«ПОСВЯЩЕНИЕ В ЧИТАТЕЛИ» Библиотечный праздник для учащихся 1-х классов

Болдецкая Нурзифа Абдулловна

Заведующая отделом библиотеки

Мирнинский район г.Удачный. ул.Новый город.

МКОУ «СОШ «№19им.Л.А.Попугаевой

ПОСВЯЩЕНИЕ В ЧИТАТЕЛИ

Библиотечный праздник для учащихся 1-х классов (слайд №1)

Цель: приобщение детей к миру любителей книг.

Задачи:

  • привлечение детей к регулярному посещению школьной библиотеки;

  • знакомство с историей создания письменности и книги;

  • познакомить детей с правами и обязанностями читателя библиотеки;

  • привить уважение к книге, научить правильному обращению с ней;

  • воспитание бережного отношения и любви к книге.

На стенде высказывания о книге:
* С книгой жить – век не тужить!
* Книга – разумный советчик человека.
* Дом без книги – день без солнца.
* Книга поможет в труде, выручит в беде.
* Умнее книги не скажешь.

Здравствуйте, ребята! (слайд №2).

Давайте начнём нашу встречу с загадки:
Склеена, сшита, без дверей,
А закрыта.
Кто её открывает,
Много знает.
Что это? (Книга.)

Книга – удивительная вещь. Сложили вместе листы бумаги, на них какие-то значки поместили: точки, крючочки да закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, и вдруг начинается удивительное волшебство: книга начинает с нами говорить. (слайд №3)

Книга поможет узнать обо всём:
Про одежду, про дом,
Про собаку и кошку.
Про всех понемножку.
В весёлых стихах, о разных часах,
О числах и счёте тоже прочтёте.
О мудрости древней.
Про лето в деревне.
Весёлые стихотворения про изобретения,
Про случаи в школе и театральные роли…
Всего и не счесть. Не лучше ль прочесть?

Кто же придумал книгу? Кто стал первым чудесником? Никто. Такого изобретателя просто не существует. Люди с незапамятных времён рассказывали друг другу удивительные истории, только вот записывать научились не сразу. Рисовать люди умели очень давно. Когда люди жили ещё в пещерах, они покрывали стены этих пещер рисунками. Пещерные люди были охотниками. Рисовали они зверей и сцены охоты (слайд №4).

Первым видом письменности были геометрические изображения и рисунки (слайд №5).
Древние египтяне пользовались рисуночным письмом (слайд №6). Посмотрите, как выглядели письма древних египтян (слайд №7). Каждая маленькая картинка обозначала слово или звук. Такие рисунки, или символы, называются иероглифами.

Однако даже простенький рисунок рисовать непросто. И человек старался делать картинки все проще и проще. Письмо-картинка с течением времени превратилось в буквенное письмо (слайд №8). Постепенно человек изобрел буквы, которыми можно писать обо всем. Большинство алфавитов, которыми люди пользуются сегодня, вероятно возникло из древнего рисуночного письма.

Латинская буква “А”, (слайд №9) возможно, произошла от старого рисуночного знака быка.
Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в их стадах. А ещё они записывали то, что знали и умели самые мудрые люди того времени. Так появились книги. На чем же их писали. Ведь бумаги еще не было.

Египтяне писали на папирусе, (слайд №10) изготовленном из листьев этого водного растения. Папирус скручивали в свитки (слайд №11). Чернила они делали из древесного угля, смешанного с водой и клеем.

Позже люди из шкур животных стали делать пергамент (слайд №12). Он был лучше папируса, так как на нём можно было писать с обеих сторон, его можно было сгибать, резать. Отдельные листы сшивались и в таком виде они выглядели уже как книги (слайд №13). Правда, была такая книга тяжеловесной, огромной. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали драгоценными камнями, книга закрывалась на золотые или серебряные застёжки или замки.

В России писали на бересте деревьев (слайд №14). По свидетельству учёных, берестяные книги или, как их еще называли – берестяные грамоты (слайд №15), возникли у нас на Руси в 9 веке. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой.

Шли годы и столетия. И люди забыли постепенно о папирусе, пергаменте и бересте. Потому что появилась БУМАГА — белая, гладкая, главное – дешевая (слайд №16).

Изобрели бумагу китайцы, около двух тысяч лет назад. Впервые она была получена в 105 г.н.э. мастером Цай Лунем (слайд №17). Материалом служили им волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпье. Поместив материал в каменную ступу, они растирали его с водой в кашицу. Из этой кашицы они отливали бумагу.

Долгое время книги были рукописными (слайд №18). Можно только представить, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. На переписку толстых книг уходили месяцы и годы.

Но время шло. И вот появились первые печатные станки. Около 1450 г. Иоганн Гуттенберг построил первый печатный станок (слайд №19). За час на нём можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют шрифтом. Сначала появились маленькие, ручные печатные станки, а потом настоящие печатные машины.

Современные печатные машины работают на электричестве (слайд №20). Они печатают цвета один за другим на листе бумаги, из которого потом получается несколько страниц. Отпечатанные страницы складываются в правильном порядке. Затем они обрезаются до нужного размера, переплетаются и становятся книгой.

Далеко ушла современная книга от своих древних предков (слайд №21). Она стала легче, радует глаз цветным переплётом и картинками. И всё-таки современная книга сохранила в своём облике черты, которые складывались веками. Как и много лет назад, создание книги требует труда многих людей: писателей, поэтов, художников, типографских рабочих и множества других.

Презентация «Библиотека — дом книг»

Есть такой дом на свете, в котором собраны для тебя путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотекой».

«Библио» по-гречески — книга, а «тека» — хранилище.

(Слайд 1) Итак, библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов – все это называется книжным фондом. А хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможем мы – библиотекари.

(Слайд 2) А для того, чтобы вы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и квартиру.

(Слайд 3) В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал. У слова «абонемент» много значений. Если захочешь узнать все значения, загляни в словарь. В библиотеке оно означает место, где книги выдают на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку – ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.

(Слайд 4) А еще в нашей библиотеке есть аудиокниги и видеокассеты, которые тоже выдаются на дом.

(Слайд 5) А что же такое читальный зал?

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры,

В вестибюли, в коридоры!

Не мешайте нам читать,

Фантазировать, мечтать.

В тишине библиотечной

Каждый слышит голоса,

Речи птичьи. Человечьи.

В каждой книге – чудеса!

И, конечно, тишина

Здесь особенно нужна.

(Слайд 6) У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература – энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале.

(Слайд 7) В нашей библиотеке есть Интернет-зал, где вы будете заниматься, начиная с пятого класса. (Слайд 8) Для читателей также установлены копир и принтер.

Презентация «Правила обращения с книгами»

А как вы думаете, ребята, что надо знать, чтобы стать умелым читателем? (Ответы детей.) Чтобы стать умелым читателем, надо знать, как правильно обращаться с книгой. Книги, как люди: рождаются, живут, стареют, они даже могут болеть. ДА-да, не удивляйтесь. Книжки тоже болеют. Правда, они не чихают, не кашляют. Они не плачут, не стонут, не жалуются, но они страдают: начинают желтеть, рассыпаться на листочки. И вот тут мы должны прийти книжкам на помощь. Мы можем подклеить книжку, расправить ей странички, сделать новый корешок. И мы с вами должны книги и учебники — беречь.

Чтобы книжки не были на нас в обиде, нужно вам запомнить несколько правил. Повторяйте за мной!

  1. Берите книгу чистыми руками.

  2. Не перегибайте книгу – от этого выпадают страницы.

  3. Не кладите в книгу карандаши, ручки. От этого рвется переплет.

  4. Не загибайте страницы, пользуйтесь закладкой.

  5. Не пиши и не рисуй в книгах и учебниках.

  6. Не читайте книгу во время еды.

  7. Чтобы книга и учебник дольше служили, оберните их.

Презентация «Угадай сказку»

Хотя некоторые из вас и не умели читать, но Вам читали книги, сказки ваши мамы, папы, бабушки. А теперь, давайте поиграем и проверим, внимательно ли вы их слушали. Итак, наша викторина «Угадай сказку» по картинкам.

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Продолжаем наш праздник.

Презентация «Правила пользования библиотекой»

Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?

Правило №1. В библиотеке надо вести себя тихо, так как шум мешает другим читателям.

Правило №2. Книги надо возвращать во время, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

Правило №3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.

Правило №4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.

Правило №5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.

Как много сегодня на нашем празднике гостей. Значит, вы все любите читать, все – вы большие друзья книжки. И сейчас после того как вы узнали «Правила обращения с книгами», «Правила пользования библиотекой» мы запишем вас в нашу библиотеку. На каждого из вас мы завели карточку, куда будут записываться книги, которые вы будете брать на дом. Теперь вы можете выбрать книги.

Поздравляем вас, ребята, теперь вы – настоящие читатели библиотеки (раздача памяток читателя).

На сегодня наша встреча закончена. Мы всегда рады видеть вас в нашей библиотеке.

До новых встреч!

Список используемых источников:

Ганс Люльфинг У истоков алфавита Москва «Книга» 1981

1.nfor.org

2.tade7am.my1.ru

3.caringheartsofpeedee.com

4.liveinternet.ru

6

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *