План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.М. Неменского на тему «Жостовские букеты»

Хмелевская Светлана Никаноровна

Учитель ИЗО, черчения

МБОУ СОШ №45, г.Уфы РБ

План-конспект урока

по изобразительному искусству в 5 классе

по программе Б.М. Неменского

на тему «Жостовские букеты»

Цели урока:

-закрепление знаний учащихся о народных промыслах России;

-знакомство с историей художественного промысла Жостово;

-знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций;

-развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса.

Задачи:

1) обучающая: научить учащихся выполнять несложные элементы «жостовского письма» и составлять узоры из этих элементов;

2) познавательная: познакомить учащихся с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;

3) развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами (широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти и т.д.);

4) воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству.

Оборудование и материалы:

Для учителя: наглядные пособия, фотографии с изображением жостовских подносов, наглядные пособия для отгадывания кроссворда, поднос с жостовской росписью, магнитофон, музыкальный фрагмент (народная музыка), бумага, гуашь, кисти (2-3 шт.), баночка с водой, цв.мел.

Для учащихся: картон черного цвета, гуашь, кисти (2-3 шт.), баночка с водой, палитра, тряпочка, образец с изображением различных видов и форм цветов.

План урока:

1. Орг.момент

2. Беседа об истории художественного промысла

3. Решение кроссворда

4. Рассмотрение вариантов композиции и этапов выполнения росписи

5. Физкультминутка

6. Постановка художественной задачи

7. Практическое выполнение задания

8. Подведение итогов и просмотр работ

Ход урока:

1. Орг.момент:

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Беседа об истории художественного промысла:

Ребята, обратите внимание, как красиво украшена классная доска! Какие удивительные изделия мы видим на ней. Все они сделаны народными умельцами.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет!

Уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров одного из подмосковных сел. На Руси с начала 19 века получил распространение заморский напиток – чай. Возник целый ритуал – чаепитие. Тульские мастера едва успевали изготавливать самовары. Непременным участником чаепития стали подносы. В старых книгах нашли запись о том, что в 1825 году в подмосковном селе местный крестьянин Филипп Вишняков с сыновьями открыл свою подносную мастерскую. Каких только подносов не изготавливали те мастера. Трактирные, или «скатертные», достигали размеров стола, а маленькие «закусочные» — не больше тарелки. Подносы имели самую разнообразную форму: и круглые, и овальные, и прямоугольные, и даже треугольные (показать репродукции). Что же изображали мастера на своих подносах? Это букеты знакомых каждому цветов.

Букеты сказочных цветов

Глядят на нас с подносов звонких

И шелк волшебных лепестков,

И трепет трав в сиянии тонком.

Именно расписные подносы прославили это подмосковное село, т.к. именно по нему получили свое название.

3. Решение кроссворда:

А мы сейчас попробуем отгадать название этого села (кроссворд с вопросами в приложении №1).

Ребята отвечают на вопросы и отгадывают название художественного промысла Жостово.

4. Рассмотрение вариантов композиции и этапов выполнения росписи:

Присмотритесь к росписи подносов. На черном, синем, красном или палевом фоне выполнялись самые разнообразные цветочные композиции: и венки из цветов, и пышные букеты (показать репродукции). Букеты – плотные, стеблей почти не видно. Одни головки цветков и листья. В центральной части – самые крупные, а края и промежутки украшает кружево из мелких цветочков и тонких стебельков и листьев. Свободная манера письма, кистевая живописная импровизация – основной принцип жостовской росписи. Мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предварительного рисунка. Каждый этап имеет свое название:

1) Замалевок. На заранее подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.

2) Тенежка. Это слово созвучно слову «тень». Обозначаются теневые места растений. Появляется объем.

3) Бликовка. Художник создает эффект освещенности букета за счет высвечивания бликом части цветка и листьев. Поэтому передняя часть цветов как бы «выступает вперед», а отвернутая от зрителя «уходит вглубь».

4) Чертежка. При помощи тонкой кисточки прописывают «семенца» в центре чашек.

5) Привязка. Тонкой кисточкой прописываются стебельки, травинки, усики. Букет объединяется в единое целое.

6) Уборка. Украшаются борта подноса геометрическими или растительными узорами.

5. Физкультминутка «На ярмарке»:

А теперь, ребята, перед тем, как приступить к практической части урока, проведем физкультминутку.

Мы на ярмарку пошли,

Много деревень прошли (шаги на месте)

Как на ярмарку попали

Скомороха увидали (руки приложили к голове, сделали несколько наклонов головы).

Он все бегает, резвится

И зазвать народ стремится (бег на месте).

То присядет, то привстанет (движения по тексту).

Руки кверху поднимает, а потом их отпускает.

И кричит на всю страну: «Покупайте Хохлому!».

6. Постановка художественной задачи:

Ну, вот отдохнули. А теперь за работу. Сегодня мы с вами выполним фрагмент жостовской росписи. Попробуем изобразить один крупный цветок с листьями. У всех на столах представлены образцы самых разнообразных видов и форм цветов. При выполнении росписи можете их использовать. Сначала карандашом слегка наметим контуры цветка и листьев. Затем кистью потолще широким мазком намечаем основные цветовые пятна. А дальше работаем уже тонкой кистью, этап за этапом. При необходимости используем палитру для смешивания цветов.

7. Практическое выполнение задания:

Приступаем к работе. Ребята начинают работать над фрагментом росписи, а учитель показывает на доске, как выполняются некоторые элементы росписи: «лепесток», «стебелек» и т.д. По ходу выполнения задания дает учащимся практические советы.

8. Подведение итогов и просмотр работ:

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с удивительным и очень праздничным искусством Жостово. Давайте еще раз полюбуемся им. Прошу ребят, чьи работы выполнены наиболее удачно, выйти к доске.

Как вы думаете, достойны эти работы представлять народный промысел Жостово? Ответы учащихся.

Заканчиваю урок стихами:

Как удивительно тепло

И хмурый день наполнен светом,

Когда в руках ожившим летом

Горит такое мастерство.

Выставление оценок. Домашнее задание для тех, кто не успел закончить работу – завершить работу дома. На следующий урок приносим акварельные краски или гуашь, кисти, альбом. Уборка рабочих мест.

Урок окончен. До свидания.

Список литературы:

1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы /Под ред. Б.М. Неменского [Текст]: учебное издание М.: Просвещение, 2005. 141с.

2. Сидоров В. Жостовский букет // Юный художник. — №8. – 1978.

3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для уч. 5-8кл.: В 4 ч.Ч.3 Основы композиции.- Обнинск: Титул, 2004. – 80с.

Приложение №1

КРОССВОРД

Г

Ж

Е

Л

Ь

Д

Ы

М

К

О

В

О

С

В

И

С

Т

У

Н

Ь

Я

Т

Р

А

В

К

А

Ф

И

Л

И

М

О

Н

О

В

О

Т

В

Е

Р

С

К

А

Я

Х

О

Х

Л

О

М

А

Вопросы:

1. Название промысла (показать картинку)

2. Эта игрушка из села (показать картинку)

3. Название веселой весенней ярмарки на которую свозили игрушки и свистульки

4. Название хохломского узора (показать фото)

5. Эта игрушка из села (показать картинку)

6. Название игрушки (показать картинку)

7. Название промысла (показать картинку)

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector