Проект «Наша Родина – Россия»
Старший дошкольный возраст
Цель проекта: Формировать, систематизировать у дошкольников представление о Родине, ее истории, национально-культурных традициях, о городах и столице, о символах России.
Задачи проекта:
— воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к ее культурным ценностям;
— закрепить умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления;
— обогатить словарный запас детей.
Предполагаемый результат: итоговый праздник «Наш дом – Россия»
I этап:
— знакомство с символами России (герб, флаг, гимн)
— город-герой Москва – столица России (просмотр иллюстраций о начале строительства, о Московском Кремле);
— посещение выставок, музеев, организованных краеведческим музеем и дошкольным учреждением № 169 «Лесная сказка»;
— разучивание народных танцев, хороводов, игр «Ходит царь», «Гори-гори ясно», «Лапта» и др.;
— беседа, рассматривание русских народных игрушек, чтение рассказа Е. Осетрова «Краса ненаглядная»;
— знакомство с творчеством и достижениями великих людей земли русской: Сергий Радонежский, М. Ломоносов, А. Пушкин, П. Чайковский, Г. Уланова и др.;
— чтение литературных произведений и просматривание иллюстраций к ним: Т. Коти «Моя первая книга о России»; В. Соловьева «История России для детей и взрослых»; А. Афанасьев «Народные русские сказки»; Т. Кудрявцева «Я живу в России!»;
— художественно-продуктивная деятельность – дидактическая игра «Новая одежда куклы» об истории одежды, рассматривание, создание эскизов;
— разучивание песен, стихов о Родине: «Песня о Родине» музыка и слова О.А. Девочкиной; «Мой город» музыка и слова К. Макаровой;
— игры нашего двора: «резиночки», «выше ноги от земли», «городки», «прятки», «казаки-разбойники» и др.;
— знакомство с историей аптекарского огорода и его современным обликом (Ботанический сад в Москве);
— проведение с детьми игры «Я – дерево». В ходе игры дети представляют себя деревом, передают образ разных деревьев пластикой собственного тела: макушка дерева – голова, ствол – туловище, ветки – руки (предварительная игра к работе над созданием образа березки, символа России);
— упражнять использовать различные изобразительные техники и их сочетание для передачи выразительного образа березы:
образ дерева по теме «Березка грустит под дождем» можно передать, используя технику рисования гуашью по сырому слою бумаги, сочетая с техникой монотипии для изображения отражения в воде;
передать образ дерева по теме «Стройная березка опустила свои ветки-руки» или «Русская красавица», можно, сочетая акварель и художественную пастель. Акварелью рекомендуется сделать фон, затем выполнить прорисовку дерева пастелью по сырому слою бумаги;
в графике красоту березы можно передать, используя восковые мелки белого и черного цветов, или кусочки свечи и акварель для фона;
для создания образа березы в графике также можно использовать уголь, соус, белую или тонированную тесненную бумагу.
II этап:
Речевая деятельность:
— Игра «Угадай». Цель: развитие внимания, памяти;
— пиктограммы — найди лишнее;
— игра «Подскажи словечко». цель: закрепить умение подбирать определения к словам;
— кроссворды, чайнворды о России;
— составление детского толкового словаря с мини иллюстрациями;
— придумать Указ, правила группы;
— создание коллекции открыток, календарей «Города России»;
— олимпиада по творчеству А.С. Пушкина «Там на неведомых дорожках…».
Продуктивная деятельность:
— создание иллюстраций к художественному детскому журналу «Любимые места России»;
— пленэр «Растения Самарского края»;
— лепка из песка «Путешествие в прошлое, настоящее и будущее России»;
— подготовка детских работ к выставке по теме: «Береза – символ России» — возможная тематика детских работ по созданию образа березы: «Русская красавица», «Березка грустит под дождем», «Стройная березка опустила свои ветки-руки».
Цель: подготовить выставку детских рисунков для эстетического оформления праздника; побуждать детей передавать в пейзаже образ русской березки, характерные особенности строения ствола дерева, больших и маленьких ветвей, используя различные технические приемы и художественные материалы.
— аппликация на ткани «Старинный замок»;
— игры-путешествия «По родному краю»;
— кроссворды, чайнворды по теме.
Познавательная деятельность:
— прослушивание Государственного гимна и анализ текста, отдельных слов (отчизна, держава и др.);
— для подготовки к празднику разным группам детей дается задание: выучить стихи о Родине, пословицы, загадки; узнать историю флага, герба; выучить народные игры.
III этап: результат
— праздник «Наш дом – Россия»
— издание журнала «Любимые места России»;
— оформление тематической выставки «Береза – символ России»;
— викторина «Что? Где? Когда?» или «Викторина Знатоков».