Бадртдинова Р. А
МБОУ «Бикбардинская основная
общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Школа олимпийского здоровья»
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)
Актуальность данной программы обусловлена тем, что образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности. Данная программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в группе, паре, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить ученика автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Новизна программы заключается в том, что она, в отличие от других подобных программ, предусматривает включение на пропедевтическом уровне изучение технических простейших приёмов борьбы дзюдо.
Программа «Школа олимпийского здоровья» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные игры, настольные игры, викторины разной тематики. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
• элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
• элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
• первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
• первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
• отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися:
• приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе бесед, встреч со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);
• участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья (в ходе подвижных игр, мини-проектов);
• практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (в ходе разучивания специальных упражнений, элементов борьбы дзюдо);
• составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха (в ходе практических работ, мини-проектов);
• получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания;
• получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного), психологического, психического и социально-психологического (здоровья семьи и коллектива образовательного учреждения) ;
• получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Цель программы: формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, пропедевтики борьбы дзюдо.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
-
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
-
развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
-
развитие сообразительности, творческого воображения;
-
развитие коммуникативных умений;
-
воспитание внимания, культуры поведения;
-
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе;
-
обучение умению работать индивидуально и в группе,
-
развитие природные задатки и способности детей;
-
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
-
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности, в ходе реализации мини-проектов.
Содержание деятельности (всего 132 часа)
Модуль 1. Спорт в жизни людей (20 часов)
-
знакомство с физкультурным залом;
-
знакомство с правилами поведения на занятиях в форме стихотворения
-
разучивание комплекса общеразвивающих упражнений
-
подвижные игры
-
экскурсии в школьный музей, в районный краеведческий музей
-
знакомство с олимпийской символикой, с девизом олимпийских игр рассказ о борьбе дзюдо, как об олимпийском виде спорта
-
экскурсия в районный краеведческий музей для знакомства с достижениями дзюдоистов нашего района
-
посещение тренировки, просмотр показательных выступлений создание плакатов для оформления спортивного зала
-
спортивная эстафета для детей и родителей «Весёлые старты
-
знакомство учащихся с режимом дня
-
разучивание комплекса упражнений для утренней зарядки (упражнения «Радость», «Будильник», «Мельница», «Гармошка», «Змея», «Внимание», «Капелька», « Герои», «Поклоны», «Ласка», «Королевство кривых зеркал»)
-
Создание памятки «Моя утренняя зарядка», где дети придумывают символические картинки для каждого выше названного упражнения и рисуют их для себя на листе.
-
Знакомство с приёмами самостраховки при падении на бок в борьбе дзюдо
-
Рассказ о выдающихся олимпийских чемпионах по борьбе дзюдо
-
Мини-проект «Город Здоровья»
Модуль 2. Движение есть жизнь (26 часа)
-
Разучивание двигательных упражнений с различными предметами: газетой, ватой, ластиком, стаканчиками из-под йогурта, с карандашом, с полиэтиленовым пакетом, бумажным мячом, платком, воздушными шарами.
-
Акция «Мы расскажем и покажем», с организацией физкультминуток на переменах силами учащихся с использованием различных предметов
-
Знакомство и совершенствование самостраховки при падении на спину в борьбе дзюдо
-
Показательные выступления перед родителями с демонстрацией освоенных приёмов самостраховок
Модуль 3. О значении правильной и красивой осанки в жизни человека (10 часов)
-
Беседа о значении правильной и красивой осанки в жизни человека
-
Разучивание комплекса упражнений для исправления и укрепления осанки
-
Мини – проект: «Создание памятки «Ежедневные правила для правильной осанки»
-
Освоение простых приёмов самоконтроля осанки
-
Подвижные игры, эстафеты
-
Изучение приёмов страховки партнёра в борьбе дзюдо
-
Конкурс «Самый стройный»
Модуль 4. Бег вчера и сегодня (14 часов)
-
Неникамен! (рассказ о необычном марафоне)
-
Выведение правил бега «Нужно, можно, нельзя»
-
Знакомство с задней подножкой в борьбе дзюдо
-
Изучение упражнений в беге
-
Подвижные игры связанные с бегом
-
Марафонский бег. Рассказ об истории Феликса Карвайла.
-
Эстафета «Необыкновенные бега»
-
Бег с преодолением препятствий
-
Упражнения в беге с предметами
-
Спортивный праздник для учащихся и родителей «Робинзонада»
Модуль 5. Прыжки в повседневной жизни (14 часов)
-
Значение прыжков в жизни человека (беседа)
-
Правила выполнения прыжков «Можно, нужно, нельзя»
-
Упражнения в прыжках на одной ноге, на двух ногах.
-
Рассказ «Необычная история с обычными прыжками»
-
Эстафета «Прыжки в стране олимпиоников»
-
Из жизни замечательных людей. Рассказ о А. В. Суворове.
-
Прыжки с предметами
-
Конкурс «Самый, самый» по различным видам прыжков
-
Танцевальная школа. Разучивание танца «Летка- енка»
-
Показательные выступления перед родителями с демонстрацией изученных приёмов борьбы дзюдо
-
Знакомство с передней подножкой в борьбе дзюдо
Модуль 6. «Мой весёлый звонкий мяч» (16 часов)
-
Рассказ об истории возникновения мячей
-
Экскурсия в спортзал, знакомство с различными видами мячей
-
Подвижные игры с мячом
-
Изучение удержания сбоку захватом из-под руки
-
Спортивная игра «Баскетбол» (рассказ об истории игры)
-
экскурсия на тренировку секции баскетбол
-
Подвижные игры с баскетбольным мячом
-
Спортивная игра «Волейбол» (рассказ об истории игры)
-
экскурсия на тренировку секции волейбол
-
Подвижные игры с волейбольным мячом
-
Спортивная игра «Футбол»:
-
Рассказ об истории игры
-
Мини-футбол (знакомство с правилами, игра на свежем воздухе)
-
Изучение удержания сбоку захватом из-под руки
-
Спортивная игра «Теннис»:
-
рассказ об истории игры
-
экскурсия в ДК на занятие секции «Теннис»
-
Игра- эстафета с теннисными мячиками
-
Мини-проект «Достижения наших односельчан» (сбор информации о лучших результатах баскетбольных и волейбольных команд села)
-
Встреча с односельчанами, добившимися спортивных результатов в игре «Волейбол»
-
Спортивная эстафета с родителями «Мой весёлый звонкий мяч»
-
«Давайте поиграем»: организация и проведение игр самими учащимися
Модуль 7. «Народные олимпийские игры» (32 часа)
-
Спортивные игры народов России: «Чижик», «Лапта», «Городки»
-
Игры народов России: «Горелки», «Жмурки», «Платочек»
-
Игры-догонялки: «Рыбачок», «Уголки», «Узелок», «Салки-приседалки», «Салки с домом», «У медведя на бору», «Дедушка Мазай», «Третий лишний», «Волк во рву», «Два Мороза», «День и ночь»
-
Игры – поиски: «Чего нет?», «Поиски исчезнувшего предмета», «Отгадай, кто подходил?», «Яша и Маша», «Слепой и зрячий», «Холодно-горячо»
-
Игры с быстрым нахождением своего места: «Море волнуется!», «Птицы, на гнезда!», «Гусек»
-
Игры-хороводы: «Ходим кругом», «Золотые ворота»
-
Игры с сопротивлением и борьбой: «Цепи», «Поймай последнего», «Пригибание руки», «Коршун и наседка»
-
Спортивный праздник «Быстрее, выше, сильнее»
Ожидаемые результаты реализации программы.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов по каждому из модулей:
Второй уровень |
Третий уровень |
|
Модуль 1. Спорт в жизни людей |
||
О правилах поведения на занятиях Об олимпийской символике, девизе олимпийских игр О борьбе дзюдо, как олимпийском виде спорта О достижениях дзюдоистов нашего района О значении утренней гимнастики для здоровья человека О режиме дня |
разучивание комплекса упражнений для утренней зарядки составление режима дня школьника знакомство с приёмами самостраховки при падении на бок в борьбе дзюдо участие в мини-проекте «Город Здоровья»
|
Ежедневное выполнение утренней гимнастики Соблюдение режима дня (ведение дневника) создание плакатов для оформления спортивного зала
|
Модуль 2. Движение есть жизнь |
||
Знакомство и совершенствование самостраховки при падении на спину в борьбе дзюдо
|
Разучивание двигательных упражнений с различными предметами: газетой, ватой, ластиком, стаканчиками из-под йогурта, с карандашом, с полиэтиленовым пакетом, бумажным мячом, платком, воздушными шарами.
|
Участие в акции «Мы расскажем и покажем», и приобретение опыта организации физкультминуток на переменах с различными предметами Участие в показательных выступлениях перед родителями с демонстрацией освоенных приёмов самостраховок |
Модуль 3. О значении правильной и красивой осанки в жизни человека |
||
Беседа о значении правильной и красивой осанки в жизни человека Изучение приёмов страховки партнёра в борьбе дзюдо
|
Разучивание комплекса упражнений для исправления и укрепления осанки Мини – проект: «Создание памятки «Ежедневные правила для правильной осанки» Участие в конкурсе «Самый стройный» |
Освоение простых приёмов самоконтроля осанки
|
Модуль 4. Бег вчера и сегодня |
||
О марафонском беге О правилах бега Знакомство с задней подножкой в борьбе дзюдо
|
Изучение упражнений в беге Участие в эстафете «Необыкновенные бега» Упражнения в беге с предметами |
Участие в спортивном празднике для учащихся и родителей «Робинзонада»
|
Модуль 5. Прыжки в повседневной жизни |
||
О значении прыжков в жизни человека Правила выполнения прыжков «Можно, нужно, нельзя» Из жизни замечательных людей. Рассказ о А. В. Суворове. Знакомство с передней подножкой в борьбе дзюдо |
Упражнения в прыжках на одной ноге, на двух ногах. Участие в эстафете «Прыжки в стране олимпиоников» Изучение прыжков с предметами Разучивание танца «Летка- енка» |
Показательные выступления перед родителями с демонстрацией изученных приёмов борьбы дзюдо Участие в конкурсе «Самый, самый» по различным видам прыжков
|
Модуль 6. «Мой весёлый звонкий мяч» |
||
об истории возникновения мячей знакомство с различными видами мячей на экскурсии в спортзал Изучение удержания сбоку захватом из-под руки О спортивных играх «Баскетбол», «Волейбол», «Футбол», «Теннис». О секциях баскетбол, волейбол, теннис в нашей школе Мини-проект «Достижения наших односельчан» (сбор информации о лучших результатах баскетбольных и волейбольных команд села) Встреча с односельчанами, добившимися спортивных результатов в игре «Волейбол» |
Участие в подвижных играх с мячом Участие в игре мини-футбол (знакомство с правилами, игра на свежем воздухе) Участие в игре- эстафете с теннисными мячиками Участие в спортивной эстафете с родителями «Мой весёлый звонкий мяч»
|
«Давайте поиграем»: организация и проведение игр самими учащимися |
Модуль 7. «Народные олимпийские игры» |
||
Знакомство с народными играми |
Разучивание народных игр |
Участие в спортивном празднике «Быстрее, выше, сильнее» |
Список литературы:
-
Стандарт НОО
-
Образовательная программа НОО школы
-
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. «Методический конструктор внеурочной деятельности». Пособие для учителя
-
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
-
Положение о внеурочной деятельности
-
Н. И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья»: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 год
-
Л. Былеева «Игра? Игра!».Пособие для учителя.
-
Программа по дзюдо
9