План – конспект урока русского языка в 5 классе “Имя существительное.Обобщение”

4

План – конспект урока русского языка в 5 классе “Имя существительное.Обобщение”

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Цель: Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Имя существительное».

Задачи:

  1. Повторить орфографические правила, изученные по данной теме.

Закрепить навык работы с текстом.

  1. Развивать чувство языка, языковой памяти, речевого слуха, развивать внимание.

  2. Воспитывать любовь и интерес к языку, культуру поведения. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, проектор, ноутбук, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

— Здравствуй уважаемые гости, здравствуйте ребята.

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Мне очень хочется, чтобы на уроке присутствовало хорошее настроение.

— Все готовы! Начинаем!

2. Постановка темы и целей урока

— Какое сейчас время года? Назовите предметы, которые ассоциируются у вас со словом «весна», и название этих предметов, должны отвечать на вопрос кто? или что?

— К какой части речи, относятся предметы, отвечающие на вопросы, кто? или что?

— Мы с вами отправимся в страну имен существительных. Имя существительное — важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это она. По наблюдению ученых, существительное появилась в речи в числе самых первых слов».

— Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

— А чем же удивительны наши существительные? Чтобы ответить на вопрос, вспомним всё, что знаем про существительное.

3. Словарная работа.

— Открываем тетради, записываем число, классная работа.

— А начнём мы с вами с небольшой словарной работы. Я читаю вам загадки, а вы самостоятельно в тетради записывайте на них отгадки.

1. Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

Ответ: Космонавт

2. Она удобна и легка,
Её название недлинно,
В хозяйстве служит нам века,
Есть в слове этом имя ЗИНА.

Ответ: Корзина

3. Это что за чудеса

Дует ветер в паруса

Ни паром, ни дирижабль

По волнам плывет…

Ответ: Корабль дирижабль —
По волнам плывет…

— Давайте проверим, СЛАЙД правильно ли вы записали словарные слова. Посмотрите на экран, сравните с записью в своей тетради.

— Исследуйте этот ряд слов. Что в них общего?

(Все слова – имена существительные)

4. Работа по теме урока

Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным, и приведём примеры?   

(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы  КТО? ЧТО? и обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет — книгу).

— Только ли предмет может обозначать имя существительное?

(Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).

Почему у имени существительного два вопроса?

(Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?)

А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?

(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.

— Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.

— Как пишутся собственные и нарицательные существительные?

(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).

— Посмотрите на экран и скажите, что вы знаете об этом грамматическом признаке имен существительных? (Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов. Например: журнал – журналы).

— А вы любите играть? Давайте поиграем с вами в игру «Наоборот».

— Задание здесь вам приготовлено такое. На доске записаны имена существительные в ед. и во мн. числе, ваша задача поставить имена существительные ед. числа в форму множественного, а в форме мн. ч — в ед. Задание понятно?

— Работаем у доски и в тетради.

Берег – Окна —

Воробей – Кости —

Человек — ножницы-

— По какому грамматическому признаку мы работали?

— Вы знаете игру файнворд, сейчас я вас с ней познакомлю. Файнворд – это словесная игра, цель которой найти спрятавшее слово.

— Какой признак имен существительных спрятался в этом предложении.

— Что вы знаете о роде имен существительных?

(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода).

Слайд

— Как определить род имен существительных? Какие слова помощники мы используем?

— Чтобы проверить, как вы это понимаете, я предлагаю вам выполнить следующее задание?

Слайд

Подобрать к данным прилагательным имена существительные соответствующего рода, указать род.

Черный…Долгий…Новое…Жареный…Сочное…

Проверим, какие словосочетания вы написали, задача отвечающегося прочитать словосочетание, назвать род имен сущ.

— О каком грамматическом признаке мы с вами говорили?

— С каким другим грамматическим признаком связан признак рода?

— Умение определять род имен существительных поможет безошибочно определить склонение.

— По каким признакам распределяют имена существительные на 3 склонения?

СЛАЙД

— Проверим, проведем с вами паузу с грамматическим заданием. Тихонечко встали.

— Если существительные 1 склонения – поднимаем руки, 2 склонения – просто стоим, 3 склонения – приседаем.

Карандаш, мелочь, банка, стенка, площадь, сундук, тетрадь, лошадка, план, окно.

— Молодцы, не запутались. Посмотрим, не запутаетесь ли вы работать в тетради.

Я предлагаю вам выполнить следующее упражнение.

Взаимопроверка

— У всех правильно! Поднимите руку, кто выполнил без ошибок!

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

— Ребята, а вы любите собирать пазлы? А сейчас мы с вами будем собирать грамматичские пазлы.

— Внимательно рассмотрите грамматические пазлы и назовите, какого признака здесь не хватает?

— Сколько падежей в русском языке? Назовите по порядку все имена существительные.

— Как определяют падеж имен существительных?

— Посмотрите на слайде записаны пословицы и простые предложения о труде. Нужно расставить их в такой последовательности, чтобы слово «труд» изменялось по падежам последовательно. Указать в каком падеже стоит слово «труд»?

— Что изменяется в словах при изменении его по падежам?

— Каким членом предложения является существительное в именительном падеже? (подлежащим)

Подведение итогов

— Закончилось наше путешествие.

— О какой части речи мы вели разговор на уроке?

— Какие признаки имен существительных мы повторили? (Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что? Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, имеют род, число, падеж и склонение).

— Я попрошу вас оценить свою работу, оценить весь урок.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *