|
Утверждаю:____________ «____»_________20____год |
|
Программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения
|
||
|
Педагог дополнительного образования МОУ Батайской СОШ Середкиной Тамары Святославовны |
|
Бахтай 2010 г |
Пояснительная записка
Изобразительное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои умения, способности любому человеку. Открывает перед ним двери в мир прекрасного, из которого потом не хочется выходить. И как отметил Сухомлинский «Искусство – это время и пространство. В котором живет красота человеческого духа, как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного…»
Предлагаемая программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения предназначена для детей от 9 до16 лет и рассчитана на 3 учебных года (102 часа в год); при углубленном изучении ее можно распределить на несколько лет. В работе могут участвовать дети не имеющие предварительной подготовки.
Целью данных поурочных разработок является формирование творческих способностей, воспитание эмоционально-эстетического отношения к действительности
Задачи:
Образовательные:
— научить владеть средствами художественной выразительности;
— научить составлять законченную композицию по эскизам и выполнять ее разными изобразительными средствами;
— формировать интерес к изобразительному искусству;
— углубить и расширить знания о некоторых приемах работы в творческой деятельности.
Воспитательные:
— формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни;
— формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
— формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.
Развивающие:
— развитие у детей фантазии, образного мышления;
— формировать эстетический и художественный вкус;
— содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Обучение проводится по двум направлениям:
— усвоение теоретических знаний;
— формирование практических навыков.
Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как беседа, рассказ, объяснение и непосредственно выполнение практических заданий.
Формы контроля.
Подведением итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Поскольку дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов практической деятельности, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных работ, коллективное обсуждение и выявление лучших работ. Именно такая форма позволит детям объективно оценивать не только чужие, а также и свои работы.
В конце года проводится викторин, по результатам которой педагогу дается возможность оценить теоретические знания и практические умения обучающихся в разных областях изобразительного искусства: живопись, графика и частично ДПИ
Ожидаемые результаты.
Должны знать:
— сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст цветов, сочетание оттенков цветов, колорит);
— основные средства композиции, закономерности конструирования предметов, законы линейной и воздушной перспективы, светотени;
— основные приемы работы с различными материалами и их свойствами.
Должны уметь:
— правильно организовывать свое рабочее место;
— самостоятельно работать и последовательно выполнять тематическую композицию;
— уметь анализировать и правильно передавать в рисунке форму, пропорции, строение, пространственное положение, цвет и фактуру предметов;
— уметь изображать человека, животных с передачей пропорций, строения натуры;
— уметь работать с различными нестандартными материалами.
Дидактические и методические материалы.
Для наиболее качественного проведения занятий необходимо иметь:
— образцы практических работ;
— журналы, книги, фотографии, буклеты.
Содержание программы
I. Живопись
Цель: дать учащимся основы изобразительной грамотности, уметь изображать различные предметы, развивать приемы работы с красками ознакомить учащихся с основными техниками и приемами работ в живописи.
-
Беседа о грамотном рисовании
-
В осеннем лесу
-
Воспоминание об осени
-
Волшебный дождь
II. Бумажная пластика
Цель: развитие творческих индивидуальных способностей детей при работе с бумагой.
-
Забавные открытки
-
Неземные цветы
-
Квиллинг
III. Рисунок
Цель: расширить знания учащихся о графике как виде изобразительного искусства, и возможностях графических художественных материалов.
-
Герои советских мультфильмов
-
Мой лучший друг
IV. Лепка
Цель: научить свободно пользоваться способами и приёмами лепки из пластилина.
-
Пластилиновая гора
-
Диснеевские герои
V. Композиции
Цель: расширить знания учащихся о законах композиции, познакомить с многообразие форм и изображением мира вещей.
-
Мир под водой
-
Волшебный музыкальный инструмент
-
Шедевры из темноты
VI. Бисеронизание
Цель: научить владеть различными материалами, инструментами при работе с бисером, развивать мелкую моторику рук, глазомер, образное и логическое мышление, художественный вкус.
-
Основные материалы
-
Красивые поделки
-
Изящные украшения на нити
Тематический план на 1 год
Тема |
Содержание занятия |
Кол-во часов |
||
теория |
практика |
|||
Живопись |
||||
1 |
Беседа о грамотном рисовании |
Беседа о художественных материалах, инструктаж о технике безопасности |
1,5 |
— |
2 |
В осеннем лесу |
Экскурсия в осенний лес |
1,5 |
— |
3 |
Воспоминание об осени |
Натюрморт из сухих осенних листьев |
0,5 |
5,5 |
4 |
Волшебный дождь |
Живопись, техника «а-ля прима» |
0,5 |
5,5 |
Бумажная пластика |
||||
5 |
Забавные открытки |
Изготовление простой, несложной и объемной открытки |
— |
4,5 |
6 |
Неземные цветы |
Картина с цветами |
— |
9 |
7 |
Квиллинг |
Создание объемной игрушки в технике квиллинг |
— |
9 |
|
|
Рисунок |
|
|
8 |
Герои советских мультфильмов |
Иллюстрирование советских мультфильмов |
— |
7,5 |
9 |
Мой лучший друг |
Шарж |
— |
6 |
Лепка |
||||
10 |
Пластилиновая гора |
Рисование пластилином |
— |
6 |
11 |
Диснеевские герои |
Создание из пластилина диснеевских героев |
— |
9 |
Композиции |
||||
12 |
Мир под водой |
Рисование по представлению подводного мира |
— |
6 |
13 |
Волшебный музыкальный инструмент |
Рисование по представлению музыкального инструмента |
— |
9 |
14 |
Шедевры из темноты |
Рисование с закрытыми глазами |
— |
6 |
Бисеронизание |
||||
15 |
Основные материалы |
Беседа о материалах, приемах низания |
0,5 |
2,5 |
16 |
Красивые поделки |
Плетение из бисера забавных фигурок (часики, шар, котенок, мухомор и т.д.) |
|
6 |
17 |
Изящные украшения на нити |
Плетение бижутерии |
— |
6 |
|
|
|
4,5 |
97,5 |
|
|
Итого |
102ч |
|
Тематический план на 2 год
Тема |
Содержание занятия |
Кол-во часов |
||
теория |
практика |
|||
Живопись |
||||
1 |
|
Вводное занятие, ознакомление учащихся с планом на учебный год |
1,5 |
— |
2 |
Осенний пейзаж |
Рисование на пленере |
— |
4,5 |
3 |
Натюрморт |
Выполнение натюрморта из 3 предметов. Соблюдение правил освещения |
1 |
5 |
Рисунок |
||||
4 |
Кошка которая охотится за звездами |
Анималистка. Анатомия животных, цвет, пластика, образ жизни животных |
1 |
8 |
5 |
Бытовой натюрморт |
Выполнение натюрморта в технике «штриховка» |
1 |
8 |
Композиции |
||||
6 |
Натюрморт по представлению |
Рисование по представлению различных натюрмортов: холодный, случайный, бытовой. детский и дт.. |
1 |
5 |
7 |
Декоративное дерево |
Рисование дерева, которого нет в природе |
1 |
8 |
8 |
Шедевры из темноты |
Рисование непрерывной линией с закрытыми глазами |
1 |
8 |
Бисеронизание |
||||
9 |
Плетение на проволоке и леске |
Основные методы и приемы работы с бисером |
0,5 |
7 |
10 |
Картина из бисера |
Приклеивание бисера к плотной основе |
— |
10,5 |
Соленое тесто |
||||
11 |
Изготовление теста |
Основные приемы приготовления соленого теста, его хранение |
|
3 |
12 |
Плоская игрушка |
Изготовление и роспись плоской игрушки |
— |
7,5 |
13 |
Объемная игрушка |
Изготовление и роспись объемной игрушки, на выбор ученика |
— |
9 |
14 |
Цветы, фрукты. подсвечник |
Оформление интерьера |
— |
10,5 |
|
|
|
8 |
94 |
|
|
Итого |
102ч |
|
Тематический план на 3 год
Тема |
Содержание занятия |
Кол-во часов |
||
теория |
практика |
|||
Живопись |
||||
1 |
Мы снова вместе |
Вводное занятие |
1,5 |
— |
2 |
Теплый и холодный натюрморт |
Выполнение натюрморта из 5 предметов |
1 |
5 |
Рисунок |
||||
3 |
Сказочные человечки |
Рисунок по представлению |
|
3 |
4 |
Портрет |
Основы построения человеческого лица |
0,5 |
8,5 |
5 |
Фигура человека |
Анатомия человека. Правила построения фигуры человека |
0,5 |
8,5 |
Композиция |
||||
6 |
Картины — фантазия |
Абстрактная картина |
|
10,5 |
7 |
Анимация |
Рисуем мультфильм |
— |
9 |
Квиллинг |
||||
8 |
Объемные игрушки |
Изготовление игрушек |
— |
9 |
9 |
Композиция из цветов |
Квиллинг в интерьере |
— |
10,5 |
Оформительские работы |
||||
10 |
Шрифт |
История и виды шрифта |
1,5 |
— |
11 |
Орнамент |
История и виды орнамента |
0,5 |
8,5 |
12 |
Плакаты и стенгазеты |
Основные правила оформления |
0,5 |
7 |
Бисеронизание |
||||
13 |
Плетение на проволоке и леске |
Основные методы и приемы работы с бисером |
0,5 |
7 |
14 |
Картина из бисера |
Приклеивание бисера о плотной основе |
— |
9 |
|
|
|
6,5 |
95,5 |
|
|
Итого |
102ч |
|
Список литературы
-
Н. И. Пьянкова «Изобразительное искусство в современной школе» М., 2006
-
В. Визер «Живописная грамота, система цвета в изобразительном искусстве» М., 2006
-
В. Визер «Живописная грамота, основы портрета» М., 2007
-
Л. Жорретт «Римунок» М., 2004
-
О. В. Иванова «Акварель: Практические советы» М., 2002
-
Е. А. Гурбина «Занятия по прикладному искусству» М., 2009
-
Н. И. Платонова «Энциклопедический словарь юного художника» М., 1983
-
Т. Г. Петровец «Мировая живопись» М., 2001
-
В. И. Колякина «Методика организации уроков коллективного творчества: ланы и сценарии уроков изобразительного искусства» М., 2004