ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Радужка» для 1 класса

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Радужка»

1 класс

(По изобразительному искусству во внеурочное время)

Программу составила: Чикина Т.А. учитель начальных классов

МБУ НШДС № 51 г.о. Тольятти.

Пояснительная записка к примерной, пробной
интегрированной программе по изобразительному искусству для 1 класса.

В условиях коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего общества особое значение приобретает эстетическое воспитание и развитие подрастающих поколений. Ситуация переходного периода развития общества обостряет процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире и приводит к необходимости гуманизации образования. В этот период возрастает ценность эстетического образования школьников Российской Федерации. Искусство помогает учащимся построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях.

Данная интегрированная программа, которая охватывает следующие предметы — изобразительное искусство, музыку, развитие речи и окружающий мир имеет общие для каждого из них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира.

Поскольку интеграция — это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. В чем мы его видим?

— В повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук.
          — В изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами.
          — В эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы.

— В росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время.
          — Во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

       Данный подход к интегрированному обучению в начальной школе не требует глобального пересмотра подготовки учителя, а основан на способности учителя, манипулировать учебным материалом в рамках начального образования.

Именно на интегрированных занятиях у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к родному языку, природе, литературе, музыке, расширяется кругозор, обогащаются знания учащихся.

Интегрированные занятия – это, прежде всего уроки творчества, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. Рисование для учащегося является своеобразной реализацией своих возможностей. По готовой работе учителю нетрудно определить душевное состояние ученика. Познавая музыкальные сочинения, учащиеся должны обращать внимание не только на их внешнюю форму, а и на содержательную сторону, на мировоззренческую позицию автора, на его отношение к тому предмету, который запечатлен в музыке. В развитии творческих способностей учащихся необходимо использование всех возможностей, чтобы урок превратился в сказку, в путешествие по картинной галерее, дать эмоциональный толчок к самовыражению через рисунок, через восприятие и понимание музыки.

Межпредметная интеграция способствует эмоционально-эстетическому восприятию учащимися произведений духовного содержания, даёт представление о нравственных вечных ценностях. А компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядные пособия, помогают учителю излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету.

На некоторых занятиях данной программы мы используем презентации, которые:

  • открывают более широкие возможности для творческого преподавания, как изобразительного искусства, так и музыки;

  • обеспечивают политехнический принцип обучения, дифференцированный и личностно-ориентированный подходы в обучении;

  • дают возможность увеличить объем нового материала на уроке и сократить время на его объяснение;

  • активизируют процесс обучения.

Составляя данную программу, выстроились общие задачи интеграции:

  • создать у детей образ целостного восприятия окружающего мира;

  • расширить их знакомство с эстетическими формами деятельности;

  • познакомить детей с различными гранями искусства;

  • умножить знания в области названных предметов;

Основной  целью данной программы является воспитание всесторонне развитой гармоничной личностью средствами изобразительного искусства, музыки и литературы.

Важнейшими задачами, которые стоят перед учителем:

  • Введение ребенка во все многообразие видов художественной деятельности.

  • Формирование личностных представлений ребенка о связи искусства с жизнью.

  • Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям.

  • Овладение первичными навыками рисунка, живописи, моделирования, лепки.

  • Приобщение к миру музыки.

  • Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения учащихся.

Краткое содержание программы.

Основы художественной грамотности.

  • Основы понятий об изобразительных и декоративных формах деятельности.

  • Первоначальные сведения о творчестве выдающихся русских художников. (В.Васнецов, И.Билибин, М.Врубель, А.Саврасов, И.Шишкин, И.Левитан, И.Репин, В.Суриков и др.).

  • Творчество известных отечественных и зарубежных иллюстраторов детской книги: Е.Чарушин, Ю.Васнецов и др.

  • Основы представлений о русской национальной художественной культуре и ее связях с культурой других народов.

  • Основы представлений о художественно-образном языке изобразительных, декоративных, конструктивных форм искусства (народных и профессиональных).

  • Средства художественной выразительности (свет и тень, цвет, тон, объем, пропорции, пространство, ритм, силуэт, фактура, контур, пятно, линия, штрих, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, равновесие) как основы композиции в изобразительных и декоративных искусствах.

  • Начальные сведения о цветоведении (три основных цвета, их смешение, теплые, холодные, цветовой контраст)

  • Первичные навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению (природа, предметный мир, человек, животные).

  • Инструменты, материалы и техника художественной деятельности, доступные начальной школе (акварель, гуашь, аппликация, мелки; тушь, бумагопластика, пластилин, глина и т.д.).

  • Традиционные народные промыслы России (Хохлома, Гжель, Дымковская и Городецкая росписи).

  • Ведущие художественные музеи России и других стран (Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж).

  • Творчество известных русских и зарубежных композиторов (П.И. Чайковский, С. Прокофьев, Г. Свиридов, Моцарт, Вивальди)

Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой и другими видами искусств.

Обучающий аспект программы:

  1. Учить детей наблюдать за красотой окружающего мира.

  2. Учить соблюдать в изображении пропорции, размер.

  3. Учить достигать соотнесение содержания музыкального произведения с духовным мироощущением учащихся.

Воспитательный аспект:

  1. Воспитывать эстетические чувства у учащихся.

  2. Формировать учебную деятельность через развитие интереса и решение познавательных задач.

  3. Воспитывать правила организации и аккуратности на рабочем месте.

Развивающий аспект:

  1. Развивать чувство прекрасного и потребность в самосовершенствовании.

  2. Развивать эмоциональное отношение к действительности, нравственно-эстетическую отзывчивость на красивое в жизни с помощью изобразительного искусства, музыки и литературы.

Цели обучения

В результате обучения по данной программе реализуются следующие цели:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Место предмета в базисном учебном плане.

В учебном плане внеурочной деятельности, на изучение интегрированной программы по изобразительному искусству отводится 1 час в неделю. (Вторая половина дня.) Программу вводим с третьей недели сентября.

Планируемые результаты.

Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству и музыке:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства, литературы и музыки;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

е) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства, литературы и музыки в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства, литературы, музыки и освоение некоторых из них;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (презентации, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения курса является формирование перечисленых ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верное выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

  • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

  • Уметь выразительно читать стихи.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и соблюдать их.

  • Учиться согласованно работать в группе.

  • Воспитание в себе готовности к отстаиванию своего эстетического идеала.

К концу 1-ого класса ученик должен:

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

  • понимать, в чём состоит работа художника, музыканта и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать научиться слушать музыку;

  • понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, наброски;

  • слышать какая это музыка: быстрая, медленная, грустная, веселая;

  • знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое, тёплые и холодные цвета;

  • знать и уметь объяснять, что такое орнамент;

  • учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

  • учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета, музыки и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета, музыки используется разными художниками, композиторами;

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Владение простейшими навыками:

  • рисунка;

  • аппликации;

  • техники работы акварельными и гуашевыми красками, карандашами и пастелью.

  1. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

  • живопись (пейзаж, картины о жизни людей и животных);

  • графика

  • народные промыслы (Городецкая роспись, Дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).

5. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:

  • композиция, рисунок, цвет для живописи;

  • композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.

Тематическое планирование.

Темы занятий

Изобразительная деятельность и художественный труд.

Развитие речи и окружающий мир.

Музыка

Сентябрь

1.

«Наши верные друзья — кисточка и карандаш»

Рисуем радугу по мокрому листу бумаги.

Знакомство с цветами радуги. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

Слушаем и поем песню «Улыбка», муз. Шаинского

2.

«Лето – это маленькая жизнь». Рисование моря по представлению детей.

Рисуем море, знакомство с линией горизонта.

Вспоминаем и обсуждаем виды морского транспорта. Читаем стихи про море: В. Орлова «Почему загрустил пароход?», И. Золотова «Улитки», В.Орлова «Кто утюжит море». Показ картин с репродукциями И.К. Айвазовского «Буря», «Неаполитанский залив», «Парусник у берегов Крыма».

Слушаем вступление к опере- былине «Садко» Н. Римский – Корсаков «Океан – море синее»

Октябрь

3.

«Краски осени»

Рисуем акварелью или гуашью осенние цветы, с натуры. (Хризантемы).

Рассматриваем букет цветов, обсуждаем разнообразие красок, составляем предложения. Показ хризантем через презентацию.

Слушание инструментального произведения «Прогулка» С.Прокофьев

4.

«Золотая осень»

1.Делаем работу «Осенний листопад».

Раскрашиваем осенний листочек лицевую сторону акварелью или гуашью цветами осени, переворачиваем листочек и печатаем его на лист бумаги.

2. Проделываем то же самое, что и на первом занятии по данной теме, но, не поднимая листочек, накладываем фон вокруг него широкой кистью, методом «тыка». (Предварительно обговариваем с детьми цвет фона, чтобы он не слился с листочком).

Рассматриваем и сравниваем по цвету и форме осенние листья. Чтение стихов об осени: «Листопад» Ф. Грубина, «Листопад» Н.Егорова.

Поём песню «Скворушка прощается»

Филиппенко,

Слушание

П.И. Чайковского «Времена года»

5.

«Золотая осень»

Рисование дерева снизу вверх без наброска, крону делаем разноцветную, наносим акварель или гуашь на ветки дерева подушечками пальцев.

Повторяем, что такое «Пейзаж». Вспоминаем, какие деревья мы видим в парках и лесах. Показ картин с репродукциями Ф.А. Васильева «Болото в лесу осенью», А.М. Васнецова «Ахтырка»,

6.

«Знакомые лица»

Карандашами или мелками работаем в «раскрасках» по сказке Джанни Родари «Чипполино»

Рассказываем сказку «Чипполино», вспоминаем главных героев сказки. Обсуждаем, какие ягоды и фрукты мы знаем. Загадываем и разгадываем загадки по теме. Читаем стихи: Н.Гончарова «Помидор», «Огурец», К. Тынгрыкулиева «О том, почему все заплакали?», У Рашида «Наш сад», А. Богдарина «Вишня».

«Картинки с выставки» М. Мусорского

Ноябрь

7.

«Детки в клетке»

Рисуем цветными карандашами или пастелью «Наше любимое животное».

Читаем, обсуждаем любимые стихи С.Я. Маршака (ко дню рождения поэта). Рассматриваем картинки с изображением раз личных животных. Обсуждаем отношение людей к «братьям нашим меньшим».

Песни из мультфильмов

8-9

Декоративно прикладное искусство. «Гжель». «Хохлома». «Городецкая роспись». «Дымковская игрушка».

Вырезаем из белого картона по трафаретам фигурки посуды (кувшин, тарелку, чашку, разнос, ковш, чайник). Украшаем нашу посуду одной из росписей.

Повторяем, какую роспись мы называем «Гжелью», какую «Хохломой». Какая роспись называется «Городецкой»? Какая игрушка называется «дымковской». Рассматривание различной посуды, расписанной мастерами. Показ наглядного материала по данной теме.

Слушание русской народной песни «Выходили красны девицы»

10

«Мы мастера декоративно прикладного искусства. Наши веселые узоры»

Повторяем, что такое узор (повторяющие элементы рисунка). Украшаем разносы (вырезанные педагогом из картона) личным узором.

Показ детям рушника, вышитой скатерти, расписного самовара. Обсуждаем наши впечатления от увиденного.

Слушание народные наигрыши на русских народных инструментах

Декабрь

11

«Эти необыкновенные животные»

1. Лепим из пластилина понравившихся животных, обсуждая формы и размеры тела.

2. Рисуем цветными карандашами или пастелью понравившихся животных, обсуждая формы и размеры тела.

Вспоминаем известные русские народные сказки главными героями, которых являются животные. Находим что общего в этих сказках. Рассматриваем книги художниками иллюстраторами, которых являются И.Я. Билибин «Василиса Прекрасная», Е. Алмазова и В. Шваров «Теремок» «Про лисичку сестричку», «Репка»…Презентация.

12

«Лучший художник – Мороз Иванович»

Рисуем снежинку. Работа тонкой кистью точно вертикально. По высохшей работе обводим снежинку свечой и наносим фон широкой кистью.

Рассматриваем снежинки изготовленные детьми дома, рассматриваем платок «паутинку», рассматриваем на картинке паутину сделанную пауком. Сравниваем, обсуждаем. Читаем стихотворение Г.Бахаревой « На тоненькой ветке висят паутинки».

Цикл «Времена года» Вивальди «Зима»

13-14

«Новогодний калейдоскоп»

Учимся рисовать объемную, новогоднюю игрушку на еловой ветке (работа тонкой кистью). Обводим ветку с игрушкой свечой, наносим фон широкой кистью.

Рассматриваем различные новогодние игрушки. Сочиняем коллективную новогоднюю сказку. Читаем стихи про Новый год: К. Бескровного «Зимней ночью», Б. Заходера «Встречали звери Новый год», Т. Мельниковой «Дети водят хоровод»…

П.И. Чайковский «Щелкунчик»

Январь

15

«Ах ты, Зимушка – зима».

Рисуем по черному картону зимнее дерево белой гуашью тонкой кистью.

Рассматриваем зимние пейзажи на картинах с репродукциями М Брядова «Волшебница зима», А.К. Соврасова «Зима». Составляем предложения по картинам. Читаем стихи о зиме: М. Пожарова «Разукрасилась зима», И Сурикова «Зима»…

16

«Зимние забавы»

Рисуем рисунок «Мы на прогулке» (акварель или гуашь), частично используем, при нанесении фона рисунка, тампон из ваты используем трафарет снеговика.

Рассматриваем серию картин с репродукциями Н.Ровелла и Р. Дункана «Зимние забавы». Презентация. Беседуем о зиме, о детских зимних забавах. Читаем веселые стихи: И. Бурсова «Хитрые санки», И Черницкой «Пришла зима», С. Черного «На коньках»

Слушание

Г. Свиридова «Тройка»

17

«Моя любимая игрушка»

Рассматриваем и рисуем любимую игрушку акварелью или гуашью, обсуждая формы, цвет и размеры ее.

Проводим беседу на тему: «Какие игрушки нравятся девочкам, а какие мальчикам и почему?».

Слушание

С. Прокофьева «Петя и Волк»

Февраль

18

«Мой мягкий друг»

Рассматриваем и рисуем любимую мягкую игрушку, обсуждая формы, цвет и размеры ее. Обсуждаем как карандашами или пастелью можно придать работе мягкость, пушистость.

Читаем любимые стихи А.Л. Барто (ко дню рождения поэтессы). Делаем выводы, как нужно относиться к игрушкам и книгам.

Слушание

П.И. Чайковского «Утро» из цикла

«Детский альбом»

19

«Наша Армия всех сильней».

Делаем поздравительную открытку аппликацию.

Проводим беседу о том, кто защищает нас от врагов. Зачем нужно защищать свою Родину? Какие рода войск мы знаем. Презентация. Что нужно делать, чтобы стать сильным, смелым?

М. Мусорский «Картинки с выставки» пьеса «Богатырские ворота»

20

«Наша Масленица»

Цветными карандашами или пастелью рисуем праздник. При изображении костра учимся использовать разные цвета и оттенки.

Обсуждаем с детьми, что это за праздник. Как он отмечается. Почему едят в эти дни блины. Что такое «Прощеное воскресенье» и почему нужно уметь просить прощенье.

Русские народные наигрыши,

Балет «Петрушка»

И.Ф. Стравинский

Март

21

«Подарок для мамочки»

Рисуем подарок для мамы, цветными карандашами или пастелью.

Проводим беседу о том, какие наши мамы? За что, по-вашему, надо любить свою маму? Чем ей помогать? Как к ней относиться? Читаем стихи о маме.

Поём песню «Мама» музыка В. Гаврилина

22

«Наш знакомый Дядя Степа»

Учимся рисовать дорожные знаки. «Дорожные знаки на наших дорогах».

Читаем любимые стихи С.Михалкова (ко дню рождения поэта). Обсуждаем работу милиционера, повторяем правила дорожного движения. Показ различных дорожных знаков.

М. Мусорский «Картинки с выставки»

23

«Муха по полю пошла, муха денежку нашла»

Рисуем карандашами или пастелью существующих и не существующих в мире насекомых.

Читаем любимые произведения К.И. Чуковского (ко дню рождения поэта). Обсуждаем, какие насекомые встретились нам в произведении «Муха Цокотуха». Рассматриваем на картинках различные виды насекомых. Читаем стихи: Г. Сапгира «Жук дровосек» и «Гусеница», П. Венина «Муравьи».

М. Мусорский «Тюильрийский сад»

24

«Мой друг- простой карандаш»

Рисуем и заштриховываем кубик.

Обсуждаем с детьми, какие бывают карандаши, что можно изобразить простым карандашом. Повторяем, что такое «набросок». Знакомство с «графикой». Показ графических работ. Обращаем внимание детей, на то, что на графических работах цвет зависит от того, откуда падает свет на предмет.

Слушание Г. Грига «Танец Анитры» из оперы (Пер Гюнт)

Апрель

25-26

«Этот неизведанный космический мир»

Делаем коллективные работы. (А 3)

  1. Изображаем при помощи гуаши, губки и трафаретов космическое небо. Учимся смешивать краски.

  2. Работаем пластилином по картону, на котором есть набросок ракеты. Делаем работу «Наша ракета лучше всех».

Показ детям картинок о космосе. Показ портретов первых космонавтов Ю.А.Гагарина, В. Терешковой. Показ фотографий Белки Стрелки. Обсуждаем, какие летающие аппараты существуют.

В. Моцарт

Симфония № 40

27

«Весна Красна»

Рисуем весенний пейзаж, используя знакомые методы и формы работы.

Обсуждаем, какие изменения происходят в природе весной. Рассматриваем картины с репродукциями А.К. Соврасова «Весенний день», «Весна». Читаем стихи: Б.Заходера «Ласточка»…

П.И. Чайковский «Спящая красавица» (вальс)

Май

28-29

«Никто не забыт, ничто не забыто».

Делаем поздравительную открытку – аппликацию «С Днем Победы» для поздравления ветеранов и жителей нашего города.

Чтение стихов о войне. Беседа с детьми «А что мы знаем о войне?». Акция «Георгиевская лента». Развешиваем наши работы по месту жительства (в подъездах, на стендах для объявлений).

Л. Бетховен. Третья «Героическая симфония»

Д. Тухманов

«День Победы»

30

«Весеннее настроение»

Рисуем весенние цветы (тюльпаны и нарциссы)

Рассматриваем живые цветы, читаем стихи В.И. Мирясовой «Тюльпан» и «Нарцисс», составляем предложения о весне, о хорошем настроение. «Давайте улыбаться друг другу».

П.И. Чайковский «Времена года», «Апрель»

31

«Праздник детства» конкурс рисунка на асфальте. Подведение итогов года. Выставка рисунков и поделок».

Рисуем мир, детство, дружбу мелом на асфальте.

Подборка детских песен

После каждого занятия педагог оговаривает с ребятами тему следующего урока, для того чтобы у ребенка была возможность заработать на уроке не только похвалу, но и жетон, которые затем складываются в «Портфолио» учащегося (выучить стихотворение, нарисовать рисунок, слепить, склеить поделку…)

Литература:

  1. Л.Ю. Бушкова «Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс»

  2. Н. Сокольникова «Изобразительное искусство»

(методика преподавания)

  1. Н. Сокольникова «Основы композиции»

  2. Н. Сокольникова «Основы живописи»

  3. Н. Сокольникова «Основы рисунка»

  4. И. Мосин «Рисование» в 2-х частях

  5. Журналы «Эскиз»

  6. Журналы «Юный художник»

  7. Журналы «Искусство в школе»

  8. Алексеева В.В. Что такое искусство?

  9. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности;

  10. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе;

  11. Неменский Б.М., Фомина Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд;

  12. Полунина В.Н. «Искусство и дети;

  13. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует;

  14. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир;

  15. Энциклопедический словарь юного художника;

  16. Серия «Я познаю мир» книга «Искусство».

Программа для 2-4 классов в разработке.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *