Программа курса «Край, в котором я живу»
1 класс (66 часов)
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа факультативного курса «Край, в котором я живу» разработана в соответствии с требованиями развивающей программы Л.В. Занкова, главной задачей которой является представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир».
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает Пришвинская фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.
Цель данного курса – расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.
Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:
-
содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в селе, районе и крае, входящего в целую страну Россию;
-
воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, района, края;
-
воспитание толерантности, уважения к ценностям народов, населяющий Северный Кавказ, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
-
обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
-
изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.
ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Особенности программы
Курс рассчитан на 4 года обучения.
В первом классе курс состоит из четырёх частей:
«Моя семья» (17 ч)
«Моя школа» (9 ч.)
«Моё село» (14 ч.)
«Мой район. Природа родного края» (26 ч.)
Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения села, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Рассчитан факультативный курс на 66 часов (2 часа в неделю).
Темы занятий из года в год будут расширяться, углубляется материал, усложняются формы работы.
Во втором классе основное внимание будет уделено изучению истории развития Ставропольского края. Темы первого класса также будут продолжены и во втором классе.
В третьем и четвёртом классах курс базируется на факультативном курсе системы Л.В. Занкова, разработанном Н.Я. Чутко «Я – гражданин России». Но также будут разработаны и продолжены темы краеведческого курса «Край, в котором я живу».
Планируемые результаты
Знания и умения учащихся в конце 1-го года обучения:
-
знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
-
уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;
-
знать историю происхождения своего села, района, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
-
знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые
-
виды; уметь экологически грамотно вести себя в природе;
Занятия спецкурса способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности.
Содержание программы
Основная идея: Я вижу мир. Я ощущаю себя в мире.
1 блок. МОЯ СЕМЬЯ. (17 часов)
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
-
Что такое семья? Вводное занятие. (1ч.)
-
Кто я? Где живу? (1ч.)
-
«Дорожите именем своим». Тайны наших имён. (1ч.)
-
Моя фамилия. (1ч.)
-
Лента времени моей жизни. (1ч.)
-
Мой папа. Моё отчество. (1ч.)
-
Моя мама. (1ч.)
-
Я — сын. Я – дочь. Каков я? (1ч.)
-
Знакомство с профессиями.
Показ детской презентации «Такие разные профессии». (1ч.)
-
Профессии моих родителей. (1ч.)
-
Экскурсия на производство, где трудятся родители первоклассников. (1ч.)
-
Любимые занятия моих родителей. (1ч.)
-
Моя бабушка. Мой дедушка. (1ч.)
-
Встреча с бабушками и дедушками детей в школе. (1ч.)
-
Моя родословная. (1ч.)
-
Конкурс рисунков «Моя семья» (1ч.)
-
Заключительное занятие по теме «Моя семья». (1ч.)
2 блок. МОЯ ШКОЛА. (9 ч.)
Цель блока: прививать любовь к родной школе, учить чувствовать первоклассника частью большой школьной семьи, изучать традиции родной школы, воспитывать дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
-
Что такое школа? Вводное занятие. (1ч.)
-
Моя школа. Показ видеофильма о родной школе. (1ч.)
-
Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору. (1ч.)
-
Моя школа получила миллион! Достижения моей школы.
-
Традиции школы. Законы и заповеди. (1ч.)
-
Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра. (1ч.)
-
Я – ученик моей школы. (1ч.)
-
Конкурс рисунков «Моя школа» (1ч.)
-
Заключительное занятие по теме «МОЯ ШКОЛА» (1ч.)
3 блок. МОЙ ГОРОД. (14 ч.)
Цель блока: прививать любовь к родному селу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, познакомить с традициями села, рассказать о жителях родного села, воспитание гордости за свою Малую Родину.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
-
Мой город Новопавловск. Вводное занятие. (1ч.)
-
История моего города. (1ч.)
-
Экскурсия в краеведческий музей. (1ч.)
-
«Путешествие во времени. 40 лет назад». Просмотр фильма о городе. (1ч.)
-
Профессии людей в городе. (1ч.)
-
Мой любимый уголок города. Экскурсия. (1ч.)
-
В гости к старожилам. Экскурсия. (1ч.)
-
Памятные места моего города. Экскурсия. (1ч.)
-
Мои известные земляки. (1ч.)
-
Традиции города. (1ч.)
-
Посещение библиотеки. (1ч.)
-
Конкурс рисунков «Мой город» (1ч.)
-
Ветераны войны в моём городе. Встреча с ветеранами. (1ч.)
-
Конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину» (1ч.)
4 блок. МОЙ РАЙОН. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. (26 ч.)
Цель блока — обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историю района, прививать любовь к родной природе, воспитывать экологически грамотное отношение к природе.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
-
Ставропольский край . Вводное занятие. (1ч.)
-
История создания . (1ч.)
-
Заповедные места. (1ч.)
-
Растения родного края. Экскурсия в природу. (1ч.)
-
Растения родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации. (1ч.)
-
Зелёный мир вокруг нас. Викторина. (1ч.)
-
Мир насекомых. Виды, места обитания. (1ч.)
-
Насекомые нашего края. (1ч.)
-
«Кто важней?» Викторина-игра «спор насекомых». (1ч.)
-
Обитатели вод. Общие признаки рыб. (1ч.)
-
Рыбы, обитающие в рекеках. (1ч.)
-
Охрана рыбных богатств. (1ч.)
-
Викторина «Золотая рыбка». (1ч.)
-
Обитатели воздушного пространства. Птицы их признаки. (1ч.)
-
Птицы нашего края. (1ч.)
-
Наблюдение за птицами. Экскурсия в природу. (1ч.)
-
Птицы родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации. (1ч.)
-
Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек. (1ч.)
-
Игра «Птичий час». (1ч.)
-
Животный мир. Общие понятия. (1ч.)
-
Звери, обитающие на территории нашего района (1ч.)
-
Охраняемые виды животных родного края. (1ч.)
-
«В мире животных». Викторина. (1ч.)
-
Конкурс рисунков «Природа родного края» (1ч.)
-
Заключительное занятие по теме: «Мой район. Природа родного края». (1ч.)
-
Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу» (1ч.)
Методическое обеспечение
1 блок МОЯ СЕМЬЯ
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Одним из видов деятельности учащихся также является поисково- исследовательский. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы учащиеся первого класса постепенно осваивали этот вид деятельности.
Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить сообщение, нарисовать иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д.
Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
-
Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
-
Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.
-
Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации «Такие разные профессии», «Все работы хороши», «Профессии моих родителей».
Формы подведения итогов: конкурс рисунков, проект «Родословная моей семьи», тестирование по теме.
2 блок МОЯ ШКОЛА
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии по школе, конкурс рисунков «Моя школа», просмотр видеофильмов о школе, компьютерных презентаций «Правила поведения в школе»;
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса, демонстрационный и иллюстративный, в этом блоке удачно сочетаются со словесными и практическими методами обучения.
Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы, как конкурс рисунков, рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Практические работы: нарисовать рисунок о школе, классе, о своих друзьях. Одной из эффективных форм работы является проектная деятельность учащихся.
Работа по изучению данной темы очень важна в первом классе, т. к. учитель выявляет адаптацию ученика первого класса к школе и с помощью занятий может на ранних стадиях предупредить негативное отношение ученика к школе, снять тревожность.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
-
Экспонаты школьного музея;
-
Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008;
-
Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации, видеофильмы «Школа моей мечты», «Правила поведения в школе» и другие;
Формы подведения итогов: выставки работ учащихся, тестирование по теме, соревнования.
3 блок МОЁ СЕЛО
Формы занятий: конкурсы, беседы, встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии в краеведческий музей села, просмотр фильма к 100-летию села, конкурс рисунков «Моё село», «Моя родная улица», просмотр компьютерных презентаций.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Большое внимание уделяется практическим работам: приготовить сообщение об истории своей улицы, нарисовать рисунок родного места в селе и т.д.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях спецкурса по данной теме.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
-
Карта Ставропольского края, иллюстрации, экспонаты краеведческого музея, школьного музея.
-
Мультимедийное оборудование, программное обеспечение: фильм , «Моя малая родина».
-
Иллюстрированный альманах «Земля Ставропольская» М., 2002.
-
Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Методическое пособие – Ставропольское книжное издательство, 2002.
-
Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь: Шат — гора 1999.
Формы подведения итогов: конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину», конкурс рисунков, тестирование по теме.
6 блок МОЙ РАЙОН. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ
Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в краеведческий музей села, беседы, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация.
Содержание этого блока спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
-
Физические карты России, Ставропольского края, иллюстрации растительного и животного мира края, таблицы природных зон, экспонаты краеведческого музея, школьного музея;
-
Мультимедийное оборудование, видеофильмы «Природа родного края».
-
Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Методическое пособие – Ставропольское книжное издательство, 2002.
-
Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь: Шат-гора 1999.
-
Акимушкин, И.И. Мир животных. – М.:Мысль, 1998.
-
Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.
-
Грехова, Л.И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
-
Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М., 2003.
Форм подведения итогов: викторина, конкурс знатоков родного края, конкурс рисунков, беседа, тестирование по теме.
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.
3. Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
4. Авксентьев А.В. и Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической карте мира. – Ставрополь, изд-во СГУ, 1998.
5. Ахметова М. X. Марчануков Т. А. Край, овеянный легендами. — Ставропольское книжное издательство, 1990.
6. Атласная информационная система «Апанасенковский муниципальный район» Ставрополь – 2007.
7. Иллюстрированный альманах «Земля Ставропольская» М., 2002.
8 . Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. – СПб., 1990.
9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». — Официальные документы в образовании, № 4, 2001.
10. Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Метод. пособие – Ставропольское книжное издательство, 2002.
11. Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь: Шат-гора 1999.
12. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. –М., 2003.
13. Даринский А.В. Краеведение. Пособие для учителя. — М.,П.,1987.
14. Зайцева Л. И. Опыт работы объединения учителей краеведов. — Нач. школа, № 5, 1999.
15. Игнатов В.Г. Стратегия национальной политики РФ на Северном Кавказе. — Ростов — на — Дону, 1995.
16. Край наш Ставрополье. Очерки истории. — Ставрополь. Шат-гора, 1999.
17. Основные направления национальной и региональной политики Ставропольского края.
18 Народы России. Энциклопедия. — М., Научное изд-во «Большая
Российская энциклопедия», 1994.
19. Парамонова О. М. Сухвалова О.В. Чехунова А.П. Познаём
свою родину — Начальная школа, № 5, 1998.
20. Современность и духовно-нравственное развитие личности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (26 марта 2002г.). – В 6 кн. – Ставрополь: СКИПКРО, 2002.
21. Строев К. Ф. Краеведение. — М., П., 1967.
22. Лярский П.А. Пособие по краеведению. — Минск, 1966.
23. Методические указания для руководителей краеведческих кружков. – М., Просвещение, 1988.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
по данному спецкурсу:
1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М. Знание, 1987.
3. Акимушкин, И.И. Мир животных. – М. Мысль, 1998.
4. Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.
5. Грехова, Л.И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
6. Ашурков В. Н., Кацюба Д. В. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение — М., П., 1980..
7. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Мир природы. – М.: Изд. Астрель, 2005.