Федоренко Елена Валериевна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия №6
город Тихорецк муниципального образования Тихорецкий район
Повышение мотивации обучения изобразительному искусству и технологии путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных художественных технологий
Автор педагогического опыта:
Федоренко Елена Валериевна,
учитель изобразительного искусства
МАОУ Гимназия №6 г. Тихорецк МОТР
Тихорецк 2010-2011
Содержание:
-
Информационный отдел обобщения опыта.………………………………..3 стр.
-
Технология опыта…………………………………………………………….4 стр.
-
Результативность опыта………………………………………………………16 стр.
-
Библиографический список…………………………………………………19 стр.
-
Рецензия на опыт работы…………………………………………………….
-
Приложения к опыту…………………………………………………………20 стр.
1.)Выступление и мастер-класс на Всероссийской научно-практической конференции «Технологии продуктивного образования как основа профессионально-личностного самоопределения учащихся» (урок)
2.)Выступления на районных методических совещаниях (презентация №1)
3.)Творческая лаборатория
— статья в сборнике докладов 11-го Всероссийского августовского интернет-педсовета (pedsovet.org)
— конкурс-викторина «Знатоки искусства»;
— цикл методических разработок уроков;
— мастер-класс
— творческая исследовательская работа учащейся;
— проектные работы детей (технология);
— проектные работы детей (ИЗО);
— презентации (диск)
— фотоотчет акции «Птицы в городе!»
4.)Тесты, контрольные работы
5.)Авторская программа работы изостудии «Акварельки»
Информационный отдел обобщения опыта
«Плохой учитель излагает.
Хороший учитель учит.
Выдающийся — показывает.
Великий – вдохновляет».
Винсент Ван Гог.
Мне повезло, что я учитель изобразительного искусства. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.
Условия возникновения, становления опыта.
Развитие учащихся возможно лишь в системе развивающего обучения, поэтому современное обучение выдвигает перед педагогами центральную задачу – формирование умений учиться в процессе активной познавательной деятельности и учебной самостоятельности, что заставляет учителей искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельности.
Основополагающими требованиями также является изменение социального заказов со стороны государства, общества, родителей, направленного на новый уровень образования: развитие личностных качеств в процессе обучения, формирование новых навыков умений и способностей, создающих условия развития компетентности личности ребенка.
Конкурентоспособность государств, зависящая от достижений в области передовых
технологий, требует интеллектуальной инфраструктуры, гарантированного обеспечения квалифицированными специалистами. Система обновления современного образования ориентирует нас учителей на активный поиск нового содержания образования и изменения приоритетов обучения.
Актуальность опыта:
Ключевой задачей образования на современном этапе развития общества является обеспечение способности системы образования гибко реагировать на изменения потребностей экономики и нового, формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Все это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни. Сегодняшний выпускник школы должен быть личностью, готовой жить в постоянно меняющемся мире, личностью творческой, жизнеспособной, саморазвивающейся. Необходимы стандарты нового обучения и воспитания, ориентированные на компетентность, построенные на достижение результата, направленные на общее развитие школьников.
Ответом на социальный заказ в области образования, средством реализации стратегических задач образования может выступать, на мой взгляд, в первую очередь, развивающая система. Развивая творческие способности у учащегося, учитель формирует в личности способность к сотрудничеству, независимость, стремление к открытиям, находчивость, вдохновленность.
Исходя из вышеизложенного, возникает следующая проблема: повышение мотивации обучения изобразительному искусству и технологии путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных художественных технологий, которая является актуальной и перспективной.
Новизна опыта:
Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства и технологии предполагает актуализацию, в числе следующих направлений деятельности учителя — творца.
— организация проектной, художественно-творческой и исследовательской – деятельности учащихся, с использованием различных художественных технологий;
— использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
— формирование информационной грамотности учащихся через активацию их языковой компетентности в области изобразительного творчества.
Выше сказанное требует, применение традиционного оборудования и демонстрационных материалов, введения современных средств обучения таких как, мультимедийное оборудование с необходимым программным обеспечением.
Новизна идеи также состоит и в том, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий на уроках изобразительного творчества способствует:
— активизации познавательной деятельности;
— повышению качественной успеваемости школьников;
— достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;
— развитию навыков самообразования и самоконтроля;
— повышению уровню комфортности обучения;
— развитию творческо-информационного мышления.
Теоретическое обоснование опыта:
Современные требования к уроку ставят перед учителем задачу, научить школьника самостоятельно добывать знания, находить новое в различных источниках, сопоставлять, делать выводы, уметь формулировать новые вопросы и опять возвращаться на поиски ответов. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества «человек, сделавший, что-нибудь значительное становится в известном случае другим человеком». Вкладывая в себя творческую деятельность, он изменяется, совершенствуется.
Цель урока по искусству — выстроить внутренний диалог, «прожить» ситуацию, «прикоснуться к красоте – сердцем» и стать творцом, реализовывая свои творческие и интеллектуальные способности, личностное «Я».
Добиться этих целей помогает творческая проектно-исследовательская работа, а также интегрированные уроки, уроки-экскурсии, уроки-викторины и т.д.
Именно по этой причине на своих занятиях использую приемы создания творческой атмосферы:
-
легкодоступные творческие задания;
-
проявление интереса к действиям учеников;
-
признание и поощрение
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
— сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
— приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше
смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
— установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и
учеником;
— развитие мотивации учащихся и как следствие повышение качества знаний;
— расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности
учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
— формирование навыков самоконтроля и самостоятельного исправления
собственных ошибок;
— развитие творческих способностей учащихся;
Приемы, методы, средства обучения, которые я использую в своей работе:
Типы занятий: сообщение новых знаний, комбинированные, закрепления, лекции,
беседы, обобщения, экскурсии, самостоятельная работа, занятия-вариации, коррекции и контроля ЗУН и т.д.
Виды занятий: экскурсии, работа с поисковым материалом, практическая
работа, пленэр, театр и т.д.
Методы: практическая деятельность, тесты, кроссворды, конспекты, составление
докладов, сообщений, рефератов и презентаций.
Огромное внимание на уроках я уделяю проектно-исследовательской работе. Следует разграничить данные понятия.
-
Исследовательские методы: анализ работы, экспертиза,
-
Проектные методы: разработка проектов, фантазирование, создание творческих
работ
-
Метод проблемного обучения: постановка проблемного вопроса, объяснение
понятий, терминов, самостоятельный поиск ответов
-
Графические методы: этюды, зарисовки, наброски, эскизы рисунки и т.д.
-
Наглядные методы: использование наглядного, раздаточного материала, рисунки,
фотографии, таблицы, кластеры, слайды, и .т.д.
Экология обучения: учет состояния здоровья детей, соблюдение технике безопасности, Сан Пина, эмоциональный настрой ребенка, создание ситуации успеха, организация учебного пространства, арт-терапия, психологические тесты, рисуночные тесты-разгрузки
Рассмотренные выше методы и приемы обучения позволяют поддерживать
познавательный интерес учеников, формировать потребности и способности личности к саморазвитию, создавать максимальные условия к перерастанию потенциальной одаренности в развитие. Практически это реализуется через коллективную работу, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.
Формы подачи учебного материала:
— традиционно сообщение о наиболее важном по данной теме, проблеме;
— поиск информации в библиотеке и Интернете;
— сообщение, викторина, конкурс;
— создание презентаций, работа над проектом, исследовательская работа.
Творчество – процесс, основанный не только на природных задатках, но и на труде.
Проектируя уроки, мы косвенно проектируем развитие наших учеников, Поэтому важен смысловой центр, идея, положенная в основу взаимодействия педагога с детьми, вдохновляющая и направляющая его. Речь идет о художественно-педагогической сверхзадаче. Вот четыре типа художественно-педагогических сверхзадач используемых на уроках искусства:
-
Погружение — внедряющей идеей урока становится эмоционально-образное
проживание художественного шедевра, личностно-смысловое проникновение в его ауру, его глубинную суть, стиль.
-
Постижение – носит ярко познавательно-творческий характер, личностное
переосмысление произведений искусства.
-
Сравнение – эмоциональное и аналитическое сопоставление художественных
образов, их стабилизирующих черт, этапов развития видов искусства.
-
Обобщение – итоговые уроки
Необходимость информационно-коммуникативных ресурсов на уроках изобразительной деятельности
Основные направления использования
информационно-коммуникационных технологий на уроках искусства
Самостоятельная поисковая, творческая работа
Визуальная информация (иллюстрированный, наглядный материал)
Интерактивный демонстрационный материал
Контроль умений,
навыков учащихся
Из схемы видно, что направления использования информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства обширны. Их эффективность бесспорна, так как они позволяют:
— расширить информационное пространство;
— увеличить скорость поиска информации;
— интенсивность обработки полученных знаний.
Это приводит к экономии времени, продуктивности, более высокому качеству обучения. Информационная база становится при этом подлинно развивающей.
Технология опыта
Учение вообще есть «совместное исследование, проводимое учителем и учеником»
С.Л.Рубинштейн
Специфика работы учителя изобразительного искусства заключается в рассмотрении чего-то важного, значимого в каждом ребенке, в каждой его работе, рисунке. Даже если работа далека от произведения искусства, нужно помочь ребенку осознать красоту его произведения и наполнить его смыслом. Искусство зарождать искусство кроется в мастерстве учителя увидеть и развить индивидуальный творческий потенциал ребенка. Очень важно, чтобы деятельность учащихся на уроке была разнообразной, содержательной. Радостным должен стать процесс познания мира с его неизбежными трудностями.
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их
индивидуальные усилия. Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации
школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в мире. Именно поэтому, помимо нестандартных уроков я, активно использую творческие проекты и исследовательскую деятельность. Самым благоприятным и результативным периодом в формировании основ исследовательской и проектной деятельности является подростковый период. В это время, по словам Л.С. Выготского, «происходит подъем воображения и глубокое его преображение».
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения поставленной проблемы, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения творческого проекта.
Дети знакомятся с различными техниками исполнения и техническими приемами выполнения работы.
Эффективны способы деятельности: коллективная, групповая и мини групповая работа учащихся. Данные формы организации деятельности формируют у школьников такие качества как деловитость, вдумчивость, находчивость, работоспособность, ответственность за результат общего дела, что позволяет реализовать воспитательные качества
Цели творческой проектной деятельности — создание нового продукта, чаще всего субъективно нового, а цель исследования – создание модели самого процесса.
Задачи проектной деятельности:
— помочь ребятам отойти от привычных стереотипов;
— развить коммуникативную компетентность учащихся;
— способствовать интеграции учебных предметов;
— развивать навыки работы в группе;
-уметь сотрудничать;
— выявлять проблемы и самостоятельно искать пути поставленных задач;
— критически осмысливать информацию;
— принимать осознанные решения.
Проектная деятельность развивает творческий потенциал, исследовательские
умения и навыки формирует осознанность, гибкость мышления. Развивает такие качества личности как самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, а также уверенность в себе. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов творческой деятельности (создание плана работы, организация деятельности по реализации проекта), включая его осмысление и рефлексию результатов. Ценность метода творческого проекта в результате:
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической
деятельности.
Внутренний результат – опыт творческой деятельности – становится достоянием
учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражений учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную действительность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Если говорить об интеграции уроков, можно проследить следующее, Например, на
уроках истории при изучении некоторых тем ощущается острый дефицит информации, поэтому создаются определенные трудности в подготовке учащихся и даже педагогов к уроку. Информацию приходиться собирать по крупицам по различным немногочисленным источникам, Вот здесь и приходит на помощь метод проектов, который позволяет вместе с ребятами создавать мультимедийные пособия.
За период работа над данной проблемой я смогла определиться с этапами работы
над проектами.
-
Формирование команды из учащихся (кто?);
-
создание методики творческой проектной деятельности (для чего?);
-
долгосрочность проекта (когда?);
-
источник информации (где?);
-
техника исполнения (как?).
Исходя из этого, необходимо учитывать при создании творческого проекта
заинтересованность детей в работе – мотивацию, которая будет давать источник энергии для погружения в проект, увлекать проблемой, перспективой практической и социальной пользой. Темы и проблемы проектных работ подбираются в соответствии личностными предпочтениями каждого обучающегося и находятся в области их самоопределения, определяются задачи и намечаются пути их решения. При этом обязатьлно учитываются возрастные особенности – интерес к работе и посильность во многом определяет успех.
Всегда существует опасность переоценить свой результат проекта и
недооценить его процесс. Главная опасность при выполнении проекта – превращение в реферат его текстовой части.
В ходе работы над творческой деятельностью, предпочтение отдано таким
формам работы, как индивидуальные и мини групповые. Инициативная группа определяет проблему проектного направления работы, тематику, сроки выполнения индивидуальных и групповых работ мною разработаны рекомендации по подготовке портфолио творческого проектов. Очень важно перед началом работы над проектом познакомить учащихся с критериями оценки проекта. Необходимо также выбрать интересную, неординарную технику исполнения творческого проекта: батик, аля прима, по сырому, граттаж, пастель, монотипия, эстамп и т.д. Оформление проекта ведется в соответствии с требованиями к самой работе (дизайн, грамотность, доступность, не перегруженность и т.д.). Защита проекта проходит в виде представления самого проекта, обсуждения результатов, анализ проделанной работы, вывод и рефлексия. При оценке успешности обучающегося необходимо не развить у школьника неуверенность в своих силах, неосторожная отрицательная оценка может погасить интерес к художественной деятельности. Поэтому оценка учащегося должна служить средством поощрения. Ведь для искусства нет такой оценки «правильно» или «неправильно»- иначе не могло бы быть того разнообразия великих художников, которая есть в истории культуры.
Дизайн-петля – алгоритм проектной деятельности
1. Определение потребности 2.Исследование
(дизайн-анализ)
3. Обозначение
требований к
9.Оценка(рефлексия) объекту
проектирования
8.Изготовление 4. Выработка
первоначальных
идей
7.Планирование
5. Анализ идей
6. Выбор одной
Длительность работы над опытом.
Длительность работы над опытом составляет 4 года. Чтобы повысить интерес к предмету, создать атмосферу творчества и расширить диапазон детского общения, я пришла к выводу, что необходимо изучать методы организации уроков коллективного творчества над творческими исследовательскими проектами. Работать над этой проблемой я стала в 2007 году. В течение этих лет при планировании уроков изобразительного искусства в каждой четверти я обязательно разрабатываю уроки, где наряду с программными уроками широко применяются уроки с применением творческих проектов.
Диапазон опыта.
Опыт рассчитан на систему уроков в разных разделах программы Б.Неменского по изобразительному искусству для 1-9-х классов. Мне, как педагогу, хочется, чтобы детям на моих уроках всегда было интересно, чтобы они шли на урок не просто потому, что он стоит по расписанию, а потому, что им хочется идти ко мне, им со мной интересно и они любят мои уроки.
Поэтому стараюсь учить не по шаблону, всё время нахожусь в поиске
новых способов, методов и форм работы с детьми как на уроке, так и во внеклассной работе. Постоянно на своих уроках веду эксперимент по планированию и насыщению урока новыми формами подачи материала, стараюсь сделать уроки интересными и разнообразными. Я понимаю, что уже начиная с первого класса нужно учить детей воспринимать прекрасное в искусстве, в природе, в обыкновенной жизни и одновременно привносить это прекрасное в отношения друг с другом.
Результативность опыта
Применение творческой проектно — исследовательской деятельности
Я не ставлю целью сделать из учащихся специалистов в той или иной области изобразительного искусства, хотя среди выпускников есть и дизайнеры, и художники, и архитекторы, а пытаюсь почувствовать, как происходит процесс творчества. Я также надеюсь на то, что кем бы ни был ученик в дальнейшем, это все это обязательно пригодиться ему в жизни.
Проектная деятельность помогает творчески развиваться ребенку, и лучше, если начинать эту работу с младших школьников, ориентируясь на возрастные особенности учеников Программа по изобразительному искусству и технологии – благодатная возможность для создания творческих проектов. В начальной школе это могут быть проектные игры. Например, в 1 классе проект на тему «Дом снаружи и внутри», где ребята все вмести строят города из домов в виде овощей, фруктов, грибов, рисуют горда, пишут небольшие рассказы о фантастическом городе, о городе, будущего, прошлого, настоящего, о родном городе и т.д.
1 «Д» класс «Город – огород»
Творческие проекты на тему «Постройка предметов — упаковок» 1 «Г» класс
Дети 2 класса на тему «Постройка и фантазия» в мини группах ребята строят фантастические города
2 «Г» класса композиции «Фантастический город»
Творческая проектная деятельность в 3 классе может быть использована в теме «Театр», где ребята поэтапно выполняют работу над проектом. Ребята в данном проекте выступают в роли художников декораторов, гримеров, режиссеров, артистов. Они сами рисуют афиши, изготовляют кукол, костюмы, декорации и пригласительные билеты, все это им доставляет необыкновенное удовольствие. Учащиеся с нетерпение ждут театрализованного представления, где они проявляют себя как настоящие артисты.
Коллективная творческая деятельность в 4 классе мною использоваться в изучении народных традиций, костюмов и обрядов Древней Руси, Греции и Японии.
Коллективная проектная работа 4 «А» класса «Народные праздники»
Очень интересные проекты получаются при изучении страны восходящего солнца, ребята над проектом работают поэтапно. Первое часть проекта: архитектура Японии, народный мужской и женский костюм, деревья сакуры, выполняется каждым самостоятельно. Далее ребята разделяются на мини группы, где объединяют все свои наработки в единое целое, с учетом всех изобразительных правил: компоновки на листе, перспективы, целостности и т.д.
Проекты 4 «В» и 4«А» класса. Стана восходящего солнца.
Творческие проекты на уроках изобразительного искусства в 5 классе можно использовать в разных темах программы. Народные праздничные обряды, где дети знакомятся народными христианскими праздниками: рождеством, масленицей.
5 «В» класс «Рождественская сказка».
Творческий проект театрализованного представления, посвященного празднику «Здравствуй масленица». Конкурс «Самое оригинальное чучело – масленица».
В среднем звене учащиеся в своей творческой проектной деятельности используют более серьезную исследовательскую работу, используя знания Мировой художественной культуры, а старшеклассники, которые помимо исследования создают значимый продукт, который часто имеет социальную значимость. Дети готовят стендовые и компьютерные презентации. Так учащиеся 5 класса очень заинтересованы в создании проектов по народному искусству. Гжель, Хохлома, Городецкая роспись позволяют плодотворно поработать над творческими проектами, как в группах, так и индивидуально, где, безусловно, присутствует дух соперничества. Такие проекты позволяют понять всю великую ценность изобразительного искусства, как неотъемлемую часть культурного наследия нашего народа.
Творческий проект ученика 5 «В» класса Царева Андрея
Проектная работа 6 класса позволяет глубже изучить и закрепить знания по видам и жанрам изобразительной деятельности. Ребята с необыкновенным воодушевлением создают методические поэтапные разработки видов изобразительного искусства и жанров.
Ребята 7 классов создают интереснейшие творческо-поисковые проекты, посвященные нашему городу, краю. Историческая и библейская тематика также позволяет активно работать над коллективными проектами.
Огромное количество проектов учащиеся создают, связанных с дизайнерскими разработками, 8 и 9 классах. Ребята и интересом подбирают материал для создания работ в техниках коллаж, фотоколлаж, создают коллективно анимационные фильмы, снимают мини видео ролики и т. д (приложение детские презентации).
Вот один из таких творческих уроков
Мастер-класс творческого урока «Весна идет, весне дорогу»
Цели урока
Развитие любознательности, фантазии, воображения, творческого и технического мышления;
Формирование творческой проектной деятельности и проектного мышления
Развить умения самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию;
Формирование эмоционального отношения к действительности, нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни;
Развитие способности к аналитическому, критическому, коммуникативному, нравственно-эстетическому мышлению учеников в группах
Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.
Задачи урока
Активизировать творческое начало у учащихся в передачи своих чувств и настроений путем воображения и представления;
Учить детей преобразовывать поступающую информацию путем творческой свободы;
Объяснить, как чувствовать свой внутренний мир, прислушиваться к себе,
к своему организму;
Научить закладывать основы самопонимания и миропонимания, выражая все через изображение
Учить детей навыкам свободно владеть различными техническими приемами изображения.
Ход урока:
В ходе урока ребята обсудят такие понятия как доброта, истина, красота, приветливость.
Познакомятся с интереснейшей притчей В.А. Сухомлинского «Красота», именно она, на мой взгляд, поможет ребятам вложить душу и сердце в свои творческие проекты.
Притча “КРАСОТА” (В.А. Сухомлинский)
Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли горы.
Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.
Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал:
– Какое оно сильное, могучее, вечное – море.
А человек с холодным сердцем сказал:
– Да. Много воды.
Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:
– Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!
– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…
– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена.
Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.
Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.
Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало.
Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:
– Да, крепкий камушек…
Основная часть работы на уроке – групповая работа над творческими проектами. Ребята заранее подготовили поисковый материал для создания творческой работы. Каждая группа выполняет проект в различной художественно — изобразительной техники, что позволяет одновременно познакомиться с различными видами изобразительного искусства.
Первая группа детей работают над творческим проектом в технике а-ля – прима. Данная техника выполняется «по сырому», которая развивает навыки целостного решения этюдов. Суть ее заключается в том, что учащиеся ставят себе задачей сразу воспроизводить в красках все то, что они видят, чувствуют, т.е. цвет, форму светотень и пр., не прибегая к расчленению этой сложной задачи на отдельные моменты работы. В результате работы получаются сочные и лаконичные.
Вторая группа выбрала для своего проекта технику батика. Батик – очень древняя техника, которая возникла несколько тысячелетий назад в Древнем Китае и на островах Индонезии. Основной материал для батика – шелк, хлопок, лен и анилиновые красители. Техника письма в технике батик схожа приемами письма а-ля — прима. Работы очень живописные и воздушные, которые эмоционально заряжают.
Учащиеся третьего творческого союза работали над проектом живописным материалом пастелью.
Пастель имеет огромное количество оттенков. Материал пастель используется как в живописи так и в графике, неслучайно пастель часто называют живописный рисунок. Работы выполненные в технике пастель удивительно проникновенные и чувственные.
Пастель обладает свойствами придавать любому сюжету необыкновенную мягкость и нежность. Возможности пастели безграничны. Ею можно писать, рисовать, работать штриховкой или живописным пятном, сухой и мокрой кистью
Следующие две группы работали над графическими техниками исполнения: граттаж и работа ластиком по бумаги.
Техника граттаж пользуется огромной популярностью в изобразительном искусстве. граттаж является уникальным и выразительным средством рисования. Изображение создается в результате удаления (соскабливания) линий и пятен с основы черного цвета или участков черной краски, нанесенной на белый или цветной картон.
Бумажная основа предварительно натирается воском, затем вся поверхность покрывается черной тушью или гуашью в сочетании с мыльным раствором, создавая ровное тонкое покрытие.
Работа в данной технике требуют более решительный, экспрессивный подход к работе, в результате которого рисунки приобретает черты несколько грубого характера. Именно к такому результату стремились ребята, работая над своим проектом.
Стремлению достичь таких же результатов в работе преследовали учащиеся пятой группы, работая ластиком по тонированному листу бумаги. Основными материалами в работе являются бумага, графический карандаш и ластик.
Для работ с ластиком действительны следующие правила:
1. Если слегка провести ластиком по рисунку, он частично размажет линии, возникнут средне-темные и темные тона
2. В местах, где необходим самый светлый оттенок, первоначальный рисунок полностью стирается.
Последовательность работы:
1. Вначале наносится контур, в котором будет изображена текстура зебры,
2. Далее с помощью ластика сделайте основные белые полоски текстуры. Резкие переходы между темной – нестертой и белой – стертой частью.
3. Далее с помощью ластика сделайте основные белые полоски текстуры. Резкие переходы между темной – нестертой и белой – стертой частью.
Сюжеты в этой технике обладают необыкновенной нежностью, мягкостью и трепетностью.
Анализ урока
Дети на данном уроке создавали свой творческий продукт, который доставил радость и им, и всем окружающим. Учащиеся увидели, как серьезно оценивают их творчество, и сами серьезно отнеслись к выполненной работе. У каждого появилось чувство гордости за созданное им произведение.
В ходе работы над проектами дети открыли для себя:
— способность самостоятельно работать и выполнять сложные задачи;
— дружба помогает в работе;
— я — маленький художник.
Таким образом, введение творческих проектных технологий расширило диапазон способов организации учебной деятельности. Проектная форма работы способствует формирование коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А самое главное позволяет получать удовольствие ор результата свой деятельности.
Заключение опыта:
Проект- это цель, принятая и актуальная для учащихся, — это детская самостоятельность, это конкурентное практическое творческое дело, поэтапное движение к поставленной цели, Это – метод педагогически организованного освоения учащимися новых знаний, это звено в системе воспитания, в цепи развивающейся личности программы. Учитывая возрастные особенности учащегося, не следует ставить перед ними слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Несколько краткосрочных проектов могут быть объединены в определенную систему – сложные длительные проекты или программы, так как спецификой проекта является интегрированный характер.
Взаимодействие участников образовательного процесса в творческой проектной деятельности вырабатывает у ребят чувство ответственности и самостоятельности. Педагог должен уметь исследовать разные проблемы, находить различные технические приемы, уметь научить этому детей.
В процессе работы над опытом мною был подобран ряд диагностических методов и осуществлялся мониторинг сформированности информационной компетентности школьников и уровень их творческой активности. Применение данного опыта на уроках оказывают положительное влияние на результаты обучения, о чем свидетельствует позитивная динамика учебных достижений моих учеников.
Результаты успеваемости за последние 2года в
гимназическом классе 9«В» и общеобразовательном классе 9 «Б»
В ходе наблюдения и анкетирования выявлено, что применение творческие проектно-исследовательские работы оказывает положительное влияние на повышение мотивации и самореализации обучения.
Анализ данных диаграмм говорит о позитивной динамике моей работы.
Я неоднократно проводила открытые уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий для учителей школы, области.
Мои разработки уроков с представлены на сайтах http://www.proshkolu.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://festival. 1 september.ru/subjects/28/?n=26, http://it-n.ru, www. pedsovet.su, (www.pedsovet.org); (www.rusedu.ifo).
Личные достижения в профессиональной деятельности
2008 год
Диплом за высокий уровень подготовки участников Международного конкурса
художественных работ детей и юношества «Космос и Я»
-
Организатор и руководитель 8-ой Международной Интернет-Олимпиаде среди
образовательных учреждений «Эрудиты Планеты- 2009»
-
Почетная грамота как руководителя в форуме Арт Город 5-го Международного
конкурса детского рисунка на лучшую открытку «Арт Город»
2010 год
-
Почетная грамота как руководителя в форуме Арт Город 6 –го Международного
конкурса детского рисунка на лучшую открытку «Арт Город»
-
Участие в работе Всероссийской научно-практической конференции по актуальной
проблеме современного образования «Технологии продуктивного образования как основа профессионально-личностного самоопределения учащихся» мастер-класс по теме «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства с использованием различных художественных технологий».
-
Участник конференций в рамках 11-го Всероссийского @вгустовского интернет-
педсовета «Учитель как профессионал», «Учитель как ученик», «Учитель как исследователь»
-
Автор доклада «ГЛАВНОЕ — ТВОРЧЕСТВО!», принятого на конкурс 11- го
Всероссийского интернет – педсовета
Достижения учащихся в творческих конкурсах детей
2007 год
Международные конкурсы
-
II Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира»
Ильина Дарина 10 лет
Белоруков Влад 10 лет
Маркина Валерия 10 лет
Яковлева Юлиана 14 лет
Фирсова Евгения 13 лет
Гагиев Александр 8 лет
Костанди Павел 10 лет
Надеин Андрей 13 лет
Чаусова Дарья 12 лет
Зуева Елена 12 лет
Краевые конкурсы
-
Дипломант краевого конкурса творческих работ учащихся образовательных учреждений Краснодарского края «Светлый праздник – Рождество Христово»
Гагиев Александр 9 лет
Муниципальные конкурсы
-
Призер конкурса «Здоровый образ жизни»
Гагиев Александр 9 лет — 1 место
-
Лауреаты конкурса детского творчества «Светлый праздник» Рождество Христова
Яковлева Юлиана 14 лет
Гагиев Александр 9 лет – дипломант краевого тура
Зуева Елена 13 лет – участник краевого тура
Капинос Алисия 8 лет
Костина Ольга 14 лет
2008 год
Международные конкурсы
-
3 — ий тур Международного художественного конкурса для детей и юношества
«Космос и Я» Гагиев Александр 10 лет
Муниципальные конкурсы
-
Городской конкурс «Пасха в кубанской семье» в номинации живопись
Гагиев Александр 10 лет – 1 место
2009 год
Международные конкурсы
-
Пятый международный конкурс детского рисунка на лучшую открытку
«Арт Город» в номинации «Город вечной красоты»
Разуваев Никита 11 лет
Гагиев Александр 11 лет
Капинос Алисия 10 лет
Душка Алена 11 лет
Муниципальные конкурсы
-
Конкурс «Под Рождественской звездой» в номинации «ИЗО»
Бусаров Павел 11 лет – 2 место
2010 год
Международные конкурсы
-
Шестой международный конкурс детского рисунка на лучшую открытку
«Арт Город» в номинации «Город вечной красоты»
Гагиев Александр 11 лет
Краевые конкурсы
-
Заочный краевой конкурс учащихся « Рождественские каникулы – 2010»
Душка Алена 11 лет — 3 место
Муниципальные конкурсы
-
Районный конкурс творческих работ по профилактике СПИДа в подростково- молодежной среде «Огради себя!»
Рукавицкая Елена 14 лет – 1 место
Оганесова Дарья 14 лет — 2 место
2. Районный конкурс по технологии «Кулинарная симфония»
Диденко Анастасия 12 лет – 2 место
Гагиев Александр 12 лет – 1 место
Результаты деятельности изостудии «Акварельки»
2009 год
-
Свидетельство об участии в 15-ом Международном конкурсе детских рисунков по теме «Кем быть?»
-
Свидетельство об участии в 16-ом Международном конкурсе детских рисунков по теме «Поклонимся великим тем годам»
Проведенные акции
-
Акция, посвященная «Дню Матери!»
-
Акция «Птицы в городе!»
Считаю опыт своей работы «Повышение мотивации обучения изобразительному искусству и технологии путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных художественных технологий» перспективным, так как он позволяет интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную и творческую активность учащихся, повысить эффективность урока.
Библиографический список
-
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. − М: Педагогика, 1991.
-
Комаров Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учебное пособие. — М.,1998;
-
.Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. — М. 1987;
-
Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. – М.: Высшая школа, 2000.
-
Пьянкова Н.И.Изобразительное искусство в современной школе: Книга для учителя
– М.: Просвещение,2006.-176с.;
-
Павлова М.Б., Питт Дж. И др. Метод проектов в технологическом
образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А.
Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003.
-
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном
учреждении: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.:
АРКТИ, 2003.
-
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования. – М.: Академия, 2000.
-
Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество
-
Селевко П.К. Современные преподавательные технологии: Учебное пособие. − М.: Народноеобразование,1998.
-
Творческие проекты учащихся V—IX классов общеобразовательных
школ. Книга для учителя. Под редакцией В.Д. Симоненко. – Научно-
методический центр «Технология». – Брянск, 1996.
-
Чечель Н.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: ОМЕГА – Л, 2006.
20