Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №93
Советского района г.Волгограда
ПРОЕКТ
«ОТКРЫВАЯ МИР»
Исполнители:
обучающиеся 4а класса
Руководитель:
Сухаревская Ж.А.,
учитель начальных классов
Волгоград, 2012
Паспорт проекта
1. Название проекта: Открывая мир
2. Руководитель проекта: Сухаревская Жанна Александровна
3. Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту:
окружающий мир (биология, астрономия, история), изобразительное искусство (технология), музыка, литературное чтение
4. Возраст обучающихся, на которых рассчитан проект: 9-10 лет (3-4 классы), можно использовать для обучающихся 1-4 классов
5. Тип проекта по масштабу применения: практико-ориентированный проект
6. Тип проекта по продолжительности выполнения: длительный
7. Тип проекта по характеру деятельности обучающихся: коллективный
8. Тип проекта по предметно-содержательной области:
межпредметный, надпредметный, реализуется во внеурочное время
9. Цель проекта для учеников:
-
расширить знания об окружающем мире,
-
повысить культурный уровень.
10. Цель проекта для учителя:
-
расширить внеклассную работу с обучающимися,
-
обобщить и систематизировать опыт работы,
-
использовать опыт работы для разработки программы внеурочной деятельности.
11. Задачи проекта:
-
расширить рамки внеклассной работы с обучающимися через систему экскурсий, посещения планетария, музеев, театров, других учреждений, организацию выставок;
-
организовать внеклассную работу с учетом интересов обучающихся (малые группы, абонемент, др.);
-
зафиксировать полученную информацию: посещенные учреждения, их история, особенности, др.;
-
использовать разные формы участия в подготовке и оформлении результатов, формы представления результатов проекта.
12. Планируемый результат:
-
создание фотоальбома «Наши открытия» (электронный вариант),
-
презентация «Путешествуем, чтобы узнать мир»,
-
создание «Карты интересов» (формы «карты» по выбору обучающихся).
Введение
Обоснование темы проекта. В рамках реализации школьного проекта «Культура как фактор школьной безопасности» в течение 2 лет (2010-2011, 2011-2012 учебные годы) обучающиеся сначала 3а, затем 4а класса были участниками проекта «Открывая мир».
Идея разработки и участия в данном проекте появилась по той причине, что за предыдущие годы сложилась система внеурочной деятельности, основанная на посещении театров, ЦКЗ, планетария. Появилась необходимость расширить рамки этой работы за счет включения в перечень посещаемых учреждений новых (например, музеи). Особенностью организации работы в классе было то, что все посещения проходили группами разной наполняемости, с учетом интересов и возможностей обучающихся.
Актуальность. Результаты проводимого в предыдущих классах анкетирования детей и их родителей показали, что большинство детей имеют возможность посетить учреждения культуры и музеи только с классом (по разным причинам). Именно по этой причине работа с классом в данном направлении была очень актуальной. Запросы родителей подтверждали это.
Участники: обучающиеся, учителя, родители обучающихся.
Финансирование: спонсорская помощь родителей.
Направления деятельности:
-
образовательное (экскурсии, посещение музеев; поиск, изучение и оформление дополнительной информации по интересующей теме),
-
творческое (посещение театров, музеев, концертов – разовое и по абонементу; поиск, изучение и оформление дополнительной информации по интересующей теме, выполнение творческих работ).
Описание проекта
1 этап, подготовительный
-
Определение темы, целей, задач проекта и направлений деятельности в рамках реализации проекта.
-
Самоопределение по направлениям.
-
Составление плана реализации проекта.
-
Определение темы, целей, задач проекта и направлений деятельности.
С целью определения ситуации в классе детям было предложено поделиться традициями, сложившимися в их семьях. Ребята назвали те культурно-массовые места, которые они посещают совместно с родителями и другими родственниками. Была определена частота этих посещений. Среди посещаемых мест были названы различные кинотеатры и Театр юного зрителя (14/6 чел.), музеи (5 чел.), цирк (8 чел.), поход в гости (6 чел.), прогулки в парк и посещение городских праздников (9 чел.). 10 человек отметили, что все посещения проходят только с классом. Результаты опроса подтвердили предположение, что основная часть класса имеет крайне ограниченные возможности. Ситуация может быть изменена в рамках внеклассной работы с учениками.
На классном часе обсудили тему проекта, придумали ему название. С какой же целью мы будем заниматься этим проектом? Прежде всего, мы хотим больше узнать об окружающем нас мире. В нашем городе много интересных мест: исторических и культурных. Чтобы расширить свой кругозор, повысить культурный уровень, нам необходимо посетить различные экскурсии, посмотреть спектакли и послушать концерты. Мы можем не только сами заниматься этим, но познакомить младших школьников с такой интересной программой. Решили организовать шефство над 1а (далее 2а) классом: помогать в организации различных мероприятий, рассказывать об интересных местах нашего города.
Направления деятельности:
-
образовательное направление – организация различных экскурсий; посещение Государственного историко-мемориального музея-заповедника Сталинградская битва и Мемориально-исторического музея (абонемент), Волгоградского планетария (абонемент); посещение Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова (включая выставочный зал), Детской художественной галереи; Театра юного зрителя, Волгоградского музыкального театра, Центрального концертного зала (абонемент), кинотеатра;
-
творческое направление – посещение Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова (включая выставочный зал), Детской художественной галереи, Мемориально-исторического музея.
1.2. Самоопределение по направлениям.
С целью самоопределения по направлениям в классе было проведено анкетирование. Каждый из учеников выбрал направление, по которому он будет работать. На классном часе решили, что ученик может участвовать в работе группы 1, 2 или двух направлений одновременно. Сформировались группы разного состава, но каждый ученик стал участником группы по обоим направлениям, но перечень посещений был разным.
1.3. Составление плана подготовительного этапа проекта.
Сроки исполнения |
Участие родителей, педагогов |
Примечание |
|
Самоопределение по направлениям |
сентябрь |
Классный руководитель |
классный час, анкетирование, возможны изменения в течение года |
Определить тематику экскурсий и перечень музеев для посещения |
сентябрь |
Сопровождение |
возможны дополнения, изменения |
Определить какие театры продолжим посещать, а куда пойдём впервые |
сентябрь |
Классный руководитель совместно с детьми |
возможны дополнения, изменения |
Определить формы подведения итогов каждого мероприятия |
в течение года |
Совместно с активом |
обсуждение, выполнение творческих работ – рисунки, сочинения, выступления, презентации – по каждому мероприятию отдельно |
Определить степень участия родителей в проекте |
в течение года |
Совместно с родителями |
сопровождение, оказание помощи в подготовке презентаций, спонсорская помощь |
Определить степень участия педагогов в реализации проекта (организация и проведение мероприятий) |
в течение года |
— Сухаревская Ж.А., кл. рук. 4а класса; — Чернихова Е.С., кл. рук. 3а класса (2010-2011 уч.г.); — Калашникова И.Б., учитель музыки; — Гончарова Е.М., учитель изобразительного искусства |
в зависимости от темы мероприятия, возможны дополнения. |
2 этап, реализация проекта
-
Организация и проведение экскурсий, посещение театров, музеев, концертов.
-
Организация, проведение и участие в выставках и конкурсах.
-
Оформление результатов, выполнение творческих работ.
2010-2011 учебный год
Мероприятие |
Тема экскурсии, название спектакля, выставки |
Направление |
Кол-во участников |
Организатор / сопровождение |
|
Сентябрь 2010 |
Посещение кинотеатра «Пять звёзд» |
Научно-популярный фильм «Океан» |
Образовательное |
14 |
Калашникова И.Б., Сухаревская Ж.А. |
В течение года |
Планетарий |
Абонемент |
Образовательное |
27 |
Сухаревская Ж.А., родители |
Октябрь 2010 |
ТЮЗ |
|
Творческое |
22 |
Сухаревская Ж.А., родители |
Декабрь 2010 |
ТЮЗ |
|
Творческое |
24 |
Сухаревская Ж.А., родители |
В течение года |
ЦКЗ |
Абонемент «Музыкальный класс по пятницам» |
Творческое |
6 |
Калашникова И.Б., Сухаревская Ж.А. |
Ноябрь 2010 |
ЦКЗ |
Концерт-экскурсия «Знакомство с органом» |
Творческое |
8 |
Калашникова И.Б., Сухаревская Ж.А. |
Март 2011 |
ЦКЗ |
Концерт «В гостях у Короля музыкальных инструментов» |
Творческое |
4 |
Калашникова И.Б., Чернихова Е.С. |
Ноябрь 2010 |
Музей изобразительных искусств |
Обзорная экскурсия |
Творческое |
12 |
Сухаревская Ж.А., родители |
Ноябрь 2010 |
Экскурсия на ООО «Пивовар» |
Технология производства безалкогольных напитков |
Образовательное |
25 |
Сухаревская Ж.А., родители |
Декабрь 2010 |
Экскурсия в ТЦ «Диамант» Центрального р-на |
Выставка экзотических бабочек |
Образовательное |
12 |
Куминова С.А., учитель биологии, Сухаревская Ж.А. |
Апрель 2011 |
Нетрадиционные уроки музыки |
Урок-концерт |
Образовательное |
26 |
Калашникова И.Б. |
Май 2011 |
Посещение Волгоградского цирка |
|
Творческое |
14 |
Сухаревская Ж.А., родители |
Май 2011 |
Фотовыставка работ Сухаревской Ж.А. |
«Открывая мир заново…» |
Творческое |
каб. №4 |
Сухаревская Ж.А., родители Дулькина А, (спонсорская помощь и помощь в оформлении) |
-
Май 2011г. – презентация, фото-отчет о выполнении проекта на родительском собрании и классном часе.
-
01.09.2011г. «Урок Знаний» — проект «Интересный маршрут», корректировка плана работы по проекту на новый учебный год.
-
08.09.2011г. Родительское собрание – презентация проекта «Открывая мир», совместное планирование внеурочной деятельности обучающихся.
2011-2012 учебный год
Сроки проведения |
Мероприятие / учреждение культуры |
Тема экскурсии, название спектакля, выставки |
Направление |
Кол-во участников |
Организатор / сопровождение |
|
1 |
Сентябрь 2011 |
Кинотеатр «Пять звёзд» |
Просмотр научно-популярного фильма |
Образовательное |
Группа до 15 чел. |
Калашникова И.Б., Сухаревская Ж.А. |
3 |
В течение года |
Мемориально-исторический музей |
Абонемент (5 занятий) |
Образовательное |
Группа 20 чел. |
Сухаревская Ж.А., родители |
4 |
Май 2012 |
Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» |
|
Образовательное |
Группа до 25 чел. |
Сухаревская Ж.А., родители |
5 |
Октябрь 2011 |
Музей изобразительных искусств |
«Уроки Леонардо» (4 занятия) |
Образовательное/ творческое |
Группа до 25 чел. |
Сухаревская Ж.А. |
6 |
Март-апрель 2012 |
Волгоградский областной краеведческий музей |
Выставка экзотических птиц |
Образовательное |
4 семьи |
Сухаревская Ж.А., родители |
7 |
В течение года |
Планетарий |
Абонемент (4 лекции) |
Образовательное |
28 |
Сухаревская Ж.А., родители |
8 |
Май 2012 |
Обсерватория |
|
Образовательное |
Группа до 20 чел. |
Сухаревская Ж.А. |
9 |
В течение года |
ТЮЗ |
2 посещения |
Творческое |
28 чел. |
Сухаревская Ж.А., родители |
10 |
12.10.11 11.11.11 02.12.11 27.01.12 30.03.12 |
ЦКЗ |
Абонемент «Музыкальный класс по пятницам» (5 концертов) |
Творческое |
Группа до 10 чел. |
Калашникова И.Б., Сухаревская Ж.А. |
11 |
23.09.11 18.03.12 13.05.12 03.06.12 |
ЦКЗ |
Абонемент «Музыка, слово, живопись» (4 лит.-муз. комп.) |
Творческое |
Родители (2 семьи) |
Калашникова И.Б., Сухаревская Ж.А. |
12 |
Декабрь 2011 |
МОУ СОШ №93 |
Конкурс «Алло, мы ищем таланты» |
Творческое |
8 чел. |
Сухаревская Ж.А., Калашникова И.Б., родители |
13 |
Декабрь 2011 |
Музей изобразительных искусств |
Проект |
Творческое |
Группа до 15 чел. |
Сухаревская Ж.А., родители |
15 |
Январь 2012 |
Детская художественная галерея |
|
Творческое |
Группа до 15 чел. |
Сухаревская Ж.А. |
17 |
Декабрь 2011 |
Волгоградский музыкальный театр |
Спектакль «Снежная королева» |
Творческое |
Группа 10 чел. |
Сухаревская Ж.А., родители |
18 |
Март 2012 |
Фотовыставка работ учеников, родителей, учителей |
«Открывая мир заново…» |
Творческое |
каб. №4 |
Сухаревская Ж.А., родители обучающихся |
20 |
Апрель 2012 |
Нетрадиционные уроки музыки |
Урок-концерт |
Творческое |
По согласованию |
Калашникова И.Б., непосредственные участники |
21 |
Апрель 2012 |
Районный конкурс |
«Многоликая Россия» (фотография) |
Творческое |
2 чел. |
Сухаревская Ж.А., родители |
23 |
МОУ СОШ №93 |
Конкурс |
«Мама, папа, я – творческая семья» |
Творческое |
2 семьи |
Сухаревская Ж.А., Калашникова И.Б., родители |
Материалы работы микро-групп по направлениям проекта
1. Образовательное направление
Презентация проведённых мероприятий, организованных экскурсий и посещений учреждений культуры и искусства: фото-отчёты, информационный материал (готовый к использованию). Степень участия родителей. Проблемы, пути их решения, результативность.
Тематические экскурсии на предприятия города, Волгоградский планетарий, Волгоградский областной краеведческий музей, Государственный историко-мемориальный музей-заповедник Сталинградская битва, Мемориально-исторический музей, обсерватория. Волгоградский музей изобразительных искусств, Детская художественная галерея; Театр юного зрителя, Волгоградский музыкальный театр, Центральный концертный зал, кинотеатр «Пять звёзд».
2. Творческое направление
Выполнение творческих работ и мини-проектов.
Волгоградский музей изобразительных искусств, Детская художественная галерея.
Тематика работ микро-групп по направлениям
-
Образовательное направление:
-
Государственный историко-мемориальный музей-заповедник Сталинградская битва, история создания;
-
Мемориально-исторический музей, история создания;
-
планетарий, обсерватория, история их создания;
-
по теме научно-популярного фильма, просмотренного в кинотеатре;
-
предприятия города (история создания, известные работники, продукция, технология изготовления продукции) – ООО «Пивовар», др.
-
-
Творческое направление:
-
симфонический оркестр, история его создания, Волгоградский симфонический оркестр, дирижёр, известные музыканты (Волгоград), орган, интересные факты, история создания ЦКЗ, знакомство с артистами; инструменты;
-
театр, труппа, история появления различных театров в Волгограде;
-
Волгоградский цирк, известные артисты, специфика работы, жанры;
-
художественные музеи города, известные художники Волгограда;
-
участие в нетрадиционных уроках музыки, в выставках и конкурсах.
-
Организация, проведение и участие в выставках и конкурсах:
-
районный конкурс детских творческих работ «Многоликая Россия» (номинация «Фотография» — 1, 2 место),
-
районный конкурс проектов и исследовательских работ «Я познаю мир» (номинация «Родословие» — 3 место, «Естественные науки» — 2 место),
-
школьные тематические конкурсы и выставки (конкурс «Мама, папа, я – творческая семья» — победитель, «Алло, мы ищем таланты» — победитель, конкурс детских и семейных работ – номинация «Фотография», фотовыставка учителя «Открывая мир заново», др.).
3 этап, заключительный
Участники, слушатели |
Сроки исполнения |
Примечание |
|
Презентация (промежуточных) результатов проекта |
ученики 3а(4а) класса |
май 2011 / май 2012 |
родительское собрание |
Презентация (промежуточных) результатов проекта |
родители обучающихся 3а(4а) класса |
май 2011 / май 2012 |
родительское собрание |
Изготовление и оформление «Карты интересов» |
Актив проекта |
Январь – апрель 2012 |
Помощь родителей |
Участие в районном конкурсе проектов «Я познаю мир» |
Ученики 4а класса |
май 2012 |
|
Подведение итогов реализации проекта |
Ученики и родители 4а класса |
Май 2012 |
Награждение участников проекта |
Участие проекта в Интернет конкурсах, размещение материалов проекта на педагогических Интернет сайтах |
Ученики 4а класса, Сухаревская Ж.А. |
2011-2012 уч. год |
По окончании проекта |
Обобщение опыта по теме организации проектной деятельности младших школьников |
Сухаревская Ж.А. |
2011-2012 уч. г. |
В процессе реализации проекта |
Разработка программы внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС |
Сухаревская Ж.А. |
2011-2012 уч. г. |
Использование материалов данного проекта |
Участие родителей в данном проекте было выражено в следующих формах:
-
сопровождение,
-
посещение (концертов, абонемента),
-
оказание помощи в подготовке и оформлении наглядных материалов или презентации,
-
организация экскурсий,
-
приобретение (билетов, атрибутов, др.),
-
спонсорская помощь,
-
иные формы участия.
Формы участия обучающихся в проекте:
-
разовое (посещение отдельных мероприятий),
-
абонемент,
-
семейное участие.
Краткое описание «Карты интересов»
Формы
Рисунок |
Схема |
Буклет |
Карта |
Презентация |
Путеводитель |
|
Электронный архив фотографий (1260) Приложение 1
|
В результате проект представлен в различных формах:
-
Макет здания ООО «Пивовар» — Моторин К., Калугин В.
-
Рисунки – 12 участников.
-
Схема – не использовалась.
-
Буклет – Сергеева Я., Касьяненко В., Дулькин А.
-
Карта – Дулькин А., Кулеш А.
-
Презентация – Кожемяха Ю., Сергеева Я.
-
Путеводитель – коллективная работа.
-
Рефераты и сообщения – 20 работ.
-
Фото-отчет – Сухаревская Ж.А., работы родителей, Моторин К., Дулькин А., Чувилева А., Кудрявцев А., Кожемяха Ю., Касьяненко В., др.
Заключение
Практическая значимость проекта
-
Цель проекта для обучающихся достигнута:
-
обучающиеся расширили свои знания об окружающем мире,
-
повысили свой культурный уровень.
-
Цель проекта для учителя достигнута:
-
расширены рамки внеклассной работы с обучающимися,
-
использованы новые формы работы,
-
обобщен опыт работы учителя «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов в рамках введения ФГОС НОО»,
-
разработана программа внеурочной деятельности «Открывая мир» для обучающихся 1-4-х классов (срок реализации 4 года), которая успешно реализуется в образовательном учреждении.
-
Задачи проекта выполнены:
-
расширены рамки внеклассной работы с обучающимися через систему экскурсий, посещения планетария, музеев, театров, других учреждений, организацию выставок;
-
внеклассная работа проводилась с учетом интересов обучающихся малыми группами и по абонементу;
-
зафиксирована полученная информация о посещенных учреждениях, их истории, особенностях, др.;
-
использовались разные формы участия в подготовке и оформлении результатов, формы представления результатов проекта.
-
Планируемые результаты проекта представлены в форме:
-
фотоальбома «Наши открытия» (электронный вариант – 1260 фотографий),
-
презентации «Путешествуем, чтобы узнать мир»,
-
«Карты интересов» (формы «карты» по выбору обучающихся).
-
Приложение 1
Посещение Центрального концертного зала
Посещение Театра юного зрителя
Посещение музея изобразительных искусств
Посещение концертов хоровых и театральных коллективов
студентов и преподавателей института искусств им. П.Серебрякова
и института художественного образования
Посещение нетрадиционных уроков музыки
Посещение выставки экзотических бабочек
Посещение Волгоградского планетария
Посещение Волгоградского цирка
Экскурсия на ООО «Пивовар»