Рабочая программа по ОРКСЭ (Светская этика) 4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая образовательная программа по курсу «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (ОРКСЭ) модуль «Основы светской этики» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] — М. Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения), Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: ученые Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий] и с учётом авторской программы А. Я. Данилюк
«Основы религиозных культур и светской этики” для общеобразовательных учреждений 4 -5 класс, Москва “Просвещение” 2011 г.
Данная рабочая программа реализует содержание одного из 6 модулей – «Основы светской этики». Представленный модуль «Основы светской этики», являясь частью курса ОРКСЭ, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы светской этики» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Программа реализуется в учебнике, адресованном учащимся «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.М. Просвещение,2011г.
Место изучения модуля «Основы светской этики » в учебном плане.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 01.02.2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. №1312»с 1 сентября 2012г. учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» будет изучаться в объеме 1 ч в неделю в 4 классе и рассчитан на 34часа.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи преподавания курса «Основы светской этики»
Цели курса:
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В связи с поставленной целью определяются задачи курса:
знакомство учащихся с основами светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России.
Содержание программы модуля «Основы светской этики»
Россия — наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального многоконфессионального народа России.
Основные содержательные линии учебного предмета «Основы светской этики »
любовь к России, своему народу, краю, служению Отечеству;
правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная.
доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике, стремление к развитию духовности.Принципы построения модуля «Основы светской этики»
При построении учебного модуля «Основы светской этики» учитывались принципы: научность, доступность, культуросообразность.
1.Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4–х классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам уже известны из других учебных предметов.
2.Принцип культуросообразности. Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине.
В процессе изучения основ светской этики у школьников формируются умения критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
Знание, понимание и принятие учащимися ценностей:
Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами религиозной морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России.
Учебно-тематический план модуля « Светская этика»
Содержание курса.

Тема раздела Количество
часов
1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1
2. Основы православной культуры часть 1 16
3. Основы православной культуры часть213
4. Духовные традиции многонационального народа России 4
Итого 34 часа
Календарно-тематическое планирование курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
модуль основы светской этики 4 класс

п/пДата
План/
факт
Тема урока
Тип урока Элемент содержания
Планируемые результаты
Предметные результаты Личностные и метапредметные результаты
Научится Получит возможность научиться Блок №1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1час)
1 Россия — наша Родина.
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица.
Президент. Государственные символы. Духовный мир человека. Культурные
традиции — богатство нашей страны. узнавать государст-венную символику РФ, проявлять уваже-ние к народам, насе-ляющим Россию, к их истории и культуре.
принимать нравст-венные ценности: Отечество, долг, нравственность,
миролюбие, как основы культурных традиций многона-ционального народа России.
ЛУУД: формировать основы российской гражданской иденти-чности, чувства гор-дости за свою Родину.
РУУД: осознавать этапы организации учебной работы.
Блок №2 Основы православной культуры — часть 1 (16 часов)
2 Что такое светская этика
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Понятие этика. Наука этика. Область изучения этики — мораль. Основатель науки этика. Религиозная и светская этика. первоначальным представлениям о свет-
ской этике. понимать значение
этики в выстраива-
нии конструктивных отношений в общес-
тве. РУУД: овладевать способностью при-нимать и сохранять
цели и задачи учеб-ной деятельности, находить средства её осуществления.
ПУУД: овладевать логическими дейст-виями сравнения, установления анало-гий и причинно- следственных связей, построений рассуж-дений.
ЛУУД: формировать основы для принятия культурных традиций своей страны.
3 Культура и мораль
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Понятие культура. Культура — вторая природа. Материальная и духовная культура. Особый вид духовной культуры — мораль. Сущность понятия -культурный человек и культура поведения. первоначальным представлениям обосновах светскойморали. понимать значение морали и культуры в
жизни людей и об-ществе.
4 Особенности морали
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Особенности морали. Мораль — система норм и ценностей. Моральные нормы. Мораль и жизнь в обществе. осознавать прочитан-ный и услышанный текст, соотносить пос-тупки героев с мо-ральными и нравст-венными нормами, де-лать выводы. понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности. 5 Добро и зло
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Главные моральные понятия — добро и зло. Составляющие понятия зло. Нравственная ценность — добро. Стремление к добру — цель человеческой морали. формулировать соб-ственное мнение и позицию.
учитывать другое мне-ние и позицию, стре-миться к координации различных позиций в сотрудничестве. чувству ответствен-ности за себя и своих близких.
понимать чувства других людей, сопереживать и помогать им. ЛУУД: воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость
КУУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
РУУД: овладевать способностью прини-мать и сохранять це-ли и задачи учебной деятельности, а так-же находить средства её осуществления.
ПУУД: обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на тексто-вом материале.
6 Добро и зло
Закрепление знаний и способов деятельности.
Изменение представлений о добре и зле в ходе исторического развития. осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы. 7 Добродетель и порок
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Добродетель и порок сущность понятий. Человеческие пороки. Добродетельный человек, каков он?
строить сообщения в устной и письменной форме.
преобразовывать практическую зада-
чу в познавательную. 8 Добродетель и порок.
Закрепление знаний и способов деятельности.
Понимание сущности добродетели философом Аристотелем. Добродетель и порок — две противоположные характеристики личности. анализировать изуча-
емые объекты с выде-лением существенных признаков. 9 Свобода и моральный выбор человека
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Сущность понятий свобода и моральный выбор. Связь свободы с моральным выбором. Выбор между нравственным и безнравственным поведением. осознавать ценность нравственности и духовности в челове-ческой жизни. проявлять творчес-
кую инициативу, самостоятельность
в групповой работе. ЛУУД: развитие само-стоятельности и лич-
ной ответственности
за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной спра-ведливости.
ПУУД: обобщать сведения, делать вы-
воды, проводить сравнения на тексто-
вом материале.
10 Свобода и ответственность
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Сущность понятия ответственность. Взаимосвязь свободы человека с ответственностью. Ответственность человека за совершаемые действия. строить сообщения в устной и письменной форме. анализировать изучаемые объекты с выделением сущест-венных признаков. 11 Моральный долг
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Понятие моральный долг. Особенность морального долга. Моральные обязанности человека в обществе. учитывать другое
мнение и позицию, стремиться к коорди-
нации различных пози-
ций в сотрудничестве. сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести. 12 Справедливость
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Сущность понятия справедливость. Признаки справедливости. Моральные правила поведения соответствующие принципам справедливости. формулировать собственное мнение и позицию.
РУУД: развитие эти-ческих чувств как регуляторов мораль-
ного поведения.
КУУД: готовность слушать собеседни-
ка, вести диалог, приз-навать существование различных точек зре-
ния и права каждого иметь свою собствен-
ную13 Альтруизм и эгоизм
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Сущность понятий альтруизм и эгоизм. Понятие разумный эгоизм. передать главное из прочитанного и прослушанного текста.
работать со словарём.
понимать и прини-
мать значение мо-
рально ответствен-
ного поведения в
жизни человека и общества. 14 Дружба
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Человеческие отношения в обществе. Понятие дружба и её составляющие ценностные черты. оценивать характер взаимоотношений лю-
дей с позиции развития этических чувств, по-нимания чувств дру-
гих людей и сопере-
живания им. проявлять творчес-
кую инициативу, самостоятельность
в групповой работе. ЛУУД: формирование моральной самооцен-
ки, ориентации на моральные нормы
и их выполнение.
РУУД: осуществлять пошаговый и итого-
вый самоконтроль результатов деятель-ности.
15 Что значит быть моральным
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Рассмотрение светской этики вопроса «Что значит быть моральным?» работать со словарём.
анализировать ответ.
16 Творческие работы учащихся.
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
Индивидуальные консуль-тации, сбор материала излагать свое мнение
по поводу значения православной куль-туры в жизни людей и
общества.
осуществлять плани-рование своей и кол-лективной деятель-
ности на основе осоз-
наваемых целей,
намечать новые це-
ли.
ПУУД: уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий
РУУД: определять общие цели и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности.
17 Творческие работы учащихся.
Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности.
Оценка деятельности учащихся. при контроле своей
работы уметь обраща-
ться к различным источникам информации.
давать оценку и анализировать ответ.
проявлять творческ-
ую инициативу, самостоятельность
в групповой работе Блок №3 Основы православной культуры — часть 2 (13 часов)
18 Род и семья-исток нравственных отношений
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Понятия род, семья и родословная. Семейные роли и обязанности. Задачи рода и семьи. самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.
сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести. КУУД: Излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
ЛУУД: развивать эстетические чувства как регуляторов морального поведения.
ПУУД: обобщать сведения, делать вы-
воды, проводить срав-нения на текстовом материале.
19 Нравственный поступок
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Главные вопросы в этике. Поступок, его оценка, управление поступками. Нравственный поступок и его признаки. грамотно формулиро-вать вопросы.
самостоятельно обра-щаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.
20 Золотое правило нравственности
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Трактовка золотого правила нравственности. Применение золотого правила в жизни. формулировать соб-ственное мнение и позицию.
учитывать другое мне-ние и позицию, стре-миться к координации различных позиций в сотрудничестве.
21 Стыд, вина и извинение
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Понятия стыд, вина и извинение. Чувство вины и раскаяние. Чувство вины и извинение. Извинение и прощение. оценивать характер взаимоотношений лю-
дей с позиции разви-тия этических чувств, понимания чувств других людей и сопереживания им. ЛУУД: ценить и при-нимать базовые цен-ности: «добро»,
«родина», «семья», «мир», «настоящий
друг», «справедли-
вость», «понимать позицию другого.
ПУУД: овладевать логическими дейст-вииями сравнения, установления анало-гий и причинно- следственных связей, построений рас-суждений.
ЛУУД: формиро-
вать основы для принятия культурных традиций сво-
ей страны.
22 Честь и достоинство
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Качества, помогающие определять нравственную ценность человека. Сущность понятий честь и достоинство. отвечать на вопросы по содержанию текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом.
чувствам
нравственности, основанных на свободе совести и духовных традициях народов России.
23 Совесть
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Понятие совесть. Различия понятий стыд и совесть. Внутренний судья человека. адекватно восприни-
мать предложения и оценку учителя, това-
рищей24 Нравственные идеалы
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Смелые и сильные защитники Отечества — богатыри. Правила честного поединка. Важнейшая добродетель воинской дружбы — верность. формулировать собственное мнение и позицию.
понимать и прини-
мать значение мо-
рально ответствен-
ного поведения в
жизни человека и общества. РУУД: развитие этических чувств
как регуляторов морального поведения.
КУУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, призна-
вать существование различных точек зре-
ния и права каждого иметь свою собствен-
ную25 Нравственные идеалы
Закрепление знаний и способов деятельности.
Рыцари, джентльмены и леди. Основные качества, характеризующие рыцаря, джентльмена и настоящую леди. 26 Образцы нравственности в культуре Отечества
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Нормы — образцы нравственного поведения в культуре России — труженик, патриот, воин, коллективист. формулировать соб-ственное мнение и позицию.
учитывать другое мне-
ние и позицию, стре-
миться к координации различных позиций в сотрудничестве. понимать и прини-мать значение нрав-ственных норм для достойной жизни личности.
27 Этикет
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Правила хорошего поведения — этикет. Сущность понятия. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Правила этикета для каждого. оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, сверстники) в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжела-тельности и эмоцио-нально — нравственной отзывчивости, пони-мания чувств других людей и сопережива-ния им 28 Семейные праздники
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
История праздников. Значение праздников в жизни людей и семьи. Подарок и его выбор. понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества. 29 Жизнь человека — высшая нравственная ценность
Сущность понятия высшая ценность. Жизнь как высшая ценность для человека и его семьи. 30 Любовь и уважение к Отечеству
Комплексное применение знаний и способов деятельности.
Духовные традиции. Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.
Любовь — основа нашей жизни. Любовь — служение на благо Отечества. чувствам гордости за
свою Родину, герои-ческое прошлое Рос-сии, чувствовать эмо-циональную сопричас-тность подвигам и до-стижениям её граж-дан. понимать и осозна-
вать ценность нрав-ственности и духов-
ности в человечес-
кой жизни. ЛУУД: воспитывать
доверие и уважение к истории и культуре
Отечества.
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа)
31 Подготовка
творческих проектов.
Комплексное применение знаний и способов деятельности.
Индивидуальные консультации, сбор материала. Подготовка сообщения по выбранным темам. поиск необходимой информации для вы-полнения заданий.
подготовка сообще-ний и проектов по выбранным темам.
вносить необходимые коррективы в дейст-вия на основе его оценки и учета харак-тера сделанных ошибок.
проявлять самостоятельность и инициативность в решении творческих задач, находить дополнительную информацию по теме или проблеме
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ре-
сурсов сети Интернет. РУУД: самостоя-
тельное создание способов решения проблем творческо-го и познавательно-го характера. Вносить необходи-мые коррективы в свою деятельность в зависимости от её результатов.
КУУД: определять общую цель и пути её достижения, уметь договаривать-ся о распределении ролей в совместной деятельности.
ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации с использованием справочной и допол-нительной литера-туры и источников Интернета.Отбирать, систематизировать и фиксировать инфор-мацию.
32 Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Памятники религиозной культуры в моем городе».
Оценка деятельности учащихся участвовать в диспу-тах: слушать собесед-ника и излагать своё мнение.
33 Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России».Урок комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся Оценка деятельности учащихся участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи.
проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений.
соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.
34 Итоговая презентация творческих проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) Оценка деятельности учащихся участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.
адекватно восприни-
мать предложения и оценку учителя, товарищей. понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности и семьи.
понимать и принимать значение морально- ответстве-ного поведения в жизни человека и общества.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *