Открытый урок развития речи в 9 классе Тема: подготовка к сочинению на лингвистическую тему

6

Открытый урок развития речи в 9 классе

Тема: подготовка к сочинению на лингвистическую тему

Задачи: развивать умение

  • раскрывать смысл высказывания на лингвистическую тему, подбирать аргументы в защиту своей позиции

  • писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

  • определять смысловое и выразительно-изобразительное значение знаков препинания

  • мотивировать выбор знака препинания в бессоюзном сложном предложении

  • развивать универсальные учебные действия: сотрудничать и работать в группе, излагать свою точку зрения на проблему, осуществлять взаимопроверку.

  • воспитывать бережное и внимательное отношение к русскому языку, умение пользоваться его богатствами

Ход урока

  1. Ролевая игра: анализ сочинений по высказыванию К.Г.Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»

Работа экспертной комиссии:

  • знакомство с содержанием текста;

  • знакомство с критериями оценки;

  • Защита мини-проектов:

Работа №1.

К.Г.Паустовский говорил, что русским словом можно передать все, что есть в жизни и в людском сознании. Высказывание я понимаю так: с помощью лексики, различных средств выразительности языка можно передать любые мысли, чувства, переживания. Приведу примеры из текста.

В предложении 2 автор использует разговорное слово «жмутся», чтобы показать застенчивость и неуверенность ребят, пришедших к Анне Федотовне за письмами.

Для того чтобы передать состояние матери, у которой отняли единственную память о сыне – его письма, автор употребляет градацию. «Он угас, умер, погиб» — с каждым словом усиливается трагичность момента: бедная мать чувствует, что потеряла своего сына навсегда.

Таким образом, прав был Паустовский, писавший, что «нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Козмина Аня

Работа № 2

Высказывание К.Г.Паустовского о русской лексике я понимаю так: для всего придумал слово человек: и для предмета, и для состояния, и особенно для чувства. Но особенно выразительным становится слово в составе стилистической фигуры речи или когда оно используется в переносном значении. Попытаюсь доказать это примерами из текста.

В этом отрывке используется градация: «он угас, умер, погиб». Это помогает автору усилить значение того, что чувствовала бедная мать, — горечь, безысходность, обиду. Также в тексте Бориса Львовича Васильева употребляется метафора «ослепла, оглохла… ее душа». С ее помощью автор передает отчаяние матери, у которой порвали ту последнюю ниточку, что связывала ее с сыном.

Таким образом, Паустовский был прав, утверждая: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Лещикова Катя

  • Оценивание работ по критериям, комментарий оценки

  1. Мозговой штурм: прочитайте предложения:

В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

Рябчики говорят: охотники любят обычно дремать на деревьях.

Подумайте, есть ли в этих предложениях ошибки? Как бы вы определили их разновидность? С каким разделом науки о языке они связаны? Попытайтесь представить автора этих предложений. Что вы можете сказать об этом человеке? Почему ему удалось рассмешить вас?

Сомерсет Моэм: «Это был не юмор мыслей, и даже не юмор слов; это было нечто куда более тонкое — юмор знаков препинания…»

  1. Анализ цитаты: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». С. И. Львова

Знаки препинания не только выделяют синтаксические единицы, но и передают чувства пишущего, его отношение к изображаемому.

  1. Инсценировка стихотворения С.Я.Маршака «Знаки препинания»

  2. Работа в группах: смысловая роль знаков препинания (знаки препинания, имеющие наиболее ярко выраженный «неповторимый характер»).

Точка. Ставится там, где пишущий хочет сказать: «Я сообщил вам все, что считал нужным. Можете обдумать мое сообщение».

В магазине Павлик сразу увидел этот мяч. Большой. Черный. Сшитый из кожаных шестиугольников. Мяч, о котором он так мечтал. Который даже видел во сне.

Многоточие – своеобразный антоним точки. Его ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам еще не все, что знаю. Подумайте сами, что еще можно добавить к сказанному» или «Я сообщил вам еще не все, что знаю. Я подумаю и, возможно, добавлю что- нибудь еще».

«Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов…» (В. Набоков)

Вопросительный знак требует ответа. В какой форме: словесной, на уровне чувства, подчинения воле говорящего?

Восклицательный знак показывает, насколько сильно волнует пишущего содержание собственного высказывания.

Двоеточие ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение»

Двоеточие
Глазастое
Ходит,
Знаниями
Хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему…

  1. Самостоятельная работа:

А) Создание сочинений по текстам:


  1. Проверка сочинений: оценка по критериям

  1. Домашнее задание: сочинение на лингвистическую тему «Мой любимый знак препинания»

6

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *