ПРОГРАММА КРУЖКА «ЧУДЕСА ИЗ БУМАГИ»
Класс 1
Количество часов: всего 66 часа; в неделю 2 часа
Нормативно-правовая и документальная основа:
• Закон Российской Федерации « Об образовании».
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.
• Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
• Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
• Приказ №1241 от 26 ноября 2010г. О внесении изменений ФГОС НОО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373.
• Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. N 189.
Пояснительная записка
В современном мире существует много разных способов заинтересовать и развить способности у детей: музыка,танцы, живопись, занятия спортом и др. Самый простой, недорогой, доступный всем, и взрослым, и детям, материал — бумага. Она легка в обработке, что очень привлекает работать с ней детей. Но такая деятельность требует от них точных, мелких движений пальцев. Работа с бумагой способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. Конструируя ту или иную фигуру из бумаги, ребёнку необходимо соотносить наглядные символы (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и переводить их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Программа кружка «Чудеса из бумаги» дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности правил, требований; дает возможность овладеть различными приемами и способами действий с бумагой. Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребенка: формирование способности работать руками под контролем сознания, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, формирование трудовых навыков, воспитание коммуникативных навыков. Кроме того программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
-
знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;
-
овладевают отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием, надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой.;
-
знакомятся со свойствами бумаги;
-
учатся преимущественно конструкторской деятельности;
-
знакомятся с природой и использованием ее богатства человеком.
Особенности содержания факультатива.
Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
—природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
—педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка).
Место факультатива в учебном плане.
Программа рассчитана на 66 ч (2 ч в неделю), 1 класс, является компонентом плана внеурочной деятельности.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами работы с бумагой (техники оригами, квиллинг, торцевание).
В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
• формирование умения отзывчиво относиться к ученикам, проявлять готовность оказать им посильную помощь;
• формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат,
• бережному отношению к труду.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
• проговаривать последовательность действий;
• учиться работать по предложенному педагогом плану;
• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
• учиться сравнивать способы действия и результат с эталоном;
• учиться корректировать , вносить изменения в работу;
• учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
• учиться добывать новые знания: находить новые способы работы с бумагой, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;
• выбирать наиболее эффективные способы оформления работы.
Коммуникативные УДД:
• учиться выражать свои мысли;
• учиться планировать и осуществлять работу в группах, договариваться в коллективе, сотрудничать, принимать совместные решения и реализовывать их в творческих коллективных работах.
Предметные результаты:
• знать об особенностях работы с разными видами бумаги; знать основные геометрические понятия и базовые формы «оригами», а также основные формы в технике «квиллинг».
• уметь узнавать и называть, в какой технике (оригами, квиллинг, торцевание) выполнена работа;
• уметь соблюдать правила техники безопасности;
• иметь представление о композиции на плоскости и в объёме;
• уметь с помощью учителя читать схемы, простейшие чертежи,
• уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках;
• уметь частично самостоятельно находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).
Методы, используемые на занятиях кружка:
беседа, рассказ, сказка;
рассматривание иллюстраций;
работа с шаблонами;
творческое конструирование;
показ образца выполнения последовательности работы.
Формы работы и контроля
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Формой контроля сформированности представлений о различных способах работы с бумагой являются творческие отчёты, изобразительные работы, выставки.
Возраст детей и сроки реализации программы.
Возраст обучающихся 7-11лет.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Программа каждого года обучения представляет собой завершающий блок знаний и может рассматриваться как самостоятельная программа, рассчитанная на 1,2,3,4 года обучения. Рабочая программа 1 года обучения рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю).
Содержание программы 1 класс:
-
Общее представление о бумаге, её свойствах и способах работы с ней. (3 ч)
Виды бумаги, ее свойства. Сравнение видов бумаги, а также образцов работ, выполненных из разных видов бумаги. Гофрированный картон – особенности работы с этой бумагой. Образцы работы с гофрокартоном. Организация рабочего места. Техника безопасности. Основные правила работы с ножницами, правила организации рабочего места.
-
Оригами: знакомство с техникой «оригами» , базовые формы оригами, модульное оригами. Конструирование из бумаги в технике «оригами».(25ч)
Бумага для изготовления работ в технике «оригами». Учимся складывать и резать. Понятие «Базовая Форма». Складывание базовой формы, анализ порядка действий. Базовые формы в «оригами»: Складывание базовых форм по образцу. Конструирование фигур животных, растений, насекомых с использованием различных базовых форм. Отработка складывания по образцу. Знакомство с понятием «модуля». Конструирование из модулей по образцу. Творческое оформление работ.
-
Квиллинг: знакомство с техникой «квиллинг», приёмы работы с бумажными ленточками. Изготовление открыток, игрушек в технике «квиллинг». (17 ч)
Знакомство с техникой квиллинг. Основные формы, анализ образцов, выполнение простых форм: капля, спираль. Применение разных форм в композициях, выполненных в технике «квиллинг». Игрушки в технике «квиллинг». Варианты работы с бумагой, составление композиции.
-
Торцевание: знакомство с различными видами торцевания. Моделирование в технике «Торцевание».(12 ч)
Что такое «торцевание», виды торцевания: торцевание на пластилине, на клею. Обучение технике торцевания. Работа с шаблонами. Изготовление композиций в технике «торцевание». Творческое оформление работ.
-
Коллективные творческие работы с использованием различных техник: оригами, квиллинг, торцевание (9 ч)
Выполнение творческих коллективных работ к различным праздникам : «День учителя»(осенняя композиция), «С Новым годом!», «С праздником 23 февраля», «Поздравляем с днём 8 Марта!», а также изготовление индивидуальных творческих работ по желанию учащихся с использованием различных техник: оригами, квиллинг, торцевание. Систематизация изученных приёмов работы с бумагой. Творческий отчёт, выставка лучших работ.
Календарно-тематическое планирование:
№п/п Тема занятия Количество часов
-
Виды бумаги, ее свойства. 1ч
-
Организация рабочего места. Техника безопасности 1ч
-
Бумага. Учимся складывать и резать. Понятие «Базовая Форма». 1ч
-
Оригами. Базовая форма «Треугольник». Щенок. 1ч
-
Оригами. Мир животных: веселые мордашки: собаки, кошки. 1ч
-
Оригами. Грибы: мухоморы. 1ч
-
Оригами. Грибы: опята, боровики. Коллективное панно.1ч
-
Оригами. Бабочки. Декоративное оформление изделия.1ч
-
Знакомство с техникой квиллинг. Основные формы. 1ч
-
Изготовление простейших цветов в технике квиллинг. 1ч
-
Квиллинг. Незабудка. 1ч
-
Квиллинг. Ветка рябины. 1ч
-
Коллективная работа. Осень. 1ч
-
Оригами. Кленовые листья. 1ч
-
Знакомство с техникой «торцевание». 1ч
-
Торцевание. Коллективная работа. Изготовление плаката «Наш край» в технике «торцевание». 2ч
-
Торцевание. Лесные звери: еж. 1ч
-
Оригами. Лисица. 1ч
-
Квиллинг. Одуванчик. 1ч.
-
Оригами. Заяц. 1ч
-
Гофрированный картон – особенности работы с этой бумагой. 1ч
-
Занимательные игрушки в технике квиллинг. Лягушонок. 1ч
-
Торцевание. Дерево. 1ч
-
Оригами. Змея. 1ч
-
Игрушки в технике квиллинг: медвежонок, змейка,( выбор детей). 1ч
-
Торцевание на пластилине. Елочка. 1ч
-
Модульное оригами. Елочка из треугольных модулей. 1ч
-
Квиллинг. Снеговичок. 1ч
-
Торцевание. Новогодние шары. 1ч
-
Коллективная работа « С Новым годом!» 2ч
-
Квиллинг. Снежинки. 1ч
-
Оригами. Открытка «К Рождеству!» 1ч
-
Оригами. Базовая форма «Воздушный змей». Варианты использования этой базовой формы.1ч
-
Оригами. Сова. 1ч
-
Оригами. Ворона. 1ч
-
Торцевание. Кораблик. 1ч
-
Торцевание. Домик. 1ч
-
Оригами. Пароход. 1ч
-
Квиллинг. Объемная игрушка: танк. 2ч
-
Оригами. Открытка папе. 1ч
-
Коллективная работа « С 23 февраля!» 1ч
-
Квиллинг. Открытка мамочке. 2ч
-
Коллективная работа «Поздравляем с днем 8 Марта!» 2ч
-
Оригами. Закладка «Домик». 1ч
-
Оригами. Цветок. 1ч
-
Торцевание. Букет. 1ч
-
Торцевание. Ягодка. 1ч
-
Оригами. Самолет-истребитель. 1ч
-
Оригами. Самолет. Варианты складывания. 1ч
-
Квиллинг. Объемная игрушка. Ракета. 2ч
-
Оригами. Закладка «Кораблик». 1ч
-
Оригами. Бабочка. 1ч
-
Оригами модульное. Стрекоза. 2ч
-
Цветочные композиции в технике квиллинг. 2ч
-
Торцевание. Бабочки. 2 ч
-
Творческие работы детей по желанию. 1ч
-
Итоговое занятие. Выставка лучших работ. 1ч
Материально-техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь следующие материалы:
-
Цветную и белую бумагу формата А4,
-
картон белый и цветной, гофрированный,
-
клей (наилучшим является клей ПВА).
Инструменты: ножницы, карандаши простые, цветные карандаши, фломастеры, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.
Технические средства обучения.
1 Компьютер
2 Мультимедийный проектор
3 Колонки для компьютера
Экранно-звуковые пособия: презентации к урокам.
Литература
1. А. И. Быстрицкая. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс, 2013.
2. В.В. Выгонов Оригами. М. 2003,
3. Л. П. Васильева – Гангус .Уроки занимательного труда.М. 1979.
4. Д.И. Долженко. 100 оригами. Ярославль.2004.
5. Джейн Дженкинс. Поделки и сувениры из бумажных ленточек. Мой мир. 2008.
6. С. В. Соколова . Праздник оригами. Открытки, письма, сувениры. – М. 2007.
7. Журнал. Мое любимое хобби. Мастерим с детьми. 2013.
Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. Ниола – Пресс. 2006.
8. Д.Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги. Мир книги. 2008.
Интернет-ресурсы:
-
http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
-
http://origami-paper.ru/origami/russian/shemy_origami/priroda_koloski.html
-
http://stranamasterov.ru