Муниципальное образовательное учреждение
Падовская средняя общеобразовательная школа
Пестравского района Самарской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеучебной деятельности
«Математический кружок»
Разработала: Павлова Е.В.
2011 год
Пояснительная записка.
Математику затем учить надобно,
Что она ум в порядок приводит.
М.В.Ломоносов
Тот, кто однажды испытал радостное чувство от решения трудной задачи, будет стремиться познать ещё и использовать полученные знания в жизни.
Младшим школьникам свойственна неудержимая любознательность, которую следует поддерживать и направлять. Организация кружков способствует удовлетворению детской любознательности.
Участие детей в работе кружка воспитывает у них общественную активность, которая выражается в помощи учителю, в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе и т.д. Занятия в кружке оказывают серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся в классе.
Математика является тем самым предметным курсом, который аккумулирует в себе очень важные в учебной деятельности процессы – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию. Вместе с тем математика – одна из самых сложных учебных дисциплин, особенно для учащихся начальных классов, так как мыслительные процессы у детей младшего школьного возраста недостаточно развиты. Зато у этих детей сильно развита потребность в игре. Ещё К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Игра занимает значительное место в разработке занятий математического кружка. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правило игры. Дидактическая игра на занятиях кружка должна занимать особое место, т.к. – это важное средство воспитания умственной активности учащихся.
Основное направление работы математического кружка — помогать расширению кругозора учащихся в различных областях элементарной математики. Учиться находить оптимальные пути решения нестандартных задач, расширять геометрические знания учащихся, а педагогу развивать у ребёнка гибкость и пытливость ума.
Новизна программы заключается в том, что кружковая работа содействует развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии. Учит умению отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредотачивая внимание на количественных. Учит умению делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли. Помогает развитию пространственного воображения и логического мышления, формированию графической грамотности, элементов конструкторского мышления и конструкторских умений.
Цель программы: овладение младшими школьниками навыками аналитико-синтетической и проблемно-поисковой деятельности в математике, расширение кругозора учащихся, личностное развитие детей.
Задачи программы:
— научить вычленять основные составные элементы в задании, сопоставлять, сравнивать, находить рациональные способы решения учебных ситуаций, делать выводы и умозаключения;
— активно формировать математическое мышление, поднимать его на качественно новый уровень, создавать серьёзные предпосылки для усвоения более сложных математических понятий в дальнейшем обучении, способствовать формированию творческого и самостоятельного подхода к познанию и изучению предмета;
— развивать познавательные способности детей, расширять их математический кругозор, помогать глубже и прочнее овладевать программными знаниями.
Условия реализации работы кружка:
Занятиям кружка полезно придавать разнообразный характер. В практике работы используются следующие формы:
— решение занимательных задач;
— работа со стенгазетой;
— участие в математической олимпиаде;
— конкурсы знатоков, КВНы, игровые занятия, знакомство с научно-популярной литературой, знакомство с великими математиками, экскурсии.
Все материалы – результаты работы кружка следует выставлять в математическом или классном уголке. Целесообразно периодически устраивать выставки с показом изготовленных кружковцами математических газет, сборников задач, ребусов.
В младших классах в кружки следует вовлекать не только самых способных и подготовленных учеников. Надо постараться привлечь к кружковой работе по математике и средних и слабых ребят. Дело в том, что в процессе воспитания трудно раз и навсегда определить, кто на что способен. Очень многие талантливые люди в своём призвании утверждаются лишь после длительных поисков. Помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя.
Стимулом к организации математического кружка может быть беседа учителя о том, чем дети будут заниматься в этом кружке. Эта краткая беседа может возникнуть в связи с изучением какой-либо темы, при решении задач.
Для детей привлекательно не только то, что они слышат и узнают новое на кружке, но и то, что они будут делать самостоятельно. Отсюда следует, что к подготовке очередного занятия следует привлекать самих учеников. На занятиях кружка могут присутствовать не только его члены, но и все желающие, поэтому о занятиях следует оповещать всех учащихся.
Программа работы математического кружка рассчитана на 4 года, предназначена для учащихся 1-4 классов. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30-45 минут. Занятия планируются на весь учебный год – от второй недели сентября до конца мая, проводятся 1 раз в неделю.
Предполагаемые результаты. К концу обучения ученики должны:
— находить оптимальные пути при решении нестандартных задач;
— научиться правильно использовать математическую терминологию, математический язык;
— уметь делать выводы и обобщения;
— знать геометрические фигуры, их свойства;
— владеть графической грамотностью;
— уметь искать нужную информацию;
— расширить свой кругозор.
Диагностика.
— анализ анкет;
— участие в олимпиадах по математике различного уровня;
— анализ сборников задач, ребусов, газет.
Тематическое планирование в 1 классе.
месяц |
Номер недели |
Тема занятия |
|
1 |
сентябрь |
2 |
Задачи на развитие внимания (лабиринты). Знакомство с геометрическими фигурами: точка, прямая. |
2 |
сентябрь |
3 |
Задачи на развитие памяти. (Математические слова. Повтори-ка!). Стихи, задачи-смекалки, занимательные задания. |
3 |
сентябрь |
4 |
Задачи на развитие логического мышления. Задачи-смекалки. Знакомство с геометрическим материалом: прямая, кривая, отрезок. |
4 |
октябрь |
5 |
Задачи на развитие геометрических представлений и воображения (счетные палочки). Считалочки. |
5 |
октябрь |
6 |
Весёлые задачи. |
6 |
октябрь |
7 |
Задачи на развитие логического мышления. |
7 |
октябрь |
8 |
Дидактические игры. Числа от 1 до 10. «Сложение чисел. Задачи-смекалки. |
8 |
ноябрь |
9 |
Праздник числа. |
9 |
ноябрь |
10 |
Сказки, загадки, пословицы на занятиях математического кружка. Знакомство с геометрическим материалом: квадрат, прямоугольник, треугольник. |
10 |
ноябрь |
11 |
Дидактические игры. Математическое лото. |
11 |
декабрь |
12 |
Логические, эвристические, комбинаторные задачи. Дидактические игры «Магазин». |
12 |
декабрь |
13 |
Числовые цепочки: установление числовых закономерностей. Знакомство с геометрическим материалом: многоугольники, ромб, круг. |
13 |
декабрь |
14 |
Занимательные магические квадраты. |
14 |
декабрь |
15 |
Экскурсия в компьютерный класс. |
15 |
январь |
16 |
Домино. Знакомство с геометрическим материалом: луч, отрезок, прямая, кривая, ломаная. |
16 |
январь |
17 |
Геометрическое домино. |
17 |
январь |
18 |
Логические, эвристические, комбинаторные задачи. |
18 |
февраль |
19 |
Занимательные и игровые задания по математике. |
19 |
февраль |
20 |
Весёлые задачи. Знакомство с геометрическим материалом: конструирование из геом. фигур. |
20 |
февраль |
21 |
Турнир смекалистых. Школьный тур олимпиады. |
21 |
февраль |
22 |
Занимательные задачи. |
22 |
март |
23 |
Лото с геометрическими фигурами. |
23 |
март |
24 |
Занимательные и игровые задания по математике. |
24 |
март |
25 |
«Приключения в царстве математики» (пьеса-сказка) |
25 |
апрель |
26 |
Логические, эвристические, комбинаторные задачи. Дидактические игры «Лучший космонавт». |
26 |
апрель |
27 |
Математические цепочки. Знакомство с геометрическим материалом: конструирование из геометрических фигур. |
27 |
апрель |
28 |
Игра «Смелей, подумай! Найди ответ». |
28 |
апрель |
29 |
Занимательные задания «Математическая эстафета» |
29 |
май |
30 |
Игры на внимание. Знакомство с геометрическим материалом: конструирование из геометрических фигур. |
30 |
май |
31 |
Дидактические игры «Математические ручейки», «Забей мяч в корзину» |
31 |
май |
32 |
Занимательные задания «Лучший следопыт», «Стук-стук». |
32 |
май |
33 |
Итоговое. Занимательные задания «Игра на внимание», «Хлопки». |
Литература:
1. С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина «Альбом по математике и конструированию» 1 класс Москва, Просвещение 1994
2. С.И.Волкова, Н.Н.Столярова «Развитие шестилетних детей на уроках математики» журнал «Начальная школа», №7 1990
3. В.Е.Дроздова «Весёлые задачи» журнал «Начальная школа», №6 1991
4. В.Ф.Ефимов «Этнические сведения при изучении математики» журнал «Начальная школа», №6 1994
5. Т.К.Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» 1 класс Москва, Просвещение, 1989
6. О.Я.Комракова «Весёлые задачи» журнал «Начальная школа», №5 1995
7. С.А.Кузьмина «Математические цепочки» журнал «Начальная школа», №6 1997
8. И.Левитина «Приключения в царстве математики» журнал «Начальная школа», №6 1988
9. Т.А.Масловская «Дидактические игры на уроках математики» журнал «Начальная школа», №2 1997
10. С.Прохорова «Смелей, подумай! Найди ответ» журнал «Начальная школа», №6 1997
11. А.Н.Цовьянова «Праздник числа» журнал «Начальная школа», №6 1997
12. Л.Чилингирова, Б.Спиридонова «Играя, учимся математике» Москва, Просвещение, 1993
Тематическое планирование во 2 классе.
месяц |
Номер недели |
Тема занятия |
||
1 |
сентябрь |
2 |
Задания на развитие внимания. «Весёлый счёт». Отрезок. Длина отрезка. Единицы измерения длины. |
|
2 |
сентябрь |
3 |
Задания на развитие памяти. «Цепочка слов». Измерение длины отрезка, ломаной, кривой. |
|
3 |
сентябрь |
4 |
Развитие произвольного воображения. Периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника и т.д.) |
|
4 |
октябрь |
5 |
Задания на развитие мышления. Решение геометрических задач на нахождение периметра. |
|
5 |
октябрь |
6 |
Подумай и реши: логические, эвристические, комбинаторные задачи. Геометрическая головоломка «Танграм». |
|
6 |
октябрь |
7 |
Сообрази: действия с именованными числами. Площадь квадрата. Единицы площади. |
|
7 |
октябрь |
8 |
Выпуск стенгазеты №1. |
|
8 |
ноябрь |
9 |
Волшебные палочки: работа с геометрическим материалом. Оригами прыгающая лягушка. |
|
9 |
ноябрь |
10 |
Ну-ка, угадай-ка! Работа с числами. Луч. Прямой угол. (сказка) |
|
10 |
ноябрь |
11 |
Догадайся: решение примеров, равенств, неравенств. Оригами кузнечик. |
|
11 |
декабрь |
12 |
Числовые цепочки: установление числовых закономерностей. Построение треугольника по трём сторонам |
|
12 |
декабрь |
13 |
Занимательные магические квадраты. Прямоугольник. Диагонали прямоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника. |
|
13 |
декабрь |
14 |
Немного истории. Единицы времени. Построение прямоугольника на клетчатой бумаге. Свойства сторон прямоугольника. |
|
14 |
декабрь |
15 |
Решение олимпиадных задач. Нахождение периметра и площади прямоугольника.. |
|
15 |
январь |
16 |
Решение и преобразование задач. Обратные задачи. Квадрат. Свойства диагоналей квадрата. |
|
16 |
январь |
17 |
Игровые и занимательные задания по математике. «Что изменилось?», «Как расставили игрушки?» Периметр квадрата. Построение квадрата по двум диагоналям. |
|
17 |
январь |
18 |
Выпуск стенгазеты №2. |
|
18 |
февраль |
19 |
Школьная олимпиада. |
|
19 |
февраль |
20 |
Игровые и занимательные задания по математике. «На какую пристань ты причалишь?», «Определи маршрут корабля». Оригами фонарик. |
|
20 |
февраль |
21 |
Задачи на смекалку. Углы. Деление углов пополам. |
|
21 |
февраль |
22 |
Задачи на сообразительность. Вычерчивание окружности. Радиус. Центр окружности. |
|
22 |
март |
23 |
Немного истории. Возникновение денег. |
|
23 |
март |
24 |
Математические фокусы. |
|
24 |
март |
25 |
Игровые и занимательные задания по математике. «На какой час назначен сбор?», «По какой тропинке ты пойдёшь?» Изготовление модели часов. |
|
25 |
апрель |
26 |
«Спор цифр». (инсценировка) |
|
26 |
апрель |
27 |
Логическое домино. Решение геометрических задач. |
|
27 |
апрель |
28 |
Игровые и занимательные задания по математике. «Где произойдёт стыковка кораблей?», «Волшебная таблица». Решение геометрических задач. |
|
28 |
апрель |
29 |
Выпуск стенгазеты №3. |
|
29 |
май |
30 |
«Считай, смекай, отгадывай». |
|
30 |
май |
31 |
Экскурсия «Измерение расстояния шагами». |
|
31 |
май |
32 |
Игровые и занимательные задания по математике. «Математический телефон», «Телеграф». Головоломка «Пифагор» |
|
32 |
май |
33 |
Весёлая математика. Игра – головоломка «Колумбовое яйцо». |
|
|
|
|
|
Литература:
1.С.И.Волкова, Н.Н.Столярова «Развитие детей на уроках математики» №7 1991.
2. Т.К.Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» 2 класс Москва, Просвещение 1987
3.О.И.Минхаирова «В математическом кружке» журнал Начальная школа №6 1993
4. Л.П.Нестеренко «Математика и конструирование»2 класс Самара, 1993
5. О.Л.Сорочинская «Весёлые задачи» журнал Начальная школа №6 1993
6. О.В.Субботина «Олимпиадные задания по математике 1-4 классы» Волгоград, Издательство «Учитель» 2010
Тематическое планирование в 3 классе.
месяц |
Номер недели |
Тема занятия |
|
1 |
сентябрь |
2 |
Решение ребусов и логических задач. |
2 |
сентябрь |
3 |
Как люди научились считать. Ломаная, длина ломаной. |
3 |
сентябрь |
4 |
Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов. |
4 |
октябрь |
5 |
Изучение мер длины (ребусы, загадки, пословицы) |
5 |
октябрь |
6 |
Подумай и реши. Симметрия. |
6 |
октябрь |
7 |
Выпуск стенгазеты №1. |
7 |
октябрь |
8 |
Математические горки. Задачи в стихах. Наглядная алгебра. Логические задачи. Загадки. Игра «У кого какая цифра?» |
8 |
ноябрь |
9 |
Обратные задачи. Игра «Удивительный квадрат». Деление окружности на равные части (2, 4) |
9 |
ноябрь |
10 |
Выпуск стенгазеты №2. |
10 |
ноябрь |
11 |
Решение занимательных задач. Меры в пословицах. Деление окружности на равные части (6,3) |
11 |
декабрь |
12 |
Конкурс знатоков.(игра) |
12 |
декабрь |
13 |
Задачи-смекалки. Логическая игра «Молодцы и хитрецы». Построение вписанных многоугольников. |
13 |
декабрь |
14 |
Немного из истории. Детям о времени. Понятие о перпендикулярных прямых. |
14 |
декабрь |
15 |
Выпуск стенгазеты №3. |
15 |
январь |
16 |
«Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями. |
16 |
январь |
17 |
Клуб весёлых математиков |
17 |
январь |
18 |
Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. Понятие о параллельных прямых. |
18 |
февраль |
19 |
Детство женщины-математика С.Ковалевской. Игра «Задумай число» |
19 |
февраль |
20 |
Решение олимпиадных задач. Построение прямоугольников на нелинованной бумаге. |
20 |
февраль |
21 |
Выпуск стенгазеты №4. |
21 |
февраль |
22 |
Школьный тур олимпиады |
22 |
март |
23 |
Открытие нуля. |
23 |
март |
24 |
Решение задач повышенной трудности. |
24 |
март |
25 |
Экскурсия «Измерение расстояния на глаз и шагами» |
25 |
апрель |
26 |
Выпуск стенгазеты №5. |
26 |
апрель |
27 |
«Знакомство» с математиком Пифагором. Задачи с многовариантными решениями. |
27 |
апрель |
28 |
игра «Крестики-нолики» |
28 |
апрель |
29 |
Занимательные задачи со сказочным сюжетом. |
29 |
май |
30 |
Конкурс знатоков. |
30 |
май |
31 |
Выпуск стенгазеты №6. |
31 |
май |
32 |
Занимательные задачи со сказочным сюжетом |
32 |
май |
33 |
Игра «Цифры в буквах» |
Литература:
1. С.И.Волкова, Н.Н.Столярова «Развитие познавательных способностей детей на уроках математики» 3 класс журнал «Начальная школа» №7-8 1992
2. О.И.Белякова «Занятия математического кружка 3-4 классы» Волгоград, издательство «Учитель», 2007
3. О.Комар «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении мер длины» журнал «Начальная школа» №6 1994
4. Э.П.Мотовилова «Клуб весёлых математиков» журнал «Начальная школа» №6 1988
Тематическое планирование в 4 классе.
месяц |
Номер недели |
Тема занятия. |
|
1 |
сентябрь |
2 |
Задания на развитие и совершенствование внимания. Магические квадраты. |
2 |
сентябрь |
3 |
Задания на развитие восприятия и воображения. Игра «Найдите числа, зная их сумму». |
3 |
сентябрь |
4 |
Задания на развитие памяти. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге. |
4 |
октябрь |
5 |
Из истории мер длины. Координатный угол. |
5 |
октябрь |
6 |
Выпуск стенгазеты №1 |
6 |
октябрь |
7 |
Числа — великаны. Коллективный счёт. Загадки-смекалки. Игра «Знай свой разряд». |
7 |
октябрь |
8 |
Турнир смекалистых |
8 |
ноябрь |
9 |
Выпуск стенгазеты №2 |
9 |
ноябрь |
10 |
Решение олимпиадных задач. Построение простейших графиков. |
10 |
ноябрь |
11 |
Из истории мер массы. Многогранники ( грани, вершины, рёбра)) |
11 |
декабрь |
12 |
Математический КВН. |
12 |
декабрь |
13 |
Задачи, связанные с квадратом. |
13 |
декабрь |
14 |
Выпуск стенгазеты №3 |
14 |
декабрь |
15 |
Задачи связанные с нумерацией |
15 |
январь |
16 |
Немного из истории. Из истории развития счёта. Виды углов. Классификация углов по их величинам в градусах. |
16 |
январь |
17 |
Задания на развитие мышления. Углы, измерение углов в градусах с помощью транспортира. |
17 |
январь |
18 |
Конкурс знатоков. |
18 |
февраль |
19 |
Задачи с многовариантными решениями. |
19 |
февраль |
20 |
Выпуск стенгазеты №4 |
20 |
февраль |
21 |
Решение задач на движение. Лабиринты. |
21 |
февраль |
22 |
Школьный тур олимпиады. |
22 |
март |
23 |
Занимательные задачи со сказочным сюжетом. |
23 |
март |
24 |
Из истории Римской нумерации. |
24 |
март |
25 |
Выпуск стенгазеты №5 |
25 |
апрель |
26 |
Решение логических задач. Арифметические ребусы. |
26 |
апрель |
27 |
Решение задач на движение. |
27 |
апрель |
28 |
Геометрические задачи. Виды треугольников. |
28 |
апрель |
29 |
Занимательные задачи со сказочным сюжетом. |
29 |
май |
30 |
Выпуск стенгазеты №6 |
30 |
май |
31 |
Олимпиадные задачи. Построение отрезка, равного данному. |
31 |
май |
32 |
Логические, эвристические, комбинаторные задачи. |
32 |
май |
33 |
Итоговое. |
Литература:
1. Р.Н.Абдульманов «Задачи, связанные с нумерацией» журнал «Начальная школа» №6 1990
2. С.И.Волкова, Н.Н.Столярова «Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики» журнал «Начальная школа» №8 1993
3. Т.А.Заболотных «Использование исторического материала в процессе обучения математики» журнал «Начальная школа» №6 1993
4. Л.А.Зуброва «Турнир смекалистых» журнал «Начальная школа» №6 1990
5. Д.Клименченко «Задачи с многовариантными решениями» журнал «Начальная школа» №6 1991
6. В.Н.Русанов «Задачи, связанные с квадратом» журнал «Начальная школа» №6 1990
7.В.Н.Русанов «Конкурс знатоков» журнал «Начальная школа» №5-6 1992
8.В.Н.Русанов «Математические олимпиады младших школьников» Москва, Просвещение 1990