Программа по ДОП Шахматист

РЕЦЕНЗИЯ
на образовательную (общеразвивающую) программу дополнительного образования «Шахматист» педагога Савенкова П.В, учителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 29 города Сургута.
Актуальность программы в том, что игра в шахматы в этом возрасте положительно влияет на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отставать в развитии от своих сверстников, расширяет круг общения, дает возможность самовыражения, самореализации. Игра в шахматы сочетает в себе элементы искусства, науки и спорта, дает необычный простор фантазии, развивает логику. Умея играть в шахматы, можно с пользой провести отдых, организовать досуг друзей, пришедших в гости, провести соревнование с ними .Важное значение, при изучении шахматного курса, имеет игровая деятельность, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, решение
Целью программы дополнительного образования «Шахматист» — самореализация и саморазвитие учащихся в процессе через игру игры в шахматы.
Для достижения поставленной цели, программа решает следующие задачи:
Обучающие: — научить играть в шахматы;-научить решать шахматные задачи;- ознакомить с правилами игр, заданий.Развивающие:- развивать мышление, память, игровые навыки.Воспитывающие: — воспитывать чувство товарищества, коллективизма.произведениям, развивает умение любоваться творениями — своими и товарищей.
В программе указан ожидаемый результат, а также нормативно- правовое и научно — методическое обеспечение программы. Программа рассчитана на 1 год реализации, возраст детей: 8-10 лет; 1 группа по 17 человек, 2 часа в неделю, 70 часов в год. Имеется содержание программы, а также указан список используемой литературы.
Программа содержит следующие разделы:
— «Пояснительная записка» — включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов: обоснование программы; актуальность, новизну программы, цели и задачи; условия реализации; материально-техническое обеспечение; основные формы и методы работы с детьми; ожидаемые результаты, формы, методы и критерии их оценки.
— «Учебный план» представляет собой перечень изучаемых тем и количества часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические занятия.
— «Содержание программы», кратко раскрывается содержание по каждому тематическому блоку. Программа актуальна для работы средним и младшим школьным возрастом.
Данная программа отвечает современным требованиям по разработке образовательных программ; структура выдержана. Программа приемлема для работы в системе дополнительного образования МБОУ СОШ №29, соответствует его специфике.     Программа может быть рекомендована для использования в школьной практике.
 Заместитель директора по ВВВР с детьми В.Н. Симаков
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
МБОУ СОШ № 29
Название программы
«Шахматист»
Направленность программы спортивно-оздоровительное
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу Савенков П.В.
Год разработки
2015
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа Согласовано: Заместитель директора по ВВВВР
В.Н.Симаков
Утверждена: Директор МБОУ СОШ №29 М.Б. Светлова
Информация и наличии рецензии Зам директора по ВВВР МБОУ СОШ № 29 Симаков В.Н., 2015 год
Цель
Самореализация и саморазвитие учащихся в процессе через игру игры в шахматы.
Задачи
Обучающие: — научить играть в шахматы;-научить решать шахматные задачи;- ознакомить с правилами игр, заданий.Развивающие:- развивать мышление, память, игровые навыки.Воспитывающие: — воспитывать чувство товарищества, коллективизма.произведениям, развивает умение любоваться творениями — своими и товарищей.
Ожидаемые результаты освоения программы У обучающегося будут сформированы мотивационная основа внеучебной деятельности; познавательный интерес к шахматам; ориентация на понимание причин успеха внеучебной деятельности, в том числе на и самоконтроль своей деятельности, самостоятельная и личная ответственность за свои поступки и бережного отношения к фигурам; играть с соседом в паре: соблюдать правила игры.
Срок реализации программы
1 год
Количество часов в неделю / год В год 70 часов, в неделю 2 часа
Возраст обучающихся
8-10 лет
Формы занятий
Игра в парах, проведение турнира, организация досуга сверстников.
Методическое обеспечение
Журавлев Н.В. Шаг за шагом. – М.: ФиС, 1986
Иващенко С.С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радьянская школа, 1986
Князева В.И. Уроки шахмат. – Ташкент. 1992.
Костьев А.В. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.П о ж а р с к и й В. А. Шахматный учебник / В. А. Пожарский. — М., 1996.
Сельская школа. Журналы с №2 по № 6 за 2002 г
Примерная программа внеурочной деятельности, автор Горской В.А, М.: «Просвещение», 2011 г.
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) Помещение с дневным и вечерним освещением, хорошо проветриваемое. Рабочие места организованы так, чтобы дети сидели, не стесняя друг друга. Для освоения игры в шахматы приобретены комплекты шахмат.

Пояснительная записка
о реализации учебно-тематического плана
на 20 15/2016 учебный год
Образовательная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального государственного стандарта начального общего образования; плана внеурочной деятельности МОУ «Федоровская ООШ»; Примерной программы внеурочной деятельности, автор Горской В.А, М.: «Просвещение», 2011 г.; авторской программы «Шахматная школа» Тимофеева А.А.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы: спортивно-оздоровительная
Вид образовательной деятельности познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
Цель (для данного года обучения): самореализация и саморазвитие учащихся в процессе через игру игры в шахматы.
Задачи (для данного года обучения):
Обучающие: — научить играть в шахматы;-научить решать шахматные задачи;- ознакомить с правилами игр, заданий.Развивающие:- развивать мышление, память, игровые навыки.Воспитывающие: — воспитывать чувство товарищества, коллективизма.произведениям, развивает умение любоваться творениями — своими и товарищей.
Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2015/2016 учебном году:
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) Один год
Год обучения (первый, второй и т.д.) первый
Возраст обучающихся 8-10 лет
Количество обучающихся в группе в текущем учебном году 17 человек
Количество часов в неделю 2 часа
Общее количество часов в год 70
Содержание деятельности1. Шахматная доска и фигуры Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образ жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенд; о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция. Запись позиций.Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.2. Ходы и взятия фигур Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур. Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила её выполнения.Практическая работа: упражнения на выполнение ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учётом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.3. Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат» Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятий «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.4. Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Лёгкие и тяжёлые фигуры, их качество.Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач (типа «Какая фигура ценнее?»)5. Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебютаПонятие о дебюте. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партий.6. Особенности матования одинокого короля Матование двумя ладьями, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски.Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования.Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.7. Тактические приёмы и особенности их применения Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связки и защита от нeё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. Сквозное действие фигур (рентген). Перегрузка. Комбинаторика в шахматах. Понятие о комбинации. Комбинации на мат и на достижение материального перевеса. Мельница как алгоритм с циклами. Эстетика шахматных комбинаций.Практическая работа: решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определённую и на неизвестную темы; участие в турнирах.8. Решение шахматных задачЗадачи:-Поставь мат в 3, 4, 5 ходов.- Сделай 2 хода и поставь мат сопернику.- Загони ферзь в «Ловушку».- Проходная пешка становится ферзей. Как ты этой сделаешь?- Ты продолжаешь игру и выигрываешь через 6 ходов.- Помоги ферзи выбраться из «Ловушки».- Поставь «Вилку».- Ты проигрываешь, но выведи игру на ничью.- Задача «Защитись от мата».-Поймай ладью.- Захвати центр.9. Подведение итогов годаОжидаемые результаты на текущий учебный год:
Учащиеся приобретут знания о правилах игры; о назначении шахматных фигур; о принципах игры и ее приемах; находить несложные тактические удары; играть партию до конца; о способах организации досуга других людей; Развитие ценностных отношений школьника к шахматам; их истории.Приобретение учащимися опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми. Отражение в УТП особенностей текущего учебного года:
При составлении программы учитывались интересы и потребности детей, пожелание родителей, уровень подготовленности детей.
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Исполнение гимна школьного шахматного клуба; конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).Учебно-тематический план на 20 15/2016 учебный год
№ Тема занятия Количество часов
Всего Теория Практика
1 Шахматная доска и фигуры 2 1 1
2 Ходы и взятие фигур 6 2 4
3 Цель и результат шахматной партии. Понятие «шах», «мат», «пат» 4 2 2
4 Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен 4 2 2
5 Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта 5 2 3
6 Особенности матования одинокого короля 2 1 1
7 Тактические приемы и особенности их применения 5 1 4
8 Решение шахматных задач 4 1 3
9 Подведение итогов года 3 — 3
Итого 35 13 22
Календарно-тематическое планирование для группы
кол. часов Дата по плану Дата по факту
1 Шахматная доска и фигуры 2 8.09
8.09 8.09
8.09
2 Ходы и взятие фигур 6 15.09
15.09
22.09
22.09
29.09 15.09
15.09
22.09
22.09
29.09
3 Цель и результат шахматной партии. Понятие «шах», «мат», «пат» 4 6.10
6.10
13.10
13.10 4 Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен 4 20.10
20.10
27.10
27.10 5 Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта 5 6 Особенности матования одинокого короля 2 7 Тактические приемы и особенности их применения 5 8 Решение шахматных задач 4 9 Подведение итогов года 3 Итого 35 Литература:
Журавлев Н.В. Шаг за шагом. – М.: ФиС, 1986
Иващенко С.С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радьянская школа, 1986
Князева В.И. Уроки шахмат. – Ташкент. 1992.
Костьев А.В. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.
П о ж а р с к и й В. А. Шахматный учебник / В. А. Пожарский. — М., 1996.
Сельская школа. Журналы с №2 по № 6 за 2002 г Примерная программа внеурочной деятельности, автор Горской В.А, М.: «Просвещение», 2011 г.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *