ПРОГРАММА КРУЖКА «ЧУДЕСА ИЗ БУМАГИ» для 1 класса

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЧУДЕСА ИЗ БУМАГИ»

Класс 1

Количество часов: всего 66 часа; в неделю 2 часа

Нормативно-правовая и документальная основа:

Закон Российской Федерации « Об образовании».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

Приказ №1241 от 26 ноября 2010г. О внесении изменений ФГОС НОО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. N 189.

Пояснительная записка

В современном мире существует много разных способов заинтересовать и развить способности у детей: музыка,танцы, живопись, занятия спортом и др. Самый простой, недорогой, доступный всем, и взрослым, и детям, материал — бумага. Она легка в обработке, что очень привлекает работать с ней детей. Но такая деятельность требует от них точных, мелких движений пальцев. Работа с бумагой способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. Конструируя ту или иную фигуру из бумаги, ребёнку необходимо соотносить наглядные символы (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и переводить их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Программа кружка «Чудеса из бумаги» дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности правил, требований; дает возможность овладеть различными приемами и способами действий с бумагой. Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребенка: формирование способности работать руками под контролем сознания, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, формирование трудовых навыков, воспитание коммуникативных навыков. Кроме того программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

  • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;

  • овладевают отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием, надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой.;

  • знакомятся со свойствами бумаги;

  • учатся преимущественно конструкторской деятельности;

  • знакомятся с природой и использованием ее богатства человеком.

Особенности содержания факультатива.

Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка).

Место факультатива в учебном плане.

Программа рассчитана на 66 ч (2 ч в неделю), 1 класс, является компонентом плана внеурочной деятельности.

Цель программы всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами работы с бумагой (техники оригами, квиллинг, торцевание).

В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

формирование умения отзывчиво относиться к ученикам, проявлять готовность оказать им посильную помощь;

формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат,

бережному отношению к труду.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать последовательность действий;

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться сравнивать способы действия и результат с эталоном;

учиться корректировать , вносить изменения в работу;

учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

учиться добывать новые знания: находить новые способы работы с бумагой, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;

выбирать наиболее эффективные способы оформления работы.

Коммуникативные УДД:

учиться выражать свои мысли;

учиться планировать и осуществлять работу в группах, договариваться в коллективе, сотрудничать, принимать совместные решения и реализовывать их в творческих коллективных работах.

Предметные результаты:

знать об особенностях работы с разными видами бумаги; знать основные геометрические понятия и базовые формы «оригами», а также основные формы в технике «квиллинг».

уметь узнавать и называть, в какой технике (оригами, квиллинг, торцевание) выполнена работа;

уметь соблюдать правила техники безопасности;

иметь представление о композиции на плоскости и в объёме;

уметь с помощью учителя читать схемы, простейшие чертежи,

уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках;

уметь частично самостоятельно находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).

Методы, используемые на занятиях кружка:

беседа, рассказ, сказка;

рассматривание иллюстраций;

работа с шаблонами;

творческое конструирование;

показ образца выполнения последовательности работы.

Формы работы и контроля

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

Формой контроля сформированности представлений о различных способах работы с бумагой являются творческие отчёты, изобразительные работы, выставки.

Возраст детей и сроки реализации программы.

Возраст обучающихся 7-11лет.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Программа каждого года обучения представляет собой завершающий блок знаний и может рассматриваться как самостоятельная программа, рассчитанная на 1,2,3,4 года обучения. Рабочая программа 1 года обучения рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю).

Содержание программы 1 класс:

  1. Общее представление о бумаге, её свойствах и способах работы с ней. (3 ч)

Виды бумаги, ее свойства. Сравнение видов бумаги, а также образцов работ, выполненных из разных видов бумаги. Гофрированный картон – особенности работы с этой бумагой. Образцы работы с гофрокартоном. Организация рабочего места. Техника безопасности. Основные правила работы с ножницами, правила организации рабочего места.

  1. Оригами: знакомство с техникой «оригами» , базовые формы оригами, модульное оригами. Конструирование из бумаги в технике «оригами».(25ч)

Бумага для изготовления работ в технике «оригами». Учимся складывать и резать. Понятие «Базовая Форма». Складывание базовой формы, анализ порядка действий. Базовые формы в «оригами»: Складывание базовых форм по образцу. Конструирование фигур животных, растений, насекомых с использованием различных базовых форм. Отработка складывания по образцу. Знакомство с понятием «модуля». Конструирование из модулей по образцу. Творческое оформление работ.

  1. Квиллинг: знакомство с техникой «квиллинг», приёмы работы с бумажными ленточками. Изготовление открыток, игрушек в технике «квиллинг». (17 ч)

Знакомство с техникой квиллинг. Основные формы, анализ образцов, выполнение простых форм: капля, спираль. Применение разных форм в композициях, выполненных в технике «квиллинг». Игрушки в технике «квиллинг». Варианты работы с бумагой, составление композиции.

  1. Торцевание: знакомство с различными видами торцевания. Моделирование в технике «Торцевание».(12 ч)

Что такое «торцевание», виды торцевания: торцевание на пластилине, на клею. Обучение технике торцевания. Работа с шаблонами. Изготовление композиций в технике «торцевание». Творческое оформление работ.

  1. Коллективные творческие работы с использованием различных техник: оригами, квиллинг, торцевание (9 ч)

Выполнение творческих коллективных работ к различным праздникам : «День учителя»(осенняя композиция), «С Новым годом!», «С праздником 23 февраля», «Поздравляем с днём 8 Марта!», а также изготовление индивидуальных творческих работ по желанию учащихся с использованием различных техник: оригами, квиллинг, торцевание. Систематизация изученных приёмов работы с бумагой. Творческий отчёт, выставка лучших работ.

Календарно-тематическое планирование:

п/п Тема занятия Количество часов

  1. Виды бумаги, ее свойства. 1ч

  2. Организация рабочего места. Техника безопасности 1ч

  3. Бумага. Учимся складывать и резать. Понятие «Базовая Форма». 1ч

  4. Оригами. Базовая форма «Треугольник». Щенок. 1ч

  5. Оригами. Мир животных: веселые мордашки: собаки, кошки. 1ч

  6. Оригами. Грибы: мухоморы. 1ч

  7. Оригами. Грибы: опята, боровики. Коллективное панно.1ч

  8. Оригами. Бабочки. Декоративное оформление изделия.1ч

  9. Знакомство с техникой квиллинг. Основные формы. 1ч

  10. Изготовление простейших цветов в технике квиллинг. 1ч

  11. Квиллинг. Незабудка. 1ч

  12. Квиллинг. Ветка рябины. 1ч

  13. Коллективная работа. Осень. 1ч

  14. Оригами. Кленовые листья. 1ч

  15. Знакомство с техникой «торцевание». 1ч

  16. Торцевание. Коллективная работа. Изготовление плаката «Наш край» в технике «торцевание». 2ч

  17. Торцевание. Лесные звери: еж. 1ч

  18. Оригами. Лисица. 1ч

  19. Квиллинг. Одуванчик. 1ч.

  20. Оригами. Заяц. 1ч

  21. Гофрированный картон – особенности работы с этой бумагой. 1ч

  22. Занимательные игрушки в технике квиллинг. Лягушонок. 1ч

  23. Торцевание. Дерево. 1ч

  24. Оригами. Змея. 1ч

  25. Игрушки в технике квиллинг: медвежонок, змейка,( выбор детей). 1ч

  26. Торцевание на пластилине. Елочка. 1ч

  27. Модульное оригами. Елочка из треугольных модулей. 1ч

  28. Квиллинг. Снеговичок. 1ч

  29. Торцевание. Новогодние шары. 1ч

  30. Коллективная работа « С Новым годом!» 2ч

  31. Квиллинг. Снежинки. 1ч

  32. Оригами. Открытка «К Рождеству!» 1ч

  33. Оригами. Базовая форма «Воздушный змей». Варианты использования этой базовой формы.1ч

  34. Оригами. Сова. 1ч

  35. Оригами. Ворона. 1ч

  36. Торцевание. Кораблик. 1ч

  37. Торцевание. Домик. 1ч

  38. Оригами. Пароход. 1ч

  39. Квиллинг. Объемная игрушка: танк. 2ч

  40. Оригами. Открытка папе. 1ч

  41. Коллективная работа « С 23 февраля!» 1ч

  42. Квиллинг. Открытка мамочке. 2ч

  43. Коллективная работа «Поздравляем с днем 8 Марта!» 2ч

  44. Оригами. Закладка «Домик». 1ч

  45. Оригами. Цветок. 1ч

  46. Торцевание. Букет. 1ч

  47. Торцевание. Ягодка. 1ч

  48. Оригами. Самолет-истребитель. 1ч

  49. Оригами. Самолет. Варианты складывания. 1ч

  50. Квиллинг. Объемная игрушка. Ракета. 2ч

  51. Оригами. Закладка «Кораблик». 1ч

  52. Оригами. Бабочка. 1ч

  53. Оригами модульное. Стрекоза. 2ч

  54. Цветочные композиции в технике квиллинг. 2ч

  55. Торцевание. Бабочки. 2 ч

  56. Творческие работы детей по желанию. 1ч

  57. Итоговое занятие. Выставка лучших работ. 1ч

Материально-техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь следующие материалы:

  • Цветную и белую бумагу формата А4,

  • картон белый и цветной, гофрированный,

  • клей (наилучшим является клей ПВА).

Инструменты: ножницы, карандаши простые, цветные карандаши, фломастеры, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

Технические средства обучения.

1 Компьютер

2 Мультимедийный проектор

3 Колонки для компьютера

Экранно-звуковые пособия: презентации к урокам.

Литература

1. А. И. Быстрицкая. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс, 2013.

2. В.В. Выгонов Оригами. М. 2003,

3. Л. П. Васильева – Гангус .Уроки занимательного труда.М. 1979.

4. Д.И. Долженко. 100 оригами. Ярославль.2004.

5. Джейн Дженкинс. Поделки и сувениры из бумажных ленточек. Мой мир. 2008.

6. С. В. Соколова . Праздник оригами. Открытки, письма, сувениры. – М. 2007.

7. Журнал. Мое любимое хобби. Мастерим с детьми. 2013.

Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. Ниола – Пресс. 2006.

8. Д.Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги. Мир книги. 2008.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml

  2. http://origami-paper.ru/origami/russian/shemy_origami/priroda_koloski.html

  3. http://planetaorigami.ru/

  4. http://allforchildren.ru/article/index_origami.php

  5. http://stranamasterov.ru

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *