Презентация по обществознанию на тему Формы познания

Чебаркульский профессиональный техникум Выполнила: Горюнова Нонна Петровна Г. Чебаркуль 2016 г Проблемная ситуация: Почему специалисты, обладающие одинаковым уровнем квалификации нередко решают производственные задачи с разным успехом: один быстро находит нестандартное решение, а другой долго «мучается» и в итоге результат его работы не очень удачен?От чего зависит оперативность мыслительной деятельности? ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ 1. Основные понятия теории познания2. Эмпирическая форма познания3. Рациональная форма познания а. Мыслительные операции б. Этапы рациональной формы познания в. Методы познания4. Законы мышления5. Диагностика достижения цели 1. Основные понятия теории познания Слайды 4 — 6 ГНОСЕОЛОГИЯ это раздел философии, изучающий сущность познавательной деятельности, её предпосылки и условия адекватности 2. Эмпирическая форма познания Слайды 7 -19 Эмпирическая формапознания (эмпирия-чувство) Первая ступень познания представляет собой чувственное (эмпирическое) познание, Оно проявляется прежде всего в форме ощущения, в котором отражаются отдельные признаки и свойства предметов. С помощью восприятия формируется целостный образ явления или предмета Органы чувств На эмпирическом уровне формируются Ощущение ВосприятиеПредставление Ощущение это единичное воздействие на органы чувств Восприятие это совокупность нескольких ощущений, то есть чувственный образ предмета Представление это образ ранее воспринятого и сохранившегося в памяти, предмета, генерируемый воображением Установите соответствие 1 Наблюдение пейзажа за окном а) представление 2 Наблюдение пейзажа на берегу реки б) восприятие 3 Воспоминание о загородной поездке в) ощущение Эталон ответа: 1-в; 2-а; 3-б 3. Рациональная форма познания а. Мыслительные операциислайды 20 — 34 Рациональная форма познания(рацио — разум) Вторая ступень познания — рациональное, или теоретическое познание, основанное на мыслительных операциях и отражающее общие признаки и свойства предметов. Схема уподобления 1. Внимательно изучите имеющийся объект (процесс, явление).2. Найдите все возможные варианты его сходства с другими объектами (процессами, явлениями). Схема сравнения Изучите имеющиеся объекты.Выделите параметры, по которым вы будете их сравнивать.Сравните их по каждому из выделенных параметров.Сделайте выводы. ОБОБЩЕНИЕ это мысленное выделение каких-либо свойств предметов, отвлечение от единичных, несходных свойств, и рассмотрение общих, присущим всем предметам данного класса; движение мысли от менее общего к более общему Схема обобщения 1. Изучите имеющиеся объекты.2. Найдите среди них как можно больше общих черт, свойств3. Выделите и определите это общее4. Сделайте выводы Схема синтеза 1. Определите цель создаваемого целого.2. Перечислите основные части (этапы),которые должны быть включены в это целое.3. Придумайте идеи по каждой из них (оставить, убрать, заменить, доработать)4.Продумайте как соединить эти части (если этапы, то в какой последовательности).5. Составьте план и создайте свое целое. Схема анализа 1.Определите возможные способы выделения основных частей проблемы(предметов, явлений, этапов, ситуации)2. Четко и ясно определите каждую часть.3. Установите связи между ними и, в целом, с другими внешними проблемами (более общей ситуацией, явлением, внешней средой).4. Выделите информацию, относящуюся к каждой части.5. Сделайте вывод на основе проведенного анализа. АБСТРАГИРОВАНИЕ это мысленное отвлечение от несущественных, в определенном отношении, свойств, связей, изучаемых предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов Схема абстрагирования 1. Определите свою цель.2. Рассмотрите все объекты с точки зрения пригодности их для осуществления вашей цели. Выделите для этого те их характеристики и свойства, которые могут быть вам полезны.3. Сделайте выводы на основе такого рассмотрения. Рациональная форма познания б. Этапы рациональнойформы познанияслайды 35 — 43 На рациональном уровне формируются ПонятиеСуждениеУмозаключение Понятие Это словесный символ, выражающийсущественные признаки предмета Суждение Это совокупность связанных между собой понятий Умозаключение Это совокупность нескольких суждений, связанных между собой по законам логики Установите, какие из следующих предложений выражают суждения, а какие нет: Если Иван ровесник Николая, то Николай ровесник Ивана.Кто является изобретателем двигателя внутреннего сгорания ?Сергей не смог сегодня завести автомобиль.Граждане, не нарушайте правил дорожного движения!Алексею удалось найти неисправность в топливной системе автомобиля. Эталон ответа: №3 и № 5 Установите соответствие 1. Понятие а) У каждого автомобиля есть двигатель 2. Суждение б) Все люди смертны Александр человек _______________________ Александр смертен 3. Умозаключение в) Трансмиссия Эталон ответа: 1-в; 2-а; 3-б 3. Рациональная форма познания в.Методы познания Слайды 44 — 54 Разделите по формальным признакам следующие суждения на две группы 1.Валерий является водителем2. Все водители должны знать ПДД3. Все студенты должны иметь студенческий билет4. Игорь знает устройство автомобиля5. Николай совершил ДТП6. Каждый человек относится к какой-либо национальности Эталон ответа Информация общего характера Информация частного характера 2; 3; 6 1; 4; 5 Методы познания ИндуктивныйДедуктивныйМетод аналогийМоделирование ИНДУКЦИЯ это умозаключение от частного к общему, когда на основании знания части предметов или свойств класса делается вывод о классе в целомИндуктивная логика определяет степень вероятности тех выводов, для которых 100 % доказательство невозможно ДЕДУКЦИЯ это вывод о свойствах некоторого элемента множества на основании знания об общих свойствах всего множества.Дедуктивная логика связана с обоснованием убедительного вывода АНАЛОГИЯ Подобие, сходство предметов, явлений, процессов в каких либо сторонах, свойствах, отношениях, причем таких предметов, которые в целом различны.Целью рассуждения по аналогии является вывод о наличии определенного признака у предмета на основе наличия этого признака у другого предмета, сходного с первым МОДЕЛИРОВАНИЕ Это метод исследования, изучения объектов на их моделях.Модель – это аналог исследуемого объекта, замещающий его в процессе познания и служащий источником информации о нём. Практическое задание на применение знанийСформулируйте индуктивное умозаключениепо алгоритму: При обстоятельствах А,В,С происходит явление Д При обстоятельствах М,Ф,С происходит явление Д При обстоятельствах М,В,С происходит явление Д ____________________________________________По видимому, обстоятельство С является причиной Д Практическое задание на применение знанийСформулируйте дедуктивное умозаключение по алгоритму: Информация общего характераИнформация частного характера______________________________Информация, полученная в результате рационального познания (логическим путем) Практическое задание на применение знанийСделайте выводпо аналогии применив алгоритм: Объект А обладает признаками а, в, с, дОбъект В обладает признаками а, в, с________________________________Вероятно, что иобъект В обладает и признаком д Диагностика достижения цели Какой метод познания будете использовать при определении неисправности автомобиля ?Какой метод познания будете использовать при усовершенствовании работы какого либо механизма или детали автомобиля ? 4. Законы мышления слайды 56 — 61 Закон мышления — это необходимая, существенная, устойчивая связь между мыслями.Наиболее простые связи между мыслями выражают следующие формально – логические законы Закон тождества Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе Закон непротиворечия Высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно из них необходимо ложно Закон исключения третьего Из двух противоречащих суждений об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же отношении одно – необходимо истинно, а другое – ложно, третьего не дано. Закон достаточного основания Всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана Диагностика достижения цели Приведите пример проблемной ситуации которая может возникнуть в процессе осуществления профессиональной деятельности.Перечислите последовательно какие мыслительные операции и методы познания вы применитев процессе поиска решения;какие законы мышления нашли в ней свое отражение ? Вывод: Оперативность мыслительной деятельности специалиста зависит от степени развития его логического мышления. НАД РАЗВИТИЕМ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НЕОБХОДИМО НЕУСТАННО ТРУДИТЬСЯ

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *