебель М.О. Поэзия педагогики. – М., 1984

Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2000

Кузина Н. Заводные игры. – М., 2001

Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003

Понсов А.Д. Конструкции и технологии изготовления театральных декораций. – М., 1988

Панкеев И. Русские народные игры. – М., 1998

Побединская Л.А. Праздник для детей. – М., 2000

Рындин В.Ф. Как создаётся художественное оформление спектакля. – М., 1962

Савкова З.В. Техника звучащего слова. – М., 1998

Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М., 1954

Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *