Проект Урока-зачёта по теме: «Технология изготовления постельного и нательного белья»

ГБОУ «Специальная школа- интернат г.Усмань»Проект открытого урока
по швейному делу
Тема: «Технология изготовления постельного и нательного белья»
10 класс
Учитель трудового обучения,
высшей категории
Коняева А.А.

Урок – клеточка педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.
Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Скаткин М.
Тип урока- урок обобщения знаний, умений и навыков.
Форма урока – зачёт.
Структура урока.
I Оргмомент.
1 .Определение готовности к уроку обучающихся, воспитанников.
2.Эмоциональный настрой обучающихся, воспитанников.
II Сообщение темы и цели урока.Сообщение темы, цели урока.
Знакомство с этапами зачёта, листами учёта знаний.
III Зачёт-тестирование.
Работа с тестами.
Работа с коллекцией швов.
Работа с коллекцией тканей.
IV Личный зачёт.1Немного истории.
2Теоретические сведения об изделии.
3.Технология изготовления изделия.
4.Детали кроя.
5.Контроль качества.
V Подведение итогов зачёта.
1Выставление итоговой оценки за зачет.
2.Рефлексия.
Методическая карта проекта урока
Организационная структура урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучащихсяI Оргмомент1.Определение готовности к уроку обучающихся, воспитанников.
2.Эмоциональный настрой учащихся
Цель – подготовка учащихся к работе на уроке
Мотивация обучающихся на восприятие материала
 Эмоциональный настрой обучащихся в начале урока для создания  положительного эмоционального фона.
Создание психологического комфорта
Игровой момент
«Цепочка желаний» Взаимные приветствия учителя и обучащихсяВзявшись  за руки, высказывают пожелания друг другу.
II Сообщение темы и цели урока.
Сообщение темы, цели,задач урока.
Знакомство с этапами зачёта, листами учёта знаний Постановка цели и задач урока
Изложение содержания этапов зачёта. Ознакомление с листом учёта знаний
IIIЗачёт-тестирование.
Работа с тестами
2Работа с коллекцией швов
3Работа с коллекцией тканей Осуществление межпредметных связей (русский язык, чтение, развитие речи)
Проверка выполнения работ, корректировка
Контроль учителя за самооценкой учащихся
Подача инструкции по выполнению работы с коллекциями швов, тканей
Выполнение обучащимися индивидуально различного рода тестов (письменных заданий ) обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания
Сравнение с образцом
В конце каждого задания ставятся самооценки в лист учета
Выполнение заданий по инструкции
IV Личный зачёт . Немного истории
Теоретические сведения об изделии
Технология изготовления изделия( наволочка, ночная сорочка, трусы для мальчика, простыня, детская пижама)
Детали кроя .Контроль качества
Для расширения познавательной деятельности учащихся в ходе урока-зачёта были проведены исторические экскурсы в историю создания нательного и постельного белья. Эти фрагменты урока не только расширили знания учащихся, но и способствовали переключению внимания , то есть возможности быстрого перехода от одного вида деятельности к другому.
Осуществление межпредметных связей (история)
Показ слайдов
При составлении звёздочек-обдумывания, опорных схем, учитывался разноуровневый дифференцирован-ный подход)Повторение и применение знаний в несколько измененной ситуации, систематизация знаний, закрепление, упрочение умений и навыков, их совершенствование не только в пределах изучаемой темы, но и на межтематическом и межпредметнем уровне.
Подача инструкций по выполнению заданий
Контроль и выставление оценок
Показ слайдов для самопроверки ответов обучающихся
Выставляются оценки в лист учёта знаний Обучащиеся проводят экскурс в историю
(чтение по слайдам)
Обучащиеся рассказывают про швейные изделия
( нательное и постельное бельё)с опорой на схемы (слайды)
Рассказывают технологию изготовления швейных изделий (нательного и постельного белья)
Выполняют самостоятельную работу
Показывают детали кроя .Рассказывают требования к качеству изделия.
Сравнение качества изделия в соответствии с требованиями.
Формулируют выводы
Выставляются взаимооценки в лист учёта знаний
V Подведение итогов зачёта.
1Выставление итоговой оценки за зачет.
2.Рефлексия.
Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся
Мобилизует (путем изучения листов учёта знаний ) учащихся на самооценку их деятельности на уроке.
Закончи предложение
Учителем выводится общая оценка Получают информацию о реальных результатах своей деятельности на уроке.
Осмысливают свою деятельность на уроке и проводят ее самооценку, вносят предложения себе.
В процессе проектирования урока учитывались: образовательная программа, уровень подготовки учащихся, психофизические и индивидуальные особенности учащихся, наличие методического инструментария, специфика имеющихся условий, тип урока, а также формы и методы, которые создавали учащимся необходимый образовательный продукт и помогли достичь главных целей
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ
Создание и подборка слайдов для презентации урока.
Подбор дидактического материала (тесты, опорные схемы, листы учёта знаний)
Заготовка раздаточного материала (детали кроя, образцы швов, коллекция тканей)
Подбор швейных изделий( нательного и постельного белья)
План -конспект урока
Тема: «Технология изготовления постельного и нательного белья»
Цель: обобщение знаний обучающихся, воспитанников о постельном и нательном белье.
Задачи:
-образовательные: проверка компетентности обучающихся, воспитанников по теме «Технология изготовления постельного и нательного белья»;
-коррекционно-развивающие: коррекция и развитие мыслительной деятельности через коррекционно-развивающие упражнения,
связной устной речи на основе пополнения и обогащения пассивного и активного словарного запаса и монологической речи через использование опорных схем,
социальная адаптация обучающихся, воспитанников;
— воспитывающие: формирование мотивации к трудовой деятельности, интереса к профессии швея.
Оборудование урока:
технические средства обучения : мультимедийная установка с подборкой слайдов по теме;
дидактический материал (тесты, опорные схемы, листы учёта знаний);
раздаточный материал (швейные изделия, детали кроя, образцы швов, коллекция тканей)
Ход занятия
I Организационный момент
1.Определение готовности к уроку обучающихся, воспитанников.
2.Эмоциональный настрой учащихся для создания  положительного эмоционального фона.
         «Цепочка пожеланий»( слайд)
Предлагается взяться  за руки и высказать пожелания друг другу.
Например.
Желаю выполнить сегодня работу на «5».
Желаю  преодолеть сложности при выполнении заданий .Желаю успешно справиться с заданиями.
Желаю получить хорошую оценку.
IIСообщение темы и целей урока.( слайд)
А я желаю чтобы вы были внимательными, организованными, активным, так как сегодня вам предстоит сдать зачёт по теме «Технология изготовления постельного и нательного белья».
Оценка за зачет будет влиять на оценку за 4 четверть.
Зачет будет проходить в 2 этапа.
1 этап- тестирование
2 этап-личный зачёт
Предлагаю лист учёта знаний .Ознакомление с листом учёта знаний.( в приложении)
IIIЗачёт-тестирование
В конце каждого задания ставятся оценки в лист учета.
Задание №1( слайд)
Какие виды белья вы знаете?
Продолжите предложение.
Бельё бывает_________, ___________, __________.
Сравнение с образцом
Ответ( слайд)
Бельё бывает нательное, постельное, столовое.
Задание №2( слайд)
Распределите и запишите в столбики названия швейных изделий по видам белья.
Нательное Постельное Столовое
Слова для ответа: ночная сорочка, пододеяльник, простынь, пиджак, брюки, наволочка, трусы, скатерть, полотенце, , пальто, пижама,салфеткаСравнение с образцом
Ответ( слайд)
Виды белья
Нательное Постельное Столовое
ночная сорочка пододеяльник скатерть
трусы простыня полотенце
пижама наволочка салфетка
Покажите и назовите виды белья , расположенного на стенде
Задание №3( слайд)
Продолжи предложение.
Постельное и нательное бельё шьют из ___, ______, ______, ____, ____.
Слова для ответа: ситец, сатин, драп, шёлк, капрон, бязь, , сукно, лён.
Сравнение с образцом
Ответ ( слайд)
1.Какие ткани используют для изготовления постельного и нательного белья?
Лён, хлопчатобумажная ткань, шерсть, шёлк.
2.Постельное и нательное бельё шьют из ситца, сатина, шёлка, бязи, льна.
Работа с коллекцией тканей.
Задание. Отобрать те ткани, из которых вы шили нательное и постельное бельё. Назовите гигиенические свойства этих тканей.
Задание № 4( слайд)
Какие швы применяют при изготовлении постельного и нательного белья?
Применение шва Название шва
Этот краевой шов применяют при обработке прямых срезов простыни, нижних и верхних срезов нательного белья.
Соединительный шов применяют для соединения шаговых срезов в трусах, пижамных брюках, при соединении узких полотнищ простыни. Соединительный шов применяют для соединения боковых срезов наволочек, пододеяльников.
Сравнение с образцом
Ответ ( слайд)
Применение шва Название шва
Этот краевой шов применяют при обработке прямых срезов простыни, нижних и верхних срезов нательного белья.
Шов вподгибку с закрытым срезом
Соединительный шов применяют для соединения шаговых срезов в трусах, пижамных брюках, при соединении узких полотнищ простыни. Запошивочный шов
Соединительный шов применяют для соединения боковых срезов наволочек, пододеяльников.
Двойной шов
Работа с коллекцией швов
Задание. Отобрать из представленных швов шов вподгибку с закрытым срезом, двойной, запошивочный ( Какова ширина каждого шва в готовом виде?
IVЛичный зачёт
Учащиеся рассказывают про швейные изделия
( нательное и постельное бельё).
Выставляются оценки учителя в лист учёта знаний.
Ночная сорочка.
1.Немного истории(слайд).
Изобретателями ночной сорочки считаются чехи. Именно в этой стране в XV веке появились первые сорочки. Эти изделия были очень объемными, длинными и назывались «юбкой для сна». Постепенно ночные сорочки обрели популярность в Европе. Одежда в те времена стоила недешево, поэтому приобрести хотя бы один специальный комплект для сна могли только весьма обеспеченные люди.
Сегодня у каждой женщины в спальном гардеробе существует незаменимый и удобный предмет нижнего белья – ночная сорочка. Красивая, легкая, модная, удобная, элегантная и современная
2.Опорные схемы .Изделие (слайд).

3.Технология изготовления ночной сорочки без плечевого шва(слайд).
Обработать горловину косой обтачкой
Обработать срезы рукавов
Обработать боковые срезы
Обработать нижний срез
Окончательная отделка изделия
4.Контроль качества(слайд)
Внешний вид изделия соответствует выбранной модели
Рукава имеют одинаковую ширину
Боковые швы имеют одинаковую длину
Машинные строчки ровные, соответствуют требованиям
Влажно-тепловая обработка выполнена качественно
Наволочка
1.Немного из истории(слайд).
Впервые наволочки стали появляться в домах знати в 15 веке. Тогда было принято застилать ночное ложе красочными и яркими тканями, покрывалами с интересными, сложными узорами, кружевами. Под стиль к ним и создавались первые наволочки – с богатой росписью и разнообразием рисунков, пышные и с ручной вышивкой мастеров.
На Руси вышитые наволочки и подушки считались частью приданого за невесту.  (слайд)
Бедные люди набивали свои подушки сеном, соломой, травой, в то время пух, и перья птиц считались дороговизной. 
Во время промышленной революции наволочка вошла в массовое производство.
На сегодняшний день многообразие выбора простой наволочки удивляет(слайд)
Опорные схемы.
2. Изделие(слайд)

3 Технология изготовления наволочки с клапаном(слайд).
1.Обработать поперечные срезы
Краевым швом вподгибку с закрытым срезом
2.Выполнить разметку для клапана
Отметить длину подгиба для клапана.
Сложить деталь по меткам.
3.Обработать боковые срезы
Соединительным двойным швом
4. Отутюжить готовое изделие, сложить по стандарту
4.Контроль качества
Ширина шва вподгибку с закрытым срезом равна 1 см
Ширина двойного шва равна 7 мм
Машинная строчка ровная
Машинная закрепка выполнена в начале и в конце строчки
Изделие хорошо отутюжено
Простыня
Немного из истории(слайд)
До появления постельного белья первобытные люди использовали шкуры животных, в более поздних периодах использовали солому, хлопок, шерсть.
Для римских императоров слуги набивали матрасы заячьим пухом, а поверху стелили красочную ткань
В Европе стало модным застилать кровать тканями(простынями), но в основном это было только в богатых семьях.
И вышивка, и кружево и сама ткань для постельного белья в те времена были только белого цвета, именно в это время появилась профессия белошвейки, названная так по цвету ткани, с которой они работали.
Белошвейками в эпоху Возрождения создавались настоящие произведения искусства. Мода эта продержалась до конца XVIII века, но следовать ей могла только знать, так как считалось, что постельное белье является предметом роскоши. А средние слои населения лишь в начале XIX века получили возможность употреблять постельное белье.
Изделие. Простыня.

Пошив простыни
Раскроить простынь
Обработать поперечные срезы простыни
Проверить качество работы
Контроль качества
Ширина шва одинакова по всей длине и равна 10 мм
Закрепка выполнена в начале и в конце строчки, длина закрепки 7-10 мм
Шов вподгибку выполнен правильно
Трусы для мальчика
1Немного из истории
Семейные трусы», самая популярная модель среди российских мужчин.
Секрет успеха этой модели в том, что на теле они сидят свободно, а размеры определяются не строго.
Врачи считают семейные трусы идеальным вариантом
2Трусы

3 План работы по пошиву
Обработать шаговые срезы
Соединить правую и левую детали трусов
Обработать нижние срезы
Обработать верхний срез
Окончательная отделка
4.Контроль качества
Обработать шаговые срезы
Соединить правую и левую детали трусов
Обработать нижние срезы
Обработать верхний срез
Окончательная отделка
Детская пижама
1.Немного из истории
В конце XVIII – начале XIX в. в европейском обиходе, да и в России, появились пижамы.
Эти удобные комплекты для сна привезли путешественники издалеких Индии и Персии, где их уже давно и с удовольствием носили как мужчины, так и женщины.
Само слово «пижама» происходит от персидского слова, означающего «одежда для ног», а именно легкие, свободные штаны, затягивающиеся на шнурок вокруг талии.
В европейских странах пижамой начали называть комплект из рубашки и брюк простого прямого покроя. Их обычно шили из натуральных тканей – батиста или полотна, украшали кружевами и вышивкой.
В конце XIX — начале XX веков пижамы стали доступны широким слоям населения, потому что их запустили в массовое производство.
Швы
Отделка
Ткани
Назна-
чение(длякого)
Количество предметов, детали кроя
Вид белья
2. Изделие
Пижамный комплект
План работы по пошиву пижамной сорочки
Обработать срез горловины.
Обработать нижние срезы рукавов.
Обработать боковые срезы.
Обработать нижний срез.
Отутюжить готовое изделие.
План работы по пошиву пижамных брюк
Стачать шаговые срезы.
Соединить правую и левую детали брюк по среднему срезу и срезу сиденья.
Обработать верхний срез.
Обработать нижние срезы.
Выполнить окончательную отделку изделия.
Проверка качества работы
Рукава имеют одинаковую длину.
Рукава имеют одинаковую ширину.
Ширина и длина брюк внизу одинаковая.
V Подведение итогов зачёта
1Выставление итоговой оценки за зачет (учителем выводится общая оценка)
2.Рефлексия.
Закончи предложение:
 Сегодня на уроке мне удалось ____________.
Я,  получила  за урок оценку   ___ это справедливо ( если несправедливо обоснуйте почему)_______.
Задание №1
Какие виды белья вы знаете?
Продолжите предложение.
Бельё бывает_________, ___________, __________.
Задание №2
Распределите и запишите в столбики названия швейных изделий по видам белья.
Нательное Постельное Столовое
Слова для ответа: ночная сорочка, пододеяльник, простыня, пиджак, брюки, наволочка, трусы, скатерть, полотенце, , пальто, пижама, салфетка
Задание №3
Продолжи предложение.
Постельное и нательное бельё шьют из , , , , .
Слова для ответа: ситец, сатин, драп, шёлк, капрон, бязь, , сукно, лён.
Задание № 4
Какие швы применяют при изготовлении постельного и нательного белья?
Применение шва Название шва
Этот краевой шов применяют при обработке прямых срезов простыни, нижних и верхних срезов нательного белья. Соединительный шов применяют для соединения шаговых срезов в трусах, пижамных брюках, при соединении узких полотнищ простыни. Соединительный шов применяют для соединения боковых срезов наволочек, пододеяльников.
Лист учета знаний
Задание № Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Личный зачет Оценка за урок
Самооценка _______ _______
Оценка учителем

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *