МБОУ СОШ №43
Рассмотрено на секции учителей начальных классов.
Утверждаю__________________________________
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Уроки здоровья»
(Для детей от 6 до 10 лет)
Срок реализации программы 4 года.
Мякота Н.Ю.
Учитель начальных классов.
г.Владимир
2013 год.
Пояснительная записка
Цели программы:создание благоприятных условий,обеспечивающих возможность сохранения здоровья;формирование необходимых знаний, умений и навыков,способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни;использование полученных знаний в практике с целью улуч-шения состояния собственного здоровья.
Задачи программы:формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста;воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры,спорта,туризма в семье.
Работа по данной программе строится на принципах гуманистической пе-дагогики и психологии,выраженных правилом трех П:понимание,принятие, признание.Учет индивидуальных особенностей,уважение к ребенку,к про-цессу и результатам его деятельности,комплексный подход,систематичность и последовательность.интеграция,наглядность-важные принципы реализации программы.
Содержание разделов строится на основных принципах диалектики:
*научность-предлагаемый материал соответствует представлению совре-менной науки об особенностях здорового образа жизни;
*доступность-информация и ее объем соответствуют возрастным возмож-ностям усвоения знаний детей младшего школьного возраста;
*наглядность-познание осуществляется с использованием современных ди-дактических средств;
*занимательность-материал излагается в занимательной,игровой форме;
*актуальность-отражает насущные проблемы,связанные со здоровьем детей;
*психологическая комфортность- психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта,создание условий для самореализа-ции;
*обучение в деятельности-организация детской деятельности по формирова-нию здорового и безопасного образа жизни,умения самостоятельно добывать новые знания,правильно применять их на практике;
*целостность содержания-выделение основных этапов и блоков,логическая преемственность с уроками разной целевой направленности в проессе осу-ществления;
*сознательность и активность-проявление активности учащихся к вопро-сам,касающимся здоровья,что возможно только при осознании ответствен-ности за него;
*опора на предшествующее развитие-опираться на предшествующее спон-танное,самостоятельное развитие и воспитание.
Результатом освоения программы является наличие компетенций как уме-ний,необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья.К та-ким компетенциям относятся понимание ценностей собственной жизни и жиз-ни окружающих людей,способность контролировать свою деятельность,умение вовлекать эмоции в процесс деятельности,готовность и способность обучаться самостоятельно,способность к рефлексии,уверенность в себе,самоконтроль, адаптивность,исследование окружающей среды для выявления ее возможно-стей и ресурсов по сохранению и укреплению своего здоровья,умение прояв-лять настойчивость при соблюдении здорового образа жизни,отношение к пра-вилам и нормам здорового образа жизни как указателям желательных спосо-бов поведения,способность принимать решения,способность слушать других людей и принимать во внимание то,что они говорят,терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих.
Ценностно-смысловые компетенции по здоровьесберегающему на-правлению-это компетенции в сфере мировоззрения,связанные с ценностными ориентирами младшего школьника по отношению к собственному психичес-кому ,нравственному ,духовному и физическому здоровью,его способность видеть и понимать окружающий мир ,ориентироваться в нем,осознавать свою роль и предназначение ,уметь выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности.Данные компетенции предполагают наличие у младших школь-ников следующих ниверсальных учебных действий:
*умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к собственному здоровью и сферам деятельности по здоровьесбережению;
*владения способами самоопределения в ситуациях выбора на основе соб-ственных позиций;
*умений принимать решения ,брать на себя ответственность за их последствия;
*умения действовать на основе выбранных целевых и смысловых установок;
*умение выбирать индивидуальную образовательную программу с учетом общих требований и норм.
Учебно-познавательные компетенции по определению А.В.Хуторского-это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятель-ности ,включающей элементы логической ,методологической ,общеучебной деятельности ,соотнесенной с реальными познаваемыми объектами .В их чис-ло входят следующие учебные действия:
*способность ставить цель и достигать ее ,умение пояснять свою цель;
*умение осущестлять планирование ,анализ ,рефлексию ,самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
*умение ставить вопросы к наблюдаемым явлениям ,отыскивать их причины, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
*умение ставить и решать познавательные задачи по сохранению и укрепле-нию собственного здоровья;
*способность создавать условия для проведения здоровьесберегающих дей-ствий(закаливание ,проветривание ,подвижные и малоподвижные игры и т.д.)
Коммуникативные компетенции-это знание необходимых языков,уме-ние взаимодействовать с людьми,использовать навыки работы в парах и груп-пах,владеть различными социальными ролями в коллективе.Уже к окончанию начальной школы ученик должен уметь представить себя,написать письмо ,за-полнить анкету,задать вопрос,вести диалог и участвовать в дискуссии,высту-пать с докладом,защищать проект и т.д.Поэтому важно сформулировать у младшего школьника следующие универсальные действия:
*умения взаимодействовать с окружающими людьми и анализировать про-исходящие события;
*умения задать вопрос,корректно вести диалог;
*владение разными видами речевой деятельности:монолог,диалог,чтение письмо;
*умение работать в коллективе;
*умение искать и находить компромиссы;
*умение развивать положительные навыки общения в многонациональном, многоконфессиональном обществе,основанных на знании истории и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Информационные компетенции-это умения при помощи телевизора,теле-фона,средств массовой информации,Интернета,видеозаписи самостоятельно искать,анализировать и отбирать необходимую информацию,организовывать, преобразовывать,сохранять и исползовать ее.Информационные компетенции развивают навыки у младшего школьника,которые относятся к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях,в окружа-ющем мире,формируя у обучающегося универсальные учебные действия:
*владение навыками работы с различными источниками информации: книга-ми,учебниками,справочниками,атласами,картами,определителями,словаря-ми,энциклопедиями,каталогами,Интернетом;
*умения самостоятельно искать,извлекать,систематизировать,анализировать и отбирать необходимую для решения задач информацию,организовывать, преобразовывать и сохранять ее;
*способность ориентироваться в информационных потоках,уметь выделять в них главное и необходимое;
*умения осознанно воспринимать сообщения из средств массовой информа-ции;
*умения пользоваться информационными устройствами,такими как компью-
тер,телевизор,магнитофон,телефон,факс,принтер и др.;
*умения использовать для решения учебных задач информационные и теле-коммуникационные технологии:аудио и видеозаписи,электронную почту, Интернет.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции-это знакомство с культурой своего народа и народов других стран,краеведением.Также сюда входит приобретение знаний по экологии,применение правил личной гигие-ны,формирование навыков здорового образа жизни,умение заботиться о соб-ственном здоровье и личной безопасности,владение способами оказания пер-вой медицинской помощи пострадавшим или заболевшим,умение ухаживать за ребенком младшего возраста.У школьников формируются следующие уни-версальные действия:
*понимание духовно-нравственных основ жизни человека и общечеловечес-кой культуры;
*понимание культур,традиций и обычаев своего народа;
*формирование представления о родном крае,его природе,знаниях людей и т.д.;
*влияние опытом ориентации и экологической деятельности в природной среде;
*владение эффективными способами организации своего свободного времени;
*умения применять правила поведения в экстремальных ситуациях;
*умения позитивно относиться к своему здоровью;
*владение способами физического совершенствования,эмоциональной само-регуляции,самоподдержки и самоконтроля;
*умения применять правила личной гигиены,заботиться о личном здоровье,личной безопасности;
*владение навыками оказания первой медицинской помощи;
*владение элементами психологической грамотности,половой культуры и поведения;
*умения использовать многообразие двигательного опыта в массовых видах соревновательной деятельности и организации активного отдыха и досуга;
*умения подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
В процессе работы ведется просветительскя работа с учащимися и их ро-дителями,формируется положительная мотивация младших школьников к ус-воению знаний и представлений о здоровом и безопасном образе жизни и ги-гиенических основах физического воспитания.Ребенок,изучая себя и особен-ности своего организма,психологически готовится к тому,чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность,формировать здоровый образ жизни. Методика работы строится в направлении личностно ориентированного взаи-модействия с ребенком,делается акцент на самостоятельное экспериментиро-вание,исследовательскую деятельность,поисковую активность младших школьников.
Тематическое планирование
1 класс (32 часа)
Тема урока |
Дата |
|
Дружи с водой (2 часа) |
||
1 |
Советы доктора Вода. |
|
2 |
Друзья Вода и мыло. |
|
Забота о глазах (1 час) |
||
3 |
Глаза-главные помощники человека. |
|
Уход за ушами (1 час) |
||
4 |
Чтобы уши слышали. |
|
Уход за зубами (3 часа) |
||
5 |
Почему болят зубы. |
|
6 |
Чтобы зубы были здоровыми. |
|
7 |
Как сохранить улыбку красивой. |
|
Уход за руками и ногами (1 час) |
||
8 |
«Рабочие инструменты» человека. |
|
Забота о коже (3 часа ) |
||
9 |
Зачем человеку кожа. |
|
10 |
Надежная защита организма. |
|
11 |
Если кожа повреждена. |
|
Как следует питаться (2 часа ) |
||
12 |
Питание-необходимое условие для жизни человека. |
|
13 |
Здоровая пища для всей семьи. |
|
Как сделать сон полезным ( 1час ) |
||
14 |
Сон-лучшее лекарство. |
|
Настроение в школе ( 1час ) |
||
15 |
Как настроение? |
|
Настроение после школы ( 1 час ) |
||
16 |
Я пришел из школы. |
|
Поведение в школе ( 2 час ) |
||
17,18 |
Я-ученик. |
|
Вредные привычки (2 часа ) |
||
19,20 |
Вредные привычки. |
|
Мышцы,кости и суставы ( 2 часа ) |
||
21 |
Скелет-наша опора. |
|
22 |
Осанка-стройная спина! |
|
Как закаляться.Обтирание и обливание ( 1 час ) |
||
23 |
Если хочешь быть здоров. |
|
Как правильно вести себя на воде (1 час ) |
||
24 |
Правила безопасности на воде. |
|
Народные игры ( 1 час ) |
||
25 |
Русская игра «Городки «. |
|
Подвижные игры ( 5 часов ) |
||
26-30 |
Подвижные игры. |
|
Доктора природы ( 2 часа ) |
||
31-32 |
Обобщение. |
|
Тематическое планирование
2 класс (33 часа)
Тема урока |
Дата |
|
Почему мы болеем ( 3 часа ) |
||
1 |
Причины болезни. |
|
2 |
Признаки болезни. |
|
3 |
Как здоровье? |
|
Кто и как предохраняет нас от болезней ( 2 часа ) |
||
4 |
Как организм помогает себе сам. |
|
5 |
Здоровый образ жизни. |
|
Кто нас лечит ( 1 час ) |
||
6 |
Какие врачи нас лечат. |
|
Прививки от болезней ( 2 часа ) |
||
7 |
Инфекционные болезни. |
|
8 |
Прививки от болезней. |
|
Что нужно знать о лекарствах ( 2 часа ) |
||
9 |
Какие лекарства мы выбираем. |
|
10 |
Домашняя аптечка. |
|
Как избежать отравлений ( 2 часа ) |
||
11 |
Отравление лекарствами. |
|
12 |
Пищевые отравления. |
|
Безопасность при любой погоде ( 2 часа ) |
||
13 |
Если солнечно и жарко. |
|
14 |
Если на улице дождь и гроза. |
|
Правила безопасного поведения в доме, на улице ,в транспорте (2 часа ) |
||
15 |
Опасность в нашем доме. |
|
16 |
Как вести себя на улице. |
|
Правила поведения на воде ( 1 час ) |
||
17 |
Вода-наш друг. |
|
Правила обращения с огнем (1 час ) |
||
18 |
Чтобы огонь не причинил вреда. |
|
Как уберечься от поражения электрическим током (1 час ) |
||
19 |
Чем опасен электрический ток. |
|
Как уберечься от порезов,ушибов,переломов (1 час ) |
||
20 |
Травмы. |
|
Как защититься от насекомых ( 1 час ) |
||
21 |
Укусы насекомых. |
|
Предосторожности при обращении с животными (1 час ) |
||
22 |
Что мы знаем про кошек и собак. |
|
Первая помощь при отравлении жидкостями,пищей,парами,газом(2 часа ) |
||
23 |
Отравления ядовитыми веществами. |
|
24 |
Отравление угарным газом. |
|
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе,при ожогах и обморожении ( 2 чса ) |
||
25 |
Как помочь себе при тепловом ударе. |
|
26 |
Как уберечься от мороза. |
|
Первая помощь при травмах (3 часа ) |
||
27 |
Растяжение связок и вывих костей. |
|
28 |
Переломы. |
|
29 |
Если ты ушибся или порезался. |
|
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз,ухо,нос (1 час ) |
||
30 |
Если в глаз,ухо,нос или горлр попало посторон-нее тело. |
|
Первая помощь при укусах насекомых,змей,собак и кошек (1 час ) |
||
31 |
Укусы животных. |
|
Сегодняшние заботы медицины ( 2 часа ) |
||
32 |
Расти здоровым. |
|
33 |
Воспитай себя. |
|
Тематическое планирование
3 класс (33 часа)
Тема урока |
Дата |
||||
Чего не надо бояться ( 2 час ) |
|||||
1 |
Как воспитать уверенность и бесстрашие. |
|
|
||
Добрым быть приятнее,чем злым,завистливым и жадным (2 часа ) |
|||||
2 |
Учимся думать. |
|
|||
3 |
Спеши делать добро. |
|
|||
Почему мы говорим неправду ( 2 часа ) |
|||||
4 |
Поможет ли нам обман. |
|
|||
5 |
Неправда,ложь в пословицах и поговорках. |
|
|||
Почему мы не слушаемся родителей ( 2 часа ) |
|||||
6 |
Надо ли прислушиваться к советам родителей. |
|
|||
7 |
Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. |
|
|||
Надо уметь сдерживать себя ( 2 часа ) |
|||||
8 |
Все ли желания выполнимы. |
|
|||
9 |
Как воспитать в себе сдержанность. |
|
|||
Не грызи ногти,не ковыряй в носу ( 2 часа ) |
|||||
10,11 |
Как отучить себя от вредных привычек. |
|
|||
Как относиться к подаркам ( 2 часа ) |
|||||
12 |
Я принимаю подарок. |
|
|||
13 |
Я дарю подарки. |
|
|||
Как следует относиться к наказаниям. ( 1 час ) |
|||||
14 |
Наказание. |
|
|||
Как нужно одеваться ( 1 час ) |
|||||
15 |
Одежда. |
|
|||
Как вести себя с незнакомыми людьми ( 1 час ) |
|||||
16 |
Ответственное поведение. |
|
|||
Как вести себя,когда что-то болит ( 1 час ) |
|||||
17 |
Боль. |
|
|||
Как вести себя за столом ( 2 часа ) |
|||||
18 |
Сервировка стола. |
|
|||
19 |
Правила поведения за столом. |
|
|||
Как вести себя в общественных местах ( 2 часа ) |
|||||
20 |
Как вести себя в транспорте и на улице. |
|
|||
21 |
Как вести себя в театре,кино,школе. |
|
|||
Как вести себя в гостях ( 1 час ) |
|||||
22 |
Ты идешь в гости. |
|
|||
«Нехорошие слова».Недобрые шутки ( 2 часа ) |
|||||
23 |
Умеем ли мы вежливо общаться. |
|
|||
24 |
Умеем ли мы разговаривать по телефону. |
|
|||
Что делать,если не хочется в школу ( 1 час ) |
|||||
25 |
Помоги себе сам. |
|
|||
Чем заняться после школы ( 1 час ) |
|||||
26 |
Умей организовать свой досуг. |
|
|||
Как выбрать друзей ( 2 часа ) |
|||||
27 |
Что такое дружба. |
|
|||
28 |
Кто может считаться настоящим другом. |
|
|||
Как помочь родителям ( 1 час ) |
|||||
29 |
Как доставить родителям радость. |
|
|||
Как помочь больным и беспомощным ( 2 часа ) |
|||||
30 |
Если кому-нибудь нужна твоя помощь. |
|
|||
31 |
«Спешите делать добро». |
|
|||
Повторение ( 2 часа ) |
|||||
32 |
Огонек здоровья. |
|
|||
33 |
Путешествие в страну здоровья. |
|
Тематическое планирование
4класс (33 часа)
Тема урока |
Дата |
|
Наше здоровье ( 4 часа ) |
||
1 |
Что такое здоровье. |
|
2 |
Что такое эмоции. |
|
3 |
Чувства и поступки. |
|
4 |
Стресс. |
|
Как помочь сохранитьздоровье ( 3 часа ) |
||
5 |
Учимся думать и действовать. |
|
6 |
Учимся находить причину и последствия событий. |
|
7 |
Умей выбирать. |
|
Что зависит от моего решения (2 часа ) |
||
8 |
Принимаю решение. |
|
9 |
Я отвечаю за свое решение. |
|
Злой волшебник-табак (1 час ) |
||
10 |
Что мы знаем о курении. |
|
Почему некоторые привычки называются вредными ( 5 часов ) |
||
11 |
Заисимость. |
|
12 |
Умей сказать «нет». |
|
13 |
Как сказать «нет». |
|
14 |
Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ. |
|
15 |
Я умею выбирать-тренинг безопасного поведения. |
|
Помоги себе сам ( 1 час ) |
||
16 |
Волевое поведение. |
|
Злой волшебник-алкоголь ( 3 часа ) |
||
17 |
Алкоголь. |
|
18 |
Алкоголь – ошибка. |
|
19 |
Алкоголь-сделай выбор. |
|
Злой волшебник-наркотик ( 2 часа ) |
||
20 |
Наркотик. |
|
21 |
Наркотик-тренинг безопасного поведения. |
|
Мы-одна семья ( 2 часа ) |
||
22 |
Мальчишки и девчонки. |
|
23 |
Моя семья. |
|
Повторение.Нестандартные уроки и уроки-праздники ( 10 часов ) |
||
24 |
Дружба. |
|
25 |
День здоровья. |
|
26 |
Умеем ли мы правильно питаться. |
|
27 |
Я выбираю кашу. |
|
28 |
Чистота и здоровье. |
|
29 |
Откуда берутся грязнули.(игра-путешествие) |
|
30 |
Чистота и порядок. |
|
31 |
Будем делать хорошо и не будем плохо. |
|
32 |
КВН»Наше здоровье». |
|
33 |
Я здоровье берегу-сам себе я помогу. |
|
Контроль и оценка планируемых результатов. В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры,достижение кото-рых определяется воспитательными результатами.Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням. Первый уровень результатов-приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах,устройстве общества,о социально одобряемых и не-одобряемых формах поведения в обществе и т. п.),первичного понимания со-циальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимо-действие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов-получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества(человек,семья,Оте-чество,природа,мир,знание,труд,культура),ценностного отношения к социаль-ной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимо-действие школьников между собой на уровне класса,школы,т.е.в защищенной ,дружественной про-социальной среде.Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает(или не получает)первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний,начинает их ценить( или отвергает). Третий уровень результатов-получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме за пределами дружественной среды школы,для других,зачастую незнакомых людей,которые вовсе не обязательно положи-тельно к нему настроены,юный человек действительно становится (а не просто узнает о том,как стать) социальным деятелем,гражданином.свободным чело-веком.Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобрета-ется то мужество,та готовность к поступку,без которых немыслимо существо-вание гражданина и гражданского общества.
18