План – конспект урока-практикума по теме «Метеорологические приборы. Способы наблюдения и предсказания погоды» (5 класс)

Зубова О.А. январь 2014

План – конспект урока-практикума по теме «Метеорологические приборы. Способы наблюдения и предсказания погоды» (5 класс)

Тип учебного занятия по дидактической цели – урок -практикум

Оборудование: учебник, метеостанция, метеорологические приборы

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1.Организационно — мотивационный этап урока

Определение темы урока

-На прошлом уроке мы продолжили знакомство с воздушной оболочкой Земли — атмосферой. Дома мы были «географами-следопытами»- метеорологами-наблюдателями. Какие опыты вы ставили дома и как наблюдали за состоянием атмосферы?

Как выдумаете, а какие еще наблюдения погодой можно провести в наших условиях?

Посмотрите, сегодня у нас много новых приборов, есть материал для их изготовления.

Чем же сегодня мы будем заниматься на уроке?

Описывают опыты -существование атмосферного давления, и наблюдения с помощью простого барометра, изготовленного в домашних условиях. Используют данные, записанные в тетради «географа-следопыта»

Высказывают мнения о том, что можно измерить температуру воздуха, определить облачность, измерить количество осадков и т.д.

— Называют тему урока.

Высказывают свои выводы по результатам поведенных опытов.

Сравнивают атмосферное давление на самодельном барометре с показаниями ученика, наблюдавшего за давлением по барометру-анероиду.

Формулирование задач урока

— Действительно сегодня нам предстоит расширить свои знания о состоянии атмосферы, происходящих в ней процессах. Как мы с вами сможем это сделать?

Высказывают мнение о том, что на уроке они продолжат изготавливать простейшие метеоприборы в домашних условия, научатся пользоваться ими.

— Фиксируют задачу

-Выделяют в ней составные части:

-изготовление метеорологические приборы,

— наблюдение с их помощью за погодой.

Создание мотивационной установки

Можно ли без подготовки провести наблюдение за изменением температуры воздуха, влажности, количестве осадков без специальных приборов ? А чтобы провести более точное наблюдение, что нам понадобится?

Знакомятся с метеорологическими приборами: флюгер,термометр, гигрометр, осадкомер, метеостанцией.

Высказывают свое мнение да или нет и приводят свои аргументы

2.Процессуально — содержательный этап урока

Актуализация полученных знаний

Какие знания о составе, строении, значении атмосферы, атмосферном давлении вы получили на прошлом уроке?

Какой опыт вы проводили дома?

— Вспоминают и дают ответы на вопросы игровой презентации «Атмосфера и цифры атмосферы»

Комментируют результаты опытов с. 68-69 учебника, описанные в тетради «географа –следопыта».

Изучение нового материала

1.Метеорологические приборы

Найти в тексте учебника с.70 определение «Погода – это….»

— Находят и выделяют в тексте учебника определение, записывают в тетрадь.

2. Метеорологические наблюдения

Чем необходимо метеорологам для того, чтобы узнать состояние атмосферы. ( Метеоприборы). Перечислите их используя рисунки и текст учебника с.71-72

Находят в тексте названия приборов и составляют в тетради таблицу: название прибора, назначение прибора.

3. Атмосферное давление

Проводят опыт по доказательству существования атмосферного давления. Итоги наблюдения за атмосферным давлением.

— Проводят опыт.

-Поясняют изготовление в домашних условиях простого барометра.

-Подводят итоги за наблюдением атмосферного давления в течение недели.

4. Метеорологическая станция.

Изготовление флюгера.

Работа портативной метеостанции.

Собирают из заготовленных материалов флюгер.

Фиксируют результаты.

3.Этап закрепления

Закрепление

1.Вопросы для беседы:

— Сформулируйте своими словами определение погоды?

— Для чего организуют метеорологические наблюдения?

— Как можно еще определить погоду?

(по народным приметам)

Отвечают на вопросы.

-Приводят примеры наблюдений за погодой из жизни.

2. Тест.

1.Какой из перечисленных приборов. Что измеряет?

А) барометр

Б) термометр

В) гигрометр

2.Атмосферные явления это:

3. Метеорология это:

А) наука о твердой оболочке Земли

Б) наука о воздушной оболочке Земли

Выбирают правильные варианты ответов и объясняют причину выбора

Сравнивают с правильными ответами (самоконтроль)

Подведение итогов

Сегодня мы познакомились с приборами, позволяющими нам наблюдать за погодой и научились делать некоторые из них в домашних условиях. Узнали, как устроена простейшая метеорологическая станция. Какие бы приборы из учебника с.73-75 вы бы еще хотели сделать?

— Высказывают свое пожелание о изготовлении простейших метеоприбоов.

Выбирают самостоятельно приборы стр73-75 учебника, которые они хотели бы изготовить на следующем уроке.

4.Рефлексивный этап урока

Рефлексия деятельности

— Прием «Листовка»

На предложенном листочке изобразите себя на уроке в виде состояния атмосферы: ярко светит солнце, идет дождь, туман, снег

— Заполняют предложенные листовки

— Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в словесной форме

5. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

Параграф 13 с.10-11.

Изготовить один из предложенных приборов по желанию и в течение недели попытаться провести наблюдения с помощью этого прибора. Продолжить работать в тетради географа-следопыта по народным приметам

— Читают текст стр. 68 учебника и комментируют методы изготовления барометра в домашних условиях.

Дополнительное задание (по желанию и по выбору)

Составь краткий рассказ о современных метеоприборах,стр.75,зад 8 (учебник)

С помощь интернет-ресурсов выбирают необходимый материал и составляют сообщение

Подготовка и презентация сообщения на тему «Метеоприборы»

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *