ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Школа олимпийского здоровья»

Бадртдинова Р. А

МБОУ «Бикбардинская основная

общеобразовательная школа»

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Школа олимпийского здоровья»

Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)

Актуальность данной программы обусловлена тем, что образовательный процесс в современной школе постоянно услож­няется, и это требует от учащихся значительного умственного и нерв­но-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предпо­лагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состоя­ние центральной нервной системы и функций организма, определен­ный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режи­мом и новыми условиями жизнедеятельности.

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы воз­можность вредных влияний и способствовали бы укреплению здо­ровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности. Данная программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в группе, паре, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить ученика автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

Новизна программы заключается в том, что она, в отличие от других подобных программ, предусматривает включение на пропедевтическом уровне изучение технических простейших приёмов борьбы дзюдо.

Программа «Школа олимпийского здоровья» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные игры, настольные игры, викторины разной тематики. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися:

приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе бесед, встреч со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);

участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья (в ходе подвижных игр, мини-проектов);

практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (в ходе разучивания специальных упражнений, элементов борьбы дзюдо);

составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха (в ходе практических работ, мини-проектов);

получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания;

получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного), психологического, психического и социально-психологического (здоровья семьи и коллектива образовательного учреждения) ;

получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Цель программы: формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, пропедевтики борьбы дзюдо.

Реализация данной цели связана с решением следующих задач:

  • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;

  • развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;

  • развитие сообразительности, творческого воображения;

  • развитие коммуникативных умений;

  • воспитание внимания, культуры поведения;

  • создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе;

  • обучение умению работать индивидуально и в группе,

  • развитие природные задатки и способности детей;

  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности, в ходе реализации мини-проектов.

Содержание деятельности (всего 132 часа)

Модуль 1. Спорт в жизни людей (20 часов)

  • знакомство с физкультурным залом;

  • знакомство с правилами поведения на занятиях в форме стихотворения

  • разучивание комплекса общеразвивающих упражнений

  • подвижные игры

  • экскурсии в школьный музей, в районный краеведческий музей

  • знакомство с олимпийской символикой, с девизом олимпийских игр рассказ о борьбе дзюдо, как об олимпийском виде спорта

  • экскурсия в районный краеведческий музей для знакомства с достижениями дзюдоистов нашего района

  • посещение тренировки, просмотр показательных выступлений создание плакатов для оформления спортивного зала

  • спортивная эстафета для детей и родителей «Весёлые старты

  • знакомство учащихся с режимом дня

  • разучивание комплекса упражнений для утренней зарядки (упражнения «Радость», «Будильник», «Мельница», «Гармошка», «Змея», «Внимание», «Капелька», « Герои», «Поклоны», «Ласка», «Королевство кривых зеркал»)

  • Создание памятки «Моя утренняя зарядка», где дети придумывают символические картинки для каждого выше названного упражнения и рисуют их для себя на листе.

  • Знакомство с приёмами самостраховки при падении на бок в борьбе дзюдо

  • Рассказ о выдающихся олимпийских чемпионах по борьбе дзюдо

  • Мини-проект «Город Здоровья»

Модуль 2. Движение есть жизнь (26 часа)

  • Разучивание двигательных упражнений с различными предметами: газетой, ватой, ластиком, стаканчиками из-под йогурта, с карандашом, с полиэтиленовым пакетом, бумажным мячом, платком, воздушными шарами.

  • Акция «Мы расскажем и покажем», с организацией физкультминуток на переменах силами учащихся с использованием различных предметов

  • Знакомство и совершенствование самостраховки при падении на спину в борьбе дзюдо

  • Показательные выступления перед родителями с демонстрацией освоенных приёмов самостраховок

Модуль 3. О значении правильной и красивой осанки в жизни человека (10 часов)

  • Беседа о значении правильной и красивой осанки в жизни человека

  • Разучивание комплекса упражнений для исправления и укрепления осанки

  • Мини – проект: «Создание памятки «Ежедневные правила для правильной осанки»

  • Освоение простых приёмов самоконтроля осанки

  • Подвижные игры, эстафеты

  • Изучение приёмов страховки партнёра в борьбе дзюдо

  • Конкурс «Самый стройный»

Модуль 4. Бег вчера и сегодня (14 часов)

  • Неникамен! (рассказ о необычном марафоне)

  • Выведение правил бега «Нужно, можно, нельзя»

  • Знакомство с задней подножкой в борьбе дзюдо

  • Изучение упражнений в беге

  • Подвижные игры связанные с бегом

  • Марафонский бег. Рассказ об истории Феликса Карвайла.

  • Эстафета «Необыкновенные бега»

  • Бег с преодолением препятствий

  • Упражнения в беге с предметами

  • Спортивный праздник для учащихся и родителей «Робинзонада»

Модуль 5. Прыжки в повседневной жизни (14 часов)

  • Значение прыжков в жизни человека (беседа)

  • Правила выполнения прыжков «Можно, нужно, нельзя»

  • Упражнения в прыжках на одной ноге, на двух ногах.

  • Рассказ «Необычная история с обычными прыжками»

  • Эстафета «Прыжки в стране олимпиоников»

  • Из жизни замечательных людей. Рассказ о А. В. Суворове.

  • Прыжки с предметами

  • Конкурс «Самый, самый» по различным видам прыжков

  • Танцевальная школа. Разучивание танца «Летка- енка»

  • Показательные выступления перед родителями с демонстрацией изученных приёмов борьбы дзюдо

  • Знакомство с передней подножкой в борьбе дзюдо

Модуль 6. «Мой весёлый звонкий мяч» (16 часов)

  • Рассказ об истории возникновения мячей

  • Экскурсия в спортзал, знакомство с различными видами мячей

  • Подвижные игры с мячом

  • Изучение удержания сбоку захватом из-под руки

  • Спортивная игра «Баскетбол» (рассказ об истории игры)

  • экскурсия на тренировку секции баскетбол

  • Подвижные игры с баскетбольным мячом

  • Спортивная игра «Волейбол» (рассказ об истории игры)

  • экскурсия на тренировку секции волейбол

  • Подвижные игры с волейбольным мячом

  • Спортивная игра «Футбол»:

  • Рассказ об истории игры

  • Мини-футбол (знакомство с правилами, игра на свежем воздухе)

  • Изучение удержания сбоку захватом из-под руки

  • Спортивная игра «Теннис»:

  • рассказ об истории игры

  • экскурсия в ДК на занятие секции «Теннис»

  • Игра- эстафета с теннисными мячиками

  • Мини-проект «Достижения наших односельчан» (сбор информации о лучших результатах баскетбольных и волейбольных команд села)

  • Встреча с односельчанами, добившимися спортивных результатов в игре «Волейбол»

  • Спортивная эстафета с родителями «Мой весёлый звонкий мяч»

  • «Давайте поиграем»: организация и проведение игр самими учащимися

Модуль 7. «Народные олимпийские игры» (32 часа)

  • Спортивные игры народов России: «Чижик», «Лапта», «Городки»

  • Игры народов России: «Горелки», «Жмурки», «Платочек»

  • Игры-догонялки: «Рыбачок», «Уголки», «Узелок», «Салки-приседалки», «Салки с домом», «У медведя на бору», «Дедушка Мазай», «Третий лишний», «Волк во рву», «Два Мороза», «День и ночь»

  • Игры – поиски: «Чего нет?», «Поиски исчезнувшего предмета», «Отгадай, кто подходил?», «Яша и Маша», «Слепой и зрячий», «Холодно-горячо»

  • Игры с быстрым нахождением своего места: «Море волнуется!», «Птицы, на гнезда!», «Гусек»

  • Игры-хороводы: «Ходим кругом», «Золотые ворота»

  • Игры с сопротивлением и борьбой: «Цепи», «Поймай последнего», «Пригибание руки», «Коршун и наседка»

  • Спортивный праздник «Быстрее, выше, сильнее»

Ожидаемые результаты реализации программы.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов по каждому из модулей:

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Модуль 1. Спорт в жизни людей

О правилах поведения на занятиях

Об олимпийской символике, девизе олимпийских игр

О борьбе дзюдо, как олимпийском виде спорта

О достижениях дзюдоистов нашего района

О значении утренней гимнастики для здоровья человека

О режиме дня

разучивание комплекса упражнений для утренней зарядки

составление режима дня школьника

знакомство с приёмами самостраховки при падении на бок в борьбе дзюдо

участие в мини-проекте «Город Здоровья»

Ежедневное выполнение утренней гимнастики

Соблюдение режима дня (ведение дневника)

создание плакатов для оформления спортивного зала

Модуль 2. Движение есть жизнь

Знакомство и совершенствование самостраховки при падении на спину в борьбе дзюдо

Разучивание двигательных упражнений с различными предметами: газетой, ватой, ластиком, стаканчиками из-под йогурта, с карандашом, с полиэтиленовым пакетом, бумажным мячом, платком, воздушными шарами.

Участие в акции «Мы расскажем и покажем», и приобретение опыта организации физкультминуток на переменах с различными предметами

Участие в показательных выступлениях перед родителями с демонстрацией освоенных приёмов самостраховок

Модуль 3. О значении правильной и красивой осанки в жизни человека

Беседа о значении правильной и красивой осанки в жизни человека

Изучение приёмов страховки партнёра в борьбе дзюдо

Разучивание комплекса упражнений для исправления и укрепления осанки

Мини – проект: «Создание памятки «Ежедневные правила для правильной осанки»

Участие в конкурсе «Самый стройный»

Освоение простых приёмов самоконтроля осанки

Модуль 4. Бег вчера и сегодня

О марафонском беге

О правилах бега

Знакомство с задней подножкой в борьбе дзюдо

Изучение упражнений в беге

Участие в эстафете «Необыкновенные бега»

Упражнения в беге с предметами

Участие в спортивном празднике для учащихся и родителей «Робинзонада»

Модуль 5. Прыжки в повседневной жизни

О значении прыжков в жизни человека Правила выполнения прыжков «Можно, нужно, нельзя»

Из жизни замечательных людей. Рассказ о А. В. Суворове.

Знакомство с передней подножкой в борьбе дзюдо

Упражнения в прыжках на одной ноге, на двух ногах.

Участие в эстафете «Прыжки в стране олимпиоников»

Изучение прыжков с предметами

Разучивание танца «Летка- енка»

Показательные выступления перед родителями с демонстрацией изученных приёмов борьбы дзюдо

Участие в конкурсе «Самый, самый» по различным видам прыжков

Модуль 6. «Мой весёлый звонкий мяч»

об истории возникновения мячей

знакомство с различными видами мячей на экскурсии в спортзал

Изучение удержания сбоку захватом из-под руки

О спортивных играх «Баскетбол», «Волейбол», «Футбол», «Теннис».

О секциях баскетбол, волейбол, теннис в нашей школе

Мини-проект «Достижения наших односельчан» (сбор информации о лучших результатах баскетбольных и волейбольных команд села)

Встреча с односельчанами, добившимися спортивных результатов в игре «Волейбол»

Участие в подвижных играх с мячом

Участие в игре мини-футбол (знакомство с правилами, игра на свежем воздухе)

Участие в игре- эстафете с теннисными мячиками

Участие в спортивной эстафете с родителями «Мой весёлый звонкий мяч»

«Давайте поиграем»: организация и проведение игр самими учащимися

Модуль 7. «Народные олимпийские игры»

Знакомство с народными играми

Разучивание народных игр

Участие в спортивном празднике «Быстрее, выше, сильнее»

Список литературы:

  1. Стандарт НОО

  2. Образовательная программа НОО школы

  3. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. «Методический конструктор внеурочной деятельности». Пособие для учителя

  4. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

  5. Положение о внеурочной деятельности

  6. Н. И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья»: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 год

  7. Л. Былеева «Игра? Игра!».Пособие для учителя.

  8. Программа по дзюдо

9

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *