«Определение глагола как части речи» 3 класс

МБОУ СОШ с УИОП

Г.Салехард

Неделя науки и творчества

2013-2014 уч.г.

Учитель: Панова Елена Викторовна

3б класс

«Школа 2100»

Русский язык

ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Урок 106

Тема: Определение глагола как части речи

Обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль.

Развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о глаголе.

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1. Организационный момент – самооценка

Обмен настроением”

-Посмотрите на слайд, найдите в списке прилагательное, которое описывает ваше настроение и объясните свой выбор.

Ожидающее – я жду от сегодняшнего урока новых открытий.

Спокойное — я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.

Приподнятое – я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем!

Ликующее – сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.

У –ль: Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.

Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Напишите «Классная работа».

3 4 4

Беседа.

Как называются слова, о которых можно спросить:

что это? кто это? (Имена существительные.)

какой? какая? какое? какие? (Имена прилагательные.)

Как называются слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них? (Местоимения.)

Приведите примеры названных частей речи.

По группам: один ученик называет слово, ученик из другой группы отвечает, какая это часть речи, и т.д.

Примечание. Называются только те три части речи, которые назвали во время беседы, – существительные, прилагательные, местоимения.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.

1 3 3 4 5

1. Мотивирующее введение в тему урока.

На слайде представлен текст.

Муравей и голубка.

Муравей … к ручью: захотел … . Волна … его и чуть не … . Голубка … ветку; она … – муравей … . И … ему ветку в ручей. Муравей … на ветку и … . (Л.Н. Толстой)

Поняли, о чём этот текст? А чего здесь не хватает? Попробуйте восстановить нужные слова.

Варианты учеников.

А вот авторский вариант. (На слайде появляется полный текст.)

Муравей и голубка.

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидала – муравей тонет. И бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

(Л.Н. Толстой)

Какие же слова делают по-настоящему возможным понимание текста? (Глаголы.)

Сформулируйте тему урока и вопросы, которые предстоит рассмотреть. (Глагол.)

Что обозначает глагол?

На какие вопросы отвечает?

Зачем глаголы нужны в речи?

Вопросы на слайде

2. – Проверим свои предположения, прочитав название параграфа на с. 103.

Рассмотрите рисунок. Что делает Афанасий? (Плывёт.)

Можно ли плыть, не совершая действия руками и ногами?

А представьте себе мир без действий.

— Какой это будет мир?

— Попробуйте его показать.

— Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь.

Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью … глаголов.

— Покажите эту жизнь.

— К концу урока вы постараетесь ответить на вопросы и составить определение изучаемой части речи.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

  1. Наблюдение по учебнику и определение ключевых слов темы.

4 5 6 1  4

а) Упр. 345. Запись отдельных примеров с комментированием.

— Прочитайте задание

Как вы будете подбирать глаголы? (Зададим вопрос и подберём подходящее действие.)

— Выберите по одному слову и всей группой подберите к нему глаголы.

2. Слуховой диктант.

Кто о себе мог так рассказать?

Я – страшное дело – какой деловой:

В любые дела ухожу с головой,

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.

(Т. Рик)

Послушайте ещё раз и выпишите все глаголы.

Сколько глаголов? (7.)

Сделайте вывод: много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему? (С предметом можно производить разные действия.)

По частоте употребления глагол занимает 2-е место после имени существительного.

— Сделайте вывод. Выберите нужную карточку

1 4 3 4 1 4

б) Упр. 346.

Прочитайте текст ознакомительным чтением. Ответьте на вопрос: что означает глагол? Откуда это слово в русском языке?

Связные ответы детей.

— Обсудите, какая карточка соответствует этому упражнению.

1 3 4 1 2 3 4

2. Продолжение наблюдений. Отличие глаголов от других частей речи со сходным значением.

— Посмотрите на следующий слайд. Упр. 347.

Что общего у слов в каждой группе?

Что передаёт корень в этих группах? (Действие или признак.)

Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы?

Запишите только глаголы. Покажите, как вы действовали.

Запись: бегал (что делал?), петь (что делать?)…

Сделайте вывод: как же отличить глаголы от других частей речи со сходным значением? (Задать вопрос и подумать над значением.)

— Сделайте вывод и подберите нужную карточку.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Какой был уровень задания?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Какую отметку ты бы себе поставил?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

1 45

3. Работа с определением (с. 105).

Прочитайте текст про себя.

Что бы вы ещё могли добавить к этому определению? (О роли глаголов в речи.)

Приведите свои примеры глаголов.

IV. Развитие умений.

3 4 6 1 3

1. Первичное закрепление материала.

— А сейчас задание для самых сообразительных. Помогите друг другу.

Замените словосочетания глаголом. (каждой группе)

Задирать нос(важничать)

Зарубить на носу(запомнить)

Клевать носом(дремать)

Повесить нос(загрустить, опечалиться)

Водить за нос(обманывать)

Ломать голову – думать, размышлять, разгадывать.

— Как называются такие словосочетания?

2. Словесное рисование.

Попробуйте представить себе глагол в виде живого существа.

Какой он?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

V. Итог урока.

4 4 2 3

  1. Итак, подведём итог урока.

— На какие вопросы мы хотели сегодня ответить?

— Возьмите карточки и прочитайте своё определение глагола.

— Найдите правило в учебнике.

— Сравните его со своим.

2. – Вспомните своё настроение в начале урока.

— Осталось ли оно тем же или изменилось?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

— Я рада, что настроение у некоторых улучшилось.

Вы молодцы, работали дружно.

VI. Домашнее задание.

1. Упр. 1, с. 116. Выучить определение на с. 105.

2. Нарисовать портрет Глагола.

Деятельность учеников:

  • Наблюдать за ролью глаголов в речи.

© ООО «Баласс», 2014 7

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *