Зубова О.А. январь 2014
План – конспект урока-практикума по теме «Метеорологические приборы. Способы наблюдения и предсказания погоды» (5 класс)
Тип учебного занятия по дидактической цели – урок -практикум
Оборудование: учебник, метеостанция, метеорологические приборы
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) |
Ценностный компонент урока |
Творческий компонент урока |
||
Смысловые блоки содержания |
Познавательные задачи для учащихся |
|||
1.Организационно — мотивационный этап урока |
||||
Определение темы урока |
-На прошлом уроке мы продолжили знакомство с воздушной оболочкой Земли — атмосферой. Дома мы были «географами-следопытами»- метеорологами-наблюдателями. Какие опыты вы ставили дома и как наблюдали за состоянием атмосферы?
Как выдумаете, а какие еще наблюдения погодой можно провести в наших условиях?
Посмотрите, сегодня у нас много новых приборов, есть материал для их изготовления. Чем же сегодня мы будем заниматься на уроке?
|
Описывают опыты -существование атмосферного давления, и наблюдения с помощью простого барометра, изготовленного в домашних условиях. Используют данные, записанные в тетради «географа-следопыта» Высказывают мнения о том, что можно измерить температуру воздуха, определить облачность, измерить количество осадков и т.д. — Называют тему урока.
|
Высказывают свои выводы по результатам поведенных опытов. Сравнивают атмосферное давление на самодельном барометре с показаниями ученика, наблюдавшего за давлением по барометру-анероиду. |
|
Формулирование задач урока |
— Действительно сегодня нам предстоит расширить свои знания о состоянии атмосферы, происходящих в ней процессах. Как мы с вами сможем это сделать? |
Высказывают мнение о том, что на уроке они продолжат изготавливать простейшие метеоприборы в домашних условия, научатся пользоваться ими. — Фиксируют задачу -Выделяют в ней составные части: -изготовление метеорологические приборы, — наблюдение с их помощью за погодой. |
|
|
Создание мотивационной установки |
Можно ли без подготовки провести наблюдение за изменением температуры воздуха, влажности, количестве осадков без специальных приборов ? А чтобы провести более точное наблюдение, что нам понадобится? |
Знакомятся с метеорологическими приборами: флюгер,термометр, гигрометр, осадкомер, метеостанцией.
|
Высказывают свое мнение да или нет и приводят свои аргументы |
|
2.Процессуально — содержательный этап урока |
||||
Актуализация полученных знаний |
Какие знания о составе, строении, значении атмосферы, атмосферном давлении вы получили на прошлом уроке? Какой опыт вы проводили дома? |
— Вспоминают и дают ответы на вопросы игровой презентации «Атмосфера и цифры атмосферы» Комментируют результаты опытов с. 68-69 учебника, описанные в тетради «географа –следопыта». |
|
|
Изучение нового материала 1.Метеорологические приборы |
Найти в тексте учебника с.70 определение «Погода – это….»
|
— Находят и выделяют в тексте учебника определение, записывают в тетрадь.
|
|
|
2. Метеорологические наблюдения |
Чем необходимо метеорологам для того, чтобы узнать состояние атмосферы. ( Метеоприборы). Перечислите их используя рисунки и текст учебника с.71-72 |
Находят в тексте названия приборов и составляют в тетради таблицу: название прибора, назначение прибора. |
|
|
3. Атмосферное давление |
Проводят опыт по доказательству существования атмосферного давления. Итоги наблюдения за атмосферным давлением.
|
— Проводят опыт. -Поясняют изготовление в домашних условиях простого барометра. -Подводят итоги за наблюдением атмосферного давления в течение недели.
|
|
|
4. Метеорологическая станция. |
Изготовление флюгера.
Работа портативной метеостанции. |
Собирают из заготовленных материалов флюгер. Фиксируют результаты.
|
|
|
3.Этап закрепления |
||||
Закрепление |
1.Вопросы для беседы: — Сформулируйте своими словами определение погоды? — Для чего организуют метеорологические наблюдения? — Как можно еще определить погоду? (по народным приметам)
|
Отвечают на вопросы.
-Приводят примеры наблюдений за погодой из жизни.
|
|
|
|
2. Тест. 1.Какой из перечисленных приборов. Что измеряет? А) барометр Б) термометр В) гигрометр 2.Атмосферные явления это: 3. Метеорология это: А) наука о твердой оболочке Земли Б) наука о воздушной оболочке Земли
|
Выбирают правильные варианты ответов и объясняют причину выбора Сравнивают с правильными ответами (самоконтроль) |
|
|
Подведение итогов |
Сегодня мы познакомились с приборами, позволяющими нам наблюдать за погодой и научились делать некоторые из них в домашних условиях. Узнали, как устроена простейшая метеорологическая станция. Какие бы приборы из учебника с.73-75 вы бы еще хотели сделать? |
— Высказывают свое пожелание о изготовлении простейших метеоприбоов. |
Выбирают самостоятельно приборы стр73-75 учебника, которые они хотели бы изготовить на следующем уроке. |
|
4.Рефлексивный этап урока |
||||
Рефлексия деятельности |
— Прием «Листовка» На предложенном листочке изобразите себя на уроке в виде состояния атмосферы: ярко светит солнце, идет дождь, туман, снег |
— Заполняют предложенные листовки |
— Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в словесной форме |
|
5. Объяснение домашнего задания |
||||
Обязательное задание |
Параграф 13 с.10-11. Изготовить один из предложенных приборов по желанию и в течение недели попытаться провести наблюдения с помощью этого прибора. Продолжить работать в тетради географа-следопыта по народным приметам |
— Читают текст стр. 68 учебника и комментируют методы изготовления барометра в домашних условиях. |
|
|
Дополнительное задание (по желанию и по выбору) |
Составь краткий рассказ о современных метеоприборах,стр.75,зад 8 (учебник) |
С помощь интернет-ресурсов выбирают необходимый материал и составляют сообщение |
|
Подготовка и презентация сообщения на тему «Метеоприборы» |