Рабочая программа по внеурочной деятельности элективный курс «Страноведение» (5 класс)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Базковская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и рекомендована МС школы
к утверждению
Протокол № 2
от 31.08.2015 г.
Руководитель МС
_______________________
Н.Д. Выпряжкина
Согласована
зам. директора по УВР _______________________
Т.В. Чукарина
31.08.2015 г.
Утверждена
Директор школы
__________________
С.И. Романова
«____»____________2015 г.
Протокол № 200
от 31.08.2015 г.

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
элективный курс «Страноведение»
направление общекультурное
класс 5 Б
количество часов по учебному плану 35
учитель Калмыкова О.Н.
учебный год 2015-2016

ст-ца Базковская
2015 г.
Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности элективного курса «Страноведение» составлена на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения) и экспериментальной программы внеурочной деятельности «Разноцветный мир английского» авторы: Г.Н.Сумарокова, М.А. Петренко, в соответствии с современными требованиями ФГОС, а также основной образовательной программы школы; учебного плана школы; годового учебного календарного графика на текущий учебный год; примерной образовательной программы по учебному предмету.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 5 классов, проявляющих интерес к изучению языка, истории и культуры Великобритании.
В условиях нового учебного плана единство урочной и внеурочной работы с учащимися приобретает особое значение. Внеурочная работа позволяет расширить активный словарный запас школьников, поддерживать интерес к изучению страноведческой информации, воспитывать толерантность, патриотизм и интернационализм. Задача учителя – организовать внеклассную работу так, чтобы она заинтересовала ребят, увлекла их.
Актуальность.
Ключевые цели внедрения ФГОС напрямую связаны с изучением иностранных языков. Мы живем в едином глобальном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, когда размываются национальные границы, когда потоки населения, капитала, товаров свободно перемещаются в разных направлениях. Когда неизвестно, в какой стране будет работать тот или иной человек или из какой страны будут его партнеры. Поэтому владение иностранным языком становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного человека. И то, насколько он умеет общаться, выразить себя, свои эмоции, свои чувства, свое отношение, зависит, насколько он будет успешным, насколько успешным будет его бизнес, насколько успешными будут его отношения с другими людьми. Это один из самых важных моментов, на который обращают внимание в стандартах нового поколения, формирующем такие ценностные ориентиры как толерантность, умение общаться, умение взаимодействовать с другими людьми.
Глобальная интеграция не только в финансово-экономической области, но и в других сферах общественной жизни, современные информационные технологии делают этот мир настолько «маленьким», что человек, изучающий язык, даже будучи в географическом отношении удалённым от страны изучаемого языка, может каждый день сталкиваться с лингвокультурными феноменами чужого мира и его представителями.
И поэтому незнание языков и особенностей чужих культур может привести к проблемам в общении с их носителями: чувство страха перед другим языком и возможное неприятие чужой культуры могут стать устойчивыми.
Чтобы избежать этого и дать возможность адаптироваться к поликультурным условиям проживания в современном мире, нужно стараться приобщаться не только к иностранному языку, а через него – к миру иных культур.
Изучение английского языка в этой связи направлено на формирование социокультурной компетенции, которая позволяет видеть общее и индивидуальное в культуре других народов, осознавать ценность каждой культуры в мировом поликультурном пространстве.
Это послужило стимулом для разработки программы элективного курса «Страноведение». Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
В основу курса заложено формирование социокультурной компетенции, которая позволяет строить речевое и неречевое поведение с учётом норм социумов, применять знания о национальных особенностях стран изучаемого языка.
У учащихся формируется умение участвовать в различного рода мероприятиях и видах деятельности, способствующих пониманию национально-культурных особенностей народов Великобритании.
Цели:
1. создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка,
2. развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
3. знакомство с элементами традиционной детской англоязычной культуры.
4. знакомство с реалиями Великобритании.
Задачи:
1. Познавательный аспект.
— познакомить детей с культурой стран изучаемого языка (литература, традиции, праздники и т.д.);
— способствовать приобщению школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
— познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
— формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
2. Развивающий аспект.
— развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
— развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
— приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
— формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
— развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
— развивать двигательные способности детей через драматизацию.
— познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
3. Воспитательный аспект.
— способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
— приобщать к общечеловеческим ценностям;
— способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
— обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.
— прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладении иностранным языком и культурой.
При разработке программы учитывались следующие принципы обучения иностранному языку:
1. Принцип прочности и наглядности. Основанием реализации принципа прочности является разноуровневое по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает, прежде всего, продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу);
2. Принцип наглядности. Человек получает через органы зрения почти в 5 раз более информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются наглядные материалы;
3. Принцип преемственности, реализующий межпредметные и внутрипредметные связи в содержании образования;
4. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения, помогающий выстраивать выверенные траектории личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и возможностями;
5. Принцип сознательности и активности. Для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы.
6 Принцип психологической комфортности, предполагающий снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая способствует сохранению и укреплению здоровья детей.
7.Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию деятельности педагога на подготовку школьника к самостоятельному проектному действию («замысел-реализация-рефлексия»). В логике действия данного принципа программа предусматривает социальные проекты школьников. Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как: коммуникабельность, предприимчивость, самостоятельность, организационная компетентность, конвенциональность.
В процессе обучения используются следующие методы:
1. Коммуникативный метод является доминирующим, в наибольшей степени соответствующий специфике иностранного языка как учебного предмета. С помощью данного метода решается первоочередная задача – овладение элементарными навыками и умениями устного иноязычного общения на раннем этапе изучения английского языка.
2. Наглядный метод предусматривает непосредственный показ на занятиях предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и использования учебного материала в практической деятельности учащихся.
Программа рассчитана на один учебный год. Занятия 1 час в неделю
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая, парная. Ведущей формой организации занятий по программе «Диалог или навстречу друг другу» является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
С целью достижения качественных результатов учебный процесс оснащен современными техническими средствами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Основные формы занятий с обучающимися.
Используются различные формы организации занятий: групповые, индивидуальные, в парах, практические, тесты, игры, в том числе и ролевые игры.
Виды деятельности:
игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
проектная деятельность;
чтение, литературно-художественная деятельность;
изобразительная деятельность;
прослушивание и разучивание и исполнение песен и стихов.

Содержание курса (всего 35 часов)

Знакомство с Великобританией. Прогулки по Британии. Знакомство с Великобританией: столицы. Теоретическая часть. Знакомство с Великобританией: столицы. Практическая часть. Британцы, кто они? Такие разные британцы. Британская погода. Как вести непринуждённый разговор. Составление микродиалогов. Хобби британцев. Осенние праздники. «Мой дом — моя крепость» —
·работа с английскими пословицами. Мои друзья. Национальные блюда. Угощение на день рождения. Озвучивание мультфильмов «Смешарики», «Винни-Пух». Поздравляем друзей. Как написать поздравительную открытку. Любимые животные британцев. Мое любимое животное. Составление рассказа. Что мы делаем вместе. Досуг с друзьями. Скоро карнавал. Поздравляем с Новым годом и Рождеством. Разучивание песенок, рифмовок, инсценировок. Традиции и обычаи в Великобритании. Календарь. Традиции и обычаи в Великобритании. Практическая часть. Весёлые зимние праздники. Инсценировка. Традиционное британское угощение. Часы, время. Что надеть на праздник? По советам журналов мод. Весенние праздники в Британии. Весенние праздники в Британии. Инсценировка. 1 апреля в России и День дурака в Англии разучивание шуток. Этот разноцветный мир. Традиционные виды спорта. Знаменитые люди. Народный фольклор. Знакомство. Народный фольклор. Разучивание стишков. Какого цвета радуга? Встречаем лето. Что я буду делать в выходные? Составление планов. В ожидании лета. Каникулы. Летние праздники в Великобритании.

Планируемые результаты освоения учениками программы внеурочной деятельности

Под личностными результатами освоения учебного предмета понимается система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности отражают:
1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметными результатами являются:
1) развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
2) развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
3) развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
4) овладение умением координированной работы с разными материалами (аудиодиском, справочными материалами , мультимедиа материалами и т. д.).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты).
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность.
Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации.
Планируемые результаты
В результате посещения кружка учащимся даётся возможность приобрести лингвострановедческие знания — знание реалий страны, безэквивалентной ЛЕ, речевого и неречевого поведения в разных ситуациях общения. Страноведческие знания- природно-климатические условия, социальные особенности, основные этапы исторического и культурного развития. Культуроведческие знания- знания материальной и духовной культуры, традиций, особенностей национальной психологии и характера, быта, этикета, невербальных средств общения ( мимика, жесты). Феномен социокультурной компетенции предполагает развитие способности понимать и ценить культуру других народов, формирование непредвзятого взгляда на мир, обучение культуре общения. Одновременно развиваются и патриотические чувства. Благодаря полному представлению о традициях, обычаях, языке своей и другой культуры и формируется целостное представление о мире, где живут разные народы, отличающиеся друг от друга.

Литература

Эндрю Уиттакер Книга невероятных историй. Чопорная Англия. 1350 фактов. Рипол Классик, 2015.
Павловский, В.М. Great Britain : monarchy, history, culture = Великобритания : монархия, история, культура : книга по страноведению на английском языке / В.М. Павловский. — СПб. : КАРО, 2006. — 464 с.: ил.
Росс, Д. Англия. История нации = England: history of а nation : [книга по страноведению на английском языке] / Д. Росс. — СПб. : КАРО ; New Lanark : Geddes & Grosset, 2006. — 384 с.: ил.
Росс, Д. Ирландия. История нации = Ireland: history of а nation : [книга по страноведению на английском языке] / Д. Росс. — СПб. : КАРО ; New Lanark : Geddes & Grosset, 2006. — 384 с.: ил. 
Росс, Д. Шотландия. История нации = Scotland: history of а nation : [книга по страноведению на английском языке] / Д. Росс. — СПб. : КАРО ; New Lanark : Geddes & Grosset, 2006. — 384 с.: ил. 
Росс, Д. Уэльс. История нации = Wales: history of а nation : [книга по страноведению на английском языке] / Д. Росс. — СПб. : КАРО ; New Lanark : Geddes & Grosset, 2006. — 312 с.: ил. 
Walshe, I. Great Britain : customs and traditions = Великобритания : традиции и обычаи / I. Walshe, T. Khimunina, N. Konon. — Санкт-Петербург : Антология, Каро, 2005. — 224 с., ил.

Календарно-тематическое планирование

тема
Кол-во часов
Дата
5 Б

1
Знакомство с Великобританией.
Прогулки по Британии. Теоретическая часть.
1
03.09

2
Знакомство с Великобританией. Прогулки по Британии.
1
10.09

3
Знакомство с Великобританией: столицы. Теоретическая часть.
1
17.09

4
Знакомство с Великобританией: столицы. Практическая часть.
1
24.09

5
Британцы, кто они? Такие разные британцы.
1
01.10

6
Британская погода.
1
08.10

7
Как вести непринуждённый разговор. Составление микродиалогов.
1
15.10

8
Хобби британцев. Осенние праздники.
1
22.10

9
«Мой дом — моя крепость» -работа с английскими пословицами.
1
29.10

10
Мои друзья. Национальные блюда.
1
12.11

11
Угощение на день рождения. Озвучивание мультфильмов «Смешарики» , «Винни-Пух».
1
19.11

12
Поздравляем друзей. Как написать поздравительную открытку.
1
26.11

13
Любимые животные британцев.
1
03.12

14
Мое любимое животное. Составление рассказа.
1
10.12

15
Что мы делаем вместе. Досуг с друзьями.
1
17.12

16
Скоро карнавал. Поздравляем с Новым годом и Рождеством.
1
24.12

17
Разучивание песенок, рифмовок, инсценировок.
1
14.01

18
Традиции и обычаи в Великобритании. Календарь.
1
21.01

19
Традиции и обычаи в Великобритании. Практическая часть.
1
28.01

20
Весёлые зимние праздники. Инсценировка.
1
04.02

21
Традиционное британское угощение.
1
11.02

22
Часы, время.
1
18.02

23
Что надеть на праздник?
1
25.02

24
По советам журналов мод.
1
03.03

25
Весенние праздники в Британии.
1
10.03

26
Весенние праздники в Британии. Инсценировка.
1
17.03

27
1 апреля в России и День дурака в Англии разучивание шуток.
1
31.03

28
Этот разноцветный мир. Традиционные виды спорта.
1
07.04

29
Знаменитые люди.
1
14.04

30
Народный фольклор. Знакомство.
1
21.04

31
Народный фольклор. Разучивание стишков.
1
28.04

32
Какого цвета радуга? Встречаем лето.
1
05.05

33
Что я буду делать в выходные? Составление планов.
1
12.05

34
В ожидании лета. Каникулы. Летние праздники в Великобритании
1
19.05

35
Итоговый урок
1
26.05

Календарно-тематическое планирование

тема
Кол-во часов
Дата
5 В

1
Знакомство с Великобританией.
Прогулки по Британии. Теоретическая часть.
1
02.09

2
Знакомство с Великобританией. Прогулки по Британии.
1
09.09

3
Знакомство с Великобританией: столицы. Теоретическая часть.
1
16.09

4
Знакомство с Великобританией: столицы. Практическая часть.
1
23.09

5
Британцы, кто они? Такие разные британцы.
1
30.09

6
Британская погода.
1
07.10

7
Как вести непринуждённый разговор. Составление микродиалогов.
1
14.10

8
Хобби британцев. Осенние праздники.
1
21.10

9
«Мой дом — моя крепость» -работа с английскими пословицами.
1
28.10

10
Мои друзья. Национальные блюда.
1
11.11

11
Угощение на день рождения. Озвучивание мультфильмов «Смешарики» , «Винни-Пух».
1
18.11

12
Поздравляем друзей. Как написать поздравительную открытку.
1
25.11

13
Любимые животные британцев.
1
02.12

14
Мое любимое животное. Составление рассказа.
1
09.12

15
Что мы делаем вместе. Досуг с друзьями.
1
16.12

16
Скоро карнавал. Поздравляем с Новым годом и Рождеством.
1
23.12

17
Разучивание песенок, рифмовок, инсценировок.
1
13.01

18
Традиции и обычаи в Великобритании. Календарь.
1
20.01

19
Традиции и обычаи в Великобритании. Практическая часть.
1
27.01

20
Весёлые зимние праздники. Инсценировка.
1
03.02

21
Традиционное британское угощение.
1
10.02

22
Часы, время.
1
17.02

23
Что надеть на праздник?
1
24.02

24
По советам журналов мод.
1
02.03

25
Весенние праздники в Британии.
1
09.03

26
Весенние праздники в Британии. Инсценировка.
1
16.03

27
1 апреля в России и День дурака в Англии разучивание шуток.
1
30.03

28
Этот разноцветный мир. Традиционные виды спорта.
1
06.04

29
Знаменитые люди.
1
13.04

30
Народный фольклор. Знакомство.
1
20.04

31
Народный фольклор. Разучивание стишков.
1
27.04

32
Какого цвета радуга? Встречаем лето.
1
04.05

33
Что я буду делать в выходные? Составление планов.
1
11.05

34
В ожидании лета. Каникулы. Летние праздники в Великобритании
1
18.05

35
Итоговый урок
1
25.05

Лист дополнений и изменений к рабочей программе
 
Дата внесения изменений
Содержание
Подпись лица, внёсшего запись

 13.01.16.
 
5 Б класс
 Согласно приказу №5 «Об отмене занятий» темы уроков за 14.01.16 и 21.01.16 объединяются: «Разучивание песенок, рифмовок, инсценировок. Традиции и обычаи в Великобритании. Календарь».
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *