Организация внеурочной деятельности учащихся ( проблемы и пути их решения)

Организация внеурочной деятельности учащихся

( проблемы и пути их решения).

Основными задачами организации внеурочной деятельности учащихся являются:

  • обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;

  • оптимизация учебной нагрузки обучающихся;

  • улучшение условий для развития ребенка;

  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Для решения данных задач я, как учитель, должна усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время; организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся; выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности; оказать помощь в поисках «себя»; создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; развить опыт творческой деятельности, творческих способностей; создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширить рамки общения с социумом; воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

Передо мной встаёт глобальный вопрос: каким образом я, как учитель должна реализовать идею ФГОС в урочной и внеурочной деятельности? Какими ресурсами пользоваться? Каким образом преодолеть физиологические проблемы и педагогическую запущенность некоторых детей? Каким образом перестроить отношение  родителей? Вот некоторые проблемы учащихся моего класса.

  • трудности адаптации к школьному обучению из-за отсутствия навыков общения со сверстниками, умения работать в группе;

  • недостаточность общей готовности ребенка: физической, личностной и интеллектуальной – это недостаток развития двигательных навыков, в т.ч. мелкой моторики, физической и умственной работоспособности, а также недостаточное развитие образного мышления, воображения, творчества, устойчивых познавательных интересов;

  • наличие серьезных логопедических проблем.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Выполнить поставленные задачи мне помогают следующие технологии:

  • педагогика сотрудничества;

  • гуманно-личностная технология;

  • технология коллективного воспитания;

  • проектная деятельность;

  • дифференциация по интересам;

  • информационные и коммуникационные технологии;

  • игровые технологии;

  • обучение на основе «учебных ситуаций»;

  • социально – воспитательные технологии;

  • технология саморазвития личности учащихся

Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволяет добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.

Учителю крайне необходимо понимать  зачем проводятся данные занятия, и какой результат он должен получить. Поэтому при организации внеурочной деятельности нужно знать различие между результатами и эффектами этой деятельности. Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Эффект — это последствие результата.

В ходе учебного процесса в моем классе поощряется опытно-поисковая деятельность, использование приемов фантазирования, выбор нетрадиционных путей достижения целей и нестандартных решений, способных усилить заинтересованность исследователя и обеспечить наибольшую продуктивность его работы.

Я советую моим ученикам:

  • Сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи.

  • Не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди.

  • Старайтесь мыслить широко.

  • Если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и попробуйте найти новые пути.

  • Будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения.

  • Ищите объяснения странных и непонятных вещей.

  • Ищите необычные способы применения обычных вещей.

  • Откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы.

  • Используйте метод мозгового штурма.

  • При оценке идей старайтесь быть объективным. Представьте, что они принадлежат не вам, а другому человеку.

Было проведено анкетирование учащихся начальной школы. Ребята отметили, какие занятия по внеурочной деятельности им наиболее интересны.

Разнообразие видов и форм внеурочной деятельности предоставляет каждому ученику возможность для творческой деятельности, самовыражения и самоопределения. Сегодня родители моих учеников удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности и отмечают, что тревога за физическую и эмоциональную перегрузку, которая изначально присутствовала в родительской среде, на данный момент исчезла.

Правильно организованные условия внеурочной деятельности обеспечат создание уникальной среды, направленной на решение задач воспитания высоконравственных, конкурентоспособных, компетентных граждан современного Российского государства.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *