Проект «Ценности нашей жизни»

Автор:

Семенова Елена Анатольевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 9» г. Усолье-Сибирское

Проектная мастерская

Проект «Ценности нашей жизни»

Занятие «Мир ценностей. Дружба»

Цель проекта: помочь учащимся осознать роль ценностных ориентаций в жизни каждого человека.

Задачи:

1) Расширить представление учащихся о понятии «духовные и материальные ценности», их проявлении в жизни человека;

2) Помочь детям провести исследование систем индивидуальных, классных, общегимназических ценностей; оформить результаты работы;

3) Развивать самостоятельность, стремление к сотрудничеству, творческие способностей учащихся;

4) Содействовать учащимся в понимании уникальности и ценности каждого из них.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные: готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Этапы работы над проектом.

    I.          Подготовительный этап.

1. Проведения цикла занятий по теме «Мир ценностей»

2. Определение основных направлений работы:

— работа со справочной литературой (словари, энциклопедии) для создания «Словарика ценностей»;

— работа с литературой по устному народному творчеству, с книгой афоризмов и периодической печатью для создания «Книги мудрости»;

— работа с художественными текстами с целью анализа жизненных ценностей героев;

— исследование индивидуальных, классных, общешкольных ценностей.

3. Создание творческих групп учащихся с учетом интересов и психологических особенностей детей.

4. Определение целей, задач, формы отчета и составление плана работы, распределение обязанностей каждой ученической группой.

II.              Основной этап.

1.     Выполнение задания по намеченному плану.

2.     Оформление результатов работы.

3.     Разработка сценария для презентации проекта

III.          Заключительный этап.

1.     Презентация проекта.

2.     Оценка полученных результатов в ходе группового обсуждения.

3. Определение перспектив развития проекта: использование и дополнение «Словарика ценностей» и «Книги мудрости» на уроках литературы и при организации внеклассной деятельности.

Цель занятия: составить и выполнять единые правила содружества.

Оформлены результаты работы детей: «Словарик ценностей»; «Книга мудрости»; рисунки индивидуальных систем ценностей всех учащихся класса; иллюстрации к художественным текстам; таблицы «Материальные ценности», «Духовные ценности», «Ценности учащихся нашего класса», «Ранжирование ценностей». (Презентация проекта проводится самостоятельно учащимися).

  1. Организационный момент

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зелёных рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил человек.

— Давайте и мы, ребята, протянем друг другу руки. Встаньте в кружок, возьмитесь за руки, посмотрите соседу справа в глаза — улыбнитесь и скажите свои пожелания, а потом — соседу слева. Я желаю вам

2. Вступительное слово учителя

— Нередко перед нами встает вопрос: «Почему в одних и тех же обстоятельствах разные люди ведут и чувствуют себя по-разному?». Не существует только плохих или только хороших людей. Но внутренний мир каждого человека сложен и многообразен и помимо качеств у каждого из нас есть ещё и ценности, которые так же влияют на наше поведение и поступки.

О том, какие ценности существуют и как они влияют на нашу жизнь, мы и решили поразмышлять. Тему нашего проекта мы обозначили так: «Ценности в нашей жизни». Каждая из трёх исследовательских групп представит сейчас результаты своей работы.

2. Отчет групп

Группа 1.

— Целью работы нашей группы было проанализировать существующие ценности и создать «Словарик ценностей».

Из словаря С.И. Ожегова мы узнали, что «ценность» – это ценный (важный, значимый) предмет, явление.

В ходе нашей работы мы поняли, что у каждого человека могут быть свои ценности, которые влияют на его поведение.

— Беседуя с членами наших семей, мы узнали, что существует огромное количество ценностей и, возможно, некоторые из них не вошли в наш список. К духовным ценностям родители относят — жизнь, семью, здоровье, знания, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту, милосердие, творчество, свободу, человека, мир, справедливость, самосовершенствование.

Группа 2.

Мудрость наших предков отражена в произведениях устного народного творчества. Наша группа попыталась выяснить, какие ценности отражены в пословицах и поговорках.

Мы нашли много пословиц и поговорок, в которых говорится о жизненных общечеловеческих ценностях. Вот некоторые из них:

  • При солнышке тепло, при матери добро. Здесь говорится о материнской любви, заботе, доброте;

  • Там где дружат, живут — не тужат. Начался разлад и друзьям не рад. Здесь говорится о важности дружбы и взаимопонимании;

  • Где любовь, да совет там и счастье, и свет, а где споры да ссоры, там одни лишь раздоры. Здесь говорится о значимости любви и согласии между людьми.

Мы считаем, что всё это, действительно, ценности, потому что их осталось так мало. И мы надеемся, что наша «Книга мудрости» сможет помочь сделать нам выбор в трудных жизненных ситуациях.

Задание для групп «Собери пословицы»

Худо тому, кто добра не делает никому.

Здоров будешь — все добудешь.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Красна птица перьем, а человек ученьем.

Группа 3.

— Наша группа узнала, какие ценности у наших одноклассников. Обобщив все данные,  мы сделали общий список  ценностей нашего класса.

Наиболее распространенными среди ценностей являются следующие: жизнь, здоровье, спорт, дружба, семья, доброта, труд, знание. (Диаграмма)

— Анализируя результаты, мы можем сделать вывод, что для учащихся нашего класса наиболее значимы следующие ценности: семья, дом, труд, человек, дружба, знания.

-Из беседы с директором гимназии мы узнали, что ценностями нашей гимназии являются:

  • Сохранение традиций гимназии;

  • Уважение к ветеранам педагогического труда;

  • Сохранение здоровья, безопасность;

  • Творческое, интеллектуальное развитие гимназистов;

  • Сотрудничество с родителями;

  • Взаимоуважение.

Сходство наших систем ценностей, еще раз подтверждает, что все мы являемся частью нашей гимназии и наши дела, и поступки должны приносить пользу окружающему миру.

3. Притча о дружбе

Два друга, шли в пустыне. В один момент они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.»

     Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь.

     Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: «Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?»

     Друг ответил: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это».

     Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть будет легко и светло.

— Как вы думаете, а дружить, уважать, доверять другому человеку как самому себе – это легко или трудно?

А можно одним неосторожным словом или необдуманным поступком убить дружбу?

Конечно, дружба – это огромная ценность в нашей жизни, которую надо беречь. Вы согласны с этим?

В народе говорят «Дерево держится корнями, а человек друзьями». Давайте добавим «Дружбу» на наше дерево ценностей.

Сегодня мы поговорим не просто о дружбе, а дружбе в классе.

4. Введение понятия «Содружество».

— Как вы понимаете словосочетание «дружный класс»? (Класс, где все дружат между собой, где есть уважение и доверие)

— Дружный класс по-другому можно назвать содружество. Посмотрите на это слово СО-ДРУЖЕСТВО. В этом слове есть чудесная приставка СО-, которая обозначает все вместе.

— Если объединить несколько звезд вместе … , то получится Созвездие.

Эта же приставка есть в слове СОТРУДНИЧЕСТВО, СОТРУДНИКИ. Так называют людей, которые …. (вместе трудятся, работают). Сослуживцы, так называют людей, которые … (вместе служат)

— Содружеством называют людей, которые вместе … (дружат).

— А вы хотите вместе дружить? Назовем наш класс содружеством 4Б класса.

5. Знакомство с законами жизни в содружестве.

— Чтобы каждому в нашем содружестве жилось комфортно, легко и хотелось приходить сюда вновь и вновь, нужно соблюдать определенные законы.

Посмотрите на эталон, он пока закрыт. Рядом я открою только картинки эталона. Ваша задача – послушать каждый закон содружества и определить, к какой картинке он подходит.

(После каждого стихотворения учащиеся подбирают к каждому закону картинку). С помощью иллюстраций – моделей учитель раскрывает смысл, поясняет суть законов. Затем учитель открывает формулировку закона в эталоне.

Содружества первый закон

Пока вам ещё не знаком.

Чтоб было содружество

в целости,

Найти надо общие ценности.

Ведь если ценности схожи,

То и люди похожи тоже.

Посмотрите на дерево нашей жизни, где расположены ценности. Можем ли мы назвать эти ценности общими для нас всех? Поднимите руки, кто ценит жизнь, здоровье, семью, знания, дружбу.

По мере голосования слова-ценности перемещаются с дерева под надпись «Ценности нашего содружества».

— Вот сколько ценностей нас объединяет! И это, конечно, не все. Мы будем продолжать с вами находить общие ценности. Поэтому поставим знак многоточия.

— Какой рисунок подойдет для этого закона?

Правильно, общие ценности объединяют нас в одно целое. Закон звучит «Находим общие ценности».

2-й закон

Открою вам закон второй.

Покажется, что он простой:

Чтоб дружными на деле быть,

По правилам единым

Нужно жить.

— Что значит «по единым правилам»? (Одинаковые для всех. Все их принимают и выполняют.)

— Почему жить по единым правилам легче? (Все знают, как себя вести, никто не ссорится)

— Какой рисунок подойдет для 2 правила?

Как он звучит? (Живем по единым правилам)

3-й закон

Чтобы третий закон исполнять,

О друзьях надо многое знать:

Кто плаванье любит, кто пение,

Каковы у друзей увлечения?

— Какой рисунок подойдет для третьего закона?

— Прочитайте закон.

— Как вы думаете, с кем интереснее проводить время? С тем, у кого нет увлечений или с тем, у кого увлечения есть?

— Конечно, с этим человеком интересно общаться, он много знает и умеет. С ним хочется проводить время. У такого человека есть, чему поучиться. Запомните, чем больше у человека увлечений, тем больше у него друзей.

4-й закон

Четвёртый закон простой –

Помогай, в стороне не стой!

Содружество станет крепче,

Жить каждому будет легче.

— Не обязательно помогать только тому, кто поможет тебе. Если все друг другу помогают, то твоя помощь обязательно вернется, не от этого человека, так от другого.

— Закон звучит «Помогаем друг другу».

6. Составление «Кодекса содружества класса»

— Что значит «Кодекс»?

Кодекс – это свод законов, правил. То есть в нашем случае это перечень всех правил содружества, по которым мы будем с вами жить в классе.

— Работать мы будем в группах. Я приготовила для вас «ключи» — перечень правил, из которых вы сами выберете нужные и важные именно для вас.

  1. Называем друг друга по имени

  2. Разговариваем друг с другом вежливо

  3. Решаем конфликты мирно

  4. Уважаем мнение другого

  5. На перемене играем дружно

  6. Делимся игрушками, сладостями … или оставляем дома.

  7. Не обижаем и не обижаемся

  8. Соблюдаем чистоту в классе

  9. Отвечаем за свои поступки

План работы:

1. Знакомимся с предложенными правилами

2. Выбираем нужные правила

3. Если необходимо, составляем свое правило

4. Принимаем «Кодекс»

7. Реализация построенного проекта

Работа в группах

Проекты групп согласовываются в режиме голосования. Первая группа последовательно зачитывает выбранные правила, остальные поднимают руку, если они тоже выбрали это правило. Каждая группа может обосновать важность выбранного ими правила.

Когда кодекс будет согласован, каждый выражает свое согласие с его правилами и готовность их выполнять, расписываясь под ним. Учитель тоже ставит свою подпись

— Давайте выберем те правила, которые для нашего класса наиболее трудны для выполнения. На что каждому из нас нужно обратить внимание?

8. Включение в систему знаний

— Поднимите руки, у кого есть друг? А давайте проверим, настоящая ли у вас дружба.

Впишите недостающие слова и поставьте + возле тех предложений, которое подходит вам и вашему другу.

1. Я принимаю ___________ таким, какой он есть.

2. У меня с другом есть общие интересы и _______.

3. Мы оказываем друг другу бескорыстную ________________.

4. У нас с другом есть взаимное _______________ (верю другу как себе).

5. Нам ___________ быть вместе.

Слова-помощники: хорошо, ценности, друг, помощь, доверие.

— Ребята, зачитайте, у кого что получилось.

У кого меньше 5 плюсов? Я уверена, что вы обязательно задумаетесь над данными высказываниями и научитесь их выполнять вместе со своими друзьями.

— Есть ли среди вас, кто набрал 5 плюсов? Поздравляю, похоже, вы уже нашли своего лучшего друга. А ведь это не так просто: доверять как самому себе, прощать друг другу ошибки, бескорыстно помогать и т.д. Как вы думаете, можно ли вот так близко дружить с каждым человеком из класса?

— Мне тоже так кажется. К сожалению, стать лучшим другом каждому просто невозможно. Близких друзей в жизни человека немного, и мы выбираем себе их сами, как говорят, по своему сердцу. А в классе нам нужно учиться жить дружно со всеми сразу. Здесь могут встретиться совсем непохожие люди. Но жить мирно и дружно в классе можно. Вести себя так, чтобы каждому из вас в классе было хорошо о комфортно, помогут законы в содружестве и наш Кодекс содружества. Я предлагаю вам почаще подходить к Кодексу, изучать его, особенно во время конфликтов.

Как вы думаете, можно ли его дополнить в случае необходимости новым правилом?

Как это следует сделать? Предложить правило и спросить согласие у остальных.

  1. Составление макета «Классное содружество»

А сейчас я предлагаю вам составить макет нашего класса. Возьмите фигурки, напишите на них самое главное для вас качество друга и поместите фигурку обратно на макет. Посмотрите, как ожил наш класс, как он заиграл разными красками. Если мы будем жить так, как живут фигурки, то будем самым дружным классом (дети выходят и расставляют свои фигурки на макете, здесь можно увидеть, какое положение каждый из учеников занимает в классе, кто является лидером (центр), а кто находится в стороне).

  1. Итог.

Вы создали отличный класс. Помните о дружбе, ищите себе настоящих друзей, а найдете – постарайтесь не потерять.

Закончить наше занятие я хочу словами кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно!»

Песня «Дружба – это не работа»

Используемая литература

  1. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.

  2. Л.Г. Петерсон Методические рекомендации к надпредметному курсу «Мир деятельности»

8

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *